Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Расцвет философии Древнего Китая приходится на VI—III вв. до н.э., когда со своими учениями выступили Лао-цзы, Кун-цзы, Мо-цзы, Сюнь-цзы, Хань Фэй-цзы и другие мыслители. Именно в этот период формируются философские школы даосизма, конфуцианства, моизма, легизма и др.
Одной из самых известных школ древнекитайских философов является школа даосизма, представленная творчеством Лао-цзы (VI—V вв. до н.э.), Ле-цзы (VI в. до н.э. Даосизм — это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь собраны в некоем "хаотическом единстве". Причем такое единство насквозь парадоксально: "Когда низкий человек слышит о дао, он смеется. Если бы он не смеялся, это не было бы дао".
Основоположником даосизма считают Лао-цзы. Лао-цзы создал оригинальную философскую систему, методом построения которой избрал диалектику. Мир пребывает, согласно даосизму, в постоянном движении и изменении. Живет он и действует спонтанно, без каких-либо причин. В центре учения стоят понятия "дао" (путь) и "дэ" (сила).
Основной задачей своей философии Лао-цзы считал приведение природной и человеческой сущности к единству и естественности.
Мир познаваем. Основным способом реализации своих идей, соединения "естественности" природы и "естественности" общества Лао-цзы считал доверие и веру. Однако в "дао" не надо верить как в некую запредельную силу. "Дао" ничего не вносит в жизнь человека и ничего ему не обещает. Человек уже имеет все в природе. Доверять надо себе, своей исконной связи с природой.
Учение о "дао" наложило отпечаток на все основные направления древнекитайской философии, в том числе и на конфуцианство. Его родоначальником является Конфуций (551—479 до н.э.). В центре внимания мыслителя оказались взаимоотношения между людьми и проблемы воспитания. Самая краткая формулировка его учения содержится в ответе правителю. На его вопрос, как управлять государством, Конфуций ответил: "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном".
Порядок в обществе, согласно Конфуцию, устанавливается благодаря идеальной всеобщности: правильному отношению человека к природе и другим людям. Главным звеном конфуцианской системы является концепция "человеколюбия" ("жэнъ"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность* великодушие, уважение к старшим и др. Сын обязан повиноваться своим родителям при их жизни и приносить им жертвы после смерти.
Человека Конфуций рассматривал как природную сущность. Он отмечал, что человеку присущи качества земли и неба, в нем соединяются светлое и темное, сливаются дух и душа, смешиваются совершенные качества пяти стихий.
В качестве идеального субъекта Конфуций выдвигает понятие "благородного мужа" ("цзюнь-цзы"), сочетающего в себе естественность природы и ученость.
Этика Конфуция опирается на такие понятия, как "взаимность" или "забота о людях" ("шу"); "золотая середина" ("чжун юн") — середина между несдержанностью и осторожностью; "человеколюбие" ("жэнь"). Забота о людях — основная нравственная заповедь конфуцианства. Она по существу является "золотым правилом" нравственности, которое сформулировал Конфуций: "Не делай другим того, чего не желаешь себе".
В заключение обратим внимание на глубину слов Конфуция, сказавшего однажды: "Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое".
Крупной философской школой Древнего Китая была школа моизма. Она получила свое название по имени основателя Мо-цзы (479—391 до н.э.).
Ядро моизма составили идеи всеобщей любви ("цзянъ аи"), преуспеваемости и взаимной пользы. Обязательной для всех членов социума, по мнению Мо-цзы, должна была стать общая мера взаимной человечности — все должны были заботиться о взаимной пользе.
В VI—III вв. до н.э. на территории Древнего Китая возникла и оформилась школа легистов (законников). Легисты целиком отказались от методов убеждения, положившись на правовое принуждение и наказание. Совесть они заменили страхом. Конфуцианские представления о государстве как большой семье уступили место представлениям о государстве как некоем механизме. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении Поднебесной. Экономическую основу могущества государства легисты усматривали в земледелии. Таким образом, центральное место в программе легизма заняло стремление к укреплению государства путем развития земледелия, построения сильной армии, способной расширить границы страны, и оглупления народа.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 420 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!