Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел Х. Русская культура 3 страница



КЕЙДЖ, ДЖОН (1912–1992). Родился 5 сентября 1912г в Лос-Анджелесе. Американский композитор и теоретик, его творчество связанное с использованием «случайных» элементов (алеаторика) и «сырых» жизненных феноменов. Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы «шума» и «тишины», использовал естественные, «найденные» звучания, а также электронику и алеаторику. Кейдж первым начал применять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Одним из первых стал использовать специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном. Три наиболее известные композиции Кейджа впервые исполнены в 1952г. Среди них пресловутая пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. "Воображаемый ландшафт № 4" написан для 12 радиоприемников. "Произведение без названия" стало прототипом жанра «хэппенинг», в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми одновременно спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей. Начиная с 1940-х годов, Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Литературные работы Кейджа, в том числе "Молчание" (1961),"Год после понедельника" (1968) и "Для птиц"(1981), выходя далеко за пределы музыкальной проблематики, охватывают весь спектр идей, касающихся «бесцельной игры» художника и единства жизни, природы и искусства. Кейдж умер в Нью-Йорке 12 августа 1992г.

КЛААС СЛЮТЕР – между 1340 и 1350—1406.Воздействие скульптурной группы Слютера на простых зрителей было так велико, что в 1418 г. Папский делегат (посланник Папы римского) обещал отпущение грехов каждому, кто из благочестивых побуждений придёт взглянутьна эту скульптурную группу.

КОКТО, ЖАН (1889–1963), французский писатель и художник. Родился 5 июля 1889г в Мезон-Лафите. Он писал стихи, романы, пьесы, сценарии, иллюстрировал свои книги и даже расписывал церкви. Наибольшую известность Кокто принесли его фильмы: "Красавица и чудовище" (1945), "Орфей"(1950). Кокто имел успех и на театральной сцене. Среди самых известных его пьес – "Трудные дети " (1925), "Человеческий голос "(1930), "Адская машина "(1934). Казалось, многое связывало его с сюрреалистами, но в их группу он не вошел. Ни поэзия, ни беллетристика не были его стихией, хотя заслуживают упоминания прозаическая версия "Трудных детей" и роман "Самозванец Тома" (1923). Во всех своих творческих исканиях Кокто стремился выйти за рамки привычного, не забывая, однако, о том, «насколько далеко можно заходить слишком далеко». Умер Кокто в своем загородном доме близ Фонтенбло 11 октября 1963.

КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (1606-84), французский драматург, представитель классицизма. Сборник стихов "Поэтическая смесь" (1632). Трагический конфликт страсти и долга в основе трагикомедии "Сид" (постановка и издание 1637), первого образца классицистического театра. Тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов), торжество героической воли в трагедиях "Гораций" (постановка 1640), "Цинна" (постановка 1640-41). Разочарование в абсолютизме в трагедиях "Мученик Полиевкт" (1643), "Смерть Помпея" (1644). Следы эстетики барокко в "Родогуне" (1647) и других трагедиях Корнеля кон. 40-х гг., в пьесе "Никомед" (постановка и издание 1651) и др.

КУРБЕ Гюстав (10 июня 1819, Орнан — 31 декабря 1877, Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реализма в живописи. Пишет портреты и автопортреты: «Человек с собакой» (1842); «Раненый» (1844); «Счастливые влюбленные» (1845); «Человек с трубкой» (1846). Пишет картины, изображающие молодых женщин в пейзаже, интерьере: «Гамак» (1845); «Деревенские барышни» (1852). Создает ряд больших программных картин на современную тему («Послеобеденный отдых в Орнане», 1850) и монументальный холст «Похороны в Орнане» (1850). Художник с сочувствием и симпатией относится к тем, кто зарабатывает свой хлеб трудом: «Дробильщики камня» (1849); «Веяльщицы» (1854). Реалисты сделали главной темой искусства своих современников, занятых повседневными делами. Курбе чувствовал себя первооткрывателем, и это придавало его произведениям особую значительность: «Возвращение крестьян с ярмарки» (1850); «Здравствуйте, господин Курбе» (1854). «Купальщицы» (1853). В 1860-70-х Курбе пишет много пейзажей, изображая горные массивы, скалы и марины («Бушующее море», 1870).

ЛЕВО, ЛУИ (Le Vau, Louis) (ок. 1612–1670), французский архитектор, один из лидеров классицистского направления в барочном зодчестве 17в. Соединив традиционные элементы французского «шато» (высокие кровли, общая композиционная открытость здания) с барочными чертами (овальный в плане центральный салон, пластически развитое архитектурно-скульптурное убранство) и строго централизованной регулярностью общего планировочного решения, мастер по сути создал здесь – в сотрудничестве с А.Ленотром (разбивка парка) и Ш.Лебреном (декор интерьеров) – архитектурное предвосхищение Версаля. Среди его парижских сооружений наиболее значителен колледж Четырех Наций (ныне Институт Франции, или Французская академия;1661–1665), сыгравший – благодаря монументальным полукружиям фасада, развернутым в сторону Сены и Лувра, – важную роль в формировании ансамблевой структуры центра. Лево участвовал в строительстве В Лувре прежнего достаточно скромного замка. Определив композицию центрального корпуса с Мраморным двором, обращенным к Парижу, парковым фасадом и Большими апартаментами короля и королевы, Лево заложил основы всего грандиозного комплекса (после его смерти работы продолжил Ф.д'Орбе, а затем Ж.Ардуэн-Мансар). Барочный формальный репертуар здесь еще в большей степени подчинился принципам строгого классицистического отбора: так, отказавшись от купольного покрытия, характерного для ряда предыдущих его зданий (центральный корпус тут увенчан плоским аттиком), Лево усилил то мощное горизонтальное начало, благодаря которому новый дворец стал не только торжественным зрелищем, но и структурой, властно подчиняющей себе окружающее пространство. Умер Лево в Париже 11 октября 1670.

ЛЕНОТР (Ле Нотр) Андре (1613-1700), французский архитектор,мастер садово-паркового искусства. Представитель классицизма. Создатель регулярного («французского») типа парка с геометрической сетью аллей, правильными очертаниями газонов, бассейнов, боскетов (Во-ле-Виконт, Версаль, 1660-е гг.).

МАНЕ Эдуар (23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, там же), французский живописец. Переосмысливал образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия», обе — 1863). Работам Мане присущи свежесть и острота восприятия («Завтрак в мастерской», 1868; «Бар «Фоли-Бержер», 1881-1882).Один из основоположников импрессионизма, в 1870-х годах обратился к светлой пленэрной живописи («Аржантей», 1874).Первое значительное произведение — картина «Любитель абсента» (1858-1859). В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860). Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему. Так, он создает «Лолу из Валенсии» (1862). К «испанскому» циклу относятся также «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады». Картина «Музыка в Тюильри» (1860). К примерам «чистой» живописи относится «Флейтист» (1866). В 1860-е годы создаются «Самоубийца», «Пейзаж с катафалком», «Христос и ангелы», «Мертвый тореро». Картины «Бой «Кирседжа» и «Алабамы» (1864). В 1867 Мане строит собственный павильон на всемирной выставке в Париже, для которой создает картину «Расстрел императора Максимилиана в Кверетаро». В картине «Балкон» (1868) Мане сочетает принципы бытового жанра с портретом. Картины «Нана» (1877), «У папаши Латюйль». В парных композициях начала 1880-х годов «Весна. Портрет Демарси» и «Осень. Портрет Лоран» ощущается некое предчувствие стиля модерн.

МАРИНЕТТИ Филиппо Томмазо (1876 — 1944) — итальянский поэт и писатель; основоположник, вождь и теоретик футуризма. Автор романа «Мафарка-футурист» (1910), сборника стихов «Занг-тум-тум» (1914) и основополагающих манифестов футуризма: «Первый манифест футуризма» (1909), «Убьем лунный свет» (1909), «Футуристический манифест по поводу Итало-Турецкой войны» (1911), «Технический манифест футуристской литературы» (1912), «Программа футуристской политики» (1913, совместно с У.Боччони и др.), «Великолепные геометрии и механики и новое численное восприятие» (1914), «Новая футуристическая живопись» (1930) и др. В 1909 — 1911 выступил организатором футуристических групп и массовых выступлений сторонников футуризма по всей Италии. Идейный вдохновитель создания практически всех манифестов футуризма, подписанных различными художниками, скульпторами, архитекторами, поэтами, музыкантами и др.

МАТИСС Анри Эмиль Бенуа (31 декабря 1869, Ле Като, Нор — 3 ноября 1954, Симье, близ Ниццы), французский художник. В 1905 выставляет картины «Роскошь, покой и сладострастие», «Женщину в зеленой шляпе». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни». В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве - «Танец» (1910) «Музыка» «Купание, или медитация». Картина «Красные рыбки» - 1911г. С 1911 по 1913 художник создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47). Стиль его живописи заметно упрощается («Румынская блуза», 1940). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40).

МИКЕЛАНЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО (настоящее имя Микеланджело Меризи) -28 сентября 1573, Караваджо - 18 июля 1610, Порто д'Эрколе, Тоскана, итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 века, один из крупнейших мастеров барокко. Своим героем он делает человека из уличной толпы – римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости ("Жертвоприношение Авраама", около 1596, Уффици; "Юдифь и Олоферн", около 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов ("Отдых на пути в Египет", около 1595 и "Кающаяся Мария Магдалина", около 1596, галерея Дория-Памфили, Рим).

МИЛЛЕ, ЖАН ФРАНСУА (1814–1875), французский художник и график. Родился 4 октября 1814г в местечке Грюши близ Гревиля в Нормандии. В 1840-е годы выбор сюжетов картин Милле был продиктован вкусами времени: "Жертвоприношение Пану", "Дафнис и Хлоя", "Увлекательный роман", многочисленные этюды обнаженной натуры: "Купальщицы" или "Спящая женщина". В 1848 он отказался от подобных тем и всецело посвятил себя реалистическому изображению жизни крестьян. Картина "Веяльщик", выставленная в этом же году, – первая работа, выполненная в том несколько тяжеловесном стиле, который принес славу Милле. В 1848г он уехал из Парижа и поселился в Барбизоне, на окраине леса Фонтенбло, где жил и работал до самой смерти 20 января 1875. Из картин, созданных в Барбизоне, наиболее типичны для этого периода творчества мастера "Сеятель" (1850), "Сборщицы колосьев" (1857) и "Анжелюс" (1859), "Человек с мотыгой" (1863), "Женщина, несущая воду" (1860). Милле не стремился вложить в свое искусство социальный протест, его живопись выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве художников Барбизонской школы.

МОЛЬЕР (1622-1673 гг.) - французский драматург, актер, театральный деятель. Мольер родился в семье королевского обойщика и мебельщика, который сумел поместить сына в Клермонск колледж.Исследуя широкие пласты жизни, автор отбирал только те черты, которые были нужны для изображения определенных типов, не добиваясь разностороннего изоб - ражения характеров. В комедиях характер человека получал свое разви – тие в сложном многообразии, а в выражении преобладающей черт поэто- му сатирические краски в его пьесах предельно сгущены.

МОНЕ Клод (14 февраля 1840, Париж, — 6 декабря 1926, Живерни, Нормандия), французский живописец. Представитель импрессионизма. Стремился запечатлеть мимолетные состояния свето - воздушной среды в разное время дня - (серии «Стога сена», 1890-1891, «Руанский собор», 1893-1895, «Впечатление. Восход солнца» 1872). Моне много работает на натуре - «Дамы в саду», около 1865. Моне начинает работать рельефным мазком, передающим трепет листвы, мерцание солнечных бликов на воде, тени от скользящих по небу облаков: «Скалы в Этрета» (1886), «Луга в Живерни» (1888), «Поле маков» (1880-е). Композицию художник сознательно строит таким образом, чтобы картина производила впечатление случайно выхваченного фрагмента из потока жизни («Бульвар Капуцинок», 1873). Моне создает серии, запечатлевая один и тот же мотив, в разное время дня: «Руанский собор в полдень» (1894); «Руанский собор вечером» (1894).Свои последние работы — 14 больших декоративных панно «Нимфеи» («Водяные лилии», или «Кувшинки»), над которыми Моне работал начиная с 1918, — он завещал в дар государству.

ПУССЕН НИКОЛА, французский живописец. Родился в 1594 в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611–1612 жил в Лез-Андели. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо св. Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся вРим. Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами. Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана.В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660–1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. Его главными источниками по античной мифологии и истории являются Метаморфозы Овидия, сборник "О замечательных деяниях и изречениях" Валерия Максима и книга "Образы богов Картари". Глубокое понимание содержания духовной культуры классического Рима нашло отражение не столько в характере сюжетов картин Пуссена, сколько в той форме, посредством которой художник воплощал нравственные идеалы. В картине Танец под музыку Времени1634–1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих – своеобразное олицетворение полноты жизни – помещена между аллегориями детства и старости. В живописи 17 века Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма.

ОРТА (Хорта) Виктор (6 января 1861, Гент — 8 сентября 1947, Брюссель), бельгийский архитектор, один из создателей стиля «модерн». 1927-1931 директор брюссельской Академии художеств. Стремился воплотить идею цельного произведения искусства. Для его построек характерны свобода планировки, уподобление конструкций природным формам, пластичность, объёмно-пространственные композиции, широкое применение металла и стекла, выявление их декоративных возможностей, органическое единство всех компонентов сооружения. В декоре интерьеров, а позже и фасадов использовал обильный растительный орнамент, первым ввёл в стилистику «модерна» гибкую, упругую линию («удар бича»). Фасады отличаются динамичностью и текучестью форм. Особняки Тасселя и Сольве (1892-1900), Народный дом (1896-1899), магазин «Инновасьон» (1901) в Брюсселе. Позже перешел к неоклассицизму (Центральный вокзал в Брюсселе, 1953).

ПИКАБИЯ, ФРАНСИС (1879–1953), французский художник, один из основоположников дадаизма. Родился в Париже 22 января 1879г. В ранний период работал всецело в импрессионистическом духе. Перейдя к более радикальным арт-экспериментам, написал в 1909 акварель "Каучук", которая стала одним из ранних образцов беспредметного искусства. Разработал своеобразный вариант футуризма – с фигурами, динамически взвихренными в ландшафте либо застывающими в виде конгломерата механических деталей ("Удни – или Американская девушка" – 1913, "Я снова вспоминаю мою дорогую Удни", 1914). Во второй половине 1910-х годов создал наиболее характерные свои вещи: картины со странными машинами, исполняющими биологические функции ("Любовный парад", 1917; "Дитя-карбюратор", 1918). Часто снабжал свои произведения нарочито «заумными» названиями ("Эдтаонисл", "Растадада" и т.п.). Ряд вещей рождались в процессе коллективной импровизации – подобно "Какодилическому глазу" (1921), холсту-«стенгазете», на котором помимо Пикабия расписались Т.Тцара, Ф.Пуленк, С.И.Шаршун и другие его знакомые. В начале 1920-х годов активно обращался к коллажу и ассамбляжу, используя в качестве материалов перья, солому и зубочистки. Примкнул к движению сюрреалистов. В 1924 написал сценарий «балета-абсурда» "Представление отменяется", по которому Р.Клер снял фильм "Антракт". Умер Пикабия в Париже 30 ноября 1953.

ПИКАССО Пабло (полн. Пабло Руис-и-Пикассо) (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский живописец, по происхождению испанец. С 1907 основоположник кубизма, с середины 1910-х годов создавал произведения в духе неоклассицизма, в ряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо - «Герника», 1937, рисунок «Голубь мира», 1947. Много работал как график, скульптор, керамист. На годы поездок между Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый «голубой период»: в палитре мастера преобладают голубые оттенки - «Любительница абсента», 1901, «Свидание», 1902, «Старый нищий старик с мальчиком», 1903. В следующий период, «розовый», появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905). В 1907г Пикассо создает композицию «Авиньонские девицы». В 1908-09 Пикассо совместно с Ж. Браком разрабатывают новый стиль — кубизм («Королева Изабо», «Дама с веером», обе 1909; «Портрет А. Воллара», 1910; «Дриада», «Фермерша», «Три женщины», ряд натюрмортов, 1909-10).В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однако отдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизни художника («Три музыканта», 1921). В 1930 художник делает серию из 30 офортов к «Метаморфозам» Овидия. В 1930-37 создает «Сюиту Воллара». В 1951 пишет картину «Война в Корее».

РУБЕНС ПИТЕР ПОЛ (28.06.1577 года [Зиген]- 30.05.1640 года Современники называли его королем художников и художником королей.Прижизненная слава Рубенса была так велика, что в отблеске его имени тусклое царствование эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы начало казаться великой эпохой. С той поры в волшебном мире живописи Рубенс занимает одно из самых почетных мест.

РАСИН, ЖАН (Racine, Jean) (1639–1699), французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы, был крещен 22 декабря 1639. Его мать умерла в 1641 при родах второго ребенка – сестры поэта Мари. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду.Считается, что две первые из сохранившихся пьес – Фиваида и Александр Великий Расин был человеком высокомерным, раздражительным и вероломным, его снедало честолюбие. Все это объясняет и неистовую враждебность современников, и жестокие столкновения, сопровождавшие Расина на протяжении всей его творческой жизни. В течение двух лет, последовавших за постановкой Александра Великого, В 1669 с умеренным успехом прошла трагедия Британник (Britannicus). В Андромахе Расин впервые использовал сюжетную схему, которая станет обычной в его поздних пьесах: A преследует B, а тот любит C. Вариант этой модели дан в Британнике, где противостоят преступная и невинная пары: Агриппина и Нерон – Юния и Британник.

РАУШЕНБЕРГ, РОБЕРТ (р. 1925), родился 22 октября 1925 в Порт-Артуре (шт. Техас), американский художник, работал в основном в технике коллажа и редимейда, продолжая традиции, идущие из искусства кубизма. Составление произведения искусства из не имеющих друг к другу отношения элементов, одним из которых является краска, глубоко укоренилось в современном искусстве. В 1958 была организована его персональная выставка в галерее Кастелли, благодаря которой он стал известен. Ранние работы Раушенберга были попыткой избавиться от стереотипов «живописного метода» и возвышенных целей традиционного искусства. Например, он стер рисунок Виллема де Кунинга и выставил его под названием "Стертый де Кунинг". Две ключевые работы Раушенберга – коллажи "Кровать" (1955) и "Монограмма" (1955–1959). Первая из них представляла собой настоящую кровать Раушенберга, забрызганную краской и поставленную вертикально, как картина; второй коллаж был украшен чучелом ангорской козы. В шестидесятые годы Раушенберг стал устраивать перфомансы, сотрудничать с инженерами и использовать различные печатные материалы. В 1980-е годы были опубликованы несколько альбомов фотографий Раушенберга, которые явились логическим завершением частого использования фотографического материала в коллажах и воплощением представления автора о мире как о нелепом нагромождении образов.

РЕНУАР Пьер Огюст (25 февраля 1841, Лимож — 17 декабря 1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, представитель импрессионизма. Светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, динамичные бытовые сцены воспевают чувственную красоту и радость бытия («Мулен де ла Галет», 1876, «Ж. Самари», 1877). В 1864 в Салон принимают его картину «Эсмеральда, танцующая с козочкой» (впоследствии им уничтожена). Знакомится с Курбе, его влияние можно заметить в «Харчевне матушки Антони» (1866), «Диане охотнице» (1867). Ренуара привлекает повседневная жизнь человека — сцены, увиденные в парке, кафе, на улице, на берегу реки, в купальне: «Семья Сислея» (1868); «Лягушатник» (1869); «Портрет Моне» (1872); «В саду» (1875); «После обеда» (1879); «Девушка за шитьем» (1879); «Завтрак гребцов» (1881). Ренуар участвует в первой выставке импрессионистов в 1874 («Танцовщица», «Ложа»), затем — во второй, третьей и седьмой. Его восхищение красотой женщины запечатлено в его картинах: «Обнаженная» (1876); «Мадам Жорж Шарпантье с детьми»(1876-78); «Этюд к портрету Жанны Самари» (1877); «Девушка с веером» (ок.1881). «Энгровский» период: «Зонтики» (ок. 1880); «Большие купальщицы» (1884-87), «перламутровый»: «Девушки за фортепиано» (1892); «Заснувшая купальщица» (1897); «Габриэль и Жан» (1895).

РИБЕРА Хусепе (1591—1652) Для творчества Риберы 1620—30 гг. характерны драматические сцены мученичества, в которых подчеркивается победа воли над физическим страданием. Ранние картины Риберы выполнены под сильным влиянием Караваджо; здесь заметен вкус Риберы к тенебризму и неистовому освещению («Мученичество апостола Андрея», «Св. Себастьян и Ирина»). Но Рибера преображает хрупкую каллиграфию Караваджо — его композиции приобретают необыкновенную монументальность и материальность в трактовке волос, складок одежды, даже бородавок. В своем изображении осязаемой действительности, заставляющем зрителя видеть конкретно каждую деталь, Рибера превзошел всех других художников эпохи барокко.

РОДЕН Огюст (1840-1917), французский скульптор. Энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским обобщениям («Бронзовый век», 1876; «Граждане Кале», 1884-88). В 1864 представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза). «Иоанн Креститель» 1880г, бронза. Известность Родена растет, он получает важные государственные заказы: в 1880 — оформить двери для Музея декоративного искусства. Тема, выбранная Роденом, — «Врата Ада». Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ними до конца жизни. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель» (1880, бронза); «Тень» (1880, бронза); «Три тени» (1880, бронза); «Адам» (1880, бронза); «Ева» (1881, бронза); «Прекрасная Омьер» (1885, бронза); «Данаида» (1885, мрамор); «Поцелуй» (1886, бронза) и другие. Другой монумент Родена — «Памятник Бальзаку» (1892-98). Портрет занимает особое место в творчестве Родена. Таковы портреты Ж. П. Лорана (1881), А. Легро (1881), Ж. Далу (1883), О. Мирбо (1889), Камиллы Клодель (1885), Фальгиера (1887), А. Рошфора (1887).

РУССО Пьер Этьен Теодор (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон, деп. Сенна и Марна), французский живописец. Крупнейший художник барбизонской школы. Период 1832-34 годов он проводит в Нормандии, много работает на натуре в селении Мон Сен Мишель («Рынок в Нормандии», 1832; «Вид в окрестностях Гранвилля», 1833). Строгая красота гор, покрытых ледниками и густым сосновым лесом, опоэтизирована им в полотне «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры». Картины «Болото в Ландах» (1844-53), «Ферма в Ландах» (1859) и рисунки «Болото», «Ланды с деревней на горизонте» (1844), «Большой дуб в Ландах». В 1848-1852 годы были созданы лучшие произведения художника: «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль, заходящее солнце» (1851), «Хижина угольщиков» (1848-1850), «Дубы» (1852), «Кюре» («Вечер), «Весна». Посвятив свою жизнь изображению пейзажа Франции, Руссо стал одним из создателей «пейзажа-настроения», оказавшего влияние на последующее развитие реалистической пейзажной живописи.

САРТР Жан Поль (1905-80), французский писатель, философ и публицист, глава французского экзистенциализма. Участник Движения Сопротивления. Под влиянием Э. Гуссерля и М. Хайдеггера построил «феноменологическую онтологию», в основе которой — противопоставление объективности и субъективности, свободы и необходимости («Бытие и ничто», 1943); пытался дополнить марксизм экзистенциальной антропологией («Критика диалектического разума», 1960). Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия. Незавершенная тетралогия «Дороги свободы» (1945 — 1949), пьесы-притчи «Мухи» (1943), «Дьявол и господь Бог» (1951) и др. В конце 1960-х гг. выступил как идеолог леворадикального экстремизма. В 1964 Сартру присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он отказался.

СЕЗАНН Поль (1839-1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. Стремился выявить с помощью градаций чистого цвета логику структуры, величие природы и органическое единство ее форм («Берега Марны», 1888; «Персики и груши», 1888-90). «Убийство», 1867-70), натюрморты типа «суета сует» («Натюрморт с черепом и подсвечником», 1865-67), эротические видения («Оргия», 1864-68). В числе значительных работ раннего периода — «Портрет отца» (1867). В «Девушке у пианино» (ок. 1869) изображены сестра и мать художника. На рубеже 1860-70 гг. начинается тема «купальщиц» и «купальщиков». Наиболее импрессионистическая картина— «Дом повешенного» (1873). В 1870-е гг. начинается серия автопортретов - «Автопортрет в фуражке» (ок. 1874), «Автопортрет», ок. 1880. Натюрморт «Ваза с фруктами» (1878). На рубеже 1880-90 гг. Сезанн все больше увлекается т. н. фигурными жанрами. Композиция «Пьеро и Арлекин» (1888), пять вариантов композиции «Игроки в карты» (1890-92, возможно, 1890-96). В середине 1890-гг. Сезанн начинает работать над портретами («Портрет А. Воллара», 1899; «Портрет Г. Жеффруа», 1895). Многие холсты позднего Сезанна остались незаконченными, в т. ч. и его итоговая композиция «Большие купальщицы» (1898-1905).

СЁРА Жорж (1859-1891) - французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма. Ранние работы Ж.Сёра написаны в импрессионистической манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов ("Рыбаки на берегу Сены", 1883). В историю живописи Ж.Сёра вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом, друг с другом. С оптической точки зрения Ж.Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект ("Остров Гранд-Жатт", 1884; "Сена в Курбевуа", 1885; "В Онфлёре", 1886). Одним из основных произведений Ж.Сёра считается "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" (1884-1886). В 1880-1890-х гг. склонность Сёра к локальному декоризму усиливается ("Парад", 1888; "Натурщицы", 1888; "Воскресенье в Порт-ан-Бессен", 1888; "Порт-ан-Бессен во время прилива", 1888; "Цирк", 1890-1891). В своих работах он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 271 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...