Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Классический период древнегреческой философии. Сократ, Платон и Аристотель



Сократ (ок. 470 – 399 до н.э.) обратился к анализу человеческого сознания и мыслительной деятельности. Сократ – объективный идеалист. Смысл его философского учения состоял в признании действия родовых сущностей в окружающей действительности, реальности универсального разума, разума вообще.

Основным для Сократа было стремление к непосредственному созерцанию закономерностей природы и жизни людей, высвобождению философии от мистицизма. Он считал достойным внимания изучение роли общего разума в практических целях – для объяснения наглядно видимой целесообразности и возможной необъяснимой ссылки на случайность.

Нравственные позиции Сократа были далеки от благочестия. Он считал, что добродетель есть знание или мудрость, что знающий доброе обязательно и поступает по-доброму, поступающий же по-злому или не знает, что такое добро, или творит зло в целях конечного торжества добра. Безусловно, случаи аморального поведения были известны и Сократу (расхождение правильного знания и плохого поведения), но он не допускал противоречия между разумом и поведением, доказывая цельность человеческой личности.

В области политики Сократ критиковал все формы правления – монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию, если они основывали свою деятельность на несправедливости. Он противопоставлял мнение одного лучшего сумбурному и безнравственному мнению большинства и возражал против выборной системы лишь потому, что выборы сами по себе отнюдь не обеспечивают, по Сократу, появление лучших людей у власти. Рабство было для Сократа не экономической категорией, а лишь нравственной. «Раб» как понятие, по его мнению, прилагается к тому, «кто не знает прекрасного, доброго, справедливого».

Сократ вошел в историю античной философии как глубокий, независимый мыслитель, бескорыстный искатель истины.

Идеи Сократа получили свое дальнейшее развитие в философии Платона (428 или 427 до н.э. – 348 или 347), которого считают родоначальником последовательной философской системы объективного идеализма. Из его учения следует, что лишь мир идей представляет собой истинное бытие. Конкретные же вещи – это нечто среднее между бытием и небытием – они только тени идей-идеальные образы, образцы для чувственно воспринимаемого мира вещей. «Отделив» идеи от их носителя – человеческого разума, мозга реальных людей, Платон объявил мир идей божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Когда душа попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, она «вспоминает» о мире идей. Поэтому и познание у Платона есть воспоминание душой своего неземного существования.

Платон считал, что чувства обманывают человека, советовал для познания истины «закрыть глаза и заткнуть уши» и довериться вспоминающей о своем божественном прошлом душе. Для философии природы Платона характерна ее связь с числовой символикой- управительница мира чувственных данных. Разработанная Платоном диалектика понятий, несмотря на ее идеалистический характер, имела неоценимое значение для последующего развития диалектической логики, теории познания.

Все произведения великого философа написаны в форме диалогов, в которых применяется метод выяснения истины посредством полемики, спора, столкновения противоположных мнений. Положительное значение этого метода состояло в том, что путем обнаружения и устранения противоречий в суждениях совершенствовалось само мышление, вырабатывалось умение последовательно, доказательно мыслить.

С именем Платона связана идеалистическая линия в философии, которая проходит через всю ее последующую историю.

Крупнейшим представителем древнегреческой философии является Аристотель (384–322 до н. э.). В своих смелых, широких обобщениях он объединил весь научный опыт Греции того времени, Аристотель был величайшим мыслителем и энциклопедистом древности. Он занимался вопросами естествознания, философии, логики, истории, политики, этики, литературы.

Аристотель первым дал развернутую критику платоновского учения об идеях. (Именно ему и приписывают изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!») Он показал несостоятельность платоновского учения о мире идей, определяющего якобы мир вещей. Однако Аристотель не создал последовательной философии. Для его философских взглядов характерно колебание между материализмом и идеализмом, диалектикой и метафизикой. Он считал, что материя существует вечно, что она несотворима и неуничтожима. Природа находится в постоянном движении. Движение всегда было и будет во всякое время. В ряде случаев он обращал внимание на единство движения и покоя, возникновения и уничтожения, роста и качественного изменения.

Вместе с тем Аристотель не отбрасывал, а развивал идеалистические и метафизические положения, полагая, что материя содержит в себе лишь возможность бытия. Чтобы эта возможность превратилась в действительность, она должна соединиться с формой, которая имеет своей первопричиной мировой разум – Бога. Материя, таким образом, у Аристотеля выступает как пассивный материал.

Следовательно, в учении Аристотеля тесно переплетаются идеалистические и материалистические положения, диалектические и метафизические мысли. Его философия оказала огромное влияние на последующее развитие передовой общественной мысли.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 424 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...