Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тактические особенности проведения отдельных следственных и иных действий с учетом данных о татуировках



Следует признать, что вопросы использования данных о татуировках в целях раскрытия и расследования преступлений, к сожалению, недостаточно разработаны и поэтому нуждаются в исследовании. При этом необходимо учитывать происходящую трансформацию законов преступного мира в целом и, в части, относящейся к порядку нанесения и расшифровки татуировок. В современных условиях, когда встречается множество разнообразных по виду и значению татуировок, возрастает роль умения сотрудников правоохранительных органов правильно определить смысл, содержание наиболее распространенных татуировок преступников, чтобы правильно определить тактику проведения следственных действий.

Результаты нашего исследования дали возможность сформулировать ряд тактических рекомендаций, направленных на более эффективное использование данных о татуировках, в целях раскрытия и расследования преступлений. По нашему мнению, данные о татуировках могут успешно использоваться при проведении ряда действий, которые мы подразделяем на три группы: следственные, процессуальные и иные (организационные, оперативно-розыскные и т.д.). Сферу применения данных о татуировках в ходе раскрытия и расследования преступлений мы проиллюстрировали в виде следующей таблицы:

 
 
Сфера применения данных о татуировках при раскрытии и расследовании преступлений


Иные действия
Процессуальные действия
Следственные действия
При задержании подозреваемого (ст. 91, 92 УПК РФ)
При проведении опознания трупа (ст. 193 УПК РФ)
При проведении освидетельствования (ст. 179 УПК РФ)
При проведении осмотра трупа и эксгумации
↓ ↓ ↓

↓ ↓ ↓

 
 
При выдвижении версий и планировании мероприятий по их проверке


При изучении личности подозреваемого и обвиняемого
↓ ↓

При проведении оперативно- розыскных мероприятий

При проведении личного обыска подозреваемого (ст. 93, 184 УПК РФ)

При розыске без вести пропавших лиц
При установлении данных о личности свидетеля, потерпевшего
↓ ↓

При установлении личности неопознанных трупов

При розыске лица, скрывшегося от следствия

При проведении опознания живых лиц (ст. 193 УПК РФ)

       
   
При установлении личности неизвестных больных
 
При установлении лица, совершившего преступление
 


       
 
При проведении допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и иных лиц (ст. 46, 173, 189, 190, 192 УПК РФ)
   
При получении объяснений в ходе проверки до возбуждения уголовного дела
 


При оценке установленных и проверяемых обстоятельств, фактов

При проведении очной ставки (ст. 192 УПК РФ)

При проведении судебных экспертиз

Кроме этого, мы предприняли попытку разработать алгоритм действий следователя по использованию данных татуировок, при проведении большинства указанных выше следственных и процессуальных действий. Предлагаемый нами алгоритм представлен в виде следующей таблицы:

 
 
Алгоритм действий следователя по использованию данных татуировки при проведении отдельных следственных и процессуальных действий


Отыскание татуировки либо следов ее уничтожения на теле человека (трупа)

Восприятие, запоминание и фиксация внешнего вида, расположения и особенностей татуировки

 
 
Анализ данных о татуировке (расшифровка символических знаков, установление ее смыслового значения и т.д.)


Сбор дополнительных сведений о татуировке (обращение к справочной литературе, данным криминалистических и оперативных учетов и т.д.)

Установление соответствия внешнего вида и смыслового значения татуировки, с данными, собранными в ходе расследования

 
 
Формулирование выводов о смысловом значении татуировки. Выдвижение версий относительно данных о личности ее владельца


 
 
Прогнозирование линии поведения владельца татуировки


Принятие решения о выборе тактических приемов, средств ведения расследования и розыска

Значение знания смыслового значения татуировок для выбора тактики проведения следственных действий нам хотелось бы рассмотреть на примере такого наиболее распространенного в следственной практике действия, как допрос.

Д О П Р О С

ПОДОЗРЕВАЕМЫХ, ОБВИНЯЕМЫХ

Процессуальный порядок проведения допроса регламентирован нормами УПК России (ст. 164, 166, 167, 187, 188, 189, 190, 191). Несоблюдение процессуальных правил проведения допроса является нарушением закона и влечет за собой недействительность проведенного действия и недопустимость полученных показаний в качестве источника доказательств.

Тщательная и всесторонняя подготовка к допросу является необходимым условием получения полных и достоверных показаний. Из учебной литературы по криминалистике известно, что если расследуется групповое дело, то заранее следует продумать очередность вызова на допрос подозреваемых или обвиняемых. При этом первым целесообразно допросить обвиняемого или подозреваемого, в отношении которого имеется обоснованное предположение, что он даст на допросе правдивые показания, которые могут быть использованы при допросе других подозреваемых или обвиняемых по делу, с целью получения и от них правдивых показаний.1

На основании изложенного, нам представляется возможным указанное предположение выдвигать в случаях, когда подозреваемые (обвиняемые) имеют татуировки и их смысловое содержание известно. Например, нередко на первоначальном этапе расследования отсутствуют данные о личности подозреваемых, и собрать их в сжатые сроки не представляется возможным по ряду обстоятельств (их проживание в другом городе, регионе; ночное время, выходные и праздничные дни и т.д.). При этом в соответствии с ч. 2 ст. 46 УПК РФ подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента фактического задержания либо вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Таким образом, закон установил временные “границы” в 24 часа для проведения допроса, и при указанных выше обстоятельствах следователь не всегда располагает данными для предположения о том, кто из нескольких подозреваемых склонен давать правдивые показания. Мы полагаем возможным в таких случаях применение знаний о внешнем виде и смысловом содержании имеющихся у них татуировок. Например, если у одного из подозреваемых имеется перстневая татуировка “мужика”, а у второго – татуировка “центровика”, то по нашему мнению, первым допрашивать целесообразно подозреваемого с татуировкой “мужика” (Приложение № 6). Такое наше предположение основано на смысловом содержании указанных татуировок. Так, татуировка “центровика” означает, что ее владелец является главарем воровской группировки.

Следовательно, достаточно оснований полагать, что главарь (лидер) является, в группе самой сильной личностью, способным оказать влияние на других ее членов. При этом вряд ли следует сомневаться в его отрицательных установках по отношению к сотрудникам милиции. Что касается обладателя татуировки “мужика”, то его жизненный принцип “моя хата с краю”, в местах лишения свободы он не уклоняется от работы и не вступает в конфликты с персоналом исправительного учреждения. Как следует из содержания татуировки “мужика”, бесспорно, что ею владельцу следует отдать предпочтение при определении последовательности вызова на допрос, так как вероятность получения от него правдивых показаний выше, чем от “центровика”. При этом мы особо отмечаем, что значение татуировки является доминирующим в случае отсутствия у следователя других данных о личности подозреваемых.

Подготовка к допросу предполагает и необходимость изучения социально-психологической характеристики допрашиваемого, его характера, темперамента, уровня интеллекта, образа мышления, склонности к референтной группе, образа жизни, воспитания в семье.1 Нередко, следователь оказывается в ситуации, когда ему предстоит допрос только что задержанного подозреваемого, либо человека, проживающего в другом регионе. В данном случае, следователь не располагает возможностью на подготовительном этапе допроса в полном объеме изучить социально-психологическую характеристику лица, что может отрицательно повлиять на ход и результаты допроса. Однако если предстоит допрос татуированного человека и, следователь будет уметь понимать этот своеобразный тайный язык, то татуировка может ему поведать о многом: о наличии судимости, за какое именно преступление, какое иерархическое положение занимает этот человек в преступном мире, какова его преступная специализация (убийца, вор, насильник и т.д.) и о многих других данных (Приложение № 5). Так, если на татуировке изображен паук в паутине, это означает, что ее владелец является наркоманом. Но паук без паутины уже имеет другое значение – вор- карманник, именуемый в преступном мире “щипач” (Приложение № 2).

Или, например, татуировки в виде бегущего оленя, а также парящего орла с чемоданом в когтях, с известной долей достоверности свидетельствует о склонности ее владельца к побегу (Приложение № 5). Наличие таких татуировок должно быть поводом для принятия мер к повышению бдительности при охране и конвоировании для допроса такого задержанного. Нередко можно встретить на руках татуировки в виде дат (цифр). Как правило, они означают год рождения человека, реже – даты осуждения, любви, разлуки и т.п. Данные этих татуировок могут способствовать следователю в установлении даты рождения либо другого важного события в жизни допрашиваемого. Существенные данные о социально-психологическом портрете допрашиваемого следователь может получить, зная значение татуировок в виде короны с карточными мастями (черви, бубны) – “король всех мастей”; в виде перстня с червями и бубнами, а так же в виде меток под глазом или на шее (Приложение № 4). Владелец указанных татуировок – самый презираемый, низший ранг в иерархии преступного мира, именуемый “чушком”, “парашником”, “опущенным” в преступном мире. Его не считают за человека, не садятся за один стол есть и даже соприкосновение с ним расценивается как нахождение на одной иерархической ступени. Поэтому следователь должен учитывать это обстоятельство, чтобы не навредить своему авторитету в глазах других подозреваемых, проходящих по данному уголовному делу.

Но каким образом следователь может получить сведения о внешнем виде и особенностях татуировки, если ему предстоит проводить первоначальный допрос (например, в случае только произведенного задержания подозреваемого)? Нам представляется, что в таких случаях сведения могут быть получены в ряде случаев, путем проведения личного обыска, освидетельствования, допросов других лиц (свидетелей, потерпевших и т.д.)

Знание смыслового значения татуировок следователем имеет важное значение для установления психологического контакта с допрашиваемым. Собеседование с допрашиваемым на отвлеченную тему, не относящуюся к предмету допроса, является одним из тактических приемов этого следственного действия. Не вызывают сомнения трудности, возникающие у следователя для выбора темы, интересующей только что задержанного подозреваемого, о котором он ранее даже и не слышал. В данном случае, общению может способствовать проявление интереса у следователя к имеющимся у допрашиваемого татуировкам (внешний вид, давность и особенности ее выполнения и т.д.). Очевидно, что данный тактический прием недопустим в отношении лиц, имеющих принудительные (насильственные) татуировки, так как указанный интерес следователя послужит лишь напоминанием об их презираемом положении и вызовет с их стороны защитную реакцию.

Следует также отметить, что не во всех случаях тема татуировок у допрашиваемого, окажется для него интересной. Не исключено, что он может относиться к своим татуировкам с сожалением или с безразличием. Поэтому, следователь должен уметь правильно определить отношение допрашиваемого к своей “нательной живописи”. В случае если допрашиваемый относится с чувством гордости к имеющимся татуировкам, то целесообразно развить далее эту тему для беседы. Этого можно достичь проявлением интереса к мотивам нанесения татуировки. Если следователю известно смысловое содержание татуировки, то такая осведомленность может способствовать формированию у допрашиваемого уважения к следователю, к его профессиональному уровню. Подобная беседа на указанные темы могут изменить психологическое состояние допрашиваемого, который нередко находится как в возбужденном, так и в подавленном состоянии. Рассмотренный тактический прием, на наш взгляд, способствует адаптации допрашиваемого к обстановке допроса и вовлечению в общение со следователем.

Следующим тактическим приемом допроса, основанным на использовании данных о татуировках, может служить демонстрация осведомленности следователя относительно личности допрашиваемого (подозреваемого, обвиняемого), эпизодов его преступной деятельности. Для некоторых допрашиваемых такая осведомленность следователя может носить дезориентирующий характер, формировать у них мнение о наличии у следователя достаточных для их изобличения доказательств и побудить их к даче правдивых показаний. Это основано на том, что для преступников не является тайной отсутствие у многих следователей необходимых знаний о смысловом значении большинства татуировок.

Помимо этого, сами преступники не стремятся афишировать истинное значение своих татуировок, которые имеют “двойное дно”, скрытое значение. В качестве примера можно рассмотреть множество татуировок, но мы лишь остановимся лишь на отдельных. Так, татуировка – аббревиатура “ТУЗ” означает, что тюрьма уже знакома; “БАРС” - бей актив, режь сук; “ГУСИ” - где увижу, сразу изнасилую; “ВОЛК” - вору одежка, легавым крышка и т. д.1

По нашему мнению, для успешной демонстрации следователем осведомленности относительно личности подозреваемого, обвиняемого и его преступного прошлого, следователь должен знать внешний вид и содержание следующего минимума татуировок (включая ранее рассмотренные). Эти татуировки нередко именуют “перстневыми”, т.к. они наносятся на фаланги пальцев рук. В связи с этим мы считаем их знание для следователя важным, т.к. в процессе допроса их изображение доступно восприятию следователем. Рассмотрим кратко содержание некоторых из перстневых татуировок, свидетельствующих о преступной "ориентации" ее владельца.

- Татуировка в виде перстня с изображением меча и змеи. Означает, что ее владелец был, судим за убийство или причинение тяжкого вреда здоровью. (Приложение № 6, рисунок № 1).

- Татуировка "мужика", то есть, осужденного, не противопоставляющего себя органам правопорядка. Ее владелец - своеобразный "нейтрал". Принцип его жизни - "моя хата с краю". (Приложение № 6, рисунок № 2).

- Татуировка "шестерки", то есть лица, находящегося в местах лишения свободы в роли мелкого исполнителя воли авторитетов. Владелец такой татуировки морально надломлен и стремится не быть опущенным до касты "обиженных", "гребней", " петухов". (Приложение № 6, рисунок № 3).

- Татуировка "Проход через кресты". Означает, что ее владелец находился в следственном изоляторе № 1 г. С. Петербурга. Корона свидетельствует о нарушении режима содержания, стремление к лидерству в преступном мире. (Приложение № 6, рисунок № 4).

- Татуировка "Отрицало". Ее владелец близок к тюремной элите, враждебно настроен к сотрудникам правоохранительных органов. (Приложение № 6, рисунок № 5).

- Татуировка в виде изображения фрагмента колючей проволоки. Означает, что ее владелец прошел ритуал "прописки" в местах лишения свободы. (Приложение №6, рисунок № 6).

- Татуировка в виде изображения стилизованного креста. Означает, что ее владелец судим за кражу; имеет склонность к созданию преступных группировок. (Приложение № 6, рисунок № 7).

- Татуировка в виде изображения четырех треугольников, образующих крест, в центре которого расположен череп. Означает, что ее владелец имеет судимость за разбой. (Приложение 6, рисунок № 8).

- Татуировка в виде изображения четырех заштрихованных треугольников. Означает, что ее владелец судим за грабеж. (Приложение № 6, рисунок № 9).

В завершении данного вопроса, мы полагаем необходимым указать на относительный характер достоверности сведений, содержащихся в татуировках, т.к. встречаются случаи несоответствия смысла татуировки фактическим данным (ранее рассмотренные нами примеры с Земфирой)[28], М. Сафиным, В. Рыбиным и др.[29] В связи с этим обстоятельством, следователь должен избирать тактику допроса не только на основании данных, содержащихся в татуировках, а и на основании других данных, их совокупности, т.е., необходимо принимать меры к проверке достоверности данных, содержащихся в татуировке. В таких случаях, тактический риск будет сведен до минимума, что должно повысить эффективность тактических приемов допроса с использованием данных о татуировках.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 769 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...