Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Овидий, последний период творчества



Жизнь

Публий Овидий Назон родился в 43 г. до н.э. в городе Сульмоне (приблизительно в 150 километрах от Рима); он происходит из зажиточного всаднического рода. Надежды отца сделать его государственным чиновником очень рано потерпели крушение, так как молодой Овидий скоро убедился в своей полной негодности для судейских и административных должностей, которые он пытался занимать.

В самые молодые годы он почувствовал в себе призвание поэта, что и заставило его тоже с самой ранней юности войти в круг тогдашних виднейших поэтов Рима - Тибулла, Проперция и даже Горация, несмотря на разницу с последним в возрасте. Посещение риторских школ в Риме рано приучило его к изощренному риторически-декламационному стилю, элементы которого заметны даже в его позднейших произведениях. В ранней же молодости (около 25 г. до н.э.) Овидий предпринял путешествие в Грецию и Малую Азию, которое в его время считалось необходимым для всякого образованного римлянина, особенно поэта.

Будучи обеспеченным человеком и свободным от государственной службы, Овидий вел в Риме легкомысленный образ жизни, а обладая блестящим талантом стихотворца, он часто вводил и в свою поэзию легкомысленные образы и мотивы, несомненно, вступая в антагонизм с политикой Августа, мечтавшего возродить древние и суровые римские добродетели. Отрицательное влияние Овидия на римское общество в этом смысле было настолько велико, что в 8 г. н.э. Август дал распоряжение об его высылке из Рима в крайнюю северо-восточную местность империи, а именно в город Томы (в нынешней Румынии, к югу от устья Дуная). Поэт в скорбных тонах изображал свою последнюю ночь в Риме, полную слез и стенаний, свое прощание с женой и слугами, а в дальнейшем - длинное и опасное плавание, во время которого корабль Овидия чуть не погиб от бури.

Нечего и говорить о том, что утонченный и избалованный поэт только насилием над собой мог покинуть столичную обстановку и попасть к полудиким сарматам, чуждым ему и по языку, и по нравам, в страну, климат которой переносил Овидий с большим трудом. В письмах из ссылки к жене, друзьям и к самому Августу он часто просит о помиловании, унижаясь иной раз до полной потери собственного достоинства. Однако и Август, и его преемник Тиберий (с 14г. н.э.) оставались глухими к его просьбам; и Овидий, пробыв в ссылке около десяти лет, умер в 18г. н.э. среди чуждого ему населения, вдали от Рима и его блестящей культуры.

последний период творчества

Главными произведениями этого периода являются у Овидия "Скорбные песни", написанные в 8-12 гг. н.э., и "Письма с Понта", написанные еще позже того.

а) "Скорбные песни". Состоит из пяти книг элегических двустиший.

1 книга: 1) элегии Овидия отличаются искренностью тона, глубоким душевным страданием, чувством безвыходности и катастрофы, сердечными излияниями 2)обращены к римским друзьям и к жене и содержат горькие сетования на свою судьбу.

2 книга: сплошное жалобное моление к Августу о помиловании.

Последние три книги посвящены тяжелым размышлениям о собственной судьбе в изгнании, просьбам о помиловании, обращениям к друзьям и жене за помощью и некоторым мыслям о своем прошлом и своем творчестве.

б ) "Письма с Понта", представляющие собой элегии в 4х книгах, были начаты в 12 г. н.э., а последние из них, вероятно, были изданы уже после смерти поэта. Однообразие тона, уныние, сетование на судьбу и просьбы о помиловании, характерные для предыдущего произведения, отмечают и эти "Письма". Новостью является обращение к высокопоставленным друзьям с упоминанием их имен, чего раньше Овидий не делал, боясь навлечь гнев Августа со своих адресатов. Попадаются также мотивы веселого характера и некоторого задумчивого юмора; поэт прибегает здесь иной раз к риторике и мифологии, что свидетельствует о том, что он до некоторой степени свыкался с новым образом жизни. К жене направлено всего только два послания.

Римская историография (Ливий, Светоний, Тацит)

Тит Ливий

В исторических трудах Ливия проводится идеология правящих кругов римского общества эпохи принципата Августа, родственная политическим идеям "Энеиды" Вергилия.
В основе исторических трудов Ливия лежит идея величия Рима, прославления древних нравов, героики и патриотизма предков. Это преклонение перед нравами предков вполне совпадало с реставрационной политикой принципата. Октавиан Август мастерски делал вид, что он восстанавливает республику; древние нравы считались образцом для современников.
Тит Ливии создал своего рода "поэтическую эпопею в прозе", считая историю наставницей жизни. Ливии писал сильным, эмоционально захватывающим языком; он дает яркие художественные характеристики, описания событий и героических фигур - патриотов легендарного Рима; Ливии - прекрасный ритор. Подобно Фукидиду и Саллюстию, он влагает правдиво художественно построенные речи в уста исторических лиц. Но в отличие от Фукидида Ливии не исследователь, а историк-литератор, повествующий о событиях без их анализа.

Тацит

Сперва Тацит написал биографию своего тестя Агри́колы — «О жизни Юлия Агриколы», где в том числе собрал воедино немало географических и этнографических подробностей о жизни британских племён. Уже во вступлении к «Агриколе» он характеризует правление Домициана как время, которое император отнял у римлян. Там же обозначено намерение автора написать всеобъемлющее историческое сочинение.

Почти одновременно в отдельном сочинении «Германия» Тацит описал опасных северных соседей Римской империи — германские племена. «Агрикола» и «Германия» перекликаются с общей идейной направленностью поздних работ историка. После их завершения Тацит приступил к написанию масштабного произведения о событиях 68—96 годов — «Истории». Во время её создания им был также опубликован небольшой «Диалог об ораторах». К концу жизни историк занялся написанием труда «Анналы» о событиях, предшествовавших описанным в «Истории» (то есть, 14-68 годы).

Светоний

«Жизнеописание двенадцати цезарей», «Биографии знаменитых риторов и грамматиков»,

Биографии императоров изложены у Светония по одному образцу: вначале он касается родословной императора, затем говорит о времени и месте рождения, а также о детских годах и после этого рассказывает о приходе к власти; далее идёт описание внешности императора, а затем даётся его характеристика, основанная на примерах из жизни.

Заканчивается биография описанием смерти. Занимательность повествования у Светония на переднем плане. Самые характеристики Светония поверхностны, а иногда и противоречивы.

Светонию доступен был императорский архив, он использовал мемуары, записывал свидетельства современников. Многие из тех сведений, какие он даёт, основываются, следовательно, на достоверных данных. Но он прежде всего компилятор, источниками своими он пользовался некритически, и поэтому не всё рассказанное им заслуживает доверия.

Сенека (Федра, Медея)

Таким же моралистом, как в философских трактатах, выступает Сенека и в своих трагедиях. Все они написаны на мифологические темы, использованные в творчестве греческих трагиков. Однако сюжеты трагедий у Сенеки получают своеобразную разработку.

1. Трагические сцены принимают в пьесах Сенеки уродливые формы, особенно при изображении убийств, преступлений или проявления жестокости. Изображение Сенекой убийства детей не за сценой, как это было у Еврипида, а в присутствии зрителей противоречило требованиям классической эстетики.

2. высказываются взгляды в духе стоической морали и ощущается отношение автора к императорскому режиму.

3. герои - люди большой страсти, проявляющие чрезмерную жестокость (Медея, Федра). Образы их прямолинейны и схематичны. Герои произносят слишком длинные монологи, на которые оказала влияние риторика, обилие афоризмов создает искусственный декламационный стиль, так отличающий трагедии Сенеки от трагедии его греческих предшественников.

4. В трагедиях не торжествует свободная воля человека, а выступает его обреченность.

Сравним "Медею" Еврипида с "Медеей" Сенеки:

Е.- не обманутая в своих чувствах жена, страдающая мать, решившаяся на бесчеловечный поступок, какой она является у Еврипида.

С. - поглощенная ненавистью и местью злая волшебница, уже с самого начала задумавшая преступление.

Е. - Медея перед хором коринфянок говорит о тяжелом положении женщины в семье, о неравной морали для мужчин и женщин и в этом ищет оправдание своего преступления.

С. - трагедия насыщена монологами Медеи, в которых обилие сентенций, афоризмов хотя и усиливает целеустремленность, страстность образа, но делает его менее человечным.

Е. - Медея ненавидит обманувшего ее Ясона

С. - Медея хочет вернуть любовь Ясона и бежать с ним вместе, а у Еврипида.

Сатира Ювенала и Марциала

Ювенал

Ю. показал противоречия современной ему жизни. С его именем связано представление о сатире как о жанре обличительной, гневной поэзии. Но вместе с тем надо указать и на ограниченность сатиры Ювенала: поэт не поднимается до критики социальной системы в целом, не призывает к уничтожению власти императоров, а ограничивается лишь критикой нравов и некоторых общественных противоречий своего времени.

От Ю. до нас дошло 16 сатир.

В первых 10 сатирах поэт с позиции средних общественных групп, положение которых было неустойчиво и которые попадали в зависимость от крупных богачей, гневно бичует пороки верхов, дает яркую картину падения их нравов, с гневом рисует контраст между царящей там роскошью и нищетой народа, клеймит позором своих современников. Ю. этими сатирами стяжал себе мировую славу. В них поэт ставил вопросы, носящие философско-морализующий характер.
Ю. с большим мастерством показывает жизнь мелкого трудящегося люда, принужденного жить впроголодь в шумной столице в то время, когда богачи не знают предела в удовлетворении своих извращенных вкусов и прихотей. Основная идея этих сатир - страстный протест против власти денег. Ради богатства, по мнению Ю., творятся в Риме ужасные преступления, богатые угнетают бедных, даже талант без денег - ничто, и чтобы иметь возможность писать и выпускать в свет свои произведения, бедный поэт должен искать себе богатого покровителя.
Эти сатиры Ю. отличаются высокой патетикой.

Излюбленный прием поэта - гипербола. Чтобы заклеймить порок, поэт сгущает краски, нагромождает факты. Ю. часто пользуется и столь излюбленным ораторским приемом, как риторический вопрос.

Марциал

Писал эпиграммы.

Для своих сочинений М. пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны, так и новыми латинскими.

Эпиграммы М. от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием.

Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

М. — реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме.

Петроний, «Сатирикон»

Сюжет:

Главными героями "Сатирикона" являются бродяги, юноши Энколпий, Аскилт и мальчик-подросток Гитон. Потом к этой компании присоединяется бывший ритор-учитель, старик Эвмолп. Все они развратники, воры, люди, попавшие на дно римского общества. Двое из них, Энколпий и Эвмолп, довольно знающие люди, они разбираются в литературе, искусстве, Эвмолп пишет стихи. Бродяги скитаются по Италии, живут подачками богатых людей, к которым их для развлечения приглашают то на обеды, то на ужины. Герои при случае не прочь что-либо украсть. Во время своих скитаний они, кроме Аскилта, попадают в город Кротон, где Эвмолп выдает себя за богача из Африки и распускает слух, что оставит свое наследство тому из кротонцев, кто будет за ним лучше ухаживать. Таких охотников нашлось немало, матери даже отдают своих дочек в любовницы Эвмолпу в надежде получить богатство старика после его смерти.

В довершение всего Эвмолп объявляет претендентам на его наследство, что они должны после его смерти разрубить труп и съесть его. На этом рукопись обрывается.

Своеобразие:

- жанр «менипповой сатиры»

- сатирико-бытовой приключенческий роман. Показаны различные социальные группы. Герои-бродяги скитаются по всей Италии, и Петроний бросает их и в среду богачей-вольноотпущенников, и в роскошные виллы римской аристократии, и в таверны городков, и в притоны разврата.

- Автор пессимистически смотрит на жизнь, и это настроение он передает своим героям, которые не видят цели жизни. Они часто говорят, что кругом царит произвол, что всюду - власть золота.

- религиозный скептицизм, который был характерен для римского общества первых веков н.э.

- изображает падение нравов

- эстетическое отношение автора к жизни

- автор смеется над поэтами-архаистами, которые ориентируются на классический героический эпос, используют мифологические сюжеты и создают произведения, далекие от жизни.

- пародия на греческий роман (необычной красоты любовники, целомудренные люди, их разлука, поиски друг друга, приключения, преследования со стороны какого-либо божества или просто удары судьбы, бои между соперниками и, наконец, встреча любовников).

- противопоставление энергии, ума, смелости в ольноотпущенника - дряблости, лени и апатии аристократии, которая ни на что не способна.

- народный язык (пословицы, поговорки)





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 580 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...