Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел Х. Русская культура 1 страница



АКМЕИЗМ (от греч. - высшая ступень чего-либо, цветущая сила) - течение в русской поэзии нач. 20 в.. возникшее наряду с футуризмом как реакция на кризис символизма (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ах­матова, О. А. Мандельштам, М. А. Кузьмин и др.). А. провозглашает обращение поэзии к человеку, «подлинности» его чувств, предметности реального мира; при этом поэтизируется мир первозданных эмоций, пер­вобытно-биологическое, природное начало, доисторическая жизнь Земли и человека.

БАЛАГАН - театральное зре­лище, преимущественно комического характера на ярмарках и на народ­ных гуляниях. В России Б. существовал с сер. 18 в.

БАШНЕОБРАЗНЫЙ ХРАМ - тип храма в русском зодчестве, возникший на рубеже 14-15 вв.; одноглавый, поднят на высокий цоколь, увен­чан рядами килевидных закомар и кокошников.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ - древнерусские письма и документы 11­15 вв., процарапанные на березовой коре (бересте). За последние не­сколько десятилетий сотни грамот найдены в Новгороде, несколько в Смо­ленске, Ст. Руссе, Пскове, Твери.

«БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ» - объединение московских художников (1910 -1916гг.), обращавшихся к живописно-пластическим исканиям в духе творчества П. Сезанна, фовизма и кубизма, а также приемам русского лубка и народной игрушки. Художники «Б. в.» (П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, А. В. Лентулов, И. И. Машков, Р. Р. Фальк) решали про­блемы построения формы цветом, выявления материальности натуры.

БЫЛИНЫ (старины) - русские народные эпические песни-сказания. Сложены главным образом в 11-16 вв.; повествуют преимущественно о богатырях-защитниках Руси, отражают нравственные идеалы народа. Раз­личают киевские Б. (И. Муромец и др.) и новгородские (Садко, В. Бус­лаев).

ВЕЧЕ - народное собрание в древней и средневековой Руси в 10­ - 14 вв. Наибольшее распространение получило в русских городах во 2-й пол. 11-12 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договора с др. землями и т. д. В Новго­роде и Пскове сохранилось до кон. 15 - нач. 16 вв.

ГЛАГОЛИЦА - одна из двух славянских азбук (наряду с кирилли­цей), создание которых связано с именами византийских монахов-миссио­неров Кирилла и Мефодия. Г. была создана во 2-Й пол. 9 В., позднее бы­ла удобной кириллицей, от которой отличалась формой букв.

ГОДУНОВСКАЯ ШКОЛА - направление в русской живописи 17 в.; тяготело к монументальным традициям прошлого и представляло собой попытку оживить угасающий дух великого искусства путем ортодоксаль­ного следования древнему канону. Название «Г. Ш.» связано с тем, что многие произведения этого типа выполнены по заказу Б. Годунова или его родственников.

«ГОЛУБАЯ РОЗА» - кратковременное русское художественное объе­динение, возникшее на одноименной выставке 1907 г. в Москве. Для ра­бот членов «Г. р.» (П. В. Кузнецов, А. Т. Матвеев, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.) характерны плоскостностью и декоративная стили­зация форм, лиризм образов, настроения грусти и меланхолии, иногда мистико-символические искания.

ДЕТИНЕЦ - название внутреннего укрепления в русском средневе­ковом городе вокруг резиденции князя или епископа; с 14 в. заменяется термином «кремль».

«ДОМОСТРОЙ» - произведение русской литературы 16 в., свод житейских правил и наставлений. Защищал принципы патриархального быта и деспотической власти главы семьи. Возник в среде новгородского бояр­ства и купечества.

ЗАКОМАРА - в русской архитектуре полукруглое или килевидное за­вершение части наружной стены зданий: повторяет очертания расположенного за ней свода.

ЗАПАДНИЧЕСТВО - направление русской общественной мысли сер. 19 в., представители которого выступали за развитие России по западно­европейскому пути, противостояли славянофилам. Критиковали теорию официальной народности, крепостничество и самодержавие, выдвигали про­екты освобождения крестьян с землей. Главные представители: П. В. Ан­ненков, В. П. Боткин, Г. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, И. С. Тургенев, П. Я. Чаадаев, Б. Н. Чичерин и др. Печатные органы: «Современник», «Отечественные записки», «Русский вестник» и др. В кон. 40-х гг. разошлись с революционерами-демократами - В. Г. Белинским, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, в кон. 50-х гг. 19 в. полностью разме­жевались с ними.

ЗВОННИЦА - надстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение с проемами для колоколов. Выразительны стенообразные З. храмов Пскова 14-17 вв.

ИМАЖИНИЗМ (от фр. - образ, преображение) - направление в русской литературе 1920-х гг. (А. Б. Мариенгоф, В. Г. Шершеневич, Р. Ив­шев, А. Б. Кусиков, И. Грузинов, С. А. Есенин и др.). Утверждало при­мат самоцельного образа и формотворчества над смыслом, идеей; выра­жало преимущественно богемные настроения.

ИОСИФЛЯНЕ (осифляне) - церковно-политическое течение в Рус­ском государстве кон. 15 - сер. 16 вв.; идеолог - Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защи­щали церковно-монастырское землевладение.

КИРИЛЛИЦА - одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Создана на рубеже 9-10 вв. на территории Первого Болгар­ского царства в результате синтеза издавна распространенного здесь гре­ческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавали особенности славянских языков. В дальнейшем этот более легкий и удобный, чем глаголица алфавит вытеснил ее и стал единственным у южных и восточных славян. Распространение славянской азбуки на Руси связано с принятием христианства.

КЛЕТСКИИ ХРАМ – тип храма в русской архитектуре 17 в.; пред­ставляет собой прямоугольный сруб (клеть), покрытый двускатной кровлей, увенчанной маковкой с крестом.

КОКОШНИК -1)старинный русский головной убор замужних женщин бытовавший до 19 в.; 2) в архитектуре русских церквей 16-.17 вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоратив­ное значение. Часто К. располагаются ярусами.

КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. - построение) - направление в совет­ской художественной культуре 20-х гг. 20 в., выдвигавшее на первый план конструктивно-техническую сторону художественного творчества. Для К. характерна критика созерцательности в искусстве, стремление реа­лизовать в художественном творчестве требования конструктивной целе­сообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии. К. выдвигал задачу конструирования материальной среды, окружаюшей человека, стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, целесообразных конструкций (архитектурные проекты братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга, И. И. Леонидова; художественной конструи­рование мебели, арматуры, посуды; модели одежды, рисунки для тканей, плакаты, конструирование книги, театральные «станки» для работы акте­ров на сцене - художники А. М. Родченко, Л. С. Попова, В. Е. Гатлин, Л. М. Лисицкий). ­

КРЕМЛЬ (до 14 в. детинец) - центральная часть древнерусских го­родов, обнесенная крепостными стенами и башнями; комплекс оборони­тельных дворцов и церковных сооружений. К. располагался на высоких местах, обычно на берегу реки или озера и был ядром города, определял его силуэт и планировку. К. сохранились в Новгороде, Пскове, Туле, Ни­жнем Новгороде, Смоленске, Москве и др. городах.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ - введение христианства в греко-православной форме как государственной религии. Начато Владимиром Святославичем в 988-989 гг. Встречало сопротивление народа и языческого жречества. Способствовало становлению феодальной идеологии, государства и куль­туры.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - большевистские преобразования в сфере культуры, проводимые после Октябрьской революции 1917 г. К. р. заслуживает неоднозначной оценки: с одной стороны, усиливалась идеологизация культуры, она превращалась в инструмент воспитательного воздействия Советской власти на массы (в 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений, в 1922 г. по инициативе В. И. Ленина из страны высылаются около двухсот оппозиционно настроенных крупных ученых и деятелей культуры (Н. А. Бердяев, П. А. Сорокин и др.); унификация и регламентация все плотнее охватывала литературно-художест­венную жизнь общества. С другой стороны, К. р. решала также и давно назревшие. задачи в области духовного развития общества: после октября 1917 г. устраняются сословно-классовые ограничения, мешавшие трудя­щимся пользоваться благами культуры и просвещения, Вводится бесплат­ное образование; Декрет о ликвидации неграмотности (1919 г.) положил начало наступлению на эту вековую проблему; получили свою письмен­ность многие народы России, ранее ее неимевшие; наука развернула ис­следования по многим перспективным направлениям.

ЛЕТОПИСИ - исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11-17 вв.; состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - своды летописные. Самый древний сохранившийся памятник летописания - «Повесть временных лет», написанная в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Несто­ром и дошедшая до нас в составе более поздних летописных сводов (14 -15 вв.).

ЛЕФ (Левый фронт искусств) - советское литературно-художествен­ное объединение (1922-1929 гг.); входили Б. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Третьяков, С. Кирсанов, строившие свою эстетику с учетом пролеткультовских, футуристических теорий, концепции «литера­туры факта», отрицавшей художественный вымысел, психологизм.

ЛУБОК (народная картинка) - вид графики, изображение с подпи­сью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Откликался на политические события; выпол­нялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

ЛУБОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА - дешевые массовые издания в дорево­люционной России: переделки сказок, былин, житий святых, литературных произведений, сборники анекдотов, песенники, сонники. Обычно присутст­вовали лубочные картинки.

«МИР ИСКУССТВА» - русское художественное объединение (1898­1924 гг.), созданное в Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым; изда­вало одноименный журнал. Представители «М. и.» отвергали как акаде­мизм, так и тенденциозность передвижников; опираясь на поэтику симво­лизма, они обращались к миру прошлого и гротескным полусказочным образам. Живописи и графике «М. и.» (Л. С. Бакст, М. Б. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, А. К. Сомов присущи уточ­ненная декоративность, стилизация, изящная орнаментальность. Заслугой «М. и.» было создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации.

«МОГУЧАЯ КУЧКА» - творческое содружество выдающихся русских композиторов в 60-70-х п. 19 в. Б «М. к.» входили М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Участники «М. к.» развивали национальный стиль в музыке, развивали традиции М. И. Глин­ки, А. С. Даргомыжского, боролись за идейность и реализм в музыке. Деятельность «М. к.» стала эпохой в развитии русского и мирового музы­кального искусства. Название «М. к.» принадлежит критику Б. Б. Ста­сову.

НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО (московское барокко) - стиль русской архитектуры в кон. 17 - нач. 18 вв. Характерные черты Н. б.: чёткость, и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработанность деталей, многоцветная деко­ративная обработка здания. Самый знаменитый памятник Н. б. - цер­ковь Покрова в Филях (1693 г.), построенная по заказу Л. К. Нарышкина.

НЕСТЯЖАТЕЛИ (заволжские старцы) - религиозно-политическое те­чение в Русском государстве в кон. 15 - нач. 16 вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа от церковной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой. Против Н. выступали иосифляне.

ОБЕРЕГ - по суеверным представлениям славян: 1) предмет, обере­гающий от несчастья, амулет; 2) произносимое с той же целью закли­нание.

«ОСЛИНЫЙ ХВОСТ» - группа молодых русских художников' (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е, Татлин), орга­низовавших в 1912 г. две одноименные выставки.. ДЛЯ «О. х.» характерно анархическое бунтарство, отрицание классических традиций, провозглаше­ние свободы формальных экспериментов, но IJ то же время обращение к примитивизму, к традиции русской иконы и лубка.

ПАРСУНА (искажение слова «персона») - условное наименование произведений портретной живописи кон. 16-17 вв., сохраняющих приемы иконописи.

ПЕРЕДВИЖНИКИ - художники-реалисты, входившие в российское демократическое художественное объединение - Товарищество передвиж­ных художественных выставок; образовалось в 1870 г. П. (И. Н. Крам­ской, В. М. и А. М. Васнецовы, И. И. Левитан, В. Д. Поленов, В Г. Пет­ров, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, Н. А. Ярошенко и др.) отразили в своих произведениях любовь к России, к ее народу и истории. Картины П. отличаются психологизмом, мастерством социального обоб­щения.

ПЕТРОВСКИЕ ПРЕОБРА30ВАНИЯ В КУЛЬТУРЕ - крутой пере­лом в культурной' жизни России, связанный с деятельностью Петра 1 (1682-1725 гг.). Для петровской эпохи характерны: коренная перестрой­ка образования, ориентированная на подготовку большого числа квалифицированных специалистов; бурное развитие издательского дела; крупные успехи в научных изысканиях, изобретательстве. В изобразительном ис­кусстве активное развитие получает светская живопись, особенно портрет­ная. Новое явление - создание дворцово-парковых ансамблей, оформленных скульптурными композициями; в градостроительстве - переход к ре­гулярной застройке городов, созданию крупных архитектурных ансамб­лей (строительство Петербурга). В эпоху Петра I коренной ломке под­верглись все традиционные представления о бытовом укладе жизни рос­сийского общества. В приказном порядке введены европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Поведение молодых дворян в обществе регламентировалось западноевро­пейскими нормами, изложенными в переводной книге «Юности честное зерцало». Патриархальный образ жизни постепенно уступал место «светс­кости» и рационализму (это не касается крестьянства). В быт дворянства вошли кофе, табак, газеты, напечатанные гражданским шрифтом, почта, ассамблеи (с обязательным присутствием женщин, танцами, играми-заба­вами, деловыми встречами), празднование Нового года по европейскому стилю. Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов но­сили ярко выраженный политический характер, вводились зачастую насильственными методами. Чисто внешние атрибуты Петровской эпохи, проявившиеся в декретивном введении европейских обычаев и нравов, в от­рыве от вековых традиций русской культуры должны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за четверть века Российской империи- великого государства европейского типа.

ПОСАД - в Русских княжествах 10-16 вв. торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города; иногда П. делились на слободы и сотни.

ПРОЛЕТКУЛЬТ (Пролетарская культура) - культурно-просветитель­ская и литературно-художественная организация (1917-1932 гг.) проле­тарской самодеятельности в различных областях искусства, в особенности в литературе и театре. Главные руководители и теоретики П. - А. А. Бог­данов, Ф. И. Калинин, П. И. Лебедев-Полянский, В. Ф. Плетнев и др.). Для П. характерно отрицание культурного наследия прошлого, борьба за создание особой пролетарской культуры, за внедрение пролетарской сознательности в население путем широкомасштабных пропагандистских компаний.

ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ - подражание древнерусским или русским народным образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в.

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) – массовая советская литературная организация (1925-1932 гг.); действовала в духе Пролеткульта, ожесточенно боролась против всех групп в литературе («Серапионовых братьев», ЛЕФа, имажинистов, конструктивистов и т. д.). В 1929 г. РАПП начал кампанию против видных писателей Е. Замятина и Б. Пильняка, поводом для которой послужила публикация их произведений за границей.

СЕРАПИОНОВЫ БРАТЬЯ (по названию кружка друзей в одноимен­ном романе Э. Т. А. Гофмана) - литературная группа, возникшая в 1921 г. в Петрограде и объединявшая преимущественно прозаиков (К. Фе­дин, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Каверин и др.). Характерны поиски ху­дожественной формы, наиболее эффективно выражающей содержание по­слереволюционного времени, эксперименты в области языка и стиля.

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» - специфическая эпоха в развитии русской культуры, охватывающей период с начала 20 в. до 1922 г. (высылка груп­пы крупнейших представителей культуры за границу). Для культуры «с. в.» характерно принятие частью интеллигенции концепции философа Вл. Соловьева (1853-1900 гг.), призывающей к необходимости активного сотрудничества человека и Бога, поиску внутренней целостности, единства Добра, Красоты, Истины. Богоискательство стало ярким явлением «С. в.», связанным с увлечением либеральной интеллигенции обновленным христи­анством (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, З. Н. Гип­пиус и др.). «С. в.» в русской философии и культуре - время тотального индивидуализма, усложнённой рефлексии, интереса к тайникам психики, к примату бессознательного, иррационального в человеке; время безгра­ничного субъективизма, господства мистического начала в культуре. «С. в.» - эпоха культа творчества и выдающихся художественных открытий, новых направлений (символизм, акмеизм, модернизм, футуризм, авангар­дизм), которым дали беспрецедентное разнообразие имен поэтов, прозаи­ков, живописцев, композиторов, актеров.

СКОМОРОХИ - странствующие актеры в Др. Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акро­баты. Известны с 11 в. Особенно распространились в 15-17 вв.

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО - направление русской общественной мысли сер. 19 в., представители которого выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития России на основе ее самобытности (патриархальность, консерватизм, православие) и противостояли запад­никам. Славянофилы идеализировали общественный строй Др. Руси, кре­стьянскую общину, развивали религиозно-идеалистическую философию. Сыграли важную роль в развитии славяноведения, изучении народного быта Главные представители с.: И. С. и К С. Аксаковы, И. В. и п. В. Кире­евские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков и др.

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА - направление в русской живописи l-й пол. 17 в. Строгановские иконы впервые в русском искусстве несли усиленное эстетическое начало (виртуозный рисунок, тонкая проработка де­тален, богатая орнаментация, полихромный колорит). Выдающимся мастером с. ш. был П. Чирин. Название «с. ш.» связано с тем, что множество произведений этого стиля выполнено по заказу Строгановых в мастерских Сольвычегодска. Но сам стиль возник в Москве, в среде государственных и патриарших мастеров.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕМЕСЛО ДР. РУСИ - яркое явление древ­нерусской культуры. На Руси был достигнут высокий уровень ремеслен­ного производства. Особенно это касается обработки металла, ювелирно­го дела. Специальные технические приемы позволяли превращать оружие, предметы быта в шедевры прикладного искусства. Среди этих примеров: зернь - украшение изделия зернышками из металла; скань (филигрань) - нанесение рисунка с помощью узорчатой сетки из тонкой крученой про­волоки; чернь - способ украшения изделия с помощью особого сплава из серебра, меди, олова, свинца и серы.

ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ - стиль в русской архитектуре; возник в 16 в; порывал с принятым из Византии крестово-купольным типом храма; один из источников ш. с. - русское народное деревянное зодчество. Для ш. с. характерно покрытие в виде 4-гранной или многогранной пирамиды (шат­ра). Самые выдающиеся памятники Ш. с.: храм Вознесения в селе Коло­менском (1532 г.) и собор Василия Блаженного в Москве (1560 г). В середине 17 в. патриарх Никон запретил возводить шатровые храмы.

ЯЗЫЧЕСТВО (многобожие, политеизм) - дохристианская религия восточных славян. Я. - комплекс первобытных воззрений, верований и культов, отражавших зависимость людей от окружающих природных ус­ловий И в то же время служивших и формой закрепления, и передачи многовекового хозяйственного опыта, конкретных практических знаний, накопленных многими поколениями. В Я. различают несколько пластов(одухотворение природы, общинные и аграрные, племенные культы). Пос­ле крещения Руси языческие верования и обряды продолжали существо­вать под внешней оболочкой официально-церковного культа.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ:

АЛЬБЕНИС, ИСААК (1860–1909), испанский композитор и пианист, один из основоположников испанской национальной музыкальной школы. Исаак Мануэль Франсиско Альбенис родился 29 мая 1860 в Кампродоне (провинция Каталония). Первым сочинением Альбениса был военный марш, и уже в десять лет он разъезжал с сольными концертами по всей Испании. Международную известность ему принес концерт на открытии Эраровского зала в Париже. Альбенис провел три года в Лондоне (1890–1893), там была поставлена его оперетта "Волшебный опал" (1893). Две оперы Альбениса - "Сан Антонио из Флориды"(1894) и "Пепита Хименес" отмечены зрелостью испанского национального стиля. Творчество Альбениса, в целом глубоко связанное с фольклорными источниками, предвосхитило расцвет испанской музыкальной школы 20 в., представленной такими авторами, как Э.Гранадос, М.де Фалья, Х.Родриго. Среди поздних сочинений Альбениса выделяются оркестровая пьеса "Каталония" (1899) и цикл фортепианных пьес "Иберия"(1906–1909). Умер Альбенис в Камбио-ле-Бен (Нижние Пиренеи, Франция) 18 мая 1909г.

АПОЛЛИНЕР, ГИЙОМ (1880–1918), французский поэт начала 20 в.; настоящее имя – Вильгельм Альберт Владимир Аполлинарий Кастровицкий. Родился 26 августа 1880 в Риме. Он наполняет свою поэзию разнонациональными сюжетами ("Ответ запорожских казаков константинопольскому султану", "Эмигрант из Лэндор-Роуд", "Пасха в Нью-Йорке", "Рейнская ночь", "Синагога", "Исфагань", "Жалоба солдата-артиллериста из Дакара", и др.). Политематичность характерна для отдельных стихотворений Аполлинера. В поэмах «большого дыхания» ("Зона", "Холмы", "Музыкант из Сен-Мерри", "Рыжекудрая красавица" и др.) он нанизывает друг на друга различные явления жизни. Сплавленные, благодаря неповторимому аполлинеровскому ритму, воедино, они представляют целостную, эпическую картину мира. Этой целостности способствует отсутствие пунктуации – означающее связь и равновеликость всего сущего; стерты все границы, отделяющие малое от большого, частное от общего. Поэмы: "Зона", "Кортеж", "Путешественник", "Бродячие акробаты", "Эмигрант из Лэндор-Роуд", "Маленькое авто", "Пойдемте быстрее" и др. Аполлинер не отказывается от традиционного стиха. Он часто следует классической строфике с четко выверенной рифмой ("Роза войны", "Песня несчастного в любви", "Холмы", " Печаль звезды" и т.д.). Однако поэт создает и новую форму. Приверженец верлибра, он самым причудливым образом варьирует размер, переносит рифму внутрь стиха, заменяет ее ассонансом или полностью освобождается от нее. Творчество Аполлинера – значительное явление французской культуры начала 20в. Ему было суждено заполнить промежуток, образовавшийся между двумя крупными литературно-художественными течениями – символизмом, который уже становился историей, и сюрреализмом, который только что зарождался.

АРДУЭН-МАНСАР, ЖЮЛЬ (Hardouin-Mansart, Jules) (1646–1708), французский архитектор и градостроитель эпохи классицизма, родился в Париже 16 апреля 1646. Учился у своего двоюродного деда Франсуа Мансара, присоединил его фамилию к своей. В 1675 Людовик XIV назначил Ардуэна-Мансара придворным архитектором. Первым его заказом стала перестройка замка Сен-Жермен. С 1678 он руководил работами в Версале, где им были созданы королевская капелла (1689–1710), Большой Трианон (1687), знаменитая Зеркальная галерея и Оранжерея. Крупнейшая его работа – собор Дома инвалидов в Париже (1680–1706). Купол собора считается одним из самых совершенных сооружений французского классицизма. Ардуэн-Мансар был также автором проекта двух парижских площадей – Вандомской (1685–1701) и площади Побед (1685–1686).

БАРБИЗОНСКАЯ ШКОЛА- группа живописцев, работавших в 1830–1860-х во Франции, в жанре пейзажа. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон, в лесу Фонтебло, недалеко от Парижа. В 1836 там обосновался Теодор Руссо, туда приезжают Жан Франсуа Милле, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон. Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи. Лишь на рубеже 18–19 вв. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Барбизонцы отвергают официальные правила изображения исторических, мифологических и героических пейзажей, открывают для себя сельскую природу, пишут этюды и картины на пленэре, с натуры. На их полотнах реалистически запечатленный обыденный пейзаж сочетался с возвышенно-романтическим восприятием природы в целом. Для показа таких мотивов им потребовалась большая наблюдательность, умение увидеть особенности в природе, найти новое цветовое решение. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством. Утверждая эстетическую ценность национального ландшафта, барбизонцы особенно интересовались приемами передачи вибрации света и цвета, что позволяло передавать смену состояний природы, смене дня и ночи, времен года, достигли высокого мастерства в использовании валеров, т.е. нюансов цвета и света в границах одного тона. Барбизонская школа является переходным этапом от романтизма к реализму и создает предпосылки для появления импрессионистического пейзажа. Благодаря барбизонцам появляется понятие работы художника на пленэре. До этого художники делали зарисовки, этюды на натуре, картины же создавали в мастерской. Художники-барбизонцы имели большое значение в развитии всего западноевропейского, американского, русского пейзажа.

БЕККЕТ Сэмюэл (полн. Сэмюэл Баркли Беккет, Beckett) (13 апреля 1906, Фоксрок, графство Дублин, Ирландия — 22 декабря 1989, Париж), ирландский драматург, писал на французском и английском языках. Один из основоположников драмы абсурда («В ожидании Годо», 1952, русский перевод 1966; «Конец игры», 1957). В романах «Моллой» (1951), «Малон умирает» (1951), «Неназываемый» (1953) развивал традиции литературы «потока сознания». В пьесе «Катастрофа» (1982) выступил против подавления свободы художника. Нобелевская премия (1969). В 1941 Беккет присоединился к движению Сопротивления. Среди его сравнительно немногочисленных довоенных публикаций — два эссе: о Джойсе и о Марселе Прусте. Сборник «Больше тычков, чем толчков» (1934) включает десять рассказов, рисующих различные эпизоды из жизни дублинского интеллигента Белаквы Шуа, а роман «Мерфи» (1938) повествует о живущем в Лондоне ирландце, который сбегает от невесты, предпочтя созерцательную жизнь санитара в сумасшедшем доме. Беккету принадлежат две небольшие поэтических книги: «Блудоскоп» (1930), поэма о французском философе Рене Декарте и сборник «Кастаньеты эхо» (1935). В сборнике «Рассказы и тексты впустую» (1967) Беккет подходит к проблеме самоотождествления человеческого «я» как бы изнутри. В своих прозаических повествованиях Беккет пытается «схватить» вечно ускользающую человеческую самость, которая, как он считает, проявляет себя в виде бесконечного потока мыслей и наблюдений о самом себе.

БЕРНИНИ Лоренцо Джованни (07.12.1598 года [Неаполь]- 12.11.1680 года [Рим]). В колоссальном наследии Бернини, кроме архитектурных и скульптурных шедевров, остались живописные и графические работы. Он был постановщиком театральных феерий, автором комедий, декоратором и конструктором, впервые, в частности, изобретшим замечательную машину «восход солнца». Слух о ней дошел до французского короля Людовика XIII, попросившего у автора модель, и тот послал ее с примечанием: «Будет работать, когда я вам пошлю мои руки и голову». В 1624 году Бернини поручили уникальную работу — сооружение так называемого балдахина в средокрестии спроектированного Микеланджело собора Св. Петра.

БОЙС, ЙОЗЕФ (1921–1986), немецкий художник, один из лидеров постмодернизма. Родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921. В его творчестве конца 1940–1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.. В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии. Использовал для арт-объектов шокирующе непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и меда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных ("Стул с жиром", 1964) вариациях. Среди известных перформансов Бойса – "Как объяснять картины мертвому зайцу "(1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову медом и золотой фольгой), "Койот: я люблю Америку и Америка любит меня "(1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом), "Медогонка на рабочем месте "(1977; с аппаратом, гнавшим мед по пластмассовым шлангам). Наиболее масштабной была его акция "7000 дубов" в Касселе (1982). Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 184 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...