Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Бахир
§ 1. Раввин Нехуниа бен ха-Кана сказал:
— В одном стихе утверждается: «Теперь не видно яркого света (Бахир) в облаках... и окрест Бога страшное великолепие»).
Однако в другом стихе говорится: «И мрак сделал покровом Своим...» (Псалом 17: 12). Написано также: «Облако и мрак окрест Его...» (Псалом 96: 2). Это — кажущееся противоречие.
Приходит третий стих и примиряет эти два. В нем написано: «Но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет» (Псалом 138: 12).
§ 2. Раввин Берахиа сказал:
— Написано: «Земля же была безвидна (тоху) и пуста (боху)...» (Бытие, 1: 2).
Что означает в этом стихе слово «была»? Это указывает на то, что Хаос (тоху) существовал раньше [и уже был].
Что такое Хаос (тоху)? Нечто такое, что сбивает с толку (таха) людей.
Что такое пустота (боху)? Это нечто, обладающее субстанцией*. Именно по этой причине это называется боху, то есть Бо-Ху — «То находится в Этом».
§ 3..Почему Тора начинается с буквы Бет? Потому что она начинается с Благословения (Берахах).
Откуда же мы знаем, что Тора называется Благословением? Потому что написано: «Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его» (Второзаконие, 33: 23).
Море — это не что иное, как Тора, ибо написано: «Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов, 11: 9).
Каково значение сего стиха: «Длиннее земли мера Его и шире моря»? Это означает, что, где бы мы ни нашли букву Бет, она указывает на Благословение*.
Поэтому написано: «В начале (Бе-Решит) сотворил Бог небо и землю» (Бытие, 1: 1). Бе-Решит — это Бет Решит.
Слово «начало» (Решит) есть не что иное, как Мудрость. Поэтому написано: «Начало мудрости — страх Господень».
Мудрость есть благословение. Поэтому написано: «И Бог благословил Соломона»*. Кроме того, сказано: «И дал Бог Соломону мудрость» (3 Царств, 4: 29).
Это похоже на царя, который выдает свою дочь замуж за своего сына. Он отдает ее ему в жены и говорит ему: «Делай с ней все, что хочешь».
§ 4. Откуда мы знаем, что слово «берахах», [обычно переводимое как «благословение»], происходит от слова «барух», [означающего «благословенный»]? Возможно, оно происходит от слова «берех», [означающего «колено»].
Написано: «Предо Мною преклонится всякое колено» (Исайя, 45: 23). [В таком случае берахах может означать] то Место, перед которым всякий преклоняет колени.
Какой пример это напоминает? Люди хотят увидеть царя, но не знают, где находится его дом (байт). Первое, что они спрашивают: «Где дом царя?» Только после этого они могут спросить: «Где царь?» Поэтому сказанное: «Предо Мною преклонится псякое колено» — равносильно наивысшему: «Мною будет клясться всякий язык» (Исайя, 45: 23).
§ 5. Раввин Рахумай сел и разъяснил:
— Каково значение стиха: «Насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его»? (Второзаконие, 33: 23.)
Это означает, что всюду, где мы находим букву Бет, она благословенна.
Именно о наполнении говорится в стихе: «Насыщен благоволением и исполнен благословения Господа».
Отсюда оно питает тех, кто нуждается в нем. Именно в этом наполнении Бог искал совета.
Какой пример похож на это? Царь захотел построить себе дворец среди высоких скал. Он подкопал подножие скалы и обнаружил большой источник живой воды. Тогда царь сказал: «Поскольку у меня есть проточная вода, я выращу сад. Потом я буду наслаждаться им, и весь мир насладится им».
Поэтому и написано: «Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Притчи, 8: 30).
В Торе сказано: «В течение двух тысяч лет я был на лоне Благословенного Святого как Его услада».
Потому в библейском стихе и говорится: «всякий день». Каждый день Благословенного Святого — тысяча лет, ибо написано: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Псалом 89: 5).
С тех пор иногда бывает так, как говорится в Покой существует для этого мира. Поэтому написано: «Я выдохну хвалу Мою тебе чрез ноздри Мои» (Исайя, 48: 9).
Каково значение слов «хвалу Мою»? Как сказано: «Хвала Давида. Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки» (Псалом 144: 1).
Почему это — хвала? Потому что «буду превозносить Тебя».
И каково это превознесение? «Буду... благословлять имя Твое во веки и веки».
§ 6. Что есть благословение?
Его можно объяснить на одном примере. Царь вырастил в своем саду деревья. Может пойти дождь и полить их, земля намокнет и насытится влагой, однако царь должен поливать деревья из источника.
Поэтому написано: «Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек».
§ 7. Раввин Аморай сел и разъяснил:
— Каково значение стиха: «О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его» (Второзаконие, 33: 23).
Моисей говорил: «Если будете соблюдать законы мои, то унаследуете этот мир и будущий».
Мир грядущий подобен морю, ибо написано: «Длиннее земли мера Его и шире моря» (Иов, 11: 9).
Наш мир рассматривается как юг. Потому написано: «Она сказала: дай мне благословение; ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод. И дал он ей источники верхние и источники нижние» (Иисус Навин, 15: 19). Таргум* переводит это место следующим образом: «Вот эта земля — юг».
§ 8. Почему Бог добавляет к имени Авраам букву Хей, а не какую-либо иную?
Это потому, что все части тела человека должны быть достойны жизни в грядущем мире, который подобен морю.
В той степени, в какой мы можем выразить это, структура завершается в Аврааме. [Об этой структуре] сказано: «Ибо человек создан по образу Бо-жию» (Бытие, 9: 6).
Числовое значение Авраама — 248, количество составных частей человеческого тела.
§ 9. Каково значение стиха: «О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его (ЙиРаШаХ) (Второзаконие, 33: 23.) Было бы достаточным, если бы в стихе говорилось: «[Море и юг] во владении (РаШ)».
Но это должно научить нас тому, что следует также включить сюда Бога. Поэтому слово ЙиРа-ШаХ содержит в себе буквы РаШ ИХ, [означающие «наследует Бога»].
На что это похоже? У царя было две сокровищницы, и одну из них он спрятал. Через много дней он сказал своему сыну: «Возьми то, что лежит в этих двух сокровищницах». Сын ответил: «Возможно, ты даешь мне не все, что спрятал». Царь сказал: «Возьми все».
Поэтому написано: «Море и юг во владении его». Унаследуй Бога (ИХ РаШ): все будет дано тебе, если ты только будешь следовать Моим путем.
§ 10. Раввин Бун сказал:
— Каково значение стиха: «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли»? (Притчи, 8: 23.)
Что означает «от века» (ме-олам)! Это значит, что это должно быть скрыто (хе-элам) от мира.
Поэтому написано: «Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир (ха-олам) в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца» (Екклесиаст, 3: 11). Следует читать не ха-олам (мир), а хе-элам (сокрытие).
В Торе сказано: «Я был первым, так что я мог быть началом мира». Поэтому написано: «От века я помазана, от начала, прежде бытия земли».
Вы можете подумать, что земля была прежде. Поэтому и написано: «прежде бытия земли».
Потому написано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие, 1: 1).
Что значит «сотворил»? Он сотворил все, что было необходимо для существования всего сущего. Потом написано «Бог». И только после этого — «небо и землю».
§11. Каково значение стиха: «То и другое соделал Бог»? (Екклесиаст, 7: 14.)
Он создал Пустоту (боху) и поместил ее в мире, и Он создал Хаос (тоху) и поместил его во зле.
Пустота пребывает в мире, ибо написано: «Он творит мир на высотах Своих» (Иов, 25: 2).
Это учит нас тому, что Михаэль, князь по правую руку Бога, есть вода и град, в то время как Габриэль, князь по левую руку Бога, — это огонь. Оба они примиряются князем мира.
Таково значение стиха: «Он творит мир на высотах Своих».
§ 12. Откуда мы знаем, что Хаос пребывает во зле?
Написано: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия» (Исайя, 45: 7).
Как это проявляется? Зло — из Хаоса, а мир -из Пустоты.
Поэтому Он создал Хаос и поместил его во зле, [так как сказано: «Я...'делаю мир и произвожу бедствия». Он создал Пустоту и поместил ее в Мире, ибо написано: «Он творит мир на высотах СВОИХ».]
§ 13. Раввин Бун тоже сел и разъяснил:
- Каково значение стиха: «Я образую свет и творю тьму»? (Исайя, 45: 7.)
Свет обладает субстанцией. Поэтому слово «образую» используется в отношении света. У тьмы нет субстанции, и потому к ней применяется термин «творение». Подобным же образом написано: «Ибо вот Он, Который образует горы и творит ветер» (Амос, 4: 13).
Другое объяснение таково:
Свет действительно появился, ибо написано: «И сказал Бог: да будет свет» (Бытие, 1: 3). Ничто не может появиться, если оно не создано. Поэтому используется слово «образовывать».
Однако в случае тьмы не было никакого творения, было только разделение и выделение. Именно по этой причине применяется термин «творить» (бара). У него тот же смысл, что и у выражения: «Человеку стало хорошо (хи-бриа)».
§ 14. Почему буква Бет закрыта со всех сторон и открыта спереди?
Это учит нас тому, что она является Домом (Бай-ит) этого мира. Бог — это место мира, но мир — не Его место.
Читайте не Бет, а Байит (дом).
Поэтому написано:
«Мудростью устрояется дом и разумом утверждается. И с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом» (Притчи, 24: 3).
§ 15. На что похожа Бет? Она подобна человеку, мудро созданному Богом. Бет закрыта со всех сторон, но открыта спереди.
Однако буква Алеф открыта сзади.
Это учит нас тому, что хвост Бет открыт сзади. Если бы это было иначе, человек не мог бы существовать.
Точно так же, если бы на хвосте Алеф не было Бет, не смог бы существовать мир.
§ 16. Раввин Рахумай сказал:
- Миру предшествовал свет, ибо сказано: «Облако и мрак окрест Его» (Псалом 96: 2). Поэтому написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал тот» (Бытие, 1: 3).
Они сказали Ему: «До сотворения Израиля, сына твоего, сделал ли ты ему корону?» Он ответил: «Да».
На что это похоже? Царь тосковал по сыну. Однажды он нашел прекрасную драгоценную корону и сказал: «Она подходит к голове моего сына».
Они сказали ему: «Уверен ли ты, что твой сын будет достоин этой короны?»
Он ответил: «Успокойтесь. Это то, что рождаемся в мысли».
Потому написано: «Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного». (2 Царств, 14:14)
§ 17. Раввин Аморай сел и разъяснил:
- Почему буква Алеф находится в самом начале? Потому что она была прежде всего, даже прежде Торы.
§ 18. Почему за нею следует буква Бет? Потому что Алеф была первой.
Почему у нее хвост? Чтобы указать на то место, откуда она пришла.
Некоторые говорят, что так поддерживается этот мир.
§ 19. Почему буква Гимэль третья?
У нее три части, и это учит нас тому, что она дарит (гомелъ) доброту.
Но раввин Акиба не говорил, что у Гимэль три части, потому что она дарит, вырастает и поддерживает. Поэтому написано: «Дитя выросло» Он сказал:
— Он говорит то же, что и я. Он вырос и дарил доброту своим ближним и тем, кто доверял ему.
§ 20. А почему в основании Гимэль хвост? Он сказал:
— У Гимэль наверху голова, и она похожа на свирель. В точности как свирель, Гимэль втягивает сверху через голову и распространяет через хвост. Такова Гимэль.
§ 21. Раввин Йоханан сказал:
— Ангелы были созданы на второй день. Поэтому написано: «Устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» (Псалом 103: 3). А далее сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Псалом 103: 4).
Раввин Ханинах сказал:
— Ангелы были созданы на пятый день, ибо написано: «И птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Бытие, 1: 20). Об ангелах сказано: «Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Исайя, 6: 2).
Раввин Левитас бен Таврос сказал:
— Все согласны, даже раввин Йоханан, что вода уже существовала (в первый день]. Но только во второй день «Он отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью». (В это же время он также создал] того, кто «сделал облака своей колесницей», и того, кто «шествует на крыльях ветра». Но его посланники были созданы только на пятый день.
§ 22. Все согласны с тем, что никто не был создан в первый день. Поэтому не следует говорить, что Михаэль протянул небеса на юг, а Габриэль — на север, в то время как Бог расположил вещи в середине.
Поэтому написано: «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Исайя, 44: 24). «Ми ити» — «Кто был со Мною?»
Я есмь Тот, Который посадил это дерево для того, чтобы весь мир восхищался им. И в нем я распространил Все.
Я назвал это Всем потому, что от этого все зависит, от этого все исходит и все в этом нуждается. На это они смотрят, этого они ждут, и благодаря этому души летят в радости.
Один только Я был тогда, когда создавал это. Пусть ни один ангел не возвысится над этим и не скажет: «Я был прежде Тебя».
Я был совсем один, когда распростер Мою землю, в которой Я посадил и укоренил это дерево. Я заставил их радоваться вместе со Мною, и Я радовался в них.
«Кто был со Мною?» Кому я открыл эту тайну?
§ 23. Раввин Рахумай сказал:
— Из твоих слов мы можем сделать вывод, что потребности этого мира были созданы до сотворения небес.
Он ответил: - Да.
— На что это похоже? Царь захотел посадить у себя в саду дерево. Он искал по всему саду источник воды, который питал бы это дерево, но так и не смог ничего найти. Тогда он сказал: «Я докопаюсь до воды и создам источник, который напитает дерево». Он копал землю и открыл источник
с живой водой. Тогда он посадил дерево, и оно росло, принося плоды. Оно прочно укоренилось, поскольку постоянно орошалось водой из этого источника.
§ 24. Раввин Йанай сказал:
— Земля была создана первой, ибо написано: «В то время, когда Господь Бог создал землю и небо» (Бытие, 2: 4).
Они сказали ему:
— Разве не сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю»? (Бытие, 1: 1)
Он ответил:
- На что это похоже? Царь принес прекрасную вещь, но, поскольку она не была совершенной, он не дал ей названия. Он сказал: «Я восполню ее, и приготовлю ей твердую основу, и прикреплю ее, и потом я дам ей название».
Потому и написано: «В начале Ты [Господи] основал землю», а далее: «И небеса — дело Твоих рук» (Псалом 101: 26).
Кроме того, написано: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер; устрояешь над водами горние чертоги Твои» (Псалом 103: 2-3). После этого сказано: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Псалом 103: 4). И наконец написано: «Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки» (Псалом 103: 5).
Когда Он создал ее твердую основу, Он укрепил ее. Поэтому далее написано: «не поколеблется».
Как это называется? Это называется «Во веки и веки» (Во-Эд). А название твердой основы — «Мир» (Олам). Поэтому и написано: «Не поколеблется она во веки и веки».
§ 25. Раввин Герахиах сказал:
- Каково значение стиха: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет»? (Быт., 1: 3.) Почему в стихе не говорится: «И стало так»?
На что это похоже? У царя была прекрасная вещь. Он прятал ее до тех пор, пока у него было для ною место, а затем он положил ее в это место.
Поэтому написано: «Да будет свет. И стал свет». Это указывает на то, что свет уже существовал.
§ 26. Раввин Аморай спросил:
- Каково значение стиха: «Господь муж (Иш) брани»? (Исход, 15: 3.)
Мар Рахумай ответил ему:
- Великий учитель, не спрашивай о том, что о том,что просто. Послушай меня, и я дам тебе совет.
Он сказал ему:
— На что это похоже? У царя было множество прекрасных жилищ, и каждому он дал свое название. Одно было лучше другого. Он сказал: «Я дам сыну то жилище, которое называется Алеф. Жилище, имя которого Йод, так же прекрасно, как и то, которое именуется Шин»'. Что он сделал потом?Собрал всех троих сыновей вместе и создал для них одно-единственное имя и одно-единственное жилище.
Сын спросил: «Как долго ты будешь продолжать скрывать свой замысел?»
Царь ответил: «Сын мой, Алеф — это голова. Йод
второй после нее, Шин включает в себя весь мир».
Почему Шин включает весь мир? Потому что с помощью Шин пишется ответ (Т'шувах).
§ 27. Ученики спросили его:
- Какова буква ДалетЧ Он ответил:
— На что это похоже? Десять царей находились и одном месте. Все они были богаты, но один из них был не столь богат, как другие. И хотя он все же очень богат, он беден (Дал) по сравнению с остальными царями.
§ 28. Они спросили его:
— Какова буква Хей? Он рассердился и сказал:
— Разве не учил я вас не спрашивать о более позднем прежде, чем о более раннем?
Они сказали:
— Но Хей идет после [Далет]. Он ответил:
— Этот порядок должен быть другим: сначала Гимэль, а потом Хей.
— Почему же порядок Гимэль—Далет!
— Потому что должно быть Далет — Хей.
- А почему последовательность Гимэль—Далет! Он сказал им:
— Гимэль находится на месте Далет, а она, в свою очередь, находится на месте Хей. Далет со своим хвостом находится на месте Хей.
§ 29. Какова буква Вав! Он сказал:
— Существует высшая Хей и низшая Хей.
§ 30. Они спросили его:
— Но что есть Вав! Он сказал:
— Мир был запечатан в шести направлениях. Они сказали:
— Не является ли Вав исключительной буквой? Он ответил:
— Написано: «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатер» (Псалом 103: 2).
§ 31. Раввин Аморай спросил:
- Где находится сад Эдема? Он ответил:
— На земле.
§ 32. Раввин Ишмаэль объяснил раввину Акибе:
— Каково значение стиха: «В начале сотворил (эт) Бог небо и (эт) землю»? (Бытие, 1:1.) [Почему в обоих местах добавляется слово «эт»?]
Если бы слово «эт» отсутствовало, мы бы подумали, что «небеса» и «земля» были богами. Он ответил:
- Благодаря Божественной Заслуге! Возможно, ты и достиг истинного значения, но не разобрался и поэтому говоришь так. Но [в случае «неба»] слово «эт» должно включать солнце, луну, звезды и созвездия, в то время как [в случае «земли»] к нему должно добавить деревья, растения и Эдем.
§ 33. Они сказали ему:
— Написано: «С небес поверг на землю красу Израиля» (Плач Иеремии, 2: 1). Отсюда мы видим, что он пал.
Он ответил:
— Если вы и читали, то не углядели, а если и углядели, то не перечитали в третий раз. На что это похоже? У царя на голове была прекрасная корона, а на плечах — прекрасная мантия. Когда он услышал дурные новости, он сбросил корону с головы и мантию с плеч.
§ 34. Они спросили его:
— Почему буква Хет открытая? И почему ее знак огласовки — краткий патах?"
Он сказал:
— Потому что все направления (Руах-от) закрыты, за исключением севера, который открыт для добра и зла.
Они сказали:
— Как можешь ты говорить, что север открыт для добра? Разве не написано: «И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь» (Иезекииль, 1: 4). Огонь есть не что иное, как свирепый гнев, ибо написано: «И вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним» (Левит, 10: 2).
Он сказал:
— Здесь нет никаких затруднений. В одном случае говорится о том, когда Израиль исполняет волю Бога, в то время как в другом случае говорится о том, когда Его волю не исполняют. Когда Израиль не исполняет Его волю, тогда приближается огонь [уничтожающий и наказующий]. Но когда воля Бога исполняется, тогда Атрибут Милосердия охватывает и окружает его, ибо написано: «Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего» (Михей, 7: 18).
§ 35. На что это похоже? Царь хотел наказать и высечь своих рабов. Один из его управляющих встал и спросил о причине сего наказания. Когда царь изложил суть преступления, управляющий сказал: «Твои рабы никогда не совершали такого. Я буду их поручителем, пока ты не расследуешь это дело более тщательно». Тем временем гнев царя утих.
§ 36. Ученики спросили:
— Почему буква Далет с одной стороны утолщается?
Он ответил:
— Из-за сеголь, которая находится в кратком патахе.
Поэтому написано: «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные» (Псалом 23: 7). Он поместил патах вверху, а сеголь внизу. Именно по этой причине Далет сбоку утолщенная.
§ 37. Что такое патах? Это — вход (петах).
Что подразумевается под входом? Это — северное направление, которое открыто всему миру. Это — врата, из которых появляются добро и зло.
А что есть добро?
Он передразнил их и сказал:
— Не говорил ли я вам, что это маленький патах (вход)?
Они сказали:
- Мы забыли, научи нас снова. Он окинул их взглядом и сказал:
— На что это похоже? У царя был трон. Иногда он носил его в руке, а иногда на голове.
Они спросили:
— Почему?
И он ответил:
— Он столь прекрасен, что жаль на нем сидеть. Они спросили:
— Где же он помещал его на своей голове? Он ответил:
— На открытом Мем"'. Потому и написано: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Псалом 84: 12).
§ 38. Раввин Аморай сел и разъяснил:
— Каково значение стиха: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова»? (Псалом 86: 2.)
«Врата Сиона» — это «Вход Мира».
Врата есть не что иное, как вход. Поэтому мы говорим: «Открой для нас врата милости».
Бог сказал, что любит врата Сиона, когда они открыты. Почему? Потому, что они на стороне зла. Но когда Израиль творит добро перед Богом и достоин того, чтобы добро было открыто для него, тогда Бог любит его «более всех селений Иакова».
[«Селения Иакова»] являются воплощением мира, ибо написано, что был «Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие, 25: 27).
§ 39. Это похоже на двух человек, один из которых склонен творить зло, но творит добро, а другой склонен творить добро, но творит зло.
Кто более достоин похвалы? Тот, кто склонен торить зло, а творит добро, ибо он может творить добро снова.
Потому и написано: «Господь любит врата Сиона более всех селений Иакова» (Псалом 86: 2). Все эти [селения] мирные, так как сказано: «Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие, 25: 27).
§ 40. Его ученики спросили: — Что такое Холем? Он ответил:
- Это душа, и ее имя — Холем.
Если вы ее слышите, в окончательном будущем наше тело станет энергичным (халам). Но если вы восстаете против нее, то в голове у вас будет слабость (холех) и болезни (холим).
§ 41. Еще они сказали:
- Всякая мечта (халом) пребывает в Холеме. Всякий белый драгоценный камень находится в Холеме. Поэтому написано [относительно нагрудника первосвященника]: «Третий ряд: яхонт, агат и аметист» (аХЛаМах) (Исход, 28: 19).
§ 42. Он сказал им:
- Придите и послушайте прекрасные указания относительно знаков огласовки, содержащиеся в Горе Моисея.
Он сел и продолжил:
- Хирек ненавидит злодеев и наказывает их. Его аспект включает в себя ревность, ненависть и соревнование.
Поэтому написано: «Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет (хорек) на него зубами своими» (Псалом 36: 12). Читайте не хорек (скрежещет), а рохек (отвергает).
Отвергни (рохек) эти качества в себе и отвратись от зла. Тогда добро несомненно пристанет к тебе.
§ 43. Хирек. Читайте не ХиРиК, а КеРаХ (лед). Чего бы ни коснулся Хирек, все превращается в лед. Поэтому написано: «И очищает от скверны» (Исход, 34: 7).
§ 44. Что указывает на то, что Хирек подразумевает горение?
Это связано с тем, что он — тот огонь, который возжигает все огни. Поэтому и написано: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Царств, 18: 38).
§ 45. Он сказал:
- Каково значение стиха: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный»? (Исход, 20: 18.)
Это голоса, о которых говорил царь Давид. Поэтому написано: «Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими» (Псалом 28: 3). |Это первый голос.]
[Второй голос): «Глас Господа силен» (Псалом 28: 4). О нем написано: «Силою руки моей и моею мудростию я сделал это» (Исайя, 10: 13). Также написано: «Моя рука основала землю» (Исайя, 48: 13).
[Третий голос]: «Глас Господа величествен» (Псалом 28: 4). Также написано: «Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек» (Псалом 28: 4).
[Четвертый голос]: «Глас Господа сокрушает кедры» (Псалом 28: 5). Это — радуга, которая сокрушает кипарисы и кедры.
[Пятый голос]: «Глас Господа высекает пламень огня» (Псалом 28: 7). Это то, что устанавливает мир между водою и огнем, вытягивает у огня силу и не дает ему испарять воду. Он также не дает [иоде] гасить огонь.
[Шестой голос]: «Глас Господа потрясает пустыню» (Псалом 28: 8). Поэтому написано: «Величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки» (Псалом 17: 51), — милость еще большую, чем и том случае, [когда Израиль был] в пустыне.
(Седьмой голос]: «Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его все возвещает о Его славе» (Псалом 28: 9). Поэтому написано: «Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, серпами или полевыми ланями» (Песнь Песней, 2: 7).
Это учит нас тому, что Тора была дана семью голосами. В каждом из них открывался Учитель вселенной, и они видели Его. Потому и написано: «И все люди видели голоса».
§ 46. Один стих говорит: «Наклонил Он небеса и сошел; и мрак под ногами Его» (2 Царств, 22: 10). И другом стихе сказано: «И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы» (Исход, 19: 20).
Однако еще в одном стихе написано: «Я с неба говорил вам» (Исход, 20: 22).
Как это согласовывается? Его «великий огонь» был на земле, и это был один голос. Другие голоса были на небесах.
Поэтому написано: «С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле покачал тебе великий огнь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня» (Второзаконие, 4: 36).
Что это был за огонь? Это был «великий огонь», и он был на земле.
Откуда появилась речь?
Из этого огня, ибо написано: «И ты слышал слова Его из среды огня».
§ 47. Каково значение стиха: «Но образа не видели, а только глас»? (Второзаконие, 4: 12.)
Это объясняется словами Моисея Израилю: «Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня» (Второзаконие, 4: 15).
На что это похоже? Царь предстал перед слугами, окутанный белой мантией. И хотя он далеко, они все же слышат его голос. И это истинно, несмотря на то что они не могут видеть, как он говорит. Так и в упомянутом стихе подразумевается, что люди видели образ, но не «весь образ».
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!