Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Философия возникла в VII—VI вв. до н.э. в Древней Греции и на сопредельных территориях. Мировоззренческие системы, выработанные в Древнем Египте, Вавилонии, Индии и Китае, нельзя безоговорочно отнести к философским. Чаще всего эти системы называют предфилософией, поскольку в них доминировали мифологические и религиозные представления. В древнегреческой философии сохранялись остатки прежнего способа мышления, однако доминировали приемы, основанные на логических правилах и принципах рационального, в том числе научного, мышления.
Какие процессы и явления общественной жизни способствовали возникновению нового типа мировоззрения, основанного не на эмоциях, фантазии и обыденном опыте, а на интеллектуальных способностях человека и продуктах его разумной деятельности?
Первостепенное значение имело установление демократического социального строя, предполагавшего участие в общественных делах, в решении политических и хозяйственных вопросов основной массы свободного населения. Необходимо было совершенствовать механизмы интеллектуальной работы, и философия в наибольшей мере поощряла такую установку.
Из других причин важнейшей является расширение культурных и хозяйственно-экономических контактов. Расширение культурных контактов давало возможность сопоставить обычаи, верования, традиции, нравы других народов с собственными и увидеть необщезначимость (относительность) собственных представлений о мире и норм жизненного уклада. Расширение хозяйственно-экономических контактов (рост внешней торговли, развитие судоходства, прилив населения в города) практически подтверждало неадекватность, ограниченность мифологических представлений о замкнутой Вселенной. Она оказалась значительно шире и разнообразнее. Культурные и хозяйственно-экономические контакты раздвинули границы не только географического, но и мировоззренческого горизонта древних греков и стимулировали выработку новых средств осмысления человеком своего существования и окружающей его среды.
Одной из основных причин интеллектуального характера, стимулирующей зарождение философии, было сомнение в мировоззренческой состоятельности и практической достаточности мифологических представлений и норм обыденного сознания. Древнегреческие философы обвиняли мифологию в логической непоследовательности ее построений и апологетике безнравственности, а обыденное сознание — в ограниченности представлений и противоречивости установок. Это сомнение выразилось в теоретически обоснованной ими и практически окрашенной необходимости различать мнение и знание.
Сомнение в достаточности общепринятого мнения, поведения и образа действий является наиболее древним стимулом к возникновению философии. Однако в условиях деспотических социальных режимов Египта, Вавилонии и Древнего Востока оно не могло быть развито до общественно значимого конфликта, разрешением которого явился бы новый тип мировоззрения, подобно тому, как это произошло в Древней Греции. В древневосточных деспотиях традиция оставалась незыблемой основой мировосприятия и образа действий, а всякое инакомыслие подавлялось в такой степени, чтобы оно не составляло реальной конкуренции господствующей традиции. Поэтому, несмотря на то, что и там периодически наблюдались достаточно интенсивные культурные и хозяйственно-экономические контакты с соседями, некоторое усложнение способа материального производства, рост научных знаний, философия как новый тип мировоззрения и система знания не возникла. Не было решающего условия — демократического уклада общественной жизни, дающего легитимную возможность принимать и отстаивать позицию, отличную от мнения большинства.
Для более полного осмысления генезиса философии дополним ответ сведениями о ее интеллектуальных предпосылках, которые так или иначе использовала зарождающаяся философия. К их числу относятся: во-первых, мифология, поставившая мировоззренческие вопросы о происхождении и структуре мироздания; во-вторых, обыденное сознание, в рамках которого в определенный период начали довольно интенсивно развиваться зачатки мировоззренческих представлений, и, в-третьих, зарождающаяся наука, накапливающая сведения о мире "в его собственных характеристиках", относительно свободные от деформирующего воздействия мифологических схем и мнения большинства.
ческие историки и философы пренебрегали принципом хронологической точности, желая отметить большой личный вклад конкретного человека в развитие философии.
Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!