Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Состав и структура 2 страница



Из этого следует, что нижняя часть «яйцевидной формы» у неразвитого человека чуть больше в размерах, чем верхняя, в силу чего его астральное тело выглядит как яйцо, обращенное узким концов вверх. У более развитого человека все наоборот: узким концом «яйцо» обращено вниз. Однако форма яйца всегда стремится к симметрии, поэтому воспроизводимая форма является частичной, то есть всегда предстает как временная или преходящая.

Каждое свойство, выражаемое в виде цвета, обладает своим особым типом астральной материи, поэтому расположение этих цветов в среднем зависит от специфического значения видов материи. Общий принцип здесь тот, что злобные и эгоистические свойства выражают себя через плотную материю с относительно медленными вибрационными частотами, тогда как добрые и бескорыстные свойства проявляют себя через боле тонкие материи.

К счастью для нас, ситуация обстоит таким образом, что добрые чувства сохраняются дольше, чем злобные, в силу чего воздействие чувства любви или преданности в астральном теле сохраняется еще долго после того, как обстоятельства, его породившие, были забыты.

Случается — хотя довольно редко, да и выглядит необычно, — что в астральном теле равно сильно проявляют себя одновременно две вибрации, а именно — любовь и гнев. Последствия такого проявления будут идти рука об руку, однако первое будет происходить на гораздо более высоком уровне, чем второе, а потому и сохраняться будет дольше.

Чистая бескорыстная любовь и преданность соотносятся с более высоким (атомическим) астральным подпланом и отражаются в соответствующей материи ментального плана. Таким образом, они затрагивают каузальное (высшее ментальное), а не низшее ментальное тело. Это важный момент, на который учащийся должен обратить особое внимание. Эго (душа), находящееся на высшем ментальном плане, подвержена поэтому влиянию только бескорыстных мыслей. Низменные же мысли влияют не на эго, а лишь на постоянные атомы.

Вследствие этого в каузальном теле будут дыры, а не грязные цвета, соответствующие низшим чувствам и мыслям. Эгоизм, например, будет проявляться как отсутствие любви и симпатии, но как только эгоизм заменяется противоположным чувством, дыра в каузальном теле затягивается.

При оценке внешнего вида астрального тела следует помнить, что частицы, из которых оно скомпоновано, все время находятся в быстром движении: в большинстве случаев эти цветные облака перемешаны между собой и постоянно наползают друг на друга, исчезают и вновь появляются, так что вся его светящаяся поверхность имеет сходство с поверхностью сильно кипящей воды. Поэтому различные цвета никоим образом не находятся в одном и том же месте, хотя и имеют свое особое место, куда они имеют свойство возвращаться.

Мы отсылаем учащегося к книге Ч.У. Ледбитера «Человек видимый и невидимый», которая снабжена цветными иллюстрациями астрального тела человека. На иллюстрации №3 показано астральное тело неразвитого (примитивного) человека, на иллюстрации №6 — астральное тело обычного человека, а на иллюстрации №19 — астральное тело развитого человека.*

__________
* Все ссылки на иллюстрации в главе даются по изданию: Ч. Ледбитер. Чакры. / Человек видимый и невидимый. — М. Алетейа, 2003. (Здесь и далее прим. перев.)

Основные качества представленных на иллюстрациях трех типов людей — неразвитого, обычного и развитого человека — вкратце можно охарактеризовать следующим образом.

Человек неразвитый. Избыточная чувствительность; преобладают подлость, эгоизм и жадность; на сильный гнев указывают пятна и кляксы приглушенного ярко-розового цвета; любовь представлена в очень малой степени, а имеющиеся разумность и религиозное чувство самого низменного свойства. Контур размыт, цвета приглушенные, плотные, тяжелые. Тело плохо управляемо, своевольно и неконтролируемо.

Обычный человек. Чувствительность представлена в гораздо меньшей степени, хотя и здесь она по-прежнему остается преобладающей характеристикой; не менее сильно выражен и эгоизм, а также присутствует склонность к обману при достижении личных целей, хотя зеленый цвет уже начал делиться на два четко различимых качества, что свидетельствует о том, что хитрость постепенно переходит в гибкость и умение приспосабливаться. По-прежнему заметен гнев, однако любовь, разумность и преданность представлены уже более ярко и более высокого качества. Цветовое единство имеет более четкие границы и намного ярче, хотя ни один из цветов не является совершенно чистым. Контур тела лучше обозначен и более постоянен.

Развитый человек. Нежелательные качества практически полностью исчезли; вдоль тела проходит лиловая полоса, указывающая на духовное устремление. Вверху, охватывая голову, помещается облако лучистого желтого цвета — цвета разумности; внизу проходит широкий пояс розового цвета — цвета любви, а нижняя часть заполнена большим количеством зеленого цвета — цвета приспособляемости и симпатии. Цвета лучистые, сияющие, разделенные на ясно различимые полосы; контур четко обозначен, да и все тело производит впечатление хорошо отлаженного, в совершенстве контролируемого механизма.

Хотя в этой книге мы не занимаемся рассмотрением ментального тела, следует все же сказать, что по мере развития человека его астральное тело приобретает все больше и больше сходства с ментальным телом, пока не превращается в его точное отражение в более плотной материи астрального плана. Это, естественно, является свидетельством того, что человек основательно подчинил свои желания контролю разума и больше не склонен отдаваться на волю сильных чувств. Несомненно, что такой человек время от времени будет подвержен раздражению и обременен различного рода нежелательными стремлениями, но он уже наделен достаточным пониманием и знает, как с ними справляться и не уступать их натиску.

На более поздней стадии развития ментальное тело точно так же становится отражением каузального, по мере того как человек учится следовать указке своего высшего «Я», всецело согласуя с ним веления своего разума.

По этой же причине астральное и ментальное тела архата будут иметь очень мало цвета, характерного для их самости, но будут являться отражениями каузального тела в той степени, в какой их низшие октавы смогут его выразить. Оно характеризуется удивительной радужной игрой всех красок, это своего рода цветовой калейдоскоп, перламутровое сияние, чье воздействию превосходит любое описание или воображение.

В астральном теле развитого человека наличествуют пять уровней частотных вибраций; у обычного же человека наблюдается по меньшей мере девять уровней частот, не считая примесей различных степеней. У многих людей в астральном теле присутствует пятьдесят или сто вибрационных частот, так что вся его поверхность бурлит от множества маленьких водоворотов, завихрений и поперечных потоков, находящихся в беспорядочном движении и сталкивающихся один с другим. Все это является результатом переизбыточных переживаний и забот, которые настолько переполняют сознание западного человека, что значительная часть его сил тратится впустую.

Астральное тело, вибрирующее одновременно пятьюдесятью различными способами, не только выглядит уродливо, но и представляет серьезную помеху. Его можно сравнить разве что с физическим телом, страдающим худшей формой трясучки, когда все мышцы и мускулы одновременно дергаются в разных направлениях. Подобные астральные воздействия очень заразительны и влияют на всех чувствительных людей, оказавшихся поблизости, навязывая им болезненное чувство беспокойства и озабоченности. Именно из-за того, что миллионы людей без всякой необходимости приходят в возбужденное состояние под влиянием несуразных желаний и чувств, чувствительному человеку так трудно жить в больших городах или вращаться среди человеческих толп. Постоянная астральная обеспокоенность может даже влиять на эфирного двойника и вызывать нервные заболевания.

Воспаленные центры в астральном теле — то же что нарывы на физическом теле: они не только весьма неприятны, но и являются теми слабыми точками, через которые улетучивается жизненная энергия. Они не оказывают практически никакого сопротивления вредным влияниям и при этом препятствуют влияниям добрым. Это состояние, к сожалению, весьма распространено среди людей, и единственная панацея от него — освободиться от забот, страха и досады. Духовные ученики должны также освобождаться от чувств личного порядка, которые могут быть подвержены влиянию тех или иных обстоятельств.

Только маленький ребенок обладает белой и относительно бесцветной аурой; цвета начинают проявляться только со временем, по мере развития его свойств и качеств. Астральное тело ребенка тоже очень красиво; его краски чистые, лучащиеся, оно лишено пятен чувственности, жадности, неприязни и эгоизма. В нем можно видеть латентные ростки и стремления, унаследованные им из прошлых жизней; некоторые из них плохие, другие хорошие; таким образом можно увидеть те возможности, которые ждут ребенка в будущей жизни.

Желтый цвет — цвет разумности; он всегда расположен возле головы и является тем нимбом или сияющим венцом, который видят над головой святого, поскольку желтый — это самый заметный из всех цветов в астральном теле и самый легкий для восприятия человеком, обладающим хотя бы зачатками ясновидения. По причине невероятной деятельности разума желтый цвет также иногда может наблюдаться и в физической материи, так что его можно увидеть даже обычным физическим зрением.

Как мы видим, астральное тело обладает известной долей упорядоченности и организации, в согласии с которой группируются его различные аспекты. Неожиданные излияния страсти или сильных чувств могут порой на какое-то время заставить вибрировать все тело — или практически всю астральную материю — с определенной частотой, создавая тем самым совершенно поразительные результаты. Вся материя в астральном теле взвихривается, словно во время дикого урагана, и цвета на время полностью перемешиваются. Наглядные примеры этого феномена приводятся в книге «Человек видимый и невидимый»:

Иллюстрация 7 — внезапные излияния любви и нежности.

Иллюстрация 8 — внезапные излияния преданности.

Иллюстрация 9 — сильный гнев.

Иллюстрация 10 — шок страха.

При внезапных излияниях любви и нежности, когда мать, например, прижимает к себе ребенка и прокрывает его поцелуями, все астральное тело на мгновение приходит в страшное возбуждение и изначальные цвета на какое-то время почти исчезают.

При исследованиях были обнаружены четыре различных фактора, влияющих на эти изменения:

1) Видны некоторые спирали и завихрения живых цветов, ясно начертанные, четко обозначенные, сияющие интенсивным внутренним светом. Каждая спираль является в действительности мыслеформой, заряженной сильной любовью, проявившейся в астральном теле и готовой излиться оттуда на объект этого чувства. Эти взвихренные облака живого света неописуемо прекрасны, но их очень трудно изобразить.

2) Все астральное тело перечеркнуто горизонтальными пульсирующими линиями розового цвета, и скорость их движения так велика, что изобразить их по этой причине еще труднее.

3) Нечто вроде пленки розового цвета покрывает всю поверхность астрального тела, так что через нее, как через цветное стекло, видно то, что находится внутри.

4) Нечто вроде розового румянца наполняет все астральное тело и цвета, так что они до известной степени меняют свой колер, уплотняясь местами до текучих сгустков неправильной формы, напоминающих перистые облака.

Это зрелище длится обычно всего несколько секунд; затем тело быстро возвращается в свое нормальное состояние, а различные уровни материи вновь располагаются в обычных зонах в согласии с их особой ролью. Однако каждый такой всплеск чувств добавляет в овал немного розового цвета, что немного облегчает частицам астрального тела реакцию на следом идущую волну любви.

В астральном теле человека, часто испытывающего чувство глубокой преданности, сходным образом вскоре образуется обширная зона голубого цвета. Тем самым воздействия подобных импульсов лишь прибавляют в силе, и вместе с излучениями живых и живительных вибраций любви и радости они оказывают благодатное влияние на других.

При замещении розового цвета голубым, как это случилось во время внезапного прилива преданности, испытанного монахиней, погруженной в состояние созерцания, происходит сходное воздействие.

В случае сильного гнева обычный фон астрального тела покрывается спиралями или завихрениями, которые подобны тяжелой, плотной массе черной сажи, подсвеченной изнутри мертвенным свечением активной ненависти. Можно видеть, как волокна того же черного облака загрязняют все астральное тело, а между ними, подобно молнии, сверкают огненные стрелы неконтролируемого гнева. Эти страшные и пугающие вспышки молний могут, подобно мечу, пронизывать чужие астральные тела и подобным образом причинять вред другим людям.

В этом, как и в других случаях, каждая вспышка ярости делает материю астрального тела более податливой, так что в следующий раз оно будет реагировать на эти нежелательные вибрации еще быстрее.

Внезапный шок страха мгновенно распространяется по всему телу в виде очень подвижного, ясно видимого серого тумана, и одновременно появляются горизонтальные полосы того же цвета, вибрирующие столь мощно, что их очень трудно воспринять в качестве таковых. В результате возникает нечто неописуемое, подобно призрачному зрелищу: весь свет на время покидает тело, оставляя после себя серую беспомощную массу, дрожащую как желе.

К счастью, такой поток чувств не очень сильно затрагивает ментальное тело, хотя на какое-то время почти лишает его возможности связываться с физическим мозгом, поскольку астральное тело, служащее своего рода мостом между ментальным телом и мозгом, вибрирует столь мощно и с такой частотой, что не позволяет передать мозгу какой-либо импульс, не гармонирующий с ним.

Выше приведены примеры воздействий при внезапных и кратковременных вспышках чувств. Однако есть и другие сходные влияния более постоянного свойства, возникающие в связи с определенными чертами характера или задатками человека.

Когда обычный человек влюбляется, его астральное тело претерпевает столь разительную перемену, что с трудом верится, будто оно принадлежит данном человеку. Эгоизм, коварство и алчность исчезают, а нижняя часть сфероида в поступательной прогрессии заполняется животными страстями. Зеленый цвет приспособляемости замещается особым коричневато-зеленым цветом ревности, и бурная активность этого чувства проявляется в виде пронизывающих тело лучистых, ярко-красных вспышек гнева. Но эти нежелательные изменения более чем компенсируются изящным поясом розового цвета, который заполняет большую часть сфероида. Происходит усиление и активизация жизни по всем направлениям. Голубой цвет преданности также становится значительно ярче, а в верхней части яйцеобразного сфероида появляется даже оттенок бледно-фиолетового цвета, что свидетельствует о способности откликаться на действительно высокие, неэгоистические идеалы. Желтый цвет интеллекта на время полностью исчезает — обстоятельство, которое циник расценил бы как абсолютно типичное для этого состояния.

Астральное тело раздражительного человека в качестве одной из характерных черт содержит, как правило, широкий пояс яркого темно-красного цвета, и все тело, кроме того, покрыто маленькими подвижными ярко-красными пятнами, напоминающими вопросительные знаки.

Что касается скупца, то жадность, эгоизм, коварство и изворотливость, естественно, усиливаются, а чувственности недостает. Самое заметное и заслуживающее упоминания изменение — это ряд параллельных линий, пересекающих сфероид и напоминающих клетку. Эти линии — темно-коричневого цвета, почти цвета обожженной глины.

Очевидно, что такой порок, как скупость, влияет на человека таким образом, что его развитие на какое-то время полностью приостанавливается, и уж если она им завладевает, то избавиться от нее бывает очень и очень сложно.

Глубокая депрессия также вызывает появление серого цвета вместо коричневого, как и в случае со скупцом. Это производит на наблюдающего невероятно мрачное и удручающее впечатление. Ни одно эмоциональное состояние не является более пагубным и заразительным, чем чувство депрессии.

Что касается глубоко религиозного, но не очень умного человека, то его астральное тело приобретает характерный вид. Оттенок фиолетового цвета наводит на мысль о его способности откликаться на высокие идеалы. Голубой цвет — цвет благоговения или преданности — выражен необычайно ярко, зато желтый цвет интеллекта едва заметен. Любовь и приспособляемость представлены в незначительной степени, однако их больше, чем привычной чувственности. Лживость и эгоизм также ярко выражены. Эти цвета распределены неравномерно и сливаются друг с другом. Контуры размыты, неясны и указывают на размытость представлений у человека с религиозным складом.

Очень часто можно видеть, как религиозный склад сочетается с крайней чувственностью, свидетельствуя о некоей связи между ними, — возможно потому, что этот тип людей живет главным образом своими чувствами и следует на поводу у них, вместо того чтобы попытаться разумно их контролировать.

Человек научного типа являет собой полную противоположность религиозному. Цвет благоговения полностью отсутствует, чувственности меньше, чем обычно, а интеллект развит в необычайной степени. Любовь и приспособляемость представлены в малом количестве и низки по качеству. Зато налицо много эгоизма и алчности, а также ревности. Большой светло-оранжевый конус внутри желтого поля интеллекта свидетельствует о гордыне и амбициях, связанных с приобретенным знанием. Научный склад и привычка к систематизации, свойственные мыслящему разуму, приводят к тому, что порядок расположения цветов оформляется в виде правильных полос с совершенно четкими и ясно обозначенными линиями границ.

Учащемуся настоятельно рекомендуется самому изучить эту замечательную книгу, откуда позаимствованы приведенные выше сведения. Это одна из самых замечательных среди множества работ, написанных великим и талантливым автором — епископом Чарльзом Уэбстером Ледбитером.

Поскольку мы разбираем вопрос о цветах астрального тела, то необходимо заметить, что звуки и цвета являются средством общения с элементалами, тесно связанными с астральным телом человека. Пусть учащиеся не забывают о приводимых здесь и там упоминаниях, касающихся языка красок, и пусть помнят о том, что святые манускрипты в Древнем Египте писались в цвете и что ошибка при их переписывании каралась смертью. Для элементалов цвета понятны точно так же, как для людей — слова.

Глава 4

ФУНКЦИИ

Функции астрального тела в общих чертах подразделяются на три категории:

  1. Вызывать функцию чувства.
  2. Служить мостом между сознанием и физической материей.
  3. Выступать как независимое тело сознания и действия.

Давайте последовательно рассмотрим эти три функции.

Когда человек анализируется с позиции «принципов», то есть способа познания и усвоения жизни, то у него выделяют четыре низших принципа, которые иногда называют «низшим квадратом»:

— физическое тело;
— эфирное тело;
— прана, или жизненная энергия;
— кама, или желание.

Четвертый принцип — кама — это проявление жизни в астральном теле, которое им же и обусловлено; характерным свойством камы является чувственная особенность, которая в начальной форме проявляется как ощущение, а в завершенной — как движение души, со множеством подвидов между ними. Это же может восприниматься и как желание — как влечение к предметам или как отталкивание от них, в зависимости от того, доставляют ли они радость или боль.

Кама охватывает всевозможные чувства и может быть описана как страстная и эмоциональная природа. Сюда относятся все животные желания, такие как голод, жажда, сексуальное влечение, и все разновидности страстей: низшая форма любви, ненависть, зависть и ревность. Кама — это желание жить чувственной, воспринимающей жизнью, желание вкушать материальные радости — «желание плоти, желание глаз и гордость жизни».

Кама — это зверь, обитающий внутри нас, это «обезьяна и тигр» Теннисона, эта та сила, чье предназначение — привязывать нас к земле и с помощью чувственных иллюзий подавлять в нас все высшие устремления. Кама — это самая материальная природа в человеке, то, что крепко привязывает нас к земной жизни. «Эта не организованная на молекулярном уровне материя и еще менее — человеческое тело, стхула шарира, самый грубый из всех наших принципов; в сущности, это скорее срединный принцип — истинно животный центр, поскольку тело суть лишь его оболочка; это тот фактор безответственности и тот инструмент, с помощью которого животное в нас действует всю свою жизнь» («Тайная доктрина» т. I, 280–281).

Каму, или желание, также называют отражением или низшим аспектом атмы, или воли; различие между ними в том, что воля — это решение, принятое самим человеком, тогда как желание вызывается действием принципа притяжения к окружающим предметам или их отталкивания. Таким образом, желание — это воля, свергнутая с престола, это пленница и рабыня материи.

Можно рассматривать каму и иначе — метод, который прекрасно описал Эрнест Вуд в своей поучительной книге «Семь лучей»: «Кама означает всякое желание. А желание — это обращенный наружу аспект любви, любви к вещности трех миров, тогда как чистая любовь — это любовь к жизни и любовь к божественному, и принадлежит она высшему или обращенному к себе Я».

В полном соответствии с задачами, поставленными в этой книге, желание и чувство чаще всего выступают как синонимы, хотя, строго говоря, чувство есть плод желания и интеллекта.

Астральное тело часто называют кама рупа, но иногда можно встретить и более старое его название — животная душа.

Впечатления, приходящие извне и наполняющие физическое тело, переводятся в вибрации с помощью праны, или жизненной энергии, однако они так и остались бы вибрациями, то есть просто движениями на физическом плане, если бы кама как чувственный принцип не преобразовывала эти вибрации в чувство. Поэтому радость и боль возникают лишь тогда, когда затрагивается астральный центр. Недаром каму наравне с праной называют «дыханием жизни», поскольку чувственный принцип восприятия жизни распространяется на каждую из частиц тела.

Неудивительно, что некоторые органы физического тела специально объединены принципом воздействия камы. Среди них — печень и селезенка.

Нужно заметить, что кама, или желание, впервые начинает активизироваться в минеральном царстве, где она выражает себя в виде химического сродства.

В растительном царстве она, естественно, развита уже намного сильнее, что означает более ярче проявленную способность к использованию низшей астральной материи. Изучающие ботанику знают, что симпатия и антипатия, то есть желание, в растительном мире выражены куда сильнее, чем в мире минералов, и что многие растения выказывают немало ловкости и проницательности в стремлении достичь своей цели.

Растения очень быстро откликаются на нежный, заботливый уход и, безусловно, подвержены влиянию чувств, которые испытывают к ним люди. Они отзываются на бережное к себе отношение и расцветают в ответ на него, они могут привязываться к какому-либо человеку и точно так же способны проявлять гнев и антипатию.

Животным в общем и целом больше свойственны низшие формы желания, а способность к высшим формам у них достаточно ограничена. Тем не менее такая способность существует, и в особых случаях животное может выказывать невероятно развитую способность к любви и преданности.

Теперь же, прежде чем перейти к рассмотрению второй функции астрального тела, когда оно служит мостом между сознанием и физической материей, позвольте заметить, что впечатления, поступающие через физические чувства, переносятся праной внутрь, где под действием чувственного центра преобразуются в ощущения; они заложены в каме и воспринимаются манасом, или умом (ментальным телом). Без этой основной функции астрального тела не было бы никакой связи между внешним миром и разумом человека, между физическими впечатлениями и их восприятием ментальным разумом.

И наоборот: когда мы думаем, мы приводим в движение находящуюся в нас ментальную материю; создаваемые таким образом вибрации передаются материи в нашем астральном теле, она, в свою очередь, воздействует на эфирную материю, а та в свой черед воздействует на плотное физическое вещество — серую массу головного мозга.

Таким образом, астральное тело действительно является неким мостом между нашей физической и ментальной жизнью: оно служит в качестве вибрационного передатчика, передающего сигналы от физического аспекта к ментальному и наоборот, и в основном именно благодаря этой непрерывной связи и передаче сигналов от одного к другому оно непрестанно развивается.

В эволюции астрального тела человека выделяют две четкие стадии: оно вначале должно развиться до относительно высокой точки и выступить в качестве передающего тела, а после этого уже развиваться как самостоятельное тело, в котором человек может действовать на астральном плане.

При соединении камы и манаса, или ума, у человека формируется нормальный интеллект; такое соединение часто называют «кама–манас». Е.П. Блаватская описывает его как «рассудочный земной или физический интеллект человека, вовлеченный в материю и связанный с ней, а потому подверженный влиянию последней»; это то «низшее я», которое — поскольку оно действует на этом иллюзорном плане — внушает себе, что оно истинное «Я», или эго, и поэтому погружается в то, что в буддийском философии называется «ересью разобщения».

Кама–манас, то есть манас, объединенный с желанием, также красочно описывается как манас, обращенный к внешнему.

Выше уже было сказано, что для понимания процесса реинкарнации очень важно ясно сознавать тот факт, что кама–манас является аспектом человеческой личности, что он действует в головном мозге и через него и что этого самого по себе вполне достаточно, чтобы понять, почему до тех пор, пока сознание не возвысится над этим механизмом мозга, не может быть и речи о каких бы то ни было воспоминаниях о прошлой жизни. Вместе с камой они в каждой жизни формируются по новой и поэтому не имеют прямой связи с прошлой жизнью.

Сам по себе манас не может влиять на физические молекулы клеток головного мозга; однако, когда он объединен с камой, он может приводить эти молекулы в движение, формируя таким образом «сознание мозга», к которому относятся все хранимые мозгом воспоминания и все функции человеческого ума, как они нам известны. Это, естественно, не высший, а низший манас (то есть материя с четырех низших уровней ментального плана), который связан с камой. В западной психологии этот принцип — кама–манас — является частью того, что в этой системе называется умом. Принцип кама–манас, отвечающий за связь между высшей и низшей природой в человеке, являет в земной жизни поле битвы, а также играет, как мы увидим позднее, важную роль в посмертном существовании.

Связь между манасом и камой настолько тесна, что у индусов даже есть специальное выражение: они говорят, что человек обладает пятью покровами, один из которых имеет отношение к действующему интеллекту и желанию. Вот эти пять покровов:

1. Анандамайакоша Покров благодати Буддхи
2. Виджнянамайакоша Покров проницательности Высший манас
3. Маномайакоша Покров интеллекта и желания Низший манас и кама
4. Пранамайакоша Покров жизненной энергии Прана
5. Аннамайакоша Покров питания Плотное физическое тело

В классификации, применяемой Ману, пранамайакоша и аннамайакоша объединены вместе и обозначены как бхут-атман, то есть элементальное «я» или тело деяний.

Виджнянамайакоша и маномайакоша обозначены как тело чувств, названное им дживой. Он характеризует его как тело, в котором познающий Бога — кшетраджня — восприимчив к радости и боли.

С позиции чисто внешних связей, виджнянамайакоша и маномайакоша — особенно последний из покровов — связаны с миром дэв. Считается, что именно дэвы «вошли» в человека. Здесь прежде всего имеется в виду верховное божество элементалов, о котором мы расскажем позднее. Это верховное божество отвечает за проявления чувств в человеке и преобразует внешние контакты в движения души или их внутреннее познание, что и составляет суть дэва-деяния. Связь между всеми низшими дэвами дает человеку господство над каждой из тех областей Вселенной, где он достигает высшего контакта.

Манас, или ум, который, как уже говорилось, не в состоянии повлиять на грубые частицы головного мозга; проецирует вовне какую-то часть себя, то есть низший манас, и тот облачается в астральную материю, а затем с помощью эфирного вещества пронизывает до рождения всю нервную систему ребенка. Проекцию манаса часто называют его отражением, его тенью или лучом, но она известна также и под другими аллегорическими наименованиями.

В книге «Ключ к теософии» Е.П. Блаватская пишет: «Однажды найденная или воплощенная, его (манаса) эссенция удваивается. Это означает, что лучи вечного Божественного Разума, рассматриваемые как индивидуальные существа, наделяются двоякими свойствами, которые суть а) сущностный, наследственный, присущий только им и устремленный ввысь разум (высший манас) и б) мыслительные способности человека, то есть некое животное мышление, которое носит черты разумности в силу доминирования человеческого мозга (тяготеющий к каме низший манас)».





Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 353 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...