Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Второе владение включает в себя святые Хайот, Офаним, колеса Колесницы и все воинства Благословенного Святейшего. Они благословляют, возвышают, прославляют, восхваляют и освящают могущественного Царя в Кедушах. В мистерии великого Кедушах — свирепый и ужасный Царь. И они коронуют Его тремя «святынями».
§ 127. Почему существует три «святыни», а не четыре?
Потому, что святость в вышнем — трижды три. Поэтому и написано: «Бог есть Царь, Бог был Царем, Бог будет Царем во веки веков».
И еще написано: «Да благословит тебя Господь... да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим... да обратит Господь лице Свое на тебя...» (Числа, 6: 24-26).
Кроме того, написано: «Господь (ЙХВХ), Господь (ЙХВХ)» (Исход, 34: 6). Третье включало в себя остальные качества Бога.
Каковы они? Как продолжается в стихе: «Бог человеколюбивый и милосердый» (Исход, 34: 6) — всего тринадцать качеств Милости.
§ 128. Кедушах — это стих: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Исайя, 6: 3).
Что означает «свят, свят, свят»? И почему за ним следует: «Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его»?
Первое «свят» — это высшая Корона.
Второе «свят» — это Корень Древа.
Третье «свят» присоединяется к первым двум и объединяется с ними всеми.
Далее следует: «Господь Саваоф! Вся земля полни славы Его».
§ 129. Что означает «свят», которое присоединяется и объединяется?
На что это похоже? У царя были сыновья, у которых, в свою очередь, тоже были сыновья. Когда внуки соблюдают его волю, он общается с ними, поддерживает их и удовлетворяет все их желания. Он дает своим сыновьям всякое добро, чтобы они могли удовлетворять желания своих детей. Но когда внуки не выполняют его волю, тогда он дает столько, сколько нужно, только отцам.
§ 130. Каково значение выражения: «Вся земля полна славы Его»?
Это — земля, которая была сотворена в первый день. В вышнем она наполнена славою Господа и соответствует Земле Израиля.
И что такое эта слава? Это — Мудрость, ибо написано: «Мудрые наследуют славу» (Притчи, 3: 35).
Кроме того, написано: «Благословенна слава Господа от места своего» (Иезекииль, 3: 12).
§ 131. Что такое «слава Господа»? На что это похоже? В палате у царя была мать, и все его воинства восхищались ею. У нее были сыновья, и каждый день они приходили смотреть на царя и благословлять его.
Они спросили у него: «Где наша мать?» Он ответил: «Вы не сможете увидеть ее сейчас». Они сказали: «Пусть она будет благословенна, где бы она ни была».
§ 132. Каково значение слов «от места своего»? Они указывают, что никто не знает своего места.
Это похоже на принцессу, прибывшую издалека. Люди не знали ее происхождения, но они видели, что она была женщиной знатной, прекрасной и утонченной во всех отношениях. Они сказали: «Она, несомненно, происходит из светоносной страны, ибо своими делами она освещает мир».
Они спросили у нее: «Откуда ты?» Она ответила: «Из своей страны». Они сказали: «Если так, то люди твоей страны великолепны. Да будешь ты благословенна, и да будет благословенна твоя страна».
§ 133. Не является ли тогда «слава Господа» одним из Его воинств? Не является ли она низшей? Почему же они благословляют ее?
На что это похоже? У одного человека был прекрасный сад. За пределами сада, недалеко от него, у него был прекрасный надел земли. Он посадил там прекрасный цветущий сад.
Первым долгом он полил водою свой сад. Вода распространилась по всему саду, но не могла достичь того надела земли, поскольку он не был соединен с садом, хотя и был один. Поэтому человек открыл для него место и поливал его отдельно.
§ 134. Раввин Рахумай сказал:
— Слава (Кавод) и Сердце (Лев) имеют одно и то же нумерологическое значение, а именно тридцать два.
Они оба — одно, но Слава соответствует своей функции в вышнем, а Сердце соответствует своей функции внизу.
Поэтому «слава Господа» и «Сердце небес» тождественны.
§ 135. Раввин Йоханан сказал:
— Каково значение стиха: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик»? (Исход, 17: 11.)
Это учит нас тому, что весь мир существует благодаря поднятию рук.
Почему?
Потому, что имя Силы, данной Иакову, — Израиль.
Авраам, Исаак и Иаков — каждый получил особую Силу. Каждому была дана неотъемлемая часть того качества, в котором он жил.
Авраам творил добрые дела. Он готовил пищу для всех в округе и для всех путников. Он действовал добром и выходил приветствовать их, ибо написано: «Он побежал навстречу им» (Бытие, 18: 2). Более того, написано: «И поклонился до земли» (Бытие, 18: 2). Это было совершенное деяние добра.
Поэтому Бог одарил его тою же мерой и дал ему качество Милосердия (Хесед). Потому и написано: «Ты явишь верность Иакову, милость Аврааму, которую с клятвою обещал отцам нашим от дней первых» (Михей, 7: 20).
Каково значение слов «от дней первых»? Они учат нас тому, что если бы Авраам не творил добрых дел, то он не был бы достоин качества Истины. Тогда и Иаков не был бы достоин качества Истины.
Благодаря той же заслуге, из-за которой Авраам стал достойным качества Милосердия, Исаак
удостоился качества Страха. Поэтому написано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака» (Бытие, 31: 53).
Клялся ли кто-нибудь потом таким образом, упоминая свою веру в Страх своего отца? Но до этого момента Иакову не было дано никакой силы. Поэтому он клялся той силой, которая была дана его отцу. Именно по этой причине и написано: «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака».
Что же это?
Это — Хаос. Он исходит из зла, поражая людей.
И что это такое? Это то, о чем написано: «И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве» (3 Царств, 18: 38). Написано также: «Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Второзаконие, 4: 24).
§ 136. Что такое Милосердие?
Это — Тора, ибо написано: «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Исайя, 55: 1).
Следовательно, Милосердие — это серебро. Поэтому и написано: «Идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко». Он воспитывал вас Торой и учил вас, ибо вы уже заслужили это благодаря заслугам Авраама, который творил добро. Без серебра он кормил других и без платы он давал им вино и молоко.
§ 137. Почему вино и молоко? Что делать с остальным?
Но это учит нас тому, что вино — это Страх, а молоко — Милосердие.
Почему сначала упоминается вино? Потому, что оно ближе к нам.
Тогда относится ли это к действительному вину и молоку? Мы должны сказать, что это — форма мина и молока.
Благодаря заслугам Авраама, который был удостоен качества Милосердия, Исаак стал достойным качества Страха. А поскольку Исаак был удостоен качества Страха, Иаков был удостоен качества Истины, которая является качеством Мира.
Бог дал каждому по мере его. Поэтому написано: «Иаков (стал) человеком кротким, живущим в шатрах» (Бытие, 25: 27). Слово «кроткий» означает не что иное, как миролюбие. Поэтому написано: «Будь непорочен пред Господом Богом твоим» (Второзаконие, 18: 13). А Таргум переводит это: «Будь в мире (ш'лим)».
Слово «кроткий» указывает на Тору. Поэтому и написано: «Тора истины была в устах его» (Малахия, 2: 6). Что написано в следующей фразе? В ней сказано: «В мире и правде он ходил со Мною и многих отвратил от греха». Праведность есть не что иное, как миролюбие, ибо написано: «Непорочность и правота» (Псалом 24: 21).
Поэтому написано: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль» (Исход, 17: 11). Это учит нас тому, что качество, называемое Израилем, имеет в себе «Тору истины».
§ 138. Что означает «Тора истины»?
Это то, что учит (морех) Истине всех миров, а также Его делам в мысли.
Он сотворил Десять Речений, и через них мир начал существовать. Это — одно из них.
Человека Он сотворил с десятью пальцами, соответствующими Десяти Речениям.
Моисей воздел руки и сосредоточился до некоторой степени на качестве, называемом Израиль, который содержит в себе Тору Истины. Своими десятью пальцами он указывал на то, что утверждает Десять Заповедей. Ибо если бы Бог не помог Израилю, то Десять Речений не продолжали бы существовать изо дня в день. Именно по этой причине «одолевал Израиль».
В этом стихе далее сказано: «А когда опускал руки свои, одолевал Амалик». В таком случае делал ли Моисей что-либо такое, благодаря чему одолевал Амалик? Но это учит нас тому, что человеку запрещено стоять с руками, простертыми к небу, больше трех часов.
§ 139. Ученики спросили:
— К кому подняты руки? Он ответил:
— К высотам небесным. Откуда мы знаем это? Написано: «Бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои» (Аввакум, 3: 10). Это учит нас тому, что руки воздеваются только к высотам небесным.
Когда в Израиле есть люди мудрые и знающие тайну Славного Имени и они воздевают руки, они сразу же получают ответ.
Поэтому написано: «Тогда (АЗ) ты воззовешь, и Господь услышит» (Исайя, 58: 9). Если вы воззовете к Богу «тогда» (АЗ), то Он ответит вам сразу же.
§ 140. Что означает «тогда» (АЗ, то есть Алеф Зайин)?
Это учит нас тому, что непозволительно называть одну только Алеф, ее можно называть только при помощи двух букв, которые присоединяются к ней, первой восседающей в царстве.
Следовательно, вместе с Алеф их три. Тогда остается семь из Десяти Речений, и это — та Зайин, нумерологическое значение которой — семь.
Также написано: «Тогда Моисей и сыны Израилевы воспели Господу песнь сию» (Исход, 14: 31).
§ 141. Каковы эти Десять Речений?
Первое — Высшая Корона. Пусть благословенно и благословляемо будет ее имя и ее народ.
Кто ее народ?
Это — Израиль. Потому и написано: «Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас [а не (Ло) мы], и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его» (Псалом 99: 3).
Ло состоит из Ламед и Алеф и может читаться как «к Алеф». Следовательно, это место читается как «к Алеф мы».
Наш долг — узнавать и познавать Единство Единств, которое объединяется во всех Его именах.
§ 142. Второе — это Мудрость.
Потому и написано: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони (Аз)» (Притчи, 8: 22). «Начало» — это не что иное, как Мудрость, ибо написано: «Начало мудрости — страх Господень» (Псалом 110: 10).
§ 143. Третье — это источник Торы, сокровищница Мудрости, источник «духа Божия».
Это учит нас тому, что Господь высек все буквы Торы духом и им же сотворил все формы. Таково значение стиха: «Нет твердыни (Цур), как Бог наш» (1 Царств, 2: 2) — нет Творца (Цайир), подобного нашему Богу.
§ 144. Это — три. Что же четвертое?
Четвертое — это «благословение Господа» (Второзаконие, 33: 23), Его благоволение и Его Милосердие (Хесед) ко всему миру.
Это — Правая Рука Благословенного Святейшего.
§ 145. Что же пятое?
Пятое — это великий огонь Благословенного Святейшего. Об этом написано: «И огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть» (Второзаконие, 18: 16).
Такова Левая Рука Благословенного Святейшего.
Что это? Это святой Хайот и святой Серафим, по правую и по левую сторону. Они являются «блаженными», которые восходят все выше и выше, ибо написано: «А над ними еще высший» (Екклесиаст, 5: 7).
Также написано: «А ободья их — высоки и страшны были они; ободья их у всех четырех вокруг полны были глаз» (Иезекииль, 1: 18). А вокруг Него ангелы. Те, кто вокруг ангелов, также склоняются перед ними, преклоняют колена и провозглашают: «Господь есть Бог, Господь есть Бог».
§ 146. Шестое — это Престол Славы, увенчанный, прославляемый и приветствуемый.
Это — дом Мира Грядущего, и его место — в Мудрости. Поэтому написано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1: 3).
§ 147. И раввин Йоханан сказал:
— Было два вида света, ибо написано: «Да будет свет». Об обоих видах света написано: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Бытие, 1: 4).
Благословенный Святейший взял один из этих видов света и сохранил его для праведных в Мире Грядущем. Об этом написано: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!» (Псалом 30: 20).
Мы постигли, что ни одно существо не может смотреть на первый свет. Поэтому написано: «И увидел Бог свет, что он хорош» (Бытие, 1: 4).
Кроме того, написано: «И увидел Бог, что это хорошо» (Бытие,!: 21). Бог посмотрел на все, что он создал, и увидел сияющее сверкающее добро.
Он взял это добро и включил в него Тридцать Дна Пути Мудрости, дав ее этому миру. Таков смысл стиха: «Потому что я преподал вам доброе учение. Не оставляйте заповеди моей» (Притчи, 4: 2). Мы говорим, что это — сокровищница Устной Торы.
Благословенный Святейший сказал: «Несомненно, этот аспект должен быть включен в сей мир, И это — Устная Тора. Если вы сохраните этот аспект в мире сем, то вы будете достойны Мира Грядущего, который явится добром, сохраненным для праведных».
Что это?
Это — сила Благословенного Святейшего. Поэтому и написано: «Блеск ее — как солнечный свет; ОТ руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» (Авакум, 3: 4). Блеск, идущий от первого Света, будет подобен нашему видимому свету, если Его дети сохранят «Закон и заповеди, которые Я написал для научения их» (Исход, 24: 12). Поэтому и написано: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Притчи, 1: 8).
§ 148. И написано: «От руки Его лучи, и здесь Тайник Его силы» (Аввакум, 3: 4).
Что такое «тайник Его силы»?
Это свет, сохраненный и сокрытый, ибо написано: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими» (Псалом 30: 20).
Для нас остается то, что «приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими». Это те, кто находит убежище под сенью Твоей в этом мире, кто хранит Твою Тору, соблюдает Твои Заповеди и освящает имя Твое, объединяя его тайно и явно. Поэтому стих заканчивается словами «пред сынами человеческими».
§ 149. Раввин Рахумай сказал:
— Это учит нас тому, что Израиль обладает светом. Тора есть свет, ибо написано: «Ибо заповедь есть светильник, и Тора — свет, и назидательные поучения — путь к жизни» (Притчи, 6: 23).
И мы говорим, что светильник — это заповедь, освещение (Орах) — Устная Тора, а свет (Ор) — Письменная Тора. Как мы можем тогда говорить, что Устная Тора — это свет (Ор)?
Поскольку этот свет уже был сохранен, он называется светом.
На что это похоже? Одна комната скрывалась и отдаленной части дома. И даже днем, когда мир освещался ярким светом, в этой комнате нельзя было ничего увидеть, не принеся с собою светильника.
Это верно и для Устной Торы. Хотя она сама — свет, необходима Письменная Тора, чтобы ответить на ее вопросы, объяснить ее тайны.
§ 150. Раввин Рахумай сказал:
— Каково значение стиха: «И назидательные поучения — путь к жизни»? (Притчи, 6: 23.)
Это учит нас тому, что, когда человек приучает себя изучать Тайну Творения и Тайну Колесницы, он неизбежно будет оступаться. Поэтому написано: «Да будут эти развалины под рукою твоею» (Исайя, 3: 6). Это относится к тем вещам, которые человек не может понять и которые за водят его в тупик.
Тора называет это «назидательными поучения ми», но в действительности они делают человека достойным «пути к жизни». Поэтому тот, кто хочет быть достойным «пути к жизни», должен безропотно терпеть «назидательные поучения».
§ 151. Другое объяснение.
«Жизнь» — это Тора, ибо написано: «Избери Жизнь» (Второзаконие, 30: 19). Кроме того, далее написано: «Ибо в этом жизнь твоя и долгота дней Твоих» (Второзаконие, 30: 20).
Если человек хочет быть достойным этого, он должен отвергнуть физические наслаждения и принять иго заповедей. Если его настигает страдание, ОН должен принять его с любовью. Он не должен Спрашивать: «Поскольку я выполняю волю моего Создателя и изучаю каждый день Тору, то почему Меня беспокоят страдания?» Лучше, чтобы он принял это с любовью.
Тогда он будет полностью достоин «пути к ЖИЗНИ ».
Ибо кто знает пути Благословенного Святейшего? Поэтому обо всем надо говорить: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Псалом 118: 137). «Все, что творится свыше, — ко благу».
§ 152. Уже было сказано, что шестое — Его Престол. Не должны ли мы тогда сказать, что это — Корона Благословенного Святейшего? Мы уже сказали: «Израиль был коронован тремя коронами: Короной первосвященства, короной царственности И выше их всех — короной Торы».
На что это похоже? У царя был прекрасный, Приятный на вид сосуд, который ему очень нравился. Иногда он ставил его себе на голову — это тефиллин, носимый на голове. Иногда он носил его на руке — в узле тефиллина, носимого на руке. Временами он отдавал его своему сыну, чтобы тот оставался у него.
Иногда его называют Его Престолом. Это потому, что Он носит его как амулет на Своей руке, точно так же, как престол.
§ 153. Что есть седьмое? Это небо, называемое Аравот.
А почему оно называется небом (шамайим)? Потому, что оно круглое, как голова.
Мы узнали, что небо находится в центре, с водою по правую сторону и огнем по левую. Оно оберегает воду (са майим) от огня и устанавливает между ними мир.
Приходит огонь и находит аспект огня на своей стороне. Приходит вода и находит аспект воды на своей стороне. Поэтому написано: «Он творит мир на высотах Своих!» (Иов, 25: 2).
§ 154. Разве это — седьмое? Не является ли оно шестым?
Но это учит нас тому, что Святой Дворец находится здесь, и он поддерживает их всех. Поэтому это считается как два. И потому это — седьмое.
И что оно собою представляет?
Это — Мысль, у которой нет ни конца, ни границ. Точно так же и это место не имеет ни конца, ни границ.
§ 155. Седьмое — это восток мира. Именно оттуда приходит Семя Израиля.
Спинной мозг берет начало в головном мозге человека и доходит до половых органов, где находится семя. Поэтому написано: «От востока приведу племя твое, и от запада соберу тебя» (Исайя, 43: 5).
Когда Израиль добродетелен, тогда это является тем местом, из которого Я принесу ваше семя, и новое семя будет дано вам. Но когда Израиль грешен, тогда Я принесу семя, которое уже было я мире. Поэтому написано: «Род проходит, и род приходит» (Екклесиаст, I: 4). Это учит нас тому, что он уже пришел.
§ 156. Каково значение стиха: «И от запада соберу тебя»? (Исайя, 43: 5.)
Это означает, что «соберу вас» от того аспекта, который всегда указывает на запад.
Почему запад называется Ма-АРеВ? Потому что он находится там, где все семена смешиваются вместе (МитАРеВ).
На что это похоже? У сына царя была прекрасная невеста, и он спрятал ее в своей палате. Он брал сокровища из дома отца своего и постоянно носил их ей. Она, в свою очередь, брала все, постоянно откладывала их и смешивала. В конце концов он стал искать то, что собрал и накопил. Поэтому написано: «И от запада соберу тебя». А что такое — дом его отца? О нем написано: «От востока приведу племя мое». Это учит нас тому, что семя принесено с востока и посеяно на западе. А затем он собирает то, что посеял.
§ 157. Что есть восьмое?
У Благословенного Святейшего один-единственный Праведник (Цадик) в Его мире, и он дорог Ему, потому что он поддерживает весь мир. Это — Основание (Йесод).
Это то, что поддерживает мир и заставляет его развиваться, усиливая его и наблюдая за ним. Основание является любимым и дорогим вверху, любимым и дорогим внизу; грозным и могущественным вверху, грозным и могущественным внизу; очищенным и принятым вверху, очищенным и принятым внизу
Это — Основание всех душ.
— Говорите ли вы в таком случае, что это — восьмое? И говорите ли вы, что это — Основание всех душ? В таком случае, разве не написано: «А в день седьмой почил и покоился»? (Исход, 31: 17)
— Да, это — седьмое. Потому что оно делает между ними выбор. Их шесть, три находится внизу, три вверху, а оно делает между ними выбор.
§ 158. — Почему оно называется седьмым? Разве это — седьмое?
— Нет. Но это потому, что Благословенный Святейший почил в субботу вместе с аспектом, о котором написано: «В шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился» (Исход, 31: 17). Это учит нас тому, что у каждого дня есть Речение, которое является его Учителем.
Это не потому, что оно было создано в тот день, а потому, что оно существует тогда, когда выполняет задачу, для которой оно и было предназначено. Каждое Речение выполняет свою задачу и продолжает свою деятельность.
Поэтому приходит седьмой день и выполняет свою задачу, заставляя всех радоваться. Но не только. Кроме того, он заставляет души развиваться, ибо написано: «В день седьмой почил и покоился».
§ 159. Что такое этот «покой»? Это — отсутствие работы. Это — прекращение, остановка, которая называется Шаббат (что означает «покой»).
На что это похоже? У царя было семь садов, и в среднем саду находился фонтан, бивший из живого источника. Три его сада находились справа, три — слева. Когда фонтан выполнял свою работу и разливался, все они радовались, говоря: «Он разливается ради нас». Фонтан поливал сады водою и заставлял их расти, а они ждали и отдыхали в покое.
В таком случае, утверждаем ли мы, что он поливал водою семь садов? Но написано: «От востока приведу племя твое» (Исайя, 43: 5). Это указывает на то, что один из семи поливал его водою.
Поэтому мы должны говорить, что он поливал водою Сердце, а Сердце поливало водою их все.
§ 160. Раввин Берахиа сел и разъяснил:
— Каждый день мы говорим о Мире Грядущем. Понимаем ли мы, о чем говорим?
На арамейском языке «Мир Грядущий» означает «мир, который пришел».
А что означает «мир, который пришел»?
Мы поняли, что, прежде чем мир был создан, он возник в мысли, сотворившей мощный свет, освещающий его. Он сотворил мощный свет, над которым не имело власти ни одно сотворенное существо.
Однако Благословенный Святейший увидел, что мир не мог сохранять этот свет. Поэтому он взял его седьмую часть и оставил ее у себя для них. Покой, который он сохранил для праведных в Последнем Будущем.
Он сказал: «Если они достойны этого седьмого и сохранят его, я дам им покой в Последнем Мире».
Поэтому он называется «мир, который пришел», поскольку он уже пришел в бытие от шести дней творения. Об этом написано: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Псалом 30: 20).
§ 161. Каково значение стиха: «И пришли в Елим; там было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев, и расположились там станом при водах»? (Исход, 15: 27.)
Что особенного в семидесяти финиковых пальмах? В одном небольшом месте их может быть тысяча.Но это учит нас тому, что они были достойны своей неотъемлемой части. Они подобны финиковым пальмам.Написано: «Пришли в Мерру — и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька» (Исход, 15: 23). Это учит нас тому, что северный ветер смешал их. Поэтому написано: «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исход, 15: 25).
Господь сразу выставил Свою руку против Сатаны и умалил его. Поэтому и написано: «Там Бог дал народу устав и закон и там испытывал его» (Исход, 15: 25).
Это учит нас тому, что в то время Сатана присоединился к ним, чтобы стереть их с лица земли. Поэтому написано: «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить?» (Исход, 15: 24) Сатана продолжал поносить Моисея до тех пор, пока тот не взмолился Богу и не получил ответа.
Что означают слова «и Господь показал ему дерево»? Это учит нас тому, что Древо Жизни было вблизи воды. Сатана пришел и удалил его для того, чтобы поносить Израиль и ввести его в грех против их Отца небесного.
Сатана сказал им: «Теперь вы идете в пустыню? Даже теперь у вас нет ничего иного, кроме горькой воды, но у нее есть какая-то польза, так как вы можете с пользой применить ее. Но когда вы придете в пустыню, вы не найдете воды даже для того, чтобы умыть руки и лицо. Вы умрете от голода и жажды, голые и ни с чем».
Люди пришли к Моисею и повторили эти слона, но он отверг их. Когда Сатана увидел, что не смог одолеть их, он стал сильнее, чтобы одолеть Израиль и Моисея.
Народ пришел, и «возроптал народ на Моисея». Люди сказали: «Даже здесь мы лишены воды. Что мы будем пить в пустыне?»
Сатана оболгал ситуацию для того, чтобы ввести народ в грех. Вскоре, как только Моисей увидел Сатану, «[Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево». Это — Древо Жизни, которое устранил Сатана. Тогда он «бросил его в воду, и вода сделалась сладкою».
Тогда Благословенный Святейший дал Сатане «устав и закон», и именно там он «испытывал» Израиль. Благословенный Святейший предупредил Израиль, сказав: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой» (Исход, 15: 26).
§ 162. На что это похоже? У царя была прекрасная дочь, и многие хотели ее. Царь знал об этом, но не мог бороться с теми, кто хотел увести его дочь на дурной путь. Он вошел в свой дом и предупредил ее, сказав: «Дочь моя, не обращай внимания на слова этих недругов, и тогда они не смогут одолеть тебя. Не покидай дом, но делай всю свою работу в доме. Не сиди без дела ни одного мгновения. Тогда они не смогут увидеть тебя и причинить вреда».
У них есть один аспект, который заставляет их оставаться за пределами всякого доброго пути и выбирать дурной путь. Когда они видят человека, направляющегося по благому пути, они ненавидят его.
Каков этот аспект? Это — Сатана.
Это учит нас тому, что у Благословенного Святейшего есть аспект, имя которого Зло. Оно — к северу от Благословенного Святейшего, ибо написано: «От севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли» (Иеремия, 1: 14). Любое зло, приходящее ко «всем обитателям сей земли», приходит с севера.
§ 163. Каков этот аспект?
Это — форма руки.
У него много посланников, и имя их всех — Злое Зло. Некоторые из них — великие, некоторые — ничтожны, но все они приносят в мир грех.
Это потому, что Хаос направлен к северу. Хаос (тоху) есть не что иное, как Зло. Он запутывает (таха) мир и заставляет людей грешить.
Всякое дурное побуждение (йецер хара), которое есть в человеке, приходит оттуда.
А почему оно находится слева? Это потому, что оно не обладает никакой властью ни в каком другом месте в мире, кроме севера.
Оно не привыкло быть где-либо еще, кроме как на севере. Оно не хочет находиться ни в каком другом месте, кроме севера. Если оно остается на юге до тех пор, пока оно не изучит пути юга, то как оно может ввести других в заблуждение? Тогда оно оставалось бы там в течение нескольких дней, пока не приспособится, а потом уже сможет вводить людей в грех. Поэтому оно всегда на севере, слева.
Таково значение стиха:
«Потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Бытие, 8: 21). Это зло от юности его, и оно не склонно к какому-либо направлению, кроме как влево, ибо оно уже привыкло быть там.
Именно об этом Благословенный Святейший сказал Израилю: «Если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его», а не наущениям дурного побуждения, «и соблюдать все уставы Его», а не уставы дурного побуждения, «то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь [Бог твой], целитель твой» (Исход, 15: 26).
§ 164. Чего же добивается дурное побуждение?
На что это похоже? Царь назначил управляющих над землями своего царства, над работами и над торговлей. Все и вся получили своего управляющего.
Один управляющий заведовал амбаром с хорошей пищей. Другой заведовал хранилищем камней. Все приходили в амбар с хорошей пищей. Управляющий, заведовавший хранилищем камней, приходил и видел, что люди покупали только у другого управляющего.
Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!