Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В. Социальные потребности



В отличие от биологических и материальных потреб­ностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разу­меющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности иг­рают второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потреб­ностей играют определяющую роль. На заре возникнове­ния человека, для обуздания зоологического индивидуа­лизма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зве­ря, четко понимали различия между "своими" и "чу­жими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - цент­ральная сфера проявления сущностных сил человека, пер­вое необходимое условие реализации всех остальных по­требностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все прояв­ления социальных потребностей, мы будем классифици­ровать эти группы потребностей по трем признакам-критериям: 1) потребности для других; 2) потребности для себя; 3) потребности вместе с другими.

Потребности для других - это потребности, выра­жающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее кон­центрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодо­левая вечный эгоистический принцип "для себя". Приме­ром потребности "для других" может служить герой рас­сказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда боль­ше удовольствия стараться для кого-то, нежели для са­мого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбож­но эксплуатировали, обманывали, обирали" (Ю. Нагибин. Переулки моего детства. М. Современник, 1971,стр. 125-127).

Потребность "для себя": потребность самоутверж­дения в обществе, потребность самореализации, потреб­ность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. По­требности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для дру­гих", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для дру­гих". Об этом единстве и взаимопроникновении противо­положностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противопо­ложных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потреб­ностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание да­же на самое значительное место "для себя" легче реализо­вать, если при этом по возможности не задевать притяза­ния других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в кото­рых содержится некоторая компенсация "для других" - тех, кто претендует на то же место, но может довольство­ваться и меньшим..." (Ершов П. М. Потребности человека. М. 1990, стр. 128).

Потребности "вместе с другими". Группа потребно­стей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, по­требность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены политического ре­жима.

Особенности потребностей "вместе с другими" состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта по­требность носила всеобщий характер.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребно­стей. Это человек - подвижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 177 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...