Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Римские фольклор и мифология



Фольклор

Жанры:

1) трудовая песня (прядильное и ткацкое дело, сбор винограда, лодочная гребля).

2) заговоры и заклинания

3) бытовые песни; свадебные, застольные или погребальные (последние имели в Риме специальное название "нении"),

4) религиозные гимны (гимн Арвальских братьев, т.е. особого рода жрецов земледелия и салиев-скакунов, жрецов бога войны Марса).

5) фесценнины - песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера.

6) зачатки народной драмы: сатуры – импровизированные сценки, ателланы - особого рода фарсы, пришедшие из кампанского города Ателлы. Существенной особенностью этого фарса являлась импровизация сюжета и выступление четырех сатирически представленных типов, или масок: Макк (дурак и обжора), Букк (дурак и хвастун), Папп (старик в пародийном изображении) и Доссен (псевдоученый, шарлатан и горбун). Ателлана всегда отличалась деревенским грубым и непристойным характером, часто нападала на общественные порядки и частных лиц и держалась в Риме очень долго.

В первой половине I в. до н.э. из народного импровизационного театра сатира превратилась в литературное произведение.

7) Проза - привилегия знати, получила фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии составившая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоже обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т.д.); юридические памятники, тоже вначале в виде надписей, как, например, плохо сохранившиеся законы XII таблиц (451-450гг. до н.э.) - знаменитый памятник первого публичного законодательства; разного рода пророчества и предсказания как о судьбе всего римского народа, так и о частных событиях и лицах; государственные договоры (например, между царем Сервием Туллием и латинцами) и торговые договоры (например, между Римом и Карфагеном V или, вернее, IV в. до н.э.); памятники частного характера (похоронные речи, надписи в домах покойников); стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев и надписи надгробные.

8) словесность (пословицы и поговорки)

Римская мифология

Изначально - анимизм. Древние италийцы поклонялись душам умерших, т.к. боялись именно их силы. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь.
Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видом копья, Веста — под видом огня.

При дальнейшей эволюции мифологических представлений, некоторые из этих божеств более индивидуализировались, к основным их атрибутам присоединялись другие и мифологический образ становился рельефнее, приближаясь к человеческому, причем некоторые божества были соединены в брачные пары.

Янус – бог начала, Веста – богиня огня (весталки – 6 дев), Сатурн – бог посева, Диана – богиня плодородия (позднее – охоты), Марс – бог войны, Юпитер — как бог дневного света, Юнона — как богиня луны.

В императорскую эпоху почти каждое отвлеченное понятие олицетворялось в образе женщины, с соответствующим атрибутом. Были, наконец, еще боги, усвоенные римлянами у других народов, главным образом у этрусков и греков.

Культура Рима

Культура Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как сама. Явление, определяемое ходом истор. событий, своеобразием условий жизни, религией и св-вами характера римлян. Для культуры Др. Рима характерно усиление индивидуализма. Личность все больше начинает противопоставлять себя гос-ву., об-во становится более открытым внешним влияниям.

Римлянин:

- ощущение себя как свободно гражданина

- чувство коллективизма

- приоритет интересов гос-ва над приоритетами личности

- консерваторы (трудолюбие, патриотизм)

- стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира

- трезвость, практичность

Доблесть была священным для каждого римлянина, и означал не только доблесть в бою, но и беззаветное служение Родине, чел. благородство.

Отношения с греч. культурой:

Главная особенность – ориентированность на человека

Греки более непосредственны, их боги более ближе к людям, римляне же более формальны, они стремятся упорядочить отношения с богами: в ответ на поклонение божество должно выполнить просьбу. В греч. религии преобладает мифотворчество, а в римской – культовая практика.

Для античной религии характерны отсутствие жесткого догматизма, терпимость: если человек не выступал против гос. культов, он мог верить во что угодно. В античных государствах четкая граница между свободным и рабом. Греки относили твор. деятельность к почетным занятиям, а римляне – нет. Именно поэтому сохранилось множество имен архитекторов, художников, скульпторов.

У римлян с их трезвым взглядом на жизнь даже красота целесообразная. Искусство должно прославлять мощь, украшать жизнь, а имена создателей произведений неважны.

Столкнувшись в своей захватнической экспансии с развитой греч. культурой, Рим начал осваивать ее, однако это освоение было связано с классовой борьбой в среде рабовладельцев. Если передовая образованная аристократия всеми силами пыталась перенести в Рим и пропагандировать греч. культуру: театр, лит-ру, философию – то консервативная сенатская знать сначала сопротивлялась и вместе с дем. плебейскими слоями отстаивала самобытность римской культуры. Поэтому плебейская лит-ра Рима стремилась к большей независимости, чем литература общ. кругов, хотя и в последней греч. литературные жанры, поэтические образы и стих. Форма, в зависимости от разнообразных соц. Условий сильно изменялись, приобретая оригинальные римские черты. Создавались также произведения, совершенно несвязанные с греч. литературой. Поэтому было бы буржуазным формализмом назвать римскую литературу подражательной.

Римская литература:

А) зрелая создается на основе греческой

Б) эллинизм (универсализм +инд-зм)

В) хотя подражала, но имела свои особенности

Плавт,Теренций, Менандр – использование окр. быта и драматизм его содержания

Талантливый и глубокий историк – Тацит (острый проницательный анализ истор. эпохи)

Первые поэты:

1)Левий Андроник (ок. 280-204 гг до н.э.)

- Переложил сатурнийским стихом «Одиссею»

- В 204 г. – поставил на празд. играх 1 комедию и 1 трагедию

- трагедии «Ахилл», «Даная», «Андромеда» и др.

- сочинил гимн

2)Гней Невий (270-201 гг. до н.э.)

- Трагедии «Троянский конь», «Даная» и др.

- Вводит римскую нац. Драму, претекстату

- Драмы «Ромул», «Кластидий»

- Комедии «тарентиночка»

3)Квинт Энний (239-169 гг до н.э.)

- Переделывал трагедии Еврипида и Эсхила

- Драма «Похищение сабинянок»

- «Анналы» - эпос («Летопись»)

- История Рима в дактил. гекзаметрах

- Писал эпиграммы

Плавт, комедия «Клад»

Тит Макций Плавт - виднейший римский комедиограф. Он родился в Умбрии (середина III в.- 184 г. до н.э.).

Комедии:

- плебейский характер, традиции народного италийского театра (жанры - ателлана, фесценнина, мим). Всем характером своих комедий, их структурой, тоном, языком театр Плавта тесно связан с традициями римского народного низового театра, детища италийских крестьян и ремесленников.

- сюжеты новоаттической бытовой комедии Дифила, Демофила, Филемона и Менандра, но не сюжеты Аристофана, потому что его комедии были слишком политически остры и проблемы, поставленные в них, не были актуальны для Рима III- II вв. до н.э. Сюжеты же бытовой новоаттической комедии Плавт с успехом использовал, усиливая демократическую направленность, элемент грубоватого комизма, буффонады, придавая им специфически римскую окраску.

- Действие комедий П. развертывается в греческих городах или на побережье Малой Азии, герои их - греки, но чувствовалась Романизация греческих сюжетов (римский суд, культура, управление, боги и т.д.)

- сюжеты:

молодые купцы, часто ведущих торговлю в заморских краях

конфликты детей со своими отцами, мешающими их личной жизни

конфликты со сводниками, из рук которых надо вырвать любимых девушек,

конфликты с ростовщиками, у которых приходится занимать деньги. В комедиях всюду чувствуется страстная ненависть Плавта к ростовщикам, близкая к общенародной ненависти. Такой же гнев выражает П. и по отношению к сводникам - он ставит их на одну доску с ростовщиками, менялами.

- самые яркие образы в комедиях Плавта - это умные, ловкие, необыкновенно энергичные рабы. Они помогают своим молодым хозяевам устроить их личную жизнь. Они неистощимы в остроумии, от них так и пышет весельем, они на каждом шагу сыплют шутками. Вообще в комедиях Плавта царит дух веселья, оптимизма, жажда жизни, желания действовать, расчищать себе дорогу к счастью.

- основные персонажи гротескны, их черты гиперболичны, в комедиях много буффонады, много комических обращений непосредственно к зрителям; язык героев поражает обилием острых шуток, игрой слов, массой просторечных выражений. Все это и придает необычайную живость комедии Плавта, вносит "италийский уксус" в противовес "аттической соли" греческих комедий.

- ритмика: шестистопный разговорный ямб сменяется семистопным хореем или быстрым восьмистопным анапестом. Обычно эти ритмы исполнялись под аккомпанемент флейты. В особо лирических местах герои комедии Плавта выступают вокально, они исполняют песни - кантики, как их называли по-латыни. Хора в комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, нет.

Комедия "Клад".

На примере Эвклиона П. показал, как отрицательно действует богатство на хар-р человека – словно болезнь. Высмеивается власть золота, скупость старика. Приему комизма: диалог-путаница, обращение персонажа к публике.

Теренций

Согласно с вкусами того времени, Теренций не был оригинален; образцом для себя он избрал главным образом греческого комедиографа Менандра, не переводя его, впрочем, буквально, и заимствуя целые сцены у других греческих писателей, например у Аполлодора. В искусстве составлять свои пьесы по произведениям двух авторов или по двум произведениям одного и того же автора (так называемая контаминация) Теренций достиг значительного мастерства, но это указывает, вместе с тем, на недостаток у поэта собственной изобретательности.

Пьесы Теренция сообразно с тем обществом, в котором вращался поэт, отличаются значительно большей чистотой и благородством языка, чем комедии Плавта. Намёков на римскую жизнь у Теренция нет никаких.

Аттицисты

Аттицизм - особенность чистого аттического (афинского) наречия.

Свою теоретико-программную форму А. приобрел в период противоборства с риторическим стилевым направлением азианизма в 1 веке до н.э., когда в Риме усилился интерес к греческой риторике. В противоположность больному азийскому стилю, а стремился к здоровой, то есть простой и ясной манере изложения, которую пытался приобрести с помощью кропотливого изучения и заимствования языка классических аттических ораторов, в особенности Лисия.

- поколение младших современников Цицерона,

- вождями были Лициний Кальв (друг Катулла) и Марк Брут (будущий убийца Цезаря).

Римский аттицизм, мнимый, стилистический, был недолговечной модой и скоро сошел со сцены.

Стиль сочинений Саллюстия заметно отличается от трудов современников. Язык его произведений отличается использованием редких слов, выражений и оборотов. Как следствие, он очень далёк от устной латыни. Наиболее известная особенность его стиля — применение архаических и вышедших из употребления слов. Саллюстий больше следовал краткому стилю Катона (по другой версии, решающим было влияние сухих, но содержательных «Записок о галльской войне» Цезаря), чем более сложному стилю, который был распространён в середине I века до н. э. (так писал, например, Цицерон). Краткость формулировок критиковалась современниками за неясность, так и приветствовалась. Современники и более поздние риторы обычно считали его язык жёстким и тёмным, не умаляя достоинств как историка.

Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.). Сторонники аттицизма были приверженцами «аналогии»—грамматической теории, выдвинутой еще эллинистическими филологами. Аналогисты требовали чистоты языка и стремились придерживаться строгих грамматических правил, избегая редких и необычных слов. Цезарь писал, что «нужно как острой скалы избегать непривычных слов». В своих сочинениях он не пользовался ни неологизмами, ни архаизмами. Азианцы же стояли за «аномалию», и Цицерон в этом вопросе был на их стороне.
В противоположность аналогистам, аномалисты считали, что писатель должен использовать все богатство современного языка. Спор был настолько ожесточенным, что Цезарь даже во время Галльского похода, при переходе через Альпы написал ученое сочинение «Об аналогии», посвятив его Цицерону.

Лукреций «О природе вещей»

а) ярко выраженная монументальность стиля, доходящая иной раз до грандиозности.

б) необычайная динамика художественных образов. Так, весьма динамична грандиозная картина рождения, гибели миров, борьбы космических стихий, картины природы. Динамикой и большой образностью, рассчитанной на потрясение читателя, отличается картина человеческих войн во времена после изобретения железа.

В) Л. хочется максимально очеловечить изображаемую им грандиозную действительность, максимально приблизить ее к интимным человеческим переживаниям

Г) много архаизмов, но также есть и неологизмы.

Д) использование народных слов и выражений, часто пользуется языком повседневной разговорной речи, пускает в ход пословицы и поговорки.

Е) своя научную терминологию (много значений слова атом)

Ж) Возвышенный и торжественный язык, доходящий до риторических похвальных речей + сатира и сарказм, крайний натурализм + более спокойные описания, характеристики, рассуждения и доказательства.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 1426 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...