Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитии науки, обшества и природы



i

Идeя эволюции возникла лишь в Новое время. Ни античность, ни Средневековье, ни Возрождение общей идеи закономерного прогресса не знали. Дело в том, что идея необратимой эволюции сопряжена с внутренним ощущением направленности времени.

Время современного человека — время векторное. Оно направле­но в будущее, которое существенно отличается от прошлого новыми, впервые возникшими вещами и отношениями. Древним же и средне­вековым культурам были присущи другие «модели времени»: цикли­ческое время, модель «золотого века», линейное время христианской мифологии (от Сотворения мира к Страшному суду). Ни в одну из них идея неуклонного поступательного прогресса не вписывалась. Ситуация изменилась лишь в Новое время, когда ускорение общест­венного и культурного развития достигло такой степени, что факт су­ществования прогресса, представление о том, что в мире может воз­никать и закономерно возникает нечто новое и более совершенное, стали доступны человеку на основе его личного опыта.

Вначале был замечен прогресс в человеческих знаниях. На рубеже XVI-XVII вв. Ф. Бэкон и Р. Декарт предложили методы получения новых знаний, не сводящихся к древней мудрости. Это выглядело дерзко, поскольку в средневековой культуре преобладало представ­ление о том, что все доступное человеку знание уже существует, уже записано в Священном Писании и других авторитетных источниках. Дело лишь за тем, чтобы это знание извлечь и представить в удобной форме. Однако в XVII в. был достигнут невиданный ранее темп раз­вития знаний о природе. После открытий Галилея, Ньютона, Гука (кле­точное строение растений), Левенгука (микроорганизмы) и Гарвея (кровообращение) отрицать существование научного прогресса ста­ло невозможно.

Следующей областью, в которой оформилась идея эволюции, бы­ли представления об обществе. XVIII в. — век Просвещения, идейного течения, считавшего, что общество можно устроить на новых, разум­ных началах. Ж. А. Кондорсэ предпринял первую попытку устано­вить закономерности развития истории, его основные этапы и дви­жущие силы; сам же факт такого развития сомнений в конце XVIII в. уже не вызывал.


122 Глава 4. Эволюционная концепция


4.2. Возникновение представлении о развитии науки.




В XIX в. эволюционная идея проникает в естествознание. В 1809.1 Жан Батист Ламарк в своей книге «Философия зоологии» впервые публично и недвусмысленно заявил, что все современные животные возникли путем совершенствования более примитивных форм. Однако предложенный им механизм эволюции оказался неверным. Согласно Ламарку, эволюция происходит путем унаследования потомками признаков, приобретенных их предками при жизни.

Сейчас точно установлена ошибочность таких представлений, но их критиковали и современники Ламарка, среди которых своей энергией и эрудицией выделялся Жорж Леопольд Кювье. Для Кювье невозможность возникновения новых форм жизни была бесспорной. Oн доказывал, что современные нам виды не изменились, по крайней мере, со времен фараонов (приводя в качестве примера ибиса, древнеегипетские изображения которого тщательно изучил, попав в Египет в составе научного подразделения наполеоновских войск). Вытека ющая отсюда оценка возраста Земли, необходимого для существенного изменения земной флоры и фауны, казалась по тем временам невообразимо огромной, а Кювье, будучи человеком верующим, полагал, что Земля существует не более десяти тысяч лет, как это следует из буквального понимания Библии (п. 5.3.1).

Но самым существенным возражением против теории Ламарка Кювье считал видимое отсутствие форм, переходных между современными животными и теми, останки которых он находил при раскопках.

Однако тот же Кювье, выдвинув серьезные возражения против эволюционной теории, внес большой вклад в развитие эволюцион- ной идеи, установив в ходе своих палеонтологических исследований, что и животный мир, и сама поверхность Земли менялись на протя-j жении истории нашей планеты. Причиной этого он видел глобальные геологические катастрофы, которые, по его мнению, привели к вымиранию большинства видов, некогда сотворенных Богом.

Концепция катастрофизма Кювье была опровергнута английским геологом Чарлзом Лайелем. В классическом труде «Основы геоло- гии» (1830-1833) Он привел неопровержимые факты в пользу того, что геологические процессы идут с очень малой и примерно постоян­ной скоростью, а их впечатляющие результаты обусловлены невооб разимой длительностью геологического времени. Вопрос, как пони- мать находимые при раскопках останки странных существ, вновь, встал на повестку дня.


В 1859 г. выходит одна из книг, изменивших мир, — «Происхожде­ние видов» Чарлза Дарвина1. Заслуга Дарвина заключается не в том, что он «открыл эволюцию», как часто полагают люди, не интересо­вавшиеся школьной биологией. Идея биологической эволюции бы­ла сформулирована и активно пропагандировалась его предшествен­никами — Ламарком и некоторыми другими, например И. В. Гёте и Э. Жоффруа Сент-Илером. Нет, Дарвин предложил естественный механизм, обеспечивающий эволюцию, совершенствование живых ор­ганизмов, и доказал, что этот механизм существует и работает. Дар­виновский механизм имеет три компоненты: изменчивость, естест­венный отбор и наследственность.

В XX в. выяснилось, что естественное возникновение новых упо­рядоченных и высокоорганизованных структур, самоорганизация, происходит не только в мире живого, но также в физических и хими­ческих системах. Оказалось, что в общем закономерности самоорга­низации укладываются в дарвиновский механизм, если сформулиро­вать его так, чтобы исключить чисто биологическую специфику.

♦ Во-первых, в природе имеется неисчерпаемый источник случай­ных изменений существующих форм. В физике и химии это флук­туации (с. 112), в биологии — изменчивость и мутации (п. 4.3.1).

♦ Во-вторых, имеется естественный и эффективный способ отбра­ковывать неудачные изменения. В физике и химии этот способ
чаще всего называется отрицательной обратной связью, в биоло­гии — естественным отбором (п. 4.3.2).

♦ В-третьих, имеется механизм сохранения и размножения форм с
удачными изменениями, которые избежали отбраковки. В физике принято говорить о положительной обратной связи, в химии — об автокатализе (п. 5.5.2), в биологии — о наследственности.

В последней четверти XX в. возникли подозрения, что изложен­ный механизм самоорганизации применим и к процессам социально­го развития. Появилось новое научное направление — синергетика

«Происхождение» было распродано в день выхода в свет и выдержало двадцать три прижизненных издания на семи языках, в том числе на русском. Первое русское из­дание «Происхождения видов» в переводе проф. С. А. Рачинского вышло в 1864 г., а книга Дарвина «О выражении ощущений у человека и животных» появилась на русском языке в 1872 г. раньше оригинала на английском! По договоренности с Александром и Василием Ковалевскими Ч. Дарвин присылал в Россию корректур­ные листы и рисунки этой книги (Ванъшина О. Только здесь! И нигде больше. [В ок­тябре исполняется 90 лет Государственному Дарвиновскому музею] // Книжное обозрение. 1997. 14 октября [№ 41]. С. 17).


124 Глава 4. Эволюционная концепция


4.3. Биологический эволюционизм 125



социальных процессов, ставшее составной частью универсального эволюционизма (п. 4.9).





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 279 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...