Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

III. Огненная проповедь



«Огненную проповедь» произносит Будда перед собравшимися священниками: в ней сообщается, что все, видимое глазу и понят- ное уму, пребывает в нечистом огне человеческих страстей, и сле- дует избрать путь освобождения, отречения, аскезы.

Нимфы Темзы (становящиеся затем вагнеровскими девами Рей- на — см. ниже) взяты, как указывает сам Элиот, из поэмы Эдмунда Спенсера «Проталамион». В поэме дано пасторальное описание Темзы и упоминаются современники Спенсера Елизавета I и лорд Лестер. «Милая Темза, тише...» — рефрен спенсеровской поэмы. «Увод леманских...» — ср. «При реках вавилонских, там сидели мы и плакали» (Псалтырь, CXXXVI, 1). Леман — название Женев- ского озера, близ которого жил Элиот во время работы над поэмой.

«И думал о царе...» — пародийное искажение монолога Ферди- нанда (Шекспир, «Буря», акт I, явл. 2).

Миссис Портер — персонаж австралийской солдатской песни, слышанной Элиотом во время первой мировой войны. «Ах, льет сиянье...» — пародийная переделка строчек песни.

Терей (и предыдущая словесная имитация соловьиного пения) — намек на легенду о Филомеле.

«Мистер Евгенидис» — как объяснил позднее Элиот, описание действительной уличной встречи. В поэме это явление «одного куп- ца» из гадания мадам Созострис. К мистеру Евгенидису задним чис- лом несколько иронически относится дантевская аллюзия строк «В лиловый час...»:

143

Модернизм. Английская и ирландская литера! ура

ние отправляется от конца этой подразумеваемой евангельской ци- таты; речь идет о сбывшихся апокалиптических предсказаниях.

«Что за орды...»— ср. сходный у В.Брюсова в «Грядущих гун- нах» и у А. Блока в «Скифах».

«С ее волос распущенных...» — одна из реминисценций V части:

«она» — Беладонна из «Игры в шахматы» — становится здесь адским видением в стиле Босха, одного из любимых художников Элиота.

«Нетопырей младенческие лица» — на подступах к Часовне Опас- ностей рыцаря-искателя Грааля осаждают ужасы, и среди прочих — летучие мыши с головами младенцев.

«Я слышал, как ключ...» — отсылка к XXXIII гл. «Ада» — рассказу Уголино делла Герардеска, обреченного со своими двумя сыновь- ями на голодную смерть в запертой башне и слышащего лязг клю- ча в замке.

Кориолан — римский патриций-полководец, герой пьесы Шек- спира, принявший смерть, чтобы не поступиться своей гордыней. Здесь он поставлен рядом с Уголино как человек замкнутый, за- ключенный в темницу собственного духа.

«Я сидел у канала...» — реминисценция конца III части поэмы.

«Лондонский мост рушится...»— строчка из детской песенки.

«О ласточка ласточка» — обрывок строки стихотворения Тен- нисона, посвященного судьбе Филомелы.

«Я вам это устрою» — слова Иеронимо, героя пьесы драматур- га-елизаветинца Т. Кида «Испанская трагедия, или Иеронимо сно- ва безумец». Испанский гранд Иеронимо хочет отомстить за убито- го сына и устраивает при дворе представление пьесы собственного сочинения, состоящей из поэтических отрывков на разных язы- ках — латинском, греческом, итальянском, французском. Он со- блазняет убийц сына принять участие в представлении и убивает их по ходу пьесы. Аналогия с концовкой «Бесплодной земли» оче- видна и разъяснений не требует.

Составитель примечаний В. Муравьев Печатается по кн.: Элиот Т.С. Бесплодная земля:

Избранные стихотворения и поэмы. — М., 7977.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

Для практических занятий по разделу курса «Английский мо- дернизм» могут быть выбраны разные темы, но любая из них пред- полагает знакомство с содержащимися в данном пособии материа- лами и рекомендуемой литературой. Главное — внимательное чте- ние произведений, погружение в текст, постижение художественного мира и принципов его создания, соотнонесение анализируемого про-

146

Практические занятия

изведения с другими вещами того же автора, включение его в лите- ратурный контекст.

Тема: Рассказ Джойса «Эвелин».

Вопросы для обсуждения:

О чем этот рассказ?

От чьего лица ведется в нем повествование? Сравните, какое место в тексте принадлежит словам рассказчика и какое мыслям героини?

Как передано в рассказе движение времени? Как соотносятся временные пласты — прошлое-настоящес-будущее?

Как проявляется это соотношение в структуре текста? Из сколь- ких частей он состоит? Почему первая часть длиннее второй?

Какое место принадлежит мыслям о прошлом и мыслям о на- стоящем?

Содержится ли в тексте рассказа намек на принимаемое Эвелин в финале решение? Почему она его принимает? Воспринимается ли развязка рассказа как неожиданность? Если нет, то почему?

Какое место занимает «Эвелин» среди других рассказов сбор- ника «Дублинцы»?

Как соотносите вы понимание Джойсом «истинного драматиз- ма» с рассказом «Эвелин»?

Если литература, в понимании Джойса, — «это сфера частных жизненных коллизий и характеров», а драма — сфера «бессмерт- ных страстей и непреложных человеческих истин», то к чему бли- же «Эвелин»?

И вновь: о чем этот рассказ, какова его тема, какое место при- надлежит ему в творчестве Джойса?

Тема: Импрессионизм прозы Вулф («Королевский сад»).

Вопросы для обсуждения и задания:

Характерные приемы импрессионизма в живописи — штрихо- вое письмо, отказ от контурной линии. Постарайтесь найти нечто общее с этим в тексте рассказа «Королевский сад». Определите тему этого рассказа и выделите ключевые фрагменты, ее раскрывающие.

Возможно ли сопоставление принципа организации этого тек- ста с принципами кинематографа? Объясните почему.

Выделите отдельные лейтмотивы в рассказе.

Как восприятие цветовой гаммы окружающего мира и ее от- тенков раскрывает внутреннее состояние героев?

Вспомните, каковы традиционные реалистические приемы со- здания образа, и подумайте, почему автор от них отказывается.

Обобщите свои наблюдения и сделайте выводы об импрессио- нистических приемах в рассказе Вулф «Королевский сад».

10'

147

Модернизм Английская и ирландская литература

Тема: Рассказ Лоуренса «Запах хризантем» в контексте литера- турного процесса начала XX века

Вопросы для обсуждения и задания

Взаимодействие разных литературных направлений — характер- ная особенность литературного процесса начала XX века. Какие из них присутствуют в тексте рассказа Лоуренса? Подтвердите свои наблюдения примерами из текста.

Согласны ли вы с утверждением Вирджинии Вулф, что за спи- ной у Лоуренса «не стоит литературная традиция», и «это очень сильно сказывается на его творчестве»?

Как бы вы определили тему каждой из частей рассказа? Поче- му они не одинаковы по объему?

Какими художественными средствами передается движение ре- ального времени9 Как показано в рассказе движение времени ин- дивидуального9 Чем наполнены минуты ожидания?

Определите систему микроконфликтов рассказа.

Определите подход Лоуренса к теме человеческого одиночества

Как выходит Лоуренс в сферу «бессмертных страстей и непре- ложных человеческих истин», свойственных, по определению Джойса, для истинного иогусства?

Тема: Поэма Т С Элиота «Бесплодная земля»

Предлагается выделить следующие аспекты: мифологизм поэ- мы; ассоциативность образов; трагическая ирония; символизм. Об этих особенностях произведения Т.С. Элиота разговор лучше вести с текстом в руках, прочитывая его строку за строкой и комменти- руя читаемое. Такое «пристальное чтение» поможет сосредоточить- ся, выявляя по мере погружения в текст затрагиваемые и трактуе- мые проблемы, а также приемы и способы их раскрытия автором. Чтение поэмы проводится в аудитории с опорой на приводимые в конце поэмы комментарии.

Процесс такого прочтения «Бесплодной земли» — дело слож- ное. В ходе обсуждения возникнут сопоставления произведения Т.С. Элиота с другими явлениями литературы 20-х годов, с теми откликами, которые получили события первой мировой войны в творчестве его современников.

ЛИТЕРАТУРА





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 748 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...