Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Часто требуется добавлять элемент X в список L только в том случае, когда в списке еще нет такого элемента. Если же X уже есть в L, тогда L необходимо оставить без изменения, поскольку нам не нужны лишние дубликаты X. Отношение добавить имеет три аргумента:
добавить(X, L, L1)
где X — элемент, который нужно добавить, L — список, в который его нужно добавить, L1 — результирующий новый список. Правила добавления можно сформулировать так:
если X принадлежит к L, то L1 = L,
иначе L1 — это список L с добавленным к нему элементом X.
Проще всего добавлять X в начало списка L так, чтобы X стал головой списка L1. Запрограммировать это можно так:
добавить(X, L, L):- принадлежит(X, L),!.
добавить(X, L, [X | L]).
Поведение этой процедуры можно проиллюстрировать следующим примером:
?- добавить(а, [b,с], L).
L = [a, b, c]
?- до6авить(X, [b, с], L).
L = [b, с]
X = b
?- добавить(а, [b, с, X], L).
L = [b, с, а]
X = а
Этот пример поучителен, поскольку мы не можем легко запрограммировать "недублирующее добавление", не используя отсечения или какой-либо другой конструкции, полученной из него. Если мы уберем отсечение в только что рассмотренной программе, то отношение добавить будет добавлять дубликаты элементов, уже имеющихся в списке. Например:
?- добавить(a, [a, b, c], L),
L = [а, b, с]
L = [а, а, b, с]
Поэтому отсечение требуется здесь для правильного определения отношения, а не только для повышения эффективности. Этот момент иллюстрируется также и следующим примером.
Задача классификации объектов
Предположим, что у нас есть база данных, содержащая результаты теннисных партий, сыгранных членами некоторого клуба. Подбор пар противников для каждой партия не подчинялся какой-либо системе, просто каждый игрок встречался с несколькими противниками. Результаты представлены в программе в виде фактов, таких как
победил(том, джон).
победил(энн, том).
победил(пат, джим).
Мы хотим определить
отношение класс(Игрок, Категория)
которое распределяет игроков по категориям. У нас будет три категории:
победитель — любой игрок, победивший во всех сыгранных им играх
боец — любой игрок, в некоторых играх победивший, а в некоторых проигравший
спортсмен — любой игрок, проигравший во всех сыгранных им партиях
Например, если в нашем распоряжении есть лишь приведенные выше результаты, то ясно, что Энн и Пат — победители. Том — боец и Джим — спортсмен.
Легко сформулировать правило для бойца:
X — боец, если существует некоторый Y, такой, что X победил Y, и
существует некоторый Z, такой, что Z победил X.
Теперь правило для победителя:
X — победитель, если
X победил некоторого Y и
X не был побежден никем.
Эта формулировка содержит отрицание "не", которое нельзя впрямую выразить при помощи тех возможностей Пролога, которыми мы располагаем к настоящему моменту. Поэтому оказывается, что формулировка отношения победитель должна быть более хитрой. Та же проблема возникает и при формулировке правил для отношения спортсмен. Эту проблему можно обойти, объединив определения отношений победитель и боец и использовав связку "иначе". Вот такая формулировка:
Если X победил кого-либо и X был кем-то побежден,
то X — боец,
иначе, если X победил кого-либо,
то X — победитель,
иначе, если X был кем-то побежден,
то X — спортсмен.
Такую формулировку можно сразу перевести на Пролог. Взаимные исключения трех альтернативных категорий выражаются при помощи отсечений:
класс(X, боец):-
победил(X, _),
победил(_, X),!.
класс(X, победитель):-
победил(X, _),!.
класс(X, спортсмен):-
победил(_, X).
Заметьте, что использование отсечения в предложении для категории победитель не обязательно, что связано с особенностями наших трех классов.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!