Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Древнегреческая философия досократического периода. 4 страница



Иррационализм А.Шопенгауэра. Мир, согласно Шопенгауэру, не основан на принципах разума. В мире вообще нет разума, в нем все подчинено воле. Воля - это «порыв», существующий в природе и в обществе. В мире животных - это стремление к сохранению жизни, в физическом мире есть «притяжение», тяготение, магнетизм, в обществе существует воля государств, народов и отдельных людей, воля «разлита» в природе и обществе. Воля порождает все явления и процессы в мире, но сама она безосновна и беспричинна. Воля слепа и не имеет разумной цели. Она предстает как бесцельная потребность выжить. На человеческом уровне воля существует в виде страстей (аффектов): властолюбия, мстительности, любви и т.д. Если основа мира - «воля» - неразумна, то и мир не разумен. История лишена смысла, в ней нет никакого разумного основания. Наука постоянно заходит в тупик, когда пытается обосновать мир из законов разума. Мир не стал лучше из-за развития науки и техники. Последние становятся большим злом.

Время враждебно человеку, оно безжалостно и неумолимо. В религии человек пытается победить время через идею бессмертия души. Но это - иллюзия. Пространство тоже враждебно человеку, оно разделяет людей.

В целом, жизнь людей - это безнадежное длительное угасание и горе. Смысл жизни состоит в понимании того, что мир - это скорбь. Человек может прожить достойно, искоренив в себе «волю к жизни», устранив аффекты, вызванные «волей». Человек может придать своей жизни смысл путем избавления от «воли к жизни» Шопенгауэр ссылается на положения древнеиндийской философии, зовущей человека к отрицанию иллюзорного мира, в стремлении к нирване. Философ приходит к пессимистическим выводам о бессилии человека и безнадежности его жизни и попыток познать законы природы и общества. Ни о каком построении разумного и счастливого государства, а тем более моральном прогрессе в обществе даже речи нет.

Ф.Ницше - выдающийся немецкий философ, потрясший своими заявлениями современную ему философскую мысль. Суть его взглядов

- это гимн сильному человеку. Он считал себя учеником Шопенгауэра и разделял его иррационализм. Мир - вечное становление, вечный поток, в котором все возвращается на круги своя, Человек не должен бояться смерти, потому что мир повторяется во времени с незначительными изменениями. Мир - это жизнь. Основой жизни, по Ницше, является воля к власти или стремление к самоутверждению всего живого. Цель философии заключается в помощи человеку приспособиться к окружающему миру и реализовать себя - самоутвердиться.

Для того, чтобы выжить человек должен быть сильным. Именно этим положением объясняется критика Ницше христианства - идеологии слабых - рабов, а не господ (жизни). Христианство проповедует смирение, сострадание, терпение, кротость, ненасилие. Однако эти моральные принципы не принимаются уже давно в качестве руководства к действию в обществе теми, кто действительно чего-то хочет достичь в жизни - и достигает. Христианская мораль - «сумма условий сохранения бедных, полуудачных и полностью неудачных видов человека», - пишет Ф.Ницше. Христианство умерло (Богумер!), оно не способно - и никогда не было способно - быть ориентиром для людей. Европейская культура - это культура изнеженных людей, и виновато в этом христианство.

Ф.Ницше призывает к «переоценке ценностей», к замене морали рабов на мораль господ - «сверхлюдей». Философ противопоставляет «простого человека» и «аристократов духа». Простые люди никчемны, слабы, половинчаты, мягкотелы, не способны созидать и властвовать, они рабы от природы и могут лишь подчиняться.

«Сверхчеловек» - это существо высшего биотипа. Он абсолютно свободен, находится вне общепринятых (христианских) моральных норм, вне добра и зла. Его мораль предполагает искусство повелевать, широту воли, правдивость, бесстрашие, ненависть к трусости и малодушию, уверенность в лживости простого народа, жестокость в преодолении тотальной лжи земного бытия. «Сверхчеловек» - это не герой и не великий человек. Это абсолютно новая порода людей, которой еще не было в мире - плод развития всего человечества, не какой-то отдельной нации. «Сверхчеловек» преобразует будущую культуру и мораль человечества, даст народам новые мифы вместо старых. «Слабые» должны погибнуть и освободить место для нового поколения «сверхлюдей».

Ницше выступает против европейского рационализма, противопоставляя ему чувства и инстинкты: разум по своей сути ничтожен, логика абсурдна, т.к. имеет дело с застывшими формами, противоречащими динамике жизни. Истины нет. Познание всегда не более чем субъективное истолкование фактов. Человек «истолковывает» большой мир, создавая свой «маленький» - мир иллюзий.

32. Русская философия XIX в. П.Я. Чаадаев. В.Ф. Одоевский.

XIX век открывает новый этап в истории русской философии, характеризующий ее усложнением, появлением ряда философских направлений, связанных как с идеализмом, так и с материализмом. Возрастает роль профессиональной философской мысли, прежде всего за счет развития философского образования в стенах университетов и духовных академий. Налицо также общий рост философского знания, особенно в таких его областях, как антропология, этика, философия истории, гносеология и онтология. Происходит расширение философских контактов с Западом, осваиваются новейшие достижения европейского интеллекта (Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Спенсер, Шопенгауэр, Ницше, Маркс).

Здесь, однако, отнюдь не всегда действовал принцип "чем современнее, тем истиннее". Так, декабристы вдохновлялись главным образом французской философией прошедшего столетия, которая считалась неприемлемой для членов кружка любомудров; а идеологи народничества хотя и признавали философское значение К. Маркса, но не безусловно, поскольку ориентировались также и на Конта, Прудона и Лассаля. Славянофилы, отдавая вначале дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем совершили "консервативный поворот", обратившись к христианской святоотеческой традиции. Новизна и оригинальность взглядов русских мыслителей определялась, однако, не их чуткостью к восприятию западной философии, а акцентированием внимания на проблемы России, национального самосознания. Так, П. Я. Чаадаев, поклонник французского традиционализма и корреспондент Шеллинга, становится основоположником русской историософии, а "русский гегельянец и фейербахианец" Н. Г. Чернышевский - создателем теории перехода России к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.

Важные философские замыслы в XIX в. принадлежали часто не систематизаторам-теоретикам, а членам философских кружков (любомудры, славянофилы и западники), публицистам и литературным критикам (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев, А. А. Григорьев, Н. К. Михайловский), религиозным писателям (К. Н. Леонтьев), выдающимся художникам слова (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой), революционным теоретикам (П. Л. Лавров, М. А. Бакунин) и т. п. Именно мыслители указанного типа, носители "вольной философии", были инициаторами новых философских идей, развивали и обогащали терминологию, хотя они и не создавали законченных философских систем. Это не свидетельствует, разумеется, о какой-то ущербности их интеллекта. Напротив, как раз идеи такого рода значительно быстрее "схватывались" интеллигенцией и широко распространялись через "толстые журналы" не только в столицах, но и в провинции.

Всех этих мыслителей характеризует то, что они принадлежали к различным "идейным течениям", которые являлись философскими лишь отчасти, так как включали в себя значительный слой нефилософской - богословской, исторической, эстетической, социально-политической, экономической и др. - проблематики. Идеи таких мыслителей, как П. Я. Чаадаев, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев и др., использовались и в XIX, а затем и в XX в. разными идейными течениями, и опять же не только в сугубо философском, но и в культурологическом, богословском и даже геополитическом контексте.

Важное значение в полемике со славянофилами имел голос Петра Яковлевича Чаадаева (1794 — 1856). “Находясь в оппозиции к реакционно-консервативной идеологии, Чаадаев не смыкался с революционно-демократической идеологией его времени. Его отделяли от нее неверие в революционные пути общественного преобразования и в социализм, религиозно-идеалистические воззрения.

Положительную роль в развитии русской общественной жизни Чаадаев сыграл не только как “христианский философ”, сколько как мыслитель, поставивший вопросы о причинах отсталости России, особенностях исторического развития страны, сходстве и различии этого развития с историей западно-европейских стран, будущем России, путях уничтожения крепостничества и самодержавия”.

Его труд “Философические письма” свидетельствует о том, что как философ Чаадаев был сторонником объективного идеализма, считал, что религия и философия едины. По его мнению, история человечества движется к определенной цели, указанной Божеством.

Владимир Федорович Одоевский (1803 - 1869) - замечательный писатель, крупнейший представитель русского романтизма - принадлежал к роду Рюриковичей. Он был человеком исключительно широких интересов и помимо литературного и философского творчества серьезно занимался проблемами педагогики, теорией музыки, изучал и популяризировал древнерусское певческое искусство, редактировал просветительские издания ("Сельское обозрение", "Сельское чтение"). Много сил Одоевский отдал развитию библиотечного дела в России.

"Русские ночи" (1844), главная книга Одоевского, содержит исключительно высокую оценку творчества Шеллинга: "В начале XIX века Шеллинг был тем же, чем Христофор Колумб в XV в., он открыл человеку неизвестную часть его мира... его душу". Одоевский лично знал русских шеллингианцев - Д.М. Велланского и М.Г. Павлова. В 1820-х годах, переживая увлечение философией искусства Шеллинга, он написал ряд статей, посвященных проблемам эстетики. Однако Одоевского вдохновляли не только идеи Шеллинга. В 30-е годы он находился под сильным влиянием учений новоевропейских мистиков Сен-Мартена, Арндта, Портриджа, Баадера и других. В дальнейшем В.Ф. Одоевский изучал патристику, проявляя, в частности, особый интерес к мистической традиции исихазма. Результатом многолетних размышлений о судьбах культуры и смысле истории, прошлом и будущем Запада и России стали "Русские ночи".

33. Славянофильское направление в русской философии 19 века.

Славянофильство представляло собой идейно-политическое учение об исключительности и неповторимости исторического пути развития России и мессианской предопределенности русского народа.

Славянофилы идеализировали русский народ, подчеркивали его особенность, основанную на его духовности, глубокой религиозности, коллективизме и взаимопомощи, обусловленных общинностью. Все они сходились во мнении о том, что Запад не может служить примером для России, и выступали за сохранение ее самобытности. Они требовали укрепления православия как основы гармонического состояния души человека, определяющей своеобразие русского народа, и сохранения крестьянской общины как «единого нравственного мира» русского человека.

Славянофилов А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина называют «классическими» славянофилами. Их взгляды заняли одно из ведущих мест в идеологии славянофильства середины ХIХ в. «Классические» славянофилы утверждали три основных начала русской самобытной культуры: православие, крестьянскую общину и монархию. Высшим идеалом для славянофилов являлась православная церковь, которая в отличие от католичества никогда не нарушала заветов первоначального христианства. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) утверждал, что истинная христианская церковь должна быть соборным организмом, то есть выступать как «духовный союз», который не подавляет отдельную личность.

Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) подчеркивал, что община является особым, самобытным принципом устройства русской общественной жизни. Он выступил с критикой западноевропейского рационализма, который оправдывает общество, основанное на автономии личности. Обществу, ориентированному на эгоистические устремления, он противопоставил общину, для которой свойственно совмещение самостоятельности с социальностью общего порядка, свободное подчинение отдельных личностей общечеловеческим ценностям.

По мнению Константина Сергеевича Аксакова (1817-1860), духу русского народа, изначально связанного с общиной, противоречит государство. Русский народ «государствовать не хочет». Он предпочитает жить по нравственному закону в общине, а не по писаному законодательству в государстве. Однако русский народ осознал, что «внутренняя правда» может существовать только под началом «правды внешней», и добровольно призвал варягов, вручив им политическую власть и право принуждения. Так образовался союз народа с властью, союз Земли (общины) и Государства. Согласно Аксакову, отношения Земли и Государства легли в основание русской истории и означали, что они сосуществуют на условиях взаимной договоренности, не вмешиваясь в дела друг друга. Государство охраняет Землю от внешних врагов, защищает права слабых, борется с антиобщественными явлениями. Земля же регулирует идейно-нравственную жизнь, быт, отношения, которые складываются в земледелии и промышленности.

Славянофилы выступали за восстановление единства русского общества на основе национальных ценностей и отказа высшего сословия от западного просвещения. Они считали, что Россия должна стремиться к тому, чтобы быть наиболее «христианским из всех человеческих обществ». Это позволит ей занять подобающее место в центре мировой цивилизации.

34.Представители революционно-демократической идеологии в России 19 века

У истоков русского революционного демократизма стоит фигура В. Г. Белинского (1811-1848), выдающегося мыслителя-диалектика. На формирование его взглядов существенное влияние оказала немецкая классическая философия, прежде всего, диалектика Гегеля. Однако вскоре Белинский начинает понимать противоречие между идеалистической системой и диалектическим методом Гегеля. В 40-х гг. XIX в. завершается переход Белинского на позиции философского материализма. Он глубоко верил в неограниченные возможности научного познания природы, был противником агностицизма. Его социологические воззрения определялись идеей отрицания всех старых отживших форм общественной жизни. Он увлекается историей Великой французской революции и идеями социалистов-утопистов. От идеи абсолютной ценности свободной личности он пришел к социалистическим идеям, критике самодержавия, крепостного права, Церкви, всего того, что, по его мнению, как раз и препятствует свободному личностному развитию.

А.И. Герцен и Н. П. Огарев принадлежали к поколению дворян-революционеров, перешедших к революционному демократизму и ставших крупнейшими представителями революционно- демократической идеологии в России XIX в.

Процесс развития философских взглядов Герцена - эволюция от идеализма религиозно-мистического толка к материализму. Материалистические воззрения Герцена нашли отражение в крупнейшей философской работе «Письма об изучении природы», где сформулирована задача установления прочного союза между философией и естествознанием, для этого нужно, чтобы естествознание овладело разработанным философией диалектическим методом, а философия победила бы в себе «дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность».

Дружба Герцена с Огаревым, пронесенная ими через всю жизнь, была одновременно союзом единомышленников-революционеров, создавшим теорию «русского социализма». Знакомство с идеями социалистов – последователей Сен-Симона определило направление теоретических исканий Герцена и Огарева. Увлеченные радикальными идеями, они приветствовали революционные события 1848-1849 гг. в Европе, однако их ожидания коренного социалистического преобразования общества на Западе не оправдали себя и заставили Герцена пережить тяжелую духовную драму. Потеряв веру в революционность Запада, Герцен обращается к российской действительности и ищет в ней реальную почву для социалистического переустройства общества. Зародыш социализма в России он находит в двух элементах, сохранившихся в патриархальном устройстве русской сельской общины, напоминающих социализм, – совместном владении землей и мирском самоуправлении.

В плеяде русских революционных демократов - «шестидесятников» ведущая роль по праву принадлежит Н. Г. Чернышевскому (1828-1889), возглавившему журнал «Современник», который стал рупором демократической общественности, в период подготовки реформы 1861 г. В области философии Чернышевский продолжал материалистические традиции французского просвещения XVIII в., Фейербаха, Белинского и Герцена. В работе «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) Чернышевский утверждает единство человеческой природы (духовно-телесный монизм), единство общества как совокупности индивидов, а также единство природы и человека.

Важнейшим качеством человека им признается способность к труду как средству удовлетворения потребностей. Значительное место в его социологии уделяется роли материального экономического фактора в развитии общества. Труд, считает он, есть деятельность не одиночки, а общества в целом в целях организованного производства и воспроизводства необходимых средств для его существования. В народе и, прежде всего, в трудящихся массах видит Чернышевский движущую силу истории, отмечая противоречивый характер общественно-исторического процесса. «Экономическая теория трудящихся», созданная Чернышевским, позволила ему преодолеть узкие рамки антропологического материализма и перейти к анализу социальной действительности, в которой приходится жить и действовать человеку.

Д. И. Писарев (1840-1868). Опираясь на идею Герцена о необходимости эмпирического подхода к изучению действительности, он свою материалистическую позицию в философии называет «реализмом», противопоставляя ее идеализму.

Философские взгляды Писарева испытали на себе влияние позитивизма, что выразилось, прежде всего, в абсолютизации роли естествознания в общественном развитии, а также в одностороннем преувеличении значения эмпирического познания в науке и утилитарном требовании ограничить научные исследования только тем, что вызвано непосредственными потребностями жизни и приносит пользу (принцип утилитаризма).

Определенный вклад в развитие русской философии XIX в. внесли социально-философские идеи революционного и либерального народничества.

Народничество – особое течение общественной мысли в России, связанной с идеологией и движением разночинной интеллигенции в России, выражающее интересы крестьян в условиях буржуазно-демократического этапа освободительного движения в пореформенной России. Предтечами и родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский, выдвинувшие утопическую идею особого пути России к социализму, минуя капиталистическую фазу развития путем крестьянской революции и ликвидации самодержавия.

Философское мировоззрение П.Л. Лаврова (1923-1900), Н. К. Михайловского (1842-1904) и П.Н. Ткачева ( 1844-1885) сложилось, главным образом, под влиянием антропологического материализма и социализма Чернышевского. В целом материалистический принцип как исходный пункт философии представляется народникам наиболее научным, более верным, чем какой-либо еще. Вслед за Писаревым Ткачев называет свою, в сущности, материалистическую позицию в философии, реализмом. Философской основой мировоззрения Лаврова был антропологический материализм.

В 1872 г. в России выходит в свет первый том «Капитала» К. Маркса на русском языке. Знакомство с идеями марксизма оказало определенное влияние на взгляды идеологов народничества. Однако знакомство с марксизмом не привело их к последовательно материалистическому пониманию истории. Наоборот, в философии революционного народничества 70-х гг. по сравнению с «шестидесятниками» происходит нарастание элементов субъективизма.

Философские концепции идеологов революционного народничества можно по праву назвать «философией действия», для них характерно рассмотрение философии с точки зрения ее практической значимости. Следуя социальному подходу в оценке философских концепций, Ткачев отмечает, что «различие между... идеализмом и реализмом заключается совсем не в известных научных приемах, а в известном отношении к общественным вопросам, к явлениям общественной жизни». В этом плане он рассматривает идеализм как реакционную концепцию, искаженно отражающую действительность и примиряющую человека с окружающей его обстановкой. Подвергается им критике и позитивизм О.Конта и Д. Милля.

Однако отношение народников к позитивизму не было однозначным: позитивизм привлекал, прежде всего, незыблемой верой в силу науки (сциентизмом). Ряд идей позитивной философии были усвоены русскими народниками: стремление искать истину лишь в пределах опыта, утилитарное отношение к научному знанию, вера в науку как преобразовательную силу общественного прогресса, определение ведущей роли личности и ее критического сознания в истории. Следовательно, отношение к позитивизму у народников было двойственным, поэтому замечательный исследователь истории русской философии В.В. Зеньковский характеризовал их философские взгляды как «полупозитивизм».

Выдающимся представителем марксизма в России и защитником философского материализма и диалектики был В.И.Ленин (Ульянов). Для него, как и для большинства практиков революционного движения, марксизм был, прежде всего, социалистической доктриной, в которой обосновываются условия уничтожения частной собственности и идея исторической миссии пролетариата. В силу обстоятельств Ленину не удалось познакомиться с рядом философских работ Маркса, в которых тот развивал проблемы гуманизма и обосновывал принцип антропоцентризма. Свое представление о философии марксизма Ленин черпал, в первую очередь, из работ Ф.Энгельса, посвященных проблемам становления философии марксизма и диалектического метода мышления («Анти-Дюринг» и др.). Главным содержанием марксизма Ленин считал экономическую теорию, высоко ценил диалектический метод мышления, который, рассматривал в качестве основы для социально-политических выводов. Марксистскую философию Ленин характеризует, прежде всего, как науку, изучающую наиболее общие законы природы, общества и мышления. Его важнейшим и практически единственно крупным философским произведением стала книга «Материалиизм и эмпириокритицизм» (1909 г.), к работам, в которых дается обобщенное представление Ленина о философии марксизма и ее значении для практики революционной борьбы, относятся также статья «Марксизм и ревизионизм» и очерк «Карл Маркс».

35. Философия всеединства и софиология В.С. Соловьева.

Согласно натурфилософии Соловьева, многообразие в природе повторяет изначальное многообразие в сфере идей, по образу которых Бог творит материальный мир, природу. Единство природы реализуется благодаря мировой душе, она занимает промежуточное место между множественностью живых существ и безусловным единством божества. Будучи свободной, мировая душа отделилась от Абсолюта, но тем самым стала принадлежать сотворенному миру и потеряла над ним власть, вследствие чего всемирный организм распался на множество враждующих элементов.

Преодолению розни в бытии способствует длительный космоэволюционый процесс. Над космическим процессом, шедшим в мире до этого, возвышается теперь исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией.

Вообще, принцип Софии занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. “София есть... материя Божества, проникнутая началом божественного единства”, одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София — это и душа мира как центр воплощения божественной идеи мира.

Большое внимание в своем творчестве Соловьев уделяет этике всеединства, основные положения которой он выдвинул в работе “Оправдание добра”. В ее основе — положение о существовании в мире добра как некой идеальной сущности, предпосылки человеческой нравственности. Добро, по Соловьеву, неразрывно связано с космоэволюционным процессом. Его существенными признаками являются незаинтересованность, требующая от человека формально-безусловной воли, и всеединство, которое обусловливает полноту нравственных норм для всех основных отношений практической жизни. Добро — высшая категория этики Соловьева, это образующее и направляющее начало всей истории. Оно имеет безусловный характер и определяет смысл жизни человека. Нравственное начало является определяющим и для экономических, политических, правовых и других общественных отношений.

Повседневная мораль человека основывается на трех исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Нравственной целью для человека выступает всеединство как абсолютное состояние. Эта цель должна быть выбрана свободно. Сущность свободы, по Соловьеву, — это добровольное усвоение человеком божественной воли. В эмпирическом мире человек детерминирован механической необходимостью и не может быть свободен, поэтому надо прийти к Богу как основе свободы, ибо абсолют свободен от внешней детерминации.

36. Основные направления русской философии «серебряного века».

Славянофильство, западничество, материализм, марксизм, религиозная философия, космизм.

Славянофилы (Л. Хомяков, К. Аксаков, Ю. Самарин) ратовали за самобытный путь развития России, без оглядки на Запад, который заражен индивидуализмом, рационализмом, раздвоенностью. Они идеализировали допетровскую Русь, критиковали Петра Первого за политику европеизации России. Принципом общественного развития они считали православие, народность, самодержавие. Во второй половине XIX в. славянофилы превратились в националистов самого крайнего толка (Н. Данилевский и др.).

Западники (П. Чаадаев, Т. Грановский, К. Кавелин) связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Западный путь развития – это путь общечеловеческой цивилизации. Духовный идеал – католическая вера, способная оживить православие и русскую историю (Чаадаев). Все западники недооценивали историческое и национальное своеобразие России, а многие затем пересмотрели свои взгляды и отказались от них (Чаадаев, Герцен).

Материализм (Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Д. Писарев и др.) В России конца XIX – начала XX века существовало две разновидности материализма: антропологический и утилитарный. Чернышевский, исповедовавший антропологический материализм, считал, что вся природа развивается от низшего к высшему, что человек – часть природы, биологическое существо. Ядром этической доктрины Чернышевского была теория «разумного эгоизма», отдающая предпочтение разуму перед волей, просвещению перед нравственным совершенствованием. В этой теории эгоизм рассматривался как природное свойство, а добро сводилось к такому поведению, которое полезно максимальному числу людей. Социальные взгляды Чернышевского были радикальны, но утопичны: он идеализировал крестьянскую общину, а в крестьянской революции видел панацею от всех социальных бед.

Марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Российский марксизм представляет собой многоплановое явление, вобравшее и отразившее всю сложность процесса развития России на рубеже двух веков. Одной из особенностей марксизма в России была его практическая направленность, связанная с задачей изменения общественно-политического строя.

Религиозная философия (В. Соловьев, Н. Федоров, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.). Ведущими идеями русской религиозной философии этого периода были соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. Под соборностью понималось единство людей на основе любви к богу и друг другу. Соборность проявляется в коммунитарности, общности людей и не знает над собой никакого внешнего авторитета.

Всеединство понималось в трех аспектах:

- гносеологическом – как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;

- социально-практическом – единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;

- аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей добра, истины и красоты, при условии примата добра. Абсолютная ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Бердяев и др.).

Духовный мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно преувеличивать роль рассудка. Все пороки человека - следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности. Начинать совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с принципом непротивления злу насилием.

В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию.

В философии «общего дела» Николая Федоровича Федорова (1829-1903) центральной стала тема постоянного расширения, под влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Замысел философии всеединства В. С. Соловьева заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет «Богочеловечество».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...