Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Г. Духовные потребности



Как мы отмечали выше, любая потребность характе­ризуется направленностью на какой-либо предмет, по­буждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими жизненными ресурсами, матери­альная потребность имеет своим предметом материаль­ные средства удовлетворения всех потребностей, соци­альная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но что такое духовность? Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. На­пример, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти дей­ствия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние. Главная причина такого падения - бездуховность. Хорошо писал об этом С. Булгаков. "Если поставить знак равенства между добром и удовольствием, то нет того падения и чудовищного порока, которое бы не освящалось этим принципом. Идеал в этом смысле - превращение человека в животное" (Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М. 1990. С. 282).

Для объяснения феномена духовности необходимо ис­пользовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь при­менительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседнев­ного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансцендировать - значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия, преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на но­вый виток свободы.

Духовность - трансценденция сознания за пределы по­вседневного бытия до высоты религиозного чувства, эсте­тического миропереживания, всеобъемлющего философ­ского постижения мира (Жить разумно, значит, по Канту, постоянно преодолевать себя, свое жизненное состояние. "Итак, чувствовать, что жи­вешь, наслаждаться жизнью - значит лишь постоянно чувство­вать потребность выйти из данного состояния (которое, следо­вательно, должно быть столь же часто возвращающимся стра­данием) (Кант. Соч. Т. 6, с. 475)).

Характеризуя религию, Маркс писал: "Религия есть с самого начала сознание трансцендентности, возникающее из действительной зависимости" (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв. в 3-х томах. Т. I. 1966. С. 75).

Следует заметить, что как религиозная, так и светская духовность возникают и функционируют на общей почве сознательного стремления к возвышенному как к такой высоте, на которой человек чувствовал бы себя в меньшей зависимости от повседневных нужд и страданий. Но гра­ницы и конечные цели подобного возвышения могут быть разными.

Таким образом, духовность - это стремление преодо­леть себя в своем сознании, достичь высоких целей, сле­довать личному и общественному идеалу, общечеловече­ским ценностям. Духовность проявляется также в стрем­лении к прекрасному, к созерцанию природы, к классиче­ским произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.

Существует такое понятие: "твердость духа". Так го­ворят о человеке, последовательно осуществляющем од­нажды избранный идеал, превратив достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует пе­ред трудностями, не впадет в панику перед сложными жизненными ситуациями, не впадет в соблазн перед де­нежными посулами взамен его чести и достоинства, не будет менять своих убеждений по конъюнктурным сооб­ражениям. Все свои поступки он будет совершать по кри­териям чести, справедливости, истины. Нет более благо­родной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твер­дости духа, ибо это наиболее верный путь к обретению смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и вре­менных неудач. Духовность - самое ценное богатство че­ловека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными уси­лиями. Только духовно богатый человек способен на ис­тинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, свя­зующую мужчину и женщину брачными узами.

Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения ее с ее антиподом - бездуховностью. Безду­ховность - это сознание, не выходящее за пределы утили­тарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительства, удовлетво­рения биологических потребностей и вещизма.

Такое сознание присуще людям без высоких жизнен­ных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное нако­пительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, лю­бителям сиюминутного счастья, "прожигателям жизни".

Бездуховность - одна из главных причин потери чело­веческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизма; проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек - это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия. Из приведенного анализа феномена духовности следу­ет, что характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может реализовываться в индиви­дуальной жизни лишь при наличии развитых волевых ка­честв индивида, его способности направлять свою жиз­ненную энергию в определенном направлении, а безду­ховный человек - это, прежде всего, безвольный, бесха­рактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не сродни духовности, при определенных об­стоятельствах они могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Свидетельством тому - многие собы­тия из нашей отечественной истории и, в частности, в Чечне.

Таким образом, духовность - не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, чело­век обогащает свое сознание внутренней энергией, кото­рая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится ду­хом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь к себе подобными. Дух ломает физиологиче­ские перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству, к интегра­ции многообразия в единую целостность.

Формируясь за пределами индивидуального сознания, дух образует поле объективного взаимодействия индиви­дуальных сознаний - своеобразных центров воплощения духа. В этом смысле можно говорить о духе народа (Обширные исследования о "народном духе" содержатся в трудах немецких социальных психологов XIX - начала XX в. Вундта В., Лариуса Марица, Штейнталя Хеймана. См. Вундт В. Очерки психологии. М. 1913 г., Введение в психологию. М. 1912 и др.). Вот как определял дух народа Гегель: "Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем госу­дарственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело, это есть этот народ" (Гегель Г. Соч., т. VIII, стр. 71).

Сила духа возрастает по мере освобождения его от отягощения материей. При этом дух не только лишает­ся опоры в материальной субстанции, он выходит за пределы сознания, приобретает символический харак­тер, теряет пространственно-временные координаты бытия.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художествен­ное творчество, религия.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...