Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Хоровая лирика. Пиндар, Вакхилид



Гимны к богам, дифирамбы (песни в честь бога Диониса), парфении (песни для хора девушек), свадебные и погребальные песни и эпиникии (песни в честь победителей состязаний). У всех этих видов хоровой лирики сходная форма и принципы построения: в основе лежит миф, а в конце вдохновляемый богами поэт произносит сентенцию или нравоучение.
Эпиникии Пиндара: - наставления и советы, свидетельствующие о том, что он сознает себя ровней со своими царственными друзьями, - с сильной религиозной окраской, – иногда П. вставлял миф в эпиники, описывая только кульминационные моменты легенды, - важную роль в мире Пиндара играли боги, а в особенности Аполлон Дельфийский, покровитель аристократии. Содержание – область высокого благородства и возвышенной, торжественной величавости. Соединение общенародного с жизненными и материальными ценностями. П – выразитель классического идеала.

Вакхилид - менее блестящий, чем Пиндар, но он более входит в детали и разработку образа, чем порывистый Пиндар, без нарушения, однако, цельности впечатления (изображение парения его оды, посылаемой через моря в Сиракузы на крыльях орла)

У В. проскальзывает пессимизм. Божество у него дает счастье в удел немногим. Идеал счастья - жизнь, свободная от тревог и волнений.

Греческий театр

Драма появилась в Др. Греции в 6 в. до н. э. в связи с зарождением демокр. общества, и воплотилась в комедии и трагедии. Главное божество – Дионис. Воплощал борьбу, драматизм. Д. разрушил аристокр. общество.

Театр: В основном театр состоял из трех главных частей: орхестра (утрамбованная площадка с жертвенником Дионису посредине), места для зрителей (театр, то есть зрелищные места), в первом ряду которых было кресло для жреца Диониса, и скены, то есть строения позади орхестры, в котором переодевались актеры. Актеры играли на высокой каменной эстраде, примыкавшей к скене - проскении. Замечательная акустика. По бокам проскения находились пароды - проходы для публики, актеров и хора. Хор: 12→ 15 чел., возглавлял корифей, делился на 2, песни и танцы, выступая с песней и танцами. Траг. Актеры: 1→3 чел, красочные костюмы, маски, жен роли исполняли муж, увеличивали рост котурнами и высокими голов. Уборами, пели и танцевали. По ходу действия употреблялись подъемные машины, необходимые для появления богов. Эккиклемы - площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Машины также и для шумовых и зрительных эффектов (гром и молния), декорации.

Публика получала от государства специальные зрелищные деньги для посещения театра.).

Драматические состязания: представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и три комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатирическую драму. Трилогия и сатирическая драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Под вечер исполняли комедию одного из комических поэтов.
Драматурги получали хор от архонта (высшее должностное лицо Афин), но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег - богатый гражданин, подготовивший хор для драматических состязаний). Хорегия считалась почетной обязанностью, но вместе с тем была весьма обременительной, доступной лишь богатому человеку.

Из числа 10 аттических фил избирались судьи. Утверждались три победителя, получавшие денежную награду, но венки из плюща вручались только одержавшим первую победу. Актер-протагонист, игравший главную роль, пользовался большим почетом и даже исполнял государственные поручения. Второй и третий актеры целиком зависели от первого и получали от него плату. Имена поэтов, хорегов и актеров-протагонистов записывались в особые акты и хранились в государственном архиве. С IV в. до н.э. было постановлено вырезать имена победителей на мраморных плитах - дидаскалиях, обломки которых дошли до нашего времени.

Трагедия: 1. Происхождение: В 6 в. афинский тиран Писистрат установил праздник Великие Дионисии: ходили ряженые, устраивались состязания. Кульминационной точкой празднества были т. н. фаллические процессии, во время которых несли фаллос (мужской орган оплодотворения), символ плодородия, ехала колесница, на которой находился человек, изображавший Диониса. Далее двигалась пляшущая и поющая, играющая на музыкальных инструментах толпа. Постепенно толпа превратилась в хор, который проходил специальную музыкальную подготовку: спевки, репетиции. Хор был одет в шкуры козлов. Это объясняет происхождение слова: трагедия (трахос – козел; оде – песнь). Важнейшим моментом стал обмен репликами между хором и запевалой. Этот обмен репликами и стал диалогом, первоэлементом драматургического произведения. Появились актеры, затем песни хора и реплики актеров наполнялись конкретным содержанием. Осваивался определенный сюжет, а культовое действо перерастало в действо драматургическое.

2. Структура: 1) пролог (начало трагедии до первого выступления хора). 2) парод трагедии (парод по-гречески - "выступление", "проход"). 3) чередовались так называемые эписодии, то есть диалогические части (эписодии значит "привхождение" - диалог в отношении хора был первоначально чем-то второстепенным), и стасимы, так называемые "стоячие песни хора", "песнь хора в неподвижном состоянии". 4) эксод, (исход) – заключительная песнь хора. Включалось также объединенное пение хора и актеров, которое могло быть в разных местах трагедии и обычно носило возбужденно-плачущий характер, почему и называлось коммос (copto по-гречески значит "ударяю", то есть в данном случае - "ударяю себя в грудь").

3. Соц. значимость: Трагедия проявляет себя одновременно и как искусство консервативное, охраняющее социальный порядок (зрители оставляли свои проблемы на сцене), и как искусство революционное. Драматурги поднимали в своих произведениях актуальные проблемы, напоминали людям о человеческих ценностях, в трудный период становления демократии придавали силы для продолжения борьбы ущемляемым классам.

Эсхил «Прометей Прикованный»

Идейный смысл

Исторической основой для такой трагедии могла послужить только эволюция первобытного общества, переход от звериного состояния человека к цивилизации. Трагедия хочет убедить читателя и зрителя прежде всего в необходимости борьбы со всякой тиранией и деспотией в защиту слабого и угнетенного человека. Эта борьба, по Эсхилу, возможна благодаря цивилизации, а цивилизация возможна благодаря постоянному прогрессу. Эсхил демонстрирует силу человека и в более широком смысле слова. Он рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей. Наконец, весь этот апофеоз борьбы за свободу и прогресс человечества мыслится Эсхилом не в плане отвлеченного повествования, но именно как повесть о борьбе с верховным божеством Зевсом. Это пока еще не прямая критика религии, поскольку она исходит от Прометея, который сам является богом и даже двоюродным братом Зевса, но во всяком случае - острая критика мифологического Олимпа: и Прометей откровенно говорит о своей ненависти ко всем богам, которые подвергли его таким пыткам.

Жанр.

Жанр декламации. Краткость и незначительное содержание хоровых партий. Отсутствие широкого и грандиозного ораторного жанра, который присущ другим трагедиям Эсхила. В ней нет оратории, потому что хор здесь совсем не играет никакой роли. Драматургия "П.п." тоже очень слаба (только монологи и диалоги).

Характеры.

Характеры "П.п." таковы, как и в ранних трагедиях Эсхила: они монолитны, статичны, однокрасочны и не отмечены никакими противоречиями. Сам Прометей - сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество. В образе Прометея представлена та классическая гармония судьбы и героической воли, которая вообще является огромным и ценным достижением греческого гения: судьба все предопределяет, но это не ведет обязательно к бессилию, к безволию, к ничтожеству; она может вести и к свободе, к великим подвигам, к мощному героизму. Океан - добродушный старик, желающий помочь Прометею и готовый пойти на соглашательство, не учитывающий того, кому он предлагает свои услуги. Ио - физически и морально страдающая женщина, обезумевшая от боли. Гефест и Гермес - механические исполнители воли Зевса, один - против своей воли, другой - бесчувственный и бездумный, как нерассуждающий прислужник. Все эти характеры - общие схемы, или механическое воплощение идеи или мысли.

Развитие действия.

В "П.п." развитие действия есть постепенное и неуклонное нагнетание трагизма личности Прометея и постепенное декламационно-риторическое нарастание общего монументально-патетического стиля данной трагедии.

Социально-политическая направленность.

В других трагедиях Эсхила мы находим восторженные гимны Зевсу, богословские рассуждения о нем и уж во всяком случае неизменное почитание его, какое-то прямо библейское его превознесение. В противоположность этому Зевс "П.п." изображен тираном, жесточайшим деспотом, вероломным предателем, не всемогущим, хитрецом и трусом. «П.п.» - просветительская трагедия, это - восторженное похвальное слово борцу с тиранией.

Эсхил «Орестея»

В трилогии "Орестея" мы находим три основные перипетии - убийство Агамемнона и Кассандры, убийство Клитемнестры и Эгисфа и оправдание Ореста. Эти три момента, несомненно, позволяют говорить о трилогии как о вполне определенной драме. Но каждый из этих трех моментов имеет свою подготовку и свой результат. 1) Отклонение от классической эпической композиции во взаимодействии героев - параллельно с волей богов мы видим волю людей, которая пусть и считается лишь отражением того, что предначертано богами, но и ощущается нами, как их собственное, личное решение, что вносит в произведение дополнительный психологизм. Хотя здесь речь идет о родовом проклятии, тем не менее каждый герой мыслится действующим вполне самостоятельно, откуда и драматизм всей трилогии. Преступление Клитемнестры предопределено роком, но она у Эсхила самая настоящая преступница. Оресту велел убить его мать не кто иной, как Аполлон, но Орест - настоящий преступник, дело которого разбирается на суде. Тут та замечательная диалектика рода и индивида в их трагическом развитии, когда все одинаково и виновны и невиновны, но драматизм от этого не только не снижается, а, наоборот, делается гораздо более значительным и даже величественным. 2) появление драматических, эмоции исходят из самих героев (ненависть Клитемнестры, страх Ореста перед Эриниями) 3)боги сравниваются с людьми, они теперь говорят на равных: даже Афина не может помочь Оресту избавиться от Фурий - но это может сделать ареопаг - общественное собрание. В этом месте ясно видно, что главенствующее положение занимает социум, а не Пантеон богов.

Композиция

1. В трилогии особое положение занимают большие по объему хоровые партии. Они функционируют и как «лирические отступления», а сам хор - и как непосредственный участник событий в трагедии (хор обнажает мечи и хочет вступить в борьбу с Эгисфом). 2. Действие постоянно нарастает, Эсхил использует прием трагической иронии (в радостных моментах чувствуется некое опасение). 3. Действие разворачивается в узком кругу героев, что усиливает драматичность.

Образы

Клитемнестра - орудие демона родового проклятия и сама себя сознает таковой. Вместе с тем совершаемое ею убийство вызвано ее собственными, глубокими аффектами и основано на убеждении своей правоты: месть за убийство Агамемноном их дочери Ифигении, ревность к Кассандре, собственная связь с Эгисфом. Эсхил не пожалел красок для изображения ее злобы, мстительности, жестокости и бесчеловечности. Однако Клитемнестра вовсе не лишена сознания своей преступности и хочет уйти от всех дел, чтобы жить простой и скромной жизнью. Вся эта пестрая гамма переживаний Клитемнестры, женщины властной и волевой и в то же время остро сознающей тяжесть своей миссии в доме Агамемнона, создает глубокий, подлинный драматизм этого сильнейшего характера у Эсхила.

Кассандру тоже необходимо считать вполне драматическим характером. Она пророчица с огромной силой предвидения, но никем не признаваемая, подавляемая кошмарными видениями минувших и теперешних преступлений в доме Агамемнона, больная и всеми покинутая. Кассандра знает, что идет на казнь, хотя ее приглашают на пир. Такая героиня потрясает своим острым драматизмом и трагической обреченностью.

Сильным драматическим характером является и Орест. Хотя ему помогают Аполлон и Афина Паллада, но, судя по тем неимоверным усилиям, которые ему приходится затрачивать для исполнения божественной воли, в нем нет ничего эпического. Он ведет борьбу, которая неизвестно чем окончится, он беспомощен на могиле своего отца и должен придумывать сложный план мести. Перед убийством матери он долго колеблется. От Эриний он едва-едва спасается. А на суде исход его дела тоже никому не известен. Этот сложный комплекс разнородных и противоречивых волевых тенденций у Ореста в таком же сложном окружении делает его характер лишенным всякой однокрасочности схемы и вполне драматическим.

Родовое проклятие

В центре - судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. В роду Атрея не прекращаются поэтому тяжелые преступления, порожденные демоном мщения Аластором: сын Атрея Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, жена Агамемнона Клитеместра (или Клитемнестра) убивает своего мужа с помощью Эгисфа, оставшегося в живых сына Фиеста; сын Агамемнона Орест мстит за отца, убивая мать и Эгисфа. После того как Орест убил свою мать, он был «очищен» Аполлоном; благодаря этому божественному вмешательству, родовое проклятие потеряло силу, и цепь преступлений оборвалась. Эсхил сохранил в «Орестее» проблему прекращения родовой мести.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 657 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...