Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Биография творческой личности



Казимир Малевич – знаковая фигура исторического авангарда. Его жизнетворческий проект содержит все характеристики, воспринятые модернизмом как эстетические ориентиры: новизну первооткрывательства, критический настрой по отношению к традиции, оригинальность, подлинность и уникальность творчества, экспериментаторство, максимализм, серьезность, глубину и стремление объединить искусство с жизнью.

Особая важность фигуры Малевича для модернизма подчеркивается целостностью сформированной им художественной системы. Теория, причудливым образом переплетаясь с практикой, образовала в искусстве Малевича новое качество, заключенное в попытке задать новые параметры человеческого опыта. Жизнестроение соединилось с искусством и парадоксальным образом проникло в мир обыденности.

На ранних этапах Малевич проходит через периоды увлечения импрессионизмом, символизмом, сезаннизмом, фовизмом, однако, как неоднократно подчеркивает сам художник, особую важность имел для него опыт освоения новейших течений европейского авангарда – кубизма и футуризма. Несмотря на обращение к европейскому авангарду, кубо-футуристический период Малевича носит национально окрашенный характер. Сюжетные линии, использующиеся в основном как предлог для эксперимента над формой, содержат исключительно русские мотивы: «Точильщик», «Полотеры», «В бане» и др.

Кубизм и футуризм – те течения авангардного искусства, в которых доля рационального планирования, практического и теоретического расчета достаточно высока. Формальный строй и пластическая система отличаются рационализмом, равно как и сформировавшийся позднее способ их теоретического осмысления. Развитие супрематизмом пластических идей кубо-футуризма определяет тот видимый внешний рационализм, который позволяет отождествлять абстрактные опыты Малевича с творчеством участников группы «De Stijl».

Духовное содержание экспериментов Малевича развивается в иной плоскости. Его связь с европейским контекстом слабо ощутима. Малевич с самого начала прочно укоренен в русской традиции, которая обнаруживается не только на уровне иконографии, в которой ясно различимы иконные и лубочные влияния, не только в символике цвета, основанной на представлениях народного христианства, но и в самом способе мышления, понимании роли художника. Творчество Малевича, как и весь русский авангард, характеризует ясно звучащая миссионерская нота, стремление к решению сверхзадач космического и земного переустойства мира. Подобные настроения особенно ощутимы в среде русских футуристов (Крученых, Хлебников, Матюшин), к которым был близок художник. В «русскости» Малевича коренится своеобразие его интуитивного дара – склонность к мистицизму, метафизике, практике «прозрений». Письменные работы Малевича выглядят как стихийное теоретизирование, неоформленный поток откровений, собрание пророчеств о будущем искусства и человека. Здесь ясно ощутимо влияние свято-народной традиции, «темного лепетания», пророческого «говорения языками». Призванные раскрыть идейное содержание супрематизма, теоретические статьи Малевича скорее затемняют, чем проясняют смысл его экспериментов с формой.

Главным достижением Малевича стало открытие первичной пластической формы – «нуля форм». Беспредметность понималась Малевичем как пустота, стоящая за миром чистых идей и сущностей. Супрематизм, от слова «супремус» – высший, должен был стать последним и самым совершенным направлением в искусстве.

Бытие предметного мира как такового, по мнению Малевича, недоступно разуму. Сознание человека оперирует понятиями, являющимися результатом конвенции. Логические и языковые структуры фальсифицируют подлинную реальность, имеющую собственные законы, отличные от законов разума. Разум руководствуется причинно-следственными связями, логическими умозаключениями, правилами речи. Жизнь предмета не должна быть подчинена этой логике. Предмет может быть воспринят только в его самостоятельном, независимом от человека существовании.

Сфера бытования предмета лежит вне смысла, привнесенного человеком, его «чистая сущность» и есть подлинная природа. Прикоснуться к ней можно только отказавшись от привычной логики, воспринимая мир «таким, каков он есть», без ложной формализации.

Малевич стремится приблизиться к бытию предмета как такового, изучает его как «чистую возможность», потенцию, некий «нуль форм» – состояние любой «вещи» до процесса познания. Мечта Малевича «выйти за нуль форм» представляется не только попыткой исчерпать выразительные возможности живописи, но и стремлением освободить предмет от шелухи привнесенных разумом значений, скрывающих его подлинную сущность.

Супрематизм явился результатом поисков К.Малевича в двух направлениях. Первое – это стремление поставить точку в эволюции живописи «от кубизма и футуризма к супрематизму»2, последовательно высвобождающей искусство от чужеродных влияний с целью обретения им своих «чистых форм». Второе – это поиск «чистых сущностей» явлений окружающего мира, постепенно складывающийся в комплекс философских идей, составивший теоретическое наследие Малевича3.

Библиография

Авангард – поставангард, модернизм – постмодернизм: проблемы терминологии // Вопросы искусствознания. 1995. № 1–2. С.41–83.

Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века – антиэссенциализм, перцептуализм, институционализм: Антология: Пер. с англ. Екатеринбург, Бишкек, 1997.

Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

Барт Р. Мифологии. М., 2000.

Батракова С.П. Искусство и утопия. Из истории западной живописи и архитектуры ХХ в. М., 1990.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб., 2003.

Гройс Б. О новом // Утопия и обмен. М., 1993.

Дада в Париже. СПб, 1999.

Дали С. Дневник одного гения. М., 1991.

Дмитриева Э. Авангард в художественной культуре. Самара, 1997.

Зонтаг С. Мысль как страсть. М., 1997.

Как всегда об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.

Литературные манифесты: от символизма до наших дней. М., 2000.

Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. М., 1995. С.236–267.

Малевич К. О музее // Малевич К. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1: Статьи, манифесты, теоретические сочинения и другие работы. 1913–1929. М., 1995. С.132–136.

Маклюэн М. Осмысляя средства коммуникации: новые измерения человека // Искусство кино. 1994. № 2. С.67–74.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Музей – антимузей: Дискуссия. СПб., 1995.

Рассказы о художниках. История искусства ХХ века. СПб., 1999.

Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993. С.189–193.

Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

Набоков В. Лекции по зарубежной литературе. М., 1998.

Хабермас Ю. Модерн – незавершенный проект // Вопросы философии. 1994. № 4. С.40–52.


[1] Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. М., 1999. С.106.

[2] Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994. С.7.

[3] Там же. С.14.

[4] Там же. С.79.

9 Малевич К. Живопись. 1927.

10 Малевич К. Супрематизм. 1927.

2 «От кубизма и футуризма к супрематизму» – название третьего издания ключевого манифеста супрематизма. Первое издание под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» вышло в декабре 1915 г. (Пг.), второе, под тем же названием, – в 1916 г. (Москва). Третий вариант манифеста – «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» вышел в Москве в 1916 г.

3 Основополагающие труды философской и теоретической системы Малевича: «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1916), «О новых системах в искусстве. Статика и скорость. Установление А» (1919), «Супрематизм. 34 рисунка» (1920), «Бог не скинут. Искусство. Церковь. Фабрика» (1920), «Супрематическое зеркало» (1923), «О субъективном и объективном в искусстве и вообще» (1923), «Искусство» (1924), «Живопись» (1927). (Упоминаются только работы, вышедшие на русском языке.)





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...