Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

5 страница. Что же он сделал? Он послал своих посланни­ков, чтобы те снесли непрочные дома и чтобы людям понадобились камни для постройки новых домов



Что же он сделал? Он послал своих посланни­ков, чтобы те снесли непрочные дома и чтобы людям понадобились камни для постройки новых домов. Однако посланники не могли снести креп­кие дома. Он сказал: «За то время, которое необ­ходимо для разрушения одного крепкого дома, вы можете снести десять непрочных. И тогда все люди придут ко мне и купят у меня камни, и я не буду выглядеть хуже других».

Поэтому написано: «От севера откроется бед­ствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия, I: 14). И далее сказано: «Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и при­дут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима» (Иеремия, 1: 15). Зло будет их делом, и дурное побуждение также будет посто­янно бороться.

Слово Сатана означает «поворачивающий в сто­рону», поскольку он весь мир поворачивает в сто­рону греха.

Как это выражается? Написано: «Он поворотил к ней» (Бытие, 38: 16). А Таргум переводит это как ВеСата (Сатах является корнем слова Сата­на). И еще написано: «Уклонись (С'тех) от него, и пройди мимо» (Притчи, 4: 15).

§ 165. Каково значение выражения «семьдесят финиковых пальм»?

Они приняли заповеди, ибо написано: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего» (Ис­ход, 15: 26). Сразу после этого мы обнаруживаем: «И пришли в Елим (Элимах); там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев» (Исход, 15: 27).

Что означает Элимах! Это Эли Мах — «для меня это что».

«Там было двенадцать источников воды». Сна­чала Бог дал им это как источники, а в конце он отдал им это обратно как камни. Поэтому напи­сано (о камнях, установленных вблизи Иордана) «двенадцать камней» (Иисус Навин, 4: 9).

Какова причина? Причина в том, что первона­чально Тору уподобляли воде в мире. Только поз­же ее поместили в вечное место. Однако вода один день здесь, а на другой день где-то еще.

§ 166. Что такое эти семьдесят финиковых пальм?

Это учит нас тому, что у Благословенного Свя­тейшего семьдесят структур.

Они произошли от двенадцати простых струк­тур. Они просты точно так же, как проста вода.

Откуда нам известно, что финиковая пальма — это структура? Потому что написано: «Этот стан твой похож на пальму» (Песнь Песней, 7: 8).

Кроме того, существует семьдесят видов фи­никовых пальм. Поэтому и написано, что было семьдесят финиковых пальм. Одна не похожа на другую, их функции совершенно разные, и вкус одной не похож на вкус другой.

§ 167. — Вы сказали, что семьдесят финиковых пальм представляют семьдесят структур. Но не го­ворили ли вы, что существуют семьдесят два?

— Существует семьдесят один. Израиль состав­ляет семьдесят два, но это не учитывается.

— Но не говорили ли вы, что было семьдесят?

— Один — слуга Сатаны.

На что это похоже? У царя были сыновья, и он купил для них рабов.

Затем царь сказал своим сыновьям: «Я даю вам все поровну».

Один из них ответил: «Я не хочу быть с тобой, потому что обладаю способностью украсть у тебя что-нибудь».

Тогда царь сказал: «Из-за этого ты вообще не будешь иметь своей доли».

Мятежный сын сделал то, что смог. Он ушел и стал ждать рабов, показывая им много золота, дра­гоценных камней и войск. Он сказал: «Переходите на мою сторону».

Что сделал царь? Он собрал свои армии вместе с армиями всех своих сыновей. Он показал их рабам и сказал им: «Не позволяйте ему вводить себя в заблуждение, будто его армия сильнее моей. Вот войска этого сына. Он обманщик и хочет обо­красть вас. Поэтому не слушайте его, ибо сначала он будет говорить гладко, чтобы заманить вас в спою западню, но в конце концов он посмеется над нами. Вы — мои рабы, и я сделаю для вас все хорошо, если вы отвернетесь от него и не послушеете его».

Он — Князь Хаоса. Поэтому и написано: «Не обращайтесь вслед ничтожных богов, которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто» (1 Царств, 12: 21). Это не может ни помочь, ни спасти, но может причинить вред.

Совет, который я даю вам, заключается в том, что вы должны «слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и вни­мать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его» (Исход, 15: 26).

Если вы соблюдете все Его уставы, тогда «вся­кая болезнь, которую Я наслал на египтян, не па­дет на вас».

Зачем он говорил все это? Для того, чтобы за­крыть все двери, чтобы он не нашел вас то мяг­кими, то жесткими.

Когда вы соблюдете все его заповеди, «то не на­веду на тебя ни одной из болезней, которые на­вел Я на Египет».

Каково значение слов «ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой»? Это означает, что даже тог­да, когда он приходит и поражает, Я есмь Бог, Который исцелит вас.

§ 168. — Почему вы называете это восьмым?

— Потому, что с этого начались восемь, и этим число восемь завершается. Однако по функции это седьмое.

— И каковы те восемь, которые начались?

— Это тот факт, что дитя вступает в обет об­резания, когда ему исполняется восемь лет.

— В таком случае они составляют восемь?

— Они есть не что иное, как семь.

— Тогда почему Благословенный Святейший го­ворит «восемь»?

— Потому что в человеке восемь направлений. Каковы они? Они следующие:

Правая и левая рука, Правая и левая нога, Голова, туловище, Завет как повелитель И его жена, его супруга.

Поэтому и написано: «И прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие, 2: 24).

Их восемь, и они соответствуют восьми дням обрезания.

— Следовательно, их восемь?

— Их не иначе как семь, поскольку тело и За­вет — одно. Поэтому именно восемь.

§ 169. — Что такое девятое? Он сказал им:

— Девятое и десятое существуют вместе, одно противоположно другому.

Одно выше другого на пятьсот лет.

Они подобны двум Колесам (Офаним). Одно на­правлено на север, в то время как другое устремлено на запад. Они достигают самой низшей земли.

Что такое самая низшая земля? Это последняя ИЗ семи земель, лежащих внизу.

Конец Божественного Присутствия Благословен­ного Святейшего находится под Его стопою. По­этому и написано: «Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» (Исайя, 66: 1).

Победа (Ницахон) мира — там. Потому и сказа­но: «Для Победы Побед (Нецах Нецахим)» (Исайя, 34: 10).

§ 170. — Что означает «Победа Побед»?

— Это — единственная Победа (Нецах).

Какова она?

— Это Победа, устремленная на запад.

— И что является для нее вторичным?

То, что устремлено на север.

— А третья Победа?

— Это то, что ниже.

— Третья?

— Но вы уже сказали, что у Колесницы два ко­леса. Поэтому мы должны сказать, что конец Бо­жественного Присутствия также называется По­бедой.

Таково значение «Победы Побед». «Победа» — это одно, а «Победы» — два, что в сумме дает три.

§ 171. Ученики сказали ему:

— Сверху вниз мы знаем. Но снизу вверх мы не знаем.

Он ответил:

— Не все ли одно — снизу вверх и сверху вниз? Они сказали:

— Наш учитель, восхождение — не то же самое, что нисхождение. Человек может бежать, пока ни­сходит, но он не может бежать, когда восходит.

Он ответил:

— Идите и посмотрите. Он сел и разъяснил им:

— Существует Божественное Присутствие внизу, точно так же как существует Божественное При­сутствие вверху.

Что такое Божественное Присутствие? Мы уже сказали, что это — свет, который происходит от первого Света, являющегося Мудростью. Кроме того, он окружает все сущее, ибо написано: «Вся земля полна славы Его!» (Исайя, 6: 3).

— Какова его функция?

— На что это похоже? У царя было семь сыно­вей, и он назначил каждому свое место. Он ска­зал им: «Сядьте здесь, один над другим».

Самый нижний сказал: «Я не сяду в самом низу. Я не хочу быть далеко от вас».

Царь ответил: «Я окружу тебя и буду видеть тебя весь день».

Таково значение стиха: «Вся земля полна славы Его».

Почему Он находится среди них? Это так по­тому, что он должен поддерживать их и помогать им.

§ 172. — А кто такие эти сыновья?

— Я уже говорил вам, что у Благословенного Святейшего семь священных форм.

Все они имеют аналоги в человеке, ибо напи­сано: «Ибо человек создан по образу Божию» (Бытие, 9: 6). Также написано: «По образу Божию Сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1: 27).

Вот чем они являются:

Правая и левая нога,

Правая и левая рука,

Туловище, завет и голова.

— Но их только шесть. Вы сказали, что их семь.

— Семь, если учитывать его жену. Поэтому на­писано: «И будут [два] одна плоть» (Бытие, 2: 24).

— Но она была создана из его ребра, ведь на­писано: «Взял одно из ребер его» (Бытие, 2: 21).

Он сказал:

— Да, из его ребра.

— Тогда у Него есть ребро?

— Да. Написано: «И двадцать ребер для другой стороны скинии к северу» (Исход, 26: 20). Таргум Переводит это как «сторона скинии».

— И какова Его сторона?

— На что это похоже? У царя появилась мысль Посадить в саду десять деревьев мужского рода. Все ОНИ были финиковыми пальмами. Он сказал: «По­скольку все они одного вида, им невозможно вы­жить».

Что он сделал? Он посадил среди них этрог. Это то из них, о котором он думал, что оно муж­ского рода.

А почему этрог женского рода? Потому что на­писано: «Плоды красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных» (Левит, 23: 40).

Каков плод красивого (хадар) дерева?

Таргум переводит это как «плод дерева этрог и лулав».

§ 173. Каково значение слова «красивый»? Это — красота всех вещей.

Это также красота «Песни Песней».

О ней написано: «Кто эта блистающая, как за­ря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песнь Пес­ней, 6: 10).

Это относится к женскому.

Из-за этого женское взято у Адама. Это про­изошло потому, что низший мир не может продол­жать существовать без женского.

А почему женское называется некева? Потому, что у женщины широкое отверстие (некев). А так­же потому, что у нее больше отверстий, чем у мужчины. Каковы они? Это отверстия грудей, мат­ки и влагалища.

§ 174. — А почему вы сказали, что Песнь Пес­ней прекрасна?

— Да, это самое прекрасное из всех Священных писаний.

Поэтому раввин Йоханан сказал:

— Любое Писание священно, и вся Тора свя­щенна, но Песнь Песней — это Святая Святых.

Что значит Святая Святых? Это означает, что нечто является священным для Святых.

Каковы эти Святые? Они являются аналогами тех шести направлений, которые присутствуют в человеке. То, что для них является святым, свя­щенно для всего.

§ 175. Что представляет собой то, что является Святым? Это — этрог, красота (хадар) их всех.

Почему оно называется прекрасным (хадар)? Чи­тайте не хадар, а Ха-Дар — «то, что обитает».

Это относится к этрог и не связано с лулав. Без него не может быть выполнена заповедь о лулав. > И это связано с ними со всеми. Оно существу­ет вместе с каждым из них и объединяется с ними всеми.

§ 176. Чему соответствует лулав? Это — аналог Спинного мозга.

Поэтому написано: «Ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и аерб речных» (Левит, 23: 40).

. Лиственные ветви мирта должны покрывать боль­шинство гроздьев. Если ветви не покрывают большинства гроздьев, то это больное дерево. Почему?

На что это похоже? У человека есть руки, и с И ИХ помощью он защищает свою голову. У него две руки, а голова образует нечто третье.

Поэтому он называется «ветвью лиственного дерева». «Ветвь» направлена влево, а «листья» — вправр. Тогда выявляется, что «дерево» находится в центре.

А почему это называется «деревом»? Потому что это — Корень Древа.

§ 177. Что такое «вербы речные»? В лулав есть двевербные ветви, и они соответствуют двум ногам человека.

Почему «вербы речные» называются арвей нагая? Потому, что большая из них наклонилась к запа­ду (ма-Арев) и оттуда черпает свою силу.

Верба, наклонившаяся на север, меньше первой на путь в пятьсот лет. Она находится на северо­западной стороне, благодаря которой она функци­онирует.

Она названа в ее честь, поскольку они обе сме­шаны (арав).

§ 178. Другое объяснение.

Вербы речные называются арвей нагал, потому что функция одной иногда смешивается с функци­ей другой.

Почему они называются вербами речными? Из-за того места, где они растут, называемого рекой. Поэтому написано: «Все реки текут в море, но мо­ре не переполняется» (Екклесиаст, 1: 7).

Что это за море? Мы говорим, что это — эт-рог.

Откуда мы знаем, что каждый из семи аспек­тов называется рекой (нагал}1 Потому что напи­сано: «Из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пу­стыне» (Числа, 21: 19). Читайте не Нагалиил, а На­глей Эл — Божьи Реки.

И все шесть тогда на одном пути к морю.

Что это за путь? Это тот путь, который при­миряет их. Поэтому написано: «Перед лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер» (Ав­вакум, 3: 5).

Все они идут к той трубе, а от трубы — к морю.

Таково значение стиха: «От Дара к Божьим Ре­кам». Дар — это то, что дано, а именно мозг. От­туда они идут к Божьим Рекам.

«А от Божьих Рек — в Вамоф». Что такое Ва­моф? Как переводит Таргум, Рамта — это «высо­ты». Это — сеголь, которая следует после зарка.

Далее в стихе сказано: «Из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, Обращенной лицем к пустыне».

«Из Вамофа (высот) в Гай, который в земле Моава». Это то, что приготовлено. А что было в земле Моава? Читайте не Моав, а Май-ав — «от отца». Это — отец, о котором написано: «За то, что Авраам[отец твой] послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Бытие,

I: 5).

Что это за земля? Это земля «на вершине горы Фасги», которая к тому же является «обращенной лицем к пустыне (Йешимон)». Йешимон истолковывается как среднее Небо.

Что касается этой трубы, то написано: «Садовый Источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана» (Песнь Песней, 4: 15). Что такое Ливан? Мы говорим, что это — и Мудрость.

Что такое вербы речные (Нагал) Мы говорим, что это то, что дает наследство (Нагхали Израилю. Оно относится к двум Колесницам Колесницы.

§ 179. Мы постигли, что существуют Десять Сфер и Десять Речений.

У каждой Сферы свое Речение. Не Сфера окружается Речением, а скорее наоборот: Речение окружается Сферой.

Этот материальный мир подобен горчичному зерну внутри кольца.

Почему? Из-за Духа, носящегося над ним, которым он и поддерживается. Если бы хоть н

мгновение этот Дух прервался, мир был бы унич­тожен.

§ 180. В этом мире существует три Сферы.

Каким образом? Этот мир склоняется к северу и к югу.

Каким образом? Север — запад — юг. Северо-запад — это первая сфера, которая вращается во­круг нас.

Говорим ли мы, что она направлена на северо-запад? Мы говорим, что ее сила направлена на се­вер. Это — левая нога.

Над нею находится вторая Сфера, полностью направленная на запад.

Говорим ли мы, что она направлена на запад? Мы говорим, что ее сила направлена на запад. Это — Победы этого мира.

Над нею есть третья Сфера, и ее сила направ­лена на юго-запад.

— Чем является та первоначальная сила, кото­рая, как вы сказали, была второй?

— Мы говорим, что это — правая нога.

— А какова сила, направленная на юго-запад?

— Это Основание мира. О нем написано: «Пра­ведник — на вечном основании» (Притчи, 10: 25).

Вторая сила находится позади Колесницы, а пер­вая сила стоит перед нею.

Праведник, Вечное Основание, находится в цент­ре. Он эманирует с юга этого мира и управляет двумя остальными. В его владении находятся также души всех живых существ. Это — Жизнь Миров.

Слово «творение» (бериах) всегда употребляется вместе с ним. О нем написано: «Господь... почил и покоился» (Исход, 31: 17).

Это — аспект дня субботы. Об этом написано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Ис­ход, 20: 8).

Также написано: «Наблюдай день субботний» (Второзаконие, 5: 12). Здесь говорится о седьмом вспекте. Об этом седьмом аспекте написано: «Суб­боты Мои храните и святилище Мое чтите» (Левит, 19: 30).

Каков этот седьмой аспект? Это аспект Добра Благословенного Святейшего.

§ 181. Почему написано во множественном числес: «Субботы Мои храните», а не в единственном: [.«Мою субботу»?

На что это похоже? У царя была прекрасная невеста, и каждую неделю она уделяла один день тому, чтобы побыть с ним. У царя были также пре­красные любимые сыновья. Он сказал им: «Поскольку ситуация такова, вы тоже должны радовать в день моей радости. Ибо ради вас я стараюсь, и вы также относитесь ко мне с уважением».

§ 182. По какой причине в Торе о субботе говорится в одном месте «помни», а в другом – «храни»?

«Помни» (захор) относится к мужскому (Захар). «храни» (шамор) относится к невесте. Почему это соединяется со словами «и святилище-Мое чтите»? Потому, что святилище Мое свято. Почему? Потому, что во всех отношениях «Я Господь, Бог ваш».

§183. Почему мы говорим, благословляя пищу Вовсем, что Он сотворил... благословенна Жизнь миров»? Почему мы не говорим: «Во всем, что Ты сотворил»?

Но мы благословляем Святейшего, который дает Свою мудрость этой «Жизни Миров». А она уже Обеспечивает всем остальным

§ 184. По какой причине в благословениях: «Благословен... освятивший нас Его заповедями и заповедавший нам» мы говорим о Нем в третьем лице? Почему мы не говорим: «Ты, освятивший нас Своими заповедями и заповедавший нам» — во втором лице?

Это учит нас тому, что все заповеди включены в Жизнь Миров.

В силу Своей любви к нам Он дал нам запове­ди, дабы они освятили нас и позволили стать до­стойными. Почему? Потому что, живя в этом мире, мы можем стать достойными великого Мира Гря­дущего.

В его владении сокровищница душ. Когда Из­раиль добродетелен, эти души достойны того, что­бы появляться и приходить в этот мир. Но если люди не добродетельны, тогда эти души не возни­кают.

Поэтому мы говорим: «Сын Давида не придет до тех пор, пока все души в теле не станут безуп­речными».

Что означает «все души в теле»? Мы говорим, что это относится ко всем душам, пребывающим в человеческом теле. Когда они будут совершенны, тогда новые души удостоятся появления.

Тогда придет Сын Давида (Мессия). Он сможет родиться, поскольку его душа появится среди дру­гих новых душ.

На что это похоже? У царя была армия, и он послал ей для еды много хлеба. Но эти люди были столь ленивы, что не относились к хлебу бережно и не съели его сразу. Поэтому хлеб покрылся пле­сенью и испортился.

Царь расследовал этот случай, чтобы понять, что они ели и съели ли они то, что он им послал. Он обнаружил, что хлеб заплесневел, а они постыди­лись попросить у него еще хлеба. Как они могли сказать царю: «Мы не позаботились о том, что ты послал нам, а теперь мы просим еще»?

Тогда царь рассердился. Он взял заплесневелый хлеб и приказал, чтобы его как можно лучше вы­сушили и очистили. Он поклялся людям, что не даст им больше хлеба до тех пор, пока они не съедят весь этот заплесневелый хлеб. Затем он вернул им этот хлеб.

Что они сделали? Они решили поделить его, и Каждый взял свою порцию. Заботливый взял свою Порцию и положил ее на свежем воздухе, стараясь; сохранить ее в хорошем состоянии. А нерадивый свой кусок хлеба и жадно съел его. Он съел ТО, что смог, а оставшееся беспечно отложил в сторону, поскольку он уже отказался от него. Оставшийся хлеб испортился еще больше и стал настолько заплесневелым, что его уже невозможно было есть вообще. Поэтому он чуть не умер голодной Смертью.

Тогда царь обвинил его в грехе перед собствен телом: «Зачем ты губишь себя? Недостаточно ЛИ ты испортил хлеб в первый раз? Но я вернул его тебе, а ты испортил его снова. Ты испортил,свою долю, потому что был слишком ленив, что-ты позаботиться о ней. Но мало того, ты также губишь и себя».

Этот солдат ответил: «Мой господин, что я мог Сделать?»

Тот ответил: «Ты должен был позаботиться о хлебе. А если ты заявляешь, что не мог сделать того, то ты должен был наблюдать за своими друзьями и ближними, с которыми ты делил этот ел. Ты увидел бы, что они сделали и как они позаботились о хлебе, и тогда ты сохранил бы его,

они».

Кроме того, люди спрашивали у него: «Почему ТЫ губишь себя? Не достаточно портил этот хлеб? Но ты продолжал в том же духе и чуть было не погубил плоть своего тела. Ты уко­ротил дни своей жизни или, по крайней мере, стал причиной этому. Возможно, у тебя был бы хоро­ший сын. Он смог бы спасти тебя и очистить от вреда, который причинили тебе ты сам и другие. Поэтому твои страдания возрастут во всех отноше­ниях».

Он смутился и ответил: «Что я мог сделать, ког­да у меня уже не было хлеба? Благодаря чему я мог бы поддерживать свою жизнь?»

Они ответили: «Если бы ты старался и работал над Торой, ты не отвечал бы так глупо и бесстыд­но, как сейчас. По твоему ответу видно, что ты не работал и не старался над Торой. Поэтому напи­сано: "Дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек" (Второзаконие, 8: 3). Ты не изучал, и не старался, и не спрашивал: "Бла­годаря чему живет человек?"»

Благодаря тому, что «исходит из уст Господа».

И тогда они сказали: «Невежественный не мо­жет быть благочестивым».

Если человек не проявляет милосердия (Хесед) к самому себе, он не может быть назван благоче­стивым (хасид).

§ 185. Как человек может делать добро своему Учителю?

Изучая Тору. Всякое изучение Торы есть дело добра по отношению к Учителю. Поэтому написа­но: «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Сво­ей на облаках» (Второзаконие, 33: 26). Тем самым Бог говорит: «Когда ты изучаешь Тору ради нее самой, Я принесусь на помощь тебе во славе Сво­ей на облаках».

Следовательно, слава Его — на облаках, в не­бесах (Шехаким).

Что есть Шехаким? Мы говорим, что это нахо­дится в сокровеннейшей палате. Поэтому Таргум переводит это как «Его слово — в Небе Небес».

Посему «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, жи­вет человек» (Второзаконие, 8: 3).

Однако «глупец отвечает нагло».

Поэтому он подвергается наказанию. Каково его наказание? Мы уже обсудили это.

§ 186. Каково значение стиха: «Станет ли мудрый отвечать знанием духа»? (Иов, 15: 2.) Что такое «знание духа»?

Это — Знание, близкое к духу. Об этом написано: «И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух Ведения и страха Господня» (Исайя, 11: 2). Сначала приходит Мудрость, потом приходит Понимание. А в Понимании — «совет», «крепость», ведение» и «страх Господень».

— Но вы говорили, что «совет» — это дела Ми­лосердия, а Понимание — аспект Справедливости.... — Одно выше другого.,(Знание есть Истина. Следовательно, Знание есть

, благодаря чему человек узнает истину., «Страх Господень» есть Сокровищница Торы. Это похоже на то, что я говорю, но одно вышедругого.

Поэтому раввин Акиба и сказал: «Во всем, что сотворил Господь, Он создал Свое подобие». Поэтому и написано: «То и другое соделал Бог» (Екст, 7: 14).

Что такое Сокровищница Торы? Это то, о чем написано: «Страх Господень будет сокровищем твоим» (Исайя, 33: 6). Прежде всего человек должен быть богобоязненным, тогда он может изучать Тору.

Это похоже на случай с человеком, который пришел купить финикового меда, но не принес сосуд для него. Он говорит: «Я унесу его за пазу­хой». Он пытается унести его за пазухой, но это очень трудно, и, кроме того, он боится, что мед порвет и испортит его одежду. Поэтому он выбра­сывает его на дорогу.

Этот человек наказан дважды. Во-первых, за то, что испортил хорошую пищу, а во-вторых, тем, что напрасно потратил свои деньги.

§ 187. Страх Божий — это высший страх.

Он — в ладони Бога. И он является Его Силой.

Эта ладонь (каф) называется чашей достоинств (Каф Зехут), потому что она склоняет мир к чаше достоинств.

Поэтому написано: «И страхом Господним ис­полнится, и будет судить не по взгляду очей Сво­их, и не по слуху ушей Своих решать дела» (Исайя, 11: 3). Он будет склонять весь мир к чаше досто­инств. Оттуда исходит в мир совет, и оттуда ис­ходит в мир здоровье.

Поэтому и написано: «Оттуда Пастырь и твер­дыня Израилева» (Бытие, 49: 4). Это — место, которое называется «Там». Об этом написано: «Лучи исходят от Его руки, и там тайник Его силы!» (Аввакум, 3: 4).

§ 188. — Расскажите нам, каково значение сти­ха: «Лучи исходят от Его руки».

Почему сначала сказано «лучи», а затем — «от Его руки»? Следовало бы сказать «от Его рук», во множественном числе.

— Здесь нет противоречия. Это очень похоже на стих: «Он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали» (Исход, 32: 19). Однако то, ка­ким образом это написано, можно было бы читать «руки своей» в единственном числе.

Подобно этому написано: «И были руки его вер­ны до захождения солнца» (Исход, 17: 12). В этом стихе говорится эмунах («была верной» — в един­ственном числе), а не эмунот («были верными» — во множественном числе).

Они заметили:

— Наш учитель, мы указываем на противоречие для того, чтобы получить ответ, а вы закрываете Нам глаза. Не учили ли вы нас, учитель, что сна­чала следует отвечать на первое, а в конце — на последнее?

Он сказал:

— А о чем же вы спрашивали?

— О значении стиха: «Лучи исходят от Его руки».

— С божией помощью я только что объяснил им его своими словами.

Они устыдились.

Когда он увидел, что они устыдились, он сказал им:

— Не верно ли то, что поначалу была вода и ЧТО огонь исходил от нее? Поэтому вода включала в себя огонь.

— Но, Учитель, что означает слово «лучи»? Он ответил:

— Существует пять лучей. Они являются пятью пальцами правой руки человека.

189. — Учитель, вы сказали нам, ссылаясь на раввина Йоханана, что есть только две «руки мира».

Он ответил:

— Да. Но здесь «лучи» подразумевают те два луча,которые находятся ние их И каковы они? Он сказал:

— С гневом от вашей головы.

— А что выше? Он сказал:

— Страх Божий.

§ 190. А что такое страх Божий?

Это — первый свет.

Поэтому раввин Мейер сказал:

— Почему написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»? (Бытие, 1: 3.) Почему Он не сказал: «И стало так»?

Это учит нас тому, что свет был весьма интен­сивным, настолько, что ни одно сотворенное суще­ство не могло смотреть на него. Поэтому Бог со­хранил его для праведных в Последнем Будущем.

Такова мера всех товаров (сехорах) в этом мире. Это также сила драгоценных камней, называемых Сохе ре т и Дар.

А что такое аспект Дар?

Это учит нас тому, что Господь взял тысячную долю его сияния и создал из нее прекрасный дра­гоценный камень. Он включил в него все заповеди.

Пришел Авраам, и Он искал, какую дать ему силу. Он дал ему этот драгоценный камень, но тот не захотел взять его. Он был достойным и взял себе в качестве своего аспекта Милосердие, ибо написано: «Милость Аврааму» (Михей, 7: 20).

Исаак пришел, и Он искал, какую дать ему силу, но, когда Он дал ему силу, тот не захотел ее. Он был достойным и взял аспект силы, кото­рая называется Страх. Поэтому написано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Бытие, 31: 53).

Пришел Иаков и захотел силу, но она не была дана ему. Они сказали: «Поскольку Авраам выше,

а Исаак ниже, то ты будешь в центре и возьмешь все три».

Что есть центр?

Это — мир, ибо написано: «Ты явишь истину Иакову» (Михей, 7: 20). Истина тождественна миру, ибо написано: «Со словами мира и правды» (Ес­фирь, 9: 30). Точно так же написано: «Да будет мир и благосостояние во дни мои!» (4 Царств, 20: 19).

Таково значение стиха: «И дам вкусить тебе на­следие Иакова, отца твоего» (Исайя, 59: 14). Это — полное наследие (нахалах), включающее в себя Милосердие, Страх, Истину и Мир.

Поэтому и написано: «Камень, который отверг­ли строители, соделался главою угла» (Псалом 117: 22). Это тот самый камень, который был от­вергнут Авраамом и Исааком, строителями мира, и Поэтому он стал главою угла.





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.029 с)...