Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мандельштам и акмеизм



В десятые годы XX века Мандельштам знакомится с Н. С. Гумилевым, Вяч. И. Ивано­вым, И. Ф. Анненским и другими литераторами, вступает в «Цех поэтов», примыкает к поэтическому направлению «акмеизм». Главным для акмеистов (от греч. акме-«вершина») было восторженное приятие мира, отказ от недоговоренности, мистично­сти. В 1912 г. Мандельштам пишет статью «Утро акмеизма», опубликованную в 1919 г. как один из манифестов этого направления. «Любите существование вещи больше самой вещи и свое бытие больше самих себя - вот высшая заповедь акмеиз­ма», - провозглашает поэт. Позже, в 1922 г., Мандельштам выдвинет понятие, альтер­нативное «символу», - понятие «утвари». «Утварь» - в акмеистической теории - пре­вращение предмета в очеловеченную вещь: «Подъемная сила акмеизма в смысле дея­тельной любви к литературе, ее тяжестям, ее грузу, необычайна велика, и рычагом этой деятельной любви и был именно новый вкус, мужественная воля к поэзии и поэ­тике, в центре которой стоит человек, не сплющенный в лепешку лжесимволически­ми ужасами, а как хозяин у себя дома, истинный символизм, окруженный символами, то есть утварью, обладающей и словесными представлениями, как своими органами.

В 1912 г. вышел сборник стихотворений Мандельштама «Камень». Само название было программным: оно продиктовано стихотворением Ф. И. Тютчева «С горы ска­тившись, камень лег в долине...»; поэт, по Мандельштаму, как зодчий - камень, кла­дет слово в основу своего творчества.

Такие стихи 1908, 1909 гг., как «Сусальным золотом горят...», «Только детские книги читать...», «Silentium», «Невыразимая печаль...», «Дано мне тело - что мне делать с ним...», вошедшие в первый сборник поэта «Камень», поража­ют упругой поэтической строкой, свободным, легким дыханием, мелодичностью. По­стижение жизни, стремление к духовному освобождению, к самореализации, видение в себе и «садовника», и «цветка» - все это придает особую плотность и философич­ность творчеству поэта.

Акмеизм претендовал на вещность поэтического мира, однако, как и символизм, воплощал лозунг Поля Верлена из «Искусства поэзии»: «Музыка прежде всего». Воз­буждением эмоциональных ощущений, аппеляцией не к разуму, а к чувствам харак­теризуются многие стихотворения Мандельштама.

В 1918-1921 годы Мандельштам работал в культурно-просветительных учреждени­ях; жил в Крыму и Грузии, с 1922 г. - в Москве. В 1922 г. вышел второй сборник поэта «Tristia», название которому дали строки из «Скорбных элегий» Овидия. Стихотво­рения сборника называют в литературоведении «классицистическими», поскольку ос­новой для них послужила поэзия античного мира, «ионийский мед». В книгу вошли такие известные стихи, как «Зверинец», «Что поют часы-кузнечик...», «Tristia» и др. В.Брюсов назвал поэтику второй книги Мандельштама «неоакмеизмом». Она постро­ена на ассоциациях с античной литературой, отсылает к древним легендам и мифам, связанным с именами Геракла, Персефоны, Психеи. Литературные реминисценции в книге связаны с поэмами Гомера, образами «Федры» французского поэта-классициста Расина.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 7492 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...