Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие диаспоры. Причины существования диаспор и возникновения, связанных с ними проблем



Диаспора – это этнос или его часть, для которых характерно проживание вне своей исходной территории в качестве меньшинства при сохранении собственных этнических особенностей, резко отличающих их от большинства населения («принимающих этносов»). В наши дни ни одна территория в мире уже не может считаться строго моноэтничной, и у каждого народа есть своя диаспора. Причины возникновения диаспор: 1.Насильственное переселение на территорию другого государства (например, еврейского народа Палестины в 6 в. в Вавилонию) 2.Набеги агрессивных соседних племён, а также завоевательные операции величественных 3.Колонизационные процессы (классический пример-создание греческих колоний в Средиземноморье) 4.Преследования по этническому и религиозному признакам 5.Поиск новых торговых путей - одна из основных причин возникновения армянской диаспоры 6.Переселение этнических общин по приглашению правительств государств, нуждающихся в рабочем и интеллектуальном потенциале (например, немецкая община в России 17-18 вв.) 7.Экономические преобразования, потребовавшие значительных трудовых ресурсов (США, Канада, Латинская Америка, Индия, ЮАР, Австралия). По своему характеру диаспоры делятся на три группы: 1.Диаспора или эмиграция - это часть этноса, по каким-либо причинам покинувшая родину (русская диаспора, украинская и тд., которые проживают во многих странах мира). Представители таких диаспор заметно отличаются как от основного населения принимающей страны, так и от их соплеменников на прежней родине. Они обычно сохраняют архаический вариант языка – согласно нормам того времени, когда они покинули свою страну. Судьба такой диаспоры может быть различной. Очень часто её ждёт ассимиляция – растворение среди местного населения с утратой своих особых черт. Однако это возможно лишь тогда, когда культура диаспоры и принимающего этноса изначально близка, а переселенцы не играют в местном обществе специфической, специально для них отведённой роли. Другой случай, естественно ведущий к ассимиляции, – принятие такой общенациональной программы, при которой этнические различия отступают в тень. Другой исход – репатриацию – вряд ли можно считать реальным. Как правило, при всём подчёркнутом этническом патриотизме члены диаспор, особенно их уроженцы, не стремятся на историческую родину, где они успели стать ещё более чужими, чем в стране нынешнего пребывания. Самый частый случай – это оформление диаспоры в замкнутую группу. 2.Ирредента - группы, компактно проживающие хотя и за пределами исторической родины, но близ её границ. Утверждение принципа национального государства создало ирредентистские движения везде, где этнические границы не совпадают с политическими, – то есть практически везде, где государство стремится быть национальным. В наши дни такие движения особо характерны для территории бывшего СССР. Не всякая ирредента приводит к движениям такого рода. Так, в Эльзасе и Лотарингии до сих пор компактное большинство составляют немцы, говорящие на швабском диалекте. 3.«Меркурианские» диаспоры - этносы или этнические группы, живущие в диаспоре постоянно и в основной массе. Самые известные из них – это евреи, армяне, ромы (цыгане). Существуют три выхода из состояния диаспоры: 1.Создание своего «национального очага», в котором члены бывшей диаспоры могли бы жить так же, как все окружающие народы. Однако это очень редко бывает возможным: пустующих земель, готовых принять целый этнос, на планете нет. Такое возможно лишь в особых обстоятельствах. Можно предположить, что такие обстоятельства выпали в XIV в. волохам – до этого пастухам горной зоны: в середине XIV в. Трансильвания была опустошена чумой, а низменность между Дунаем и Днестром ускользнула из-под контроля слабеющей Золотой Орды. 2.Второй выход – интернационалистический: создание общества, в котором не было бы национальных различий. В 1920‑х годах таким обществом казался СССР, и многие евреи из бывшей черты оседлости активно участвовали в социалистическом строительстве. Однако советский эксперимент кончился неудачей – по причинам, заслуживающим отдельного разговора. 3.Третий путь – демократическое общество, граждане которого юридически равноправны, религия же признаётся личным делом каждого и занимает лишь ту нишу, которую оставило для неё светское общенациональное мировоззрение. Такое общество уже сложилось в США, после войны на тот же путь встало большинство европейских стран – одни более, другие менее решительно.

26.Советский опыт решения национального вопроса: идеология и практика.

«Критические заметки по национальному вопросу». По Ленину, «национальная культура» в чистом виде - вредный миф. Если подойти к этому вопросу с классовых позиций, то окажется, что в каждой нации существуют две культуры. Одна создана господствующими классами - помещиками, буржуазией и духовенством, а также писателями и художниками, обслуживавшими запросы этих классов. У неё богатая история, она глубоко разработана, но по содержанию реакционна. Другая - это культура трудящихся классов. Она демократична по сути и довольно схожа у разных наций (поскольку схожи условия трудовой деятельности). Но у трудящихся нет достаточного времени для духовного творчества, поэтому демократическая культура в каждой нации представлена лишь в виде «элементов». Отсюда вывод: лозунг «национальной культуры» служит лишь интересам реакции, поскольку идеологическое господство в таких условиях будет принадлежать помещикам и особенно клерикалам - главным соперникам марксистов в борьбе за влияние на умы. Да, интер национальная культура не без национальна, но задача марксиста - поддерживать «элементы» демократической культуры любой нации и в то же время бороться против господствующей культуры помещиков и церковников. Тенденции в нац.вопросе: Первая из них - это уничтожение национального гнёта и создание национальных государств. Вторая - международная интеграция, ломающая национальные рамки. Первая тенденция преобладает в начале капиталистического развития, когда необходимо создать национальный рынок, вытеснив с него конкурентов. Вторая набирает силу тогда, когда национальные государства уже укрепились и сами вступают на путь внешней экспансии (не обязательно военной). Что же представляла собой практическая национальная политика в СССР? Во-первых, ни слияния наций, ни их полного равенства не получилось. Вместо этого нации были разделены на ранги: союзная республика (ССР), автономная республика (АССР), автономная область (АО), национальный округ. При этом многие народы не получили и такой автономии: так, только Дагестанская АССР объединила десятки этнических групп. Тем более это относилось к малым народам Сибири - кетам, нивхам, эвенам, юкагирам и многим другим. При этом надо всеми стоял союзный центр, по определению не связанный с какой-либо национальностью. Границы всех этих автономий окончательно сложились к концу 1930‑х годов, но отдельные случаи их пересмотра бывали и позже. К 1985 году СССР включал 15 союзных республик, 20 АССР, 8 АО и 10 автономных округов. Термин «инородцы» был признан оскорбительным, но взамен появилась не менее унизительная аббревиатура, почти официальная, - «нацмены» («национальные меньшинства»). При этом уровень автономии отдельных народов означал лишь уровень их административного подчинения. В 1936 г., на съезде Советов по поводу принятия новой Конституции СССР, Сталин развил целую теорию о том, что союзная республика отличается от автономной только тем, что имеет право выхода из СССР. Поэтому она должна обладать следующими признаками: 1.Иметь прямой выход к внешней границе - иначе в случае выхода она станет не отдельным государством, а анклавом внутри советской территории. 2.В её населении титульная нация должна составлять не менее 50 % - иначе выход из СССР станет актом несправедливости по отношению к большинству жителей. 3.Она должна иметь население хотя бы в миллион человек - иначе в случае независимости она не сможет успешно обороняться от стран «капиталистического окружения». Границы союзных республик несколько раз пересматривались - формально в соответствии с национальным составом населения. Характерно, что у всех республик долго были одинаковые флаги, для которых флаг СССР был чем-то вроде шаблона: красное полотнище с серпом, молотом и звездой, а ниже их - надпись: например, «У.С.С.Р.». Лишь после войны, когда некоторые республики по отдельности стали членами ООН, они получили узнаваемые флаги. Во-вторых, основной задачей «национально-государственного строительства» считалось сохранение национальной культуры с перспективой её вхождения в единый сверхкультурный советский организм. Но эта задача упиралась в тезис Ленина о «двух культурах». В самом деле, политическая культура сохранению не подлежала: она принадлежала прежним правящим классам, поэтому Советская власть сознательно стремилась порвать с политическими традициями прошлого. Традиционная экономика тем более подлежала разрушению: ведь она была в лучшем случае буржуазной, чаще же - добуржуазной. А ведь со времён Маркса было аксиомой, что коммунизм должен создать более мощную экономическую базу, чем капитализм: иначе где основания считать его передовым строем? Поэтому крупная промышленность и сельское хозяйство колхозного типа насаждались и в тех республиках, население которых не созрело для таких перемен. В духовной культуре абсолютно неприемлемо было всё, что связано с религией: целостность марксистского мировоззрения не допускала с ней компромиссов. Социалистический быт по определению был единым для всех. Это означало вмешательство в целый ряд национальных традиций - например, в форму брака. В итоге национальная культура сохранялась лишь в виде «элементов», даже меньших, чем в «Критических заметках» Ленина: язык, отдельные части праздничных костюмов, литература на национальных языках. Частью национальной политики было создание алфавитов для бесписьменных народов или упрощение старых алфавитов - для простоты изучения. Новым поворотом в национальной политике стало репрессирование целых народов (корейцы, калмыки, ингуши, татары, болгары).




Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 2275 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...