Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Технология пасти ii лидерства




шлось сейчас решать, браться за оружие и опустошать дома граждан или нет, продолжает говорить вождь, то я был бы первым, кто советовал не торопиться, пред­почитая мирную нищету братоубийственной войне. Но оружие поднято и теперь уже речь идет о том, как избежать наказания за содеянное зло и при этом до­биться большей свободы. Что делать, если вес — насе­ление, власть — объединились против нас?

Мы должны, говорит предводитель восставших, не покоряться, а удвоить зло, умножить пожары и грабе­жи, вовлекая в преступления, повязывая злом все но­вых и новых людей. Иботам, где ошибаются многие, не наказывают никого.

Нельзя наказать всех, так как виновных слишком много. И еще: карают, как правило, за мелкие проступ­ки, а за крупные — награждают. Когда страдают все, мало кто захочет мстить, ведь общую обиду переносить легче, чем личную.

Умножая зло, не бойтесь упреков совести за соде­янное, потому что победа не вызывает позора, какой бы ценой она ни была одержана.

Победителей не судят; из рабства помогают выйти только измена и отвага. Когда люди начинают пожи­рать друг друга, участь слабого с каждым днем ухудша­ется. Когда обстоятельства не благоприятствуют чело­веку, он может положиться только на собственные силы. Сегодня мы знаем, что многие поколения полити­ческих лидеров XX столетия, даже не изучая трудов Макиавелли, эффективно применяли эти принципы на практике. Почему так происходило, не знает никто. Может быть, законы «негативного управления» пере­даются генетическим путем? Или лидеры, добивающи­еся или уже добившиеся власти, применяют некие универсальные законы, которые действуют независи­мо от воли и сознания людей? Ни одного научного ис­следования на подобную тему еще не проведено.

Водя х власти________________________

Ориентация на власть, стремление ее достичь таит в себе потенциальную опасность для социального по­рядка, гарантом которого может быть только тот, кто эту власть уже имеет. Правитель, как персональное оли-


Глава 4

цетворение привилегий и силы, превращается в цель для честолюбивых подданных. К высшему посту в го­сударстве или компании тянется множество рук, а до­тянувшись, берут от власти по максимуму.

Свойство стремиться наверх не зависит от личных достоинств и недостатков. Оно действует в людях напо­добие объективного закона, независимого от воли и сознания. «Воля к власти», если воспользоваться ниц-шевской терминологией, выше человеческих чувств. Она управляет нами вопреки нам самим.

Успех в продвижении наверх зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько от на­личных средств. Обладающие многим имеют в распо­ряжении больше средств — деньги, связи, — чтобы сеять смуту в обществе, дестабилизировать существу­ющий порядок.

Имея многое, они фактически злоупотребляют тем, чем уже обладают, ибо противозаконными действиями провоцируют у неимущих те же самые алчные чувства.

«Богатое честолюбие» опаснее «бедного», ибо воз­буждает в людях, не обладающих властью, желание овладеть ею и всем тем, что сопряжено с властью — богатствами и почестями.

| Свобода- всего лишь желание

не Выть угнетенным ___________________

Наряду с властью несомненной ценностью для людей обладает свобода. Она — такой же императив человеческих поступков, как и власть. Если власть чаще стремятся захватить, то свободу — не потерять.

В «Рассуждениях о Тите Ливии» Макиавелли спра­шивает, кому лучше доверить охрану свободы —тем, кто желает приобрести то, чего не имеет, или тем, кто хочет удержать за собой уже приобретенные преимущества?

Сравнивая исторические факты, он делает вывод о том, что свободу республики правильнее доверить про­стым людям, а не дворянам. Последние одержимы желанием господствовать, а первые хотят всего лишь не быть угнетенными. Значит, они больше любят сво­бодную жизнь и имеют меньше средств для похищения свободы, чем дворяне.


Макиавелли: технология власти и лидерства

Подтверждая свои выводы, флорентийский фило­соф многократно повторяет одну и туже мысль: чело­век может смириться с утратой власти или чести, сми­риться даже с потерей политической свободы, но не с утратой имущества.

Народ молчит, когда казнят сторонников республи­ки либо посягают на честь ее вождей. Но народ восста­ет, когда посягают на его имущество.

| Толпа идет за видимостью успеха ____________________

Что правит человеческим поведением — мотивы или последствия, истинные цели или ложные резуль­таты?

Трудно разобраться в тайниках человеческой души. Часто приходится встречаться с ничтожностью моти­вов и величием результатов, а еще чаще — с величием замыслов при ничтожности результатов. Проверять или принимать на веру — вот в чем вопрос, который дол­жен решить для себя эксперт от политики или управ­ления.

Принимать видимость за действительность, счи­тать, что достигнутый успех оправдывают любые, даже самые бесчестные, средства, если они находятся в ру­ках власть придержащих, свойственно только профа­нам, Из них состоит толпа. Она не разбирается в тон­костях политики, ее интересует лишь видимость дела.

Если государь достиг того, что ценится всеми или большинством, а именно единства общества, и исполь­зовал сомнительные средства, они, эти средства, все­гда будут сочтены достойными похвалы. Ведь толпа обращает внимание только на видимость. Мнение не­многих имеет вес, когда большинству не на что опе­реться.

Толпа — всегда большинство, но не всякое большин­ство — толпа. Народ, послушный воле необходимости или разума, не есть толпа. Толпой управляют страсти скорее дурные, нежели хорошие.

Можно выразиться иначе: толпа — пространство чувств, страстей, эмоций; одиночество — пространство разума и сосредоточенности. Страстям подвержены все люди, независимо от того, причисляют они себя к дво­рянству или простонародью.


Глава 4

Люди, говорит Макиавелли, обычно неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны. Умный прави­тель должен уметь пользоваться страстями, играя на них как музыкант. Чтобы не попасть в неудобное поло­жение, ему лучше не питать иллюзий и заранее пред­полагать всех людей злыми. Хорошо, если действитель­ность опровергнет его точку зрения и он встретит добро. Тогда его успех только окрепнет. Но если исходить из противоположного мнения, то действительность, ока­завшись иной, разрушит его замыслы.

1 Страх и любовь _______________________

Правитель не ошибется, зная, что поведением лю­дей руководят два главных мотива — страх и любовь. Поэтому тот, кого боятся, способен управлять так же легко, как и тот, кто любим.

Любовь очень тонка, а страх прочнее и тверже. Она держится на крайне зыбкой основе — человеческой благодарности. Но благодарность легко разрушается, и злой человек готов воспользоваться любым предлогом, чтобы ради личной корысти изменить ей.

Но разве правитель знает наперед, кто злой, а кто добрый? Ему надо быть трезвым реалистом, рассчиты­вая на успех даже при самых неблагоприятных обсто­ятельствах.

1 Честный ошибается чаще __________________

Конечно, людям свойственно стремиться быть чес­тнее, чем они есть на самом деле, как и казаться лучше, чем они есть. Но если правитель принимает желаемое за действительное, то он добровольно обманывается.

Между тем', как живут люди, и тем, как они должны жить, дистанция огромная. Чаще всего терпит круше­ние честный правитель, ибо он мерит людей на свой аршин, т. е. представляет их лучше, чем они есть. В от­личие от него умный правитель изучает то, что есть в действительности.

Хотя честности в людях меньше, чем они думают, сама по себе честность ценится очень высоко, ибо че­ловек склонен стремиться к тому, чего у него нет. Осо-


Макиавелли: тешлопю власти я лидерства

бенно, если такие качества пользуются уважением и окружены почетом.

Людям свойственно обставлять себя видимыми символами, желаемыми благами, вымышленными доб­лестями. Если государь стремится добиться власти, признания или лидерства, ему надо пользоваться сим­волами, проистекающими из мотива любви. Но удер­жать власть можно, лишь полагаясь на мотив страха.

Существует только два способа достижения цели — путь закона и путь насилия. Первый присущ человеку, а второй — диким животным. Правителю не обязательно выбирать одно из двух, ибо данная антиномия неразре­шима. Он должен уметь пользоваться обоими способами.

1 Руководитель не должен Рыть щедрым ___________

Труден путь государя, его подстерегают опасности там, где он их не ждет. Вчерашний опыт, приведший к успеху, сегодня оборачивается провалом; благо, к кото­рому он стремится, ожидая, что и подчиненные почита­ют это благом, способно обернуться злом.

Государь может проявить самые лучшие лидерские качества, но они не принесут ему пользы. Поэтому правитель не может быть щедрым в такой степени, чтобы эта щедрость приносила ему ущерб. Но он не должен бояться также осуждения за те пороки, без которых невозможно сохранить за собой власть.

Умный лидер — это тот, кто взвешивает все обсто­ятельства и последствия своих поступков. И круг ана­лизируемых обстоятельств должен быть достаточно велик, чтобы ясно понять простую мысль: существуют добродетели, обладание которыми ведет к гибели, и есть пороки, усвоив которые, можно достичь безопасности и благополучия.

Когда на чашу весов поставлено высшее социаль­ное благо — порядок и стабильность, государь не дол­жен бояться прослыть жестоким. Хуже, если он, желая заслужить расположение подданных либо от избытка снисходительности, позволяет развиваться беспоряд­кам, грабежам и насилию.

Для острастки лучше казнить столько, сколько надо, ибо казни касаются все-таки отдельных лиц, а беспо­рядки — бедствие для всех.


Глава 4

1 Полезнее держать в страхе _____________________

Самый знаменитый вопрос Макиавелли, который до сих пор будоражит умы менеджеров: что для лидера лучше — внушать страх или любовь? Что для него по­лезнее: чтобы его любили или чтобы боялись?

В принципе, лучше, конечно, сочетать оба мотива, но, коли в жизни такое недостижимо, для личной выго­ды правителя полезнее держать подданных в страхе. Однако поступать надо так, чтобы страх не перерос в ненависть, иначе ничто не спасет государя от разбуше­вавшихся страстей.

Достичь необходимой меры нетрудно, памятуя, что главное — не посягать на имущественные и личные права подданных, /для пользы дела он может даже каз­нить кого-то из родственников бунтовщика, но только не посягать на имущество. Ведь люди обыкновенно прощают и забывают даже смерть родителей, но не потерю состояния.

1 Быть щедрым - значит Рыть зависимым ____________

И еще одно правило: предусмотрительный прави­тель не должен выполнять все свои обещания. Он обя­зан сделать это лишь в том случае, если неисполнение наносит ему вред.

Подобный совет, возможно, звучит безнравственно, но только там, где все люди честны и добросовестны. Но мы-то знаем, что в большинстве своем подданные не особенно заботятся о выполнении распоряжений государя. Значит, и государь может не быть особенно щепетильным в выполнении своих обещаний. Добива­ясь власти, он расточает обещания налево и направо, пытаясь снискать любовь и преданность подчиненных. Но оставаться добрым слишком долго — неимоверно тяжкий груз.

Быть добрым, значит дать еще одно обязательство, стать зависимым от подчиненных. А там, где есть зави­симость, возникают нерешительность, малодушие и легкомысленность, т. е. качества, недопустимые для руководителя.

Народ презирает в первую очередь малодушных, а не жестоких. Зависимый государь не способен быть


Мшзвем: темнадргмя пю* t лидерства ________________________________ |

твердым и злым, он неизбежно добр. Однако заслужить ненависть за добрые дела так же легко, полагает Маки­авелли, как и за дурные. Вывод: чтобы удержать власть, надо быть порочным.

1 Вознаграждай постепенно, наказывай сразу _________

Управляя людьми, их надо либо ласкать, либо угне­тать, поступая очень осмотрительно. Люди мстят, как правило, только за легкие обиды и оскорбления. Силь­ное давление лишает их возможности мстить. И уж если лидер избрал свой путь, то угнетение должно быть настолько мощным, чтобы отнять всякую надежду на сопротивление.

Добрые дела и благодеяния правильнее расточать по капле, чтобы подчиненные имели достаточно време­ни для благодарной оценки. Позитивные стимулы дол­жны цениться, только тогда они выполняют свое пред­назначение.

Наградами и повышением по службе дорожат, ког­да они редки, когда раздаются мало-помалу. Напротив, наказание лучше производить сразу и в больших дозах. Единовременная жестокость переносится с меньшим раздражением, нежели растянутая во времени.

Там, где есть раздражение, управлять поведением людей нельзя. Негативные санкции не нуждаются в оценивании и ответной благодарности, они производят смятение чувств. Сильный гнет лишает подданных воз­можности отмщения, и это — благо для руководителя.

Итак, зло надо творить сразу, а добро — постепен­но; гораздо надежнее внушать страх, чем быть люби­мым.

И еще: зло причиняет людям боль, а добро приеда­ется, и оба чувства ведут к одному и тому же результату.

1 Качества льва и свойства лисицы ______________

Правитель не обладает всеми добродетелями одно­временно. Поэтому важно не то, какой он есть, а то, каким он кажется подданным. На подобную уловку их легче поймать. Толпа с удовольствием идет за видимо­стью успеха.



Глава 4

Мудрый лидер соединяете себе качества льва (силу и честность) и качества лисицы (мистификацию и ис­кусное притворство), т. е. качества прирожденные и качества приобретенные.

От природы человеку дано очень мало, гораздо боль­ше он получает, живя в обществе. Прямодушен, хитер или талантлив он бывает по рождению, но честолюбие, жадность, тщеславие, трусость формируются в процес­се социализации индивида. Природа создала людей такими, что они могут желать чего угодно, пишет Маки­авелли, но не всегда они могут этого добиться.

Между двумя полюсами — желаемым и действи­тельным — возникает опасное напряжение, способное надломить человека, сделать его завистливым, ковар­ным или жадным. Ведь желание приобретать превы­шает наши силы, а возможностей вечно недостает. В результате появляется недовольство тем единствен­ным, чем уже человек владеет. Подобное состояние Ма­киавелли называет неудовлетворенностью.

| Зависть порождает врагов,

напористость - сторонников ___________________

Неудовлетворенность — стимул к движению, из нее проистекают перемены в наших судьбах. Мы таковы, что хотим большего, чем имеем, но боимся потерять уже приобретенное.

Завидуя тем, кто живет лучше, мы испытываем к ним ненависть, превращая во врагов тех, кто об этом даже не подозревает. Постепенно стимул к движению превращается в тормоз: мы становимся врагами самим себе. Тогда-то и настает час оборотней: зло предстает в маске добра, а добро используется во зло.

Во всем нужна мера. Желание приобретать — свой­ство вполне естественное. Одни стремятся к этому в меру своих сил. Другие будут не завидовать, а хвалить, не осуждать, но одобрять. Плохо, когда они не могут, но добиваются, не заслуживают, но получают.

Макиавеллиевский «Государь», ставший с тех пор

политическим учебником по управлению, изобилует

настолько смелыми (и, несомненно, глубокими) сентен-

Зо циями, что и сегодня не всякий решился бы высказать-


Макиавелли: технология власти и лидерства

ся столь откровенно. Например: «Я полагаю, все-таки, что лучше быть напористым, чем осмотрительным, по­тому что судьба — женщина, чтобы одержать над ней верх, нужно ее бить и толкать. В таких случаях она чаще уступает победу, чем когда проявляют к ней холодность. И как женщина, она склонна дружить с молодыми по­тому, что они не столь осмотрительны, более пылки, и смелее властвуют над ней».

М Личности и безликости _________________

Когда человеку недостает пылкости или смелости, он предпочитает полагаться не на удачу или везение, а на собственную рассудительность. Быть может, судь­ба действительно благосклонна к молодым и безрас­судным, но жизнь учит осмотрительности и постепен­ности.

Честные и смелые идут напрямик, а слабые и не­везучие — в обход. Идти в обход — значит, умерять свои аппетиты, сообразовываться с обстоятельствами, где надо отступить и всегда — притворяться: говорить не то, что думаешь, не доверять первому встречному, поступать только с выгодой себе, думать не так, как велят. Иными словами, играть некую роль, надев со­циальную маску, через которую не разглядеть насто­ящего лица.

Любимцев судьбы очень мало, честные и благород­ные составляют меньшинство. Их можно назвать лич­ностями, большинство же — безликая толпа, ибо при­творство и есть та маска, которую вынуждены носить не-личности, чтобы скрыть обман и коварство.

Поэтому о людях вообще можно сказать, что они притворщики. Они бегут от опасностей и жадны до наживы. Когда им делаешь добро, они — навек твои друзья: готовы пожертвовать для тебя жизнью, имуще­ством и детьми, если, конечно, надобности в этом не предвидится.

Но если вы лишите их того, в чем они особенно нуждаются, или что ценят превыше всего, даже когда это нужно сделать для общественного блага, они вас предадут или возненавидят. Ибо большинство — чис­ленное большинство — не обладает стойкими нрав­ственными достоинствами. Чувство собственного дос-


Глава 4

тоинства выступает у них не абсолютным императивом, а всего лишь пассивной формой выражения честолю­бия и страсти к приобретению.

1 Принцип относительности _________________

Все люди, независимо оттого, нравственны они или нет, стремятся к одной и той же цели — к славе и богат­ству. Хотя каждый выбирает к ней свой путь: одни поступают осмотрительно, другие берут смелостью; одни прибегают к хитрости, другие к насилию; одни терпеливы, другие решительны; все они способны до­биться успеха, несмотря на то, что образ их действий противоположен. Почему же это возможно? Поступа­ют по-разному, но целей достигают в равной мере.

Причина кроется в том, что, несмотря на противо­положность, и тот и другой образ действия соответству­ет конкретным обстоятельствам, данной минуте. То, что хорошо в одно время, может быть дурно в другое. В од­них ситуациях нужна жестокость, а в других снисходи­тельность.

Выбор цели также зависит от обстоятельств: нельзя стремиться установить демократию в тираническом об­ществе, или, напротив, монархию — в свободолюбивом.

Цели следует сообразовывать со средствами, а сред­ства — с обстоятельствами и результатами. Если ваша цель — ввести республику, то надо поступать одним способом, а если монархию, другим.

1 Относительность и принцип разграничения _________

Итак, принцип относительности управления Маки­авелли гласит: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата — со средствами, наконец, все вме­сте — цель, средства, ситуация —должны соотносить­ся между собой.

Многочисленные казни нельзя оправдать с точки зрения высших принципов, но это необходимо сделать с точки зрения целей или конкретной ситуации. Стало быть, с принципом относительности тесно связан прин­цип разграничения политики и морали: политику нельзя 0U судить с нравственных позиций.


Макиавелли: технологии власти и лидерства

Политик не может руководствоваться нравственны­ми нормами, ибо политика — сфера относительного, а нравственность — область абсолютного.

Идея разделения властей (политической и религи­озной) Макиавелли легла в основание классической доктрины буржуазного либерализма.

1 Кругооборот форм управления _____________________

До сих пор не потеряла актуальности макиавелли-евская концепция циклического развития государ­ственных форм (демократия — олигархия — аристок­ратия — монархия). Монархия легко обращается в тиранию, аристократия — в олигархию и т. д. Цикли­ческое развитие форм управления напоминает идею кругооборота, взаимообращение добра и зла.

Политические перевороты как раз и свидетельству­ют о непрочности даже самого прогрессивного режи­ма: его свергают и на смену приходит тирания.

В движении и кругообороте находится практически все — материальные объекты, формы правления, че­ловеческие дела. Природа не позволяет вещам пребы­вать в покое. Достигнув предела совершенства, дальше которого двигаться уже невозможно, государства всту­пают на обратную дорогу.

Маятниковое движение «вверх-вниз-вверх» совер­шают государства, добро и зло, наши поступки. Челове­ческие дела то идут на подъем, то клонятся к упадку. Каждый человек, поступающий разумно, стремится только к успеху. Однако необходимость превыше разу­ма, она ведет ко многим вещам, к каким не привел бы нас рассудок.

Кругооборот Макиавелли возможен в силу относи­тельности противоположных состояний —добра и зла, низа и верха, упадка и подъема. Они легко превраща­ются друг в друга.

Согласно Макиавелли, существуют три «хороших», или основных формы управления (монархия, аристок­ратия и демократия) и три плохих, или извращенных (тирания, олигархия и анархия).

Вторые так похожи на первые, что легко переходят одна в другую: монархия —втиранию, а демократия — в анархию. Основатель любой из трех «хороших» форм


Глава 4

правления способен установить ее лишь на короткое время, ибо никакое средство не удержит ее от превра­щения в свою противоположность. Так и в человечес­ких делах: добродетель легко превращается в порок, а порок принимает обличье добродетели.

Д Принцип принятия решений _________________

Кругооборот событий создает единую цепь взаимо­связи явлений в природе и обществе. Рассматривая человеческие дела, пишет Макиавелли в «Рассуждени­ях», мы все больше убеждаемся в непререкаемости закона: никогда нельзя устранить одно неудобство, что­бы из него не возникло другое.

Если хочешь сделать народ сильным и великим, то придется воспитать в нем такие качества, как, напри­мер, свободолюбие и независимость, благодаря кото­рым уже нельзя будет управлять им по желанию.

Если народ оставить слабым и малочисленным, дабы иметь возможность удобно править им, то он сделается столь ничтожным, что не сумеет сохранить свое благо­состояние и власть.

Принимая управленческие решения, лидер должен тщательно взвешивать, на стороне какого из них мень­ше неудобств, и брать его за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает.

Весьма сомнительным представляется другой путь: взвешивая альтернативы, выбираешь то, которое сулит больше выгод и удобств.

Д Значение идей Макиавелли _________________

Вклад Макиавелли в историю социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Одним из пер­вых он обосновал понятие гражданского общества и применил термин «государство» так, как принято сей­час — для обозначения политической организации об­щества.

Его идеи дали жизнь современной социологичес­кой теории элит (В.Парето, Э.Дженнинг, Г.Моска, Ч.Р.Миллс), повлияли на автора теории «менеджерс­кой революции» Дж.Бернхайма, возглавлявшего так называемое «макиавеллистское направление».


Макиавелли: тешшгм власти i лидерства

На авторитет Макиавелли ссылаются теоретики бюрократии (М.Вебер, Р.Михельс), коррупции (А.Бона-део), политического руководства и престижа власти (С.Хантингтон), «постиндустриального общества» и политического прогнозирования (Д.Белл, Г.Кан, Э.Ви­нер). Наконец, задолго до О.Конта Макиавелли выдви­нул идею «общественного консенсуса». Несомненно, фигура Макиавелли занимает важное место в истории социологии и менеджмента.

Вопросы к главе

1. В чем заключается принцип относительности Макиа­велли и как он применим в современном менеджменте?

2. Приложима ли концепция кругооборота к объяснению поведения людей в организации?

3. В чем сходство и различие идей Никколо Макиавелли и Дейла Карнеги?

4. Как можно применить принцип разграничения властей к современному обществу?

5. Просмотрите еще раз четыре основных принципа Ма­киавелли, о которых говорил Р.Ходжеттс, и постарай­тесь найти в тексте главы мысли и идеи Макиавелли, подтверждающие либо опровергающие их правиль­ность.


Основоположники





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...