Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Определение этноса. Признаки этноса, их ограниченность



В этнографии важнейшим понятием является слово народ, но так как оно многозначно и неопределенно, его заменяют иными, более четкими синонимами. Этнос (ввел С.Широкогоров) - это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, объединенных общим языком, общими чертами психологического склада, а также сознанием своей культурной неповторимости. По мере того как этнос проходит эволюцию от племени и народности к нации, в нем убывают биологические черты и нарастают социально-политические: Племя – первая ступень формирования эноса. Включает значительное число родов и кланов, обладающих собственным языком или диалектом, территорией, формальной организацией, церемониями. Численность доходит до десятка тысяч человек. Этот тип этнической организации свойственен родовому строю. В племенном самосознании особо важную роль играет представление об общности происхождения от какой-либо реальной или мифической личности, а иногда от животного или даже растения. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Народность - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Народности возникают в эпоху рабовладения и феодализма, представляют собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность. По численности превышает племя, кровнородственные связи не охватывают всю народность. Государство объединяет обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы. Нация - высший исторический тип этноса. Возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, и насчитывают десятки и сотни миллионов. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психологический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Признаки этноса:1.Общность территории. Для формирования этноса необходима общая территория и какая – то форма политического единства. Однако этнос может утратить свою первоначальную территорию, не переставая быть самим собой (тюрки, как народность сформировались в Алтайских горах, а позже расселились от Турции до Якутии; миграция). Есть и народы, в силу стечения неблагоприятных исторических обстоятельств вообще лишившиеся единой этнической территории и живущие в диаспоре - рассеянии (евреи, цыгане, русские, украинские, китайские диаспоры). В наши дни практически нет территории, на которой жили бы представители только одного этноса. 2.Общность происхождения. Критерий основан на смешении нации (историческая общность) с расой (биологический тип). Cвязь определения этноса с вопросом о физическом типе его предков основана на логической ошибке - смешении телесных и духовных признаков человека, убеждении, что духовные качества предопределяются биологически. Именно эту связь между телесными признаками человека и его духовным строем и призвано выражать понятие «раса». Однако чаще этот термин стараются заменить понятием морфотип, который призван выражать только внешние физические признаки человека. Эти признаки важны: помогают решить вопрос о происхождении современных этносов; медикам помощь в лечении (не все морфотипы одинаково переносят болезни и лекарства). Чистых рас и наций никогда не было. Срок существования любого этноса не вечен и чаще всего укладывается в 1200 лет: за это время он либо видоизменяется настолько, что можно говорить уже о новом этносе, либо распадается на несколько новых (древнеримский этнос – французский, испанский, португальский; древнерусский этнос – русский, украинский, белорусский). Таким образом, разделение и смешение народов – нормальный процесс, происходящий по законам общества. Определение этноса по признаку происхождения срабатывает только в самом общем случае. Так, корни большинства этносов современной Европы прослежены примерно на полторы тысячи лет. 3.Общность языка. Этот признак важен, но не имеет абсолютного значения, т.к. для многих этносов язык является общим или может отличаться диалектно и тд. (английский – англичане, американцы, австралийцы и тд.; немецкий – немцы, австрийцы; диалекты французского – нормандский, бретонский, лотарингский и прочее). Языкового критерия все же недостаточно, чтобы решить, является ли группа людей особым этносом или нет, и тем более он непригоден для определения политических границ. 4.Государственность. Наличие собственного государства – один из важных признаков европейских и американских наций. Государства Европы с XIII–XIV вв. начали превращаться в национальные, а в Америке, наоборот, нации складывались в рамках государственных границ (такое же в Африке сейчас). В большинстве азиатских стран государство даже теоретически не считалось национальным и не увязывалось ни с какими этническими границами: территория любого государства определялась лишь удачливостью завоевателя, который его основал. Влияние государственности на этнические процессы неоднозначно: она может способствовать развитию национальной культуры, может стимулировать слияние народностей, объединенных в ее границах, в единую нацию, но может истощить этнос, который будет служить интересам гос-ва (Пример: Ассирия). Формы государственности могут быть вообще различны (200 лет назад в Германии насчитывалось 365 государств, однако и тогда немцы были единым этносом с единой культурой и общим самосознанием. Нечто подобное мы видим и в бывшем СССР, где начала складываться новая надэтническая общность — «советский народ»). Критерий государственности может весьма резко расходиться с языковым и другими критериями (в странах средн.Зап.Европы – офиц.языком науки, церкви и литературы была латынь; в Англии гос.акты издавались на латыни; в Корее, Вьетнаме, Японии ту же роль веками играл древнекитайский язык — вэньянь; в Молдавском княжестве с самого начала его истории государственным был церковнославянский язык и тд.). 5.Религия. Религия как фактор национального сознания играла заметную роль в основном в средние века. В наши дни, однако, в развитых странах провозглашена свобода совести (право каждого человека самому выбирать себе религию), поэтому религиозный признак утратил былое значение (Германия – лютеранство; Бавария – католицизм; в США множество религиозных групп. Лишь наименее развитые религии носят национальный характер. «Мировые» религии, которых придерживается большинство населения планеты, - наднациональны. 6.Критерий имени. Самоощущение - единственный надежный признак национальной принадлежности человека: каждый является тем, кем он себя чувствует. Но одного смутного самоощущения мало: оно должно находить себе выражение в каком-либо символе, который человек может признать своим. И, как и для цивилизаций, таким символом-аттрактором становится имя. Имя этноса (этноним) и есть единственная его реальная сущность. Этноним (имя этноса) - не знак, а символ. И как всякий символ, кроме стоящего за ним денотата (обозначаемого понятия), он имеет собственное содержание - этническую программу. Можно согласиться с теми, кто считает, что только развитая этническая программа превращает этнос в нацию. Если её ещё или уже нет - нет и нации, есть только, по выражению Н. Я. Данилевского, «этнографический материал». И напротив: нация появляется тогда, когда обретает имя.

17.Принципы классификации этносов: по физико-морфологическому типу, по языку, по хозяйственно-культурным типам.

Современные исследователи насчитывают около 2 тыс. народов (некоторые 3-4). Такое число должно иметь классификацию.

Критерий Признаки
По признаку расы - европеоидная; - монголоидная (азиатская и американская); - негроидная; - австралоидная. Эти большие расы делятся на 20-30 более мелких. В основе их разделения лежат различия в фенотипе людей, то есть, по сути дела, в их внешнем облике.
Психологические классификации По Марвину Харрису: - Франки: Простые, тупые, яростные; - Баварцы: Склонные к роскоши, обжоры, наглые; - Шведы: Непостоянные, болтливые, хвастливые; - Саксонцы: Обманщики, двуличные, самоуверенные; - Испанцы: Высокомерные, предусмотрительные, жадные; - Бельгийцы: Хорошие наездники, нежные, понятливые, деликатные. В основе психологических классификаций лежит та же ошибка, что и в основе расовых: этнические качества принимаются за врождённые и наследственные, а потому и неизменные. Обычно при этом за истину принимаются не реальные черты личности, а этнические стереотипы - усреднённые устойчивые представления. При этом они бывают двух видов: автостереотипы (как люди данного этноса представляют сами себя), и гетеростереотипы (как они привыкли представлять себе соседей). На самом деле, когда рассуждают о «типично национальном характере», за этнические обычно принимают социальные черты.
«Стадиальная» классификация (в советской этнографии) Род (кровное родство); племя (общность языка и предполагаемое общее происхождение); народность (общность языка, территории, культуры, религиозных представлений, самосознания, а также сложившейся классовой структурой); нация (складываются лишь при капитализме и характерны всеми признаками народности плюс единством хозяйственного организма). На протяжении 1960-1980‑х гг. советские этнографы от неё негласно отказались. В наши дни в большинстве стран мира понятие нация относится к политической сфере (гражданство), а этнос («народность») — к культурной.
Лингвистическая классификация а.Морфологическая классификация языков – синтетические и аналитические; изолирующие (китайско-тибетские языки), флективные (семитские и индоевропейские языки), инкорпорирующие (языки индейцев Америки, палеоазиатские) и агглютинирующие (алтайские, японский, финно-угорский, языки Африки). б.Генеалогическая классификация языков (по общности происхождения): семьи – подсемьи – группы – подгруппы. Индоевропейская семья состоит из: германской группы (шведы, датчане, норвежцы, немцы, австрийцы, англичане, американцы, голландцы, фламандцы и тд.), славянской (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары и тд.), армянской (армяне), романской (итальянцы, французы, испанцы, кубинцы, сардинцы, португальцы и др.), кельтской (ирландцы, уэльсцы и др.), балтийской (латыши, литовцы), греческой (греки), албанской (албанцы), иранской (персы, таджики, курды, афганцы), и индоарийской (сикхи, бенгальцы и др.) и др.
Хозяйственно – культурная классификация а.Типы с преобладающей ролью присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирательство – побережья Чукотки, Аляски, низовья Оби и Амура, прерии США, внутренние районы Бразилии и др.) б.Типы с преобладающей ролью мотыжного земледелия и скотоводства (внутренний Тибет и Индия, побережье Лапландии, часть США и др.) в.Типы с преобладающей ролью пашенного земледелия с использованием тягловой силы животных (Европа к сев.от Пиренеев, часть Индии, Япония, Сев. И Юж.Китай и др.) г.Типы, которые сложились в эпоху капитализма (типы высокоразвитого товарного земледелия, интенсивного товарного животноводства, тропического плантационного с.х., ареалы преобладания городского промышленного населения).
Цивилизационная классификация Цивилизация - большая, исторически сложившаяся, надэтническая общность людей, в основе которой лежит единый комплекс мировоззренческих представлений, в основном подсознательных. Если генетическое родство наций можно установить по языку или расовым чертам, то их духовная культура — главное, что отличает человека от животного, - определяется прежде всего тем, в какую цивилизацию входит (или когда-либо входил ранее) данный этнос, какие влияния он при этом испытал.



Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1809 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...