Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика. Общая характеристика



Эпоха Модернизма

Общая характеристика

Наиболее существенными характеристиками человека эпохи Модернизма можно считать сознательность и ясность, являющиеся выражением избирательной воли. Тяготение к ясности определяет высокую оценку знания, что придает всей деятельности человека интеллектуальный характер. Доминирование сферы рационального формирует аналитический подход к жизни, что определяет высокий градус рефлексии. Повышение роли рефлексии и саморефлексии стимулирует усиление внимания к явлениям внутреннего мира, перенос акцента с материальных ценностей на нематериальные. Современное знание оказывается «рефлексивно применяемым», т.е. знанием временным, ситуативным, в отношении которого нельзя быть уверенным, «что любой его элемент не будет пересмотрен»[1].

Одной из важнейших характеристик человека эпохи Модернизма является индивидуализм, сосредоточенность на собственном «Я». Ведущим мотивом самоопределения субъекта оказывается поиск своего места в мире. Сосредоточенность на субъективных проблемах, придающая серьезность и глубину антропологическому проекту современности, ставит индивида в ситуацию сложного экзистенциального выбора. Вовлеченный в общественную жизнь, он чувствует заброшенность, формирующую устойчивое экзистенциальное беспокойство, ощущение неподлинности бытия.

Современное общество, демонстрирующее черты государства благосостояния, оказывается на деле «государством войны и несвободы» (Г.Маркузе). Оно стремится к ограничению свобод не только в материальной, но и в интеллектуальной сфере, лишая человека возможности свободного самоопределения. Прямое воздействие осуществляется посредством навязывания комплекса потребностей, среди которых преобладает желание «расслабляться, развлекаться, потреблять и вести себя в соответствии с рекламными образцами, любить и ненавидеть то, что любят и ненавидят другие»[2].

Механизм, привязывающий человека к обществу, становится механизмом подражания, автоматической идентификации и прямого отождествления: «мы наблюдаем не приспособление, но мимесис: непосредственную идентификацию индивида со своим обществом и через это последнее с обществом как целым»[3]. Транспортные средства, предметы домашнего обихода, пища, одежда и развлечения формируют навязываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, привязывающие потребителей к миру потребления. Благодаря этим процессам жизнь становится полностью и бесконфликтно управляемой. Разрушение мимесиса, составляющее одну из основополагающих характеристик эстетической программы модернизма, получает, в этой связи, дополнительную смысловую нагрузку.

Несовершенство общества, ложность царящих в нем принципов определяют программу самоопределения искусства, и прежде всего художника эпохи Модернизма. Автор-творец склонен видеть себя в роли разрушителя созданных обществом пут. Конфликтность, несовместимость с обществом – знаки истинности творческих устремлений. Искусство эпохи модернизма призвано выполнять прежде всего подрывную и освободительную функции, антагонизм выступает основной характеристикой художественного сознания. Искусство должно «являть собой отчуждение, давшее приют голосу протеста: несчастному сознанию разобщенного мира, сокрушенным возможностям, неосуществившимся надеждам и преданным обещаниям[4].

Художник оказывается в состоянии разрыва с социумом, художественная реальность отделяется от социальной, образуя замкнутую, автономную среду. Идеалом становится обособленная, свободная личность – отшельник, аутсайдер, формирующий у публики критическое нонконформистское сознание.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 150 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...