Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел Х. Русская культура 2 страница



БОРРОМИНИ (Франческо) - итальянский архитектор и скульптор, род. В 1599, учился у Мадерна и Бернини и участвовал в их работах по постройкехрама св. Петра в Риме. Б. пользовался большой известностьюсредисовременников. Папа Урбан VIII поручил ему много больших работ и Б.построил церкви - dе la Sapienza, Пропаганды, св. Агнессы на площадиНавона (самая характерная его работа), палаццо Барберини, монастырь св.Филиппа Нерийского и мн. др. Мучимый завистью к славе Бернини, Б., вприпадке ипохондрии, лишил себя жизни (1667). Стиль его, получившийназвание борроминеско, характеризует глубокий упадок итальянскогоРенессанса XVII в. и отличается пристрастием к кривым и ломанным линиям.диспропорцией частей и необыкновенной вычурностью орнаментировки. Изсоч. его можно отметить: "Opus architectonicum" (латин. и итальянскийтекст, Рим, 1720 - 25).

БРЕТОН Андре (18 февраля 1896, Теншбре, департамент Орн, Франция — 28 сентября 1966, Париж), французский поэт, эссеист, критик, издатель, один из основоположников и ведущий пропагандист сюрреализма. Пройдя через увлечение психиатрией и символистской поэзией, Бретон присоединился к движению дадаистов. Совместно с Л. Арагоном и Ф. Супо в 1919 основал журнал «Litterature», на страницах которого Бретон и Супо опубликовали первый сюрреалистический опыт автоматического письма — «Магнитные поля» (1920). В 1924 Бретон пишет «Манифест сюрреализма». В романе Бретона «Надя» (1928) эпизоды повседневной жизни сливаются с искаженным их восприятием. «Непорочное зачатие» Бретона (1930, совместно с П. Элюаром) представляет собой попытку создать речевой образ различных типов умопомешательства. В книгах «Сообщающиеся сосуды» (1932) и «Безумная любовь» (1937) исследуется связь между сном и явью. Бретон является также автором теоретических и критических трудов «Потерянные шаги» (1924), «Сюрреализм и живопись» (1926), «Что такое сюрреализм?» (1934), «Ключ к полям» (1953) и др. Во втором Манифесте сюрреализма (1930) Бретон рассматривал философский смысл сюрреализма. В 1942 он устроил в Йельском университете выставку сюрреалистического искусства и выпустил еще один сюрреалистический манифест. В 1948 опубликовал в Париже сборник ‘Стихотворения».

БУАЛО-ДЕПРЕО, НИКОЛА (Boileau-Despraux, Nicolas) (1636–1711), французский поэт и критик. Родился 1 ноября 1636 в Париже. Был пятнадцатым ребенком в семье состоятельного судейского клерка, лишился матери в двухлетнем возрасте. С 1643 по 1652 учился в коллежах Аркур и Бове, где получил основательное классическое образование. Благодаря полученному в 1657 скромному наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Между 1660 и 1666 он написал свои первые Сатиры, отчасти подражание Горацию и Ювеналу, но вместе с тем свидетельство несомненной оригинальности автора. Главное новшество состояло в том, что Буало стал называть скверных поэтов поименно, не считаясь со светскими условностями своего времени. Сатиры пользовались успехом, во Франции и Голландии вскоре появились пиратские издания.

БУШЕ ФРАНСУА (29.9.1703, Париж, - 30.5.1770, там же), французский живописец, яркий представитель художественной культуры рококо.С 1734 года член, а с 1765 года директор Королевской академии живописи и скульптуры в Париже и "первый живописец короля". Сложился под влиянием А. Ватто, начав с гравирования его картин. Писал плафоны, панно, картины с мифологическими, пасторальными и жанровыми сценами, нарядно-кокетливые портреты, идеализированные пейзажи ("Вид в окрестностях Бове", Эрмитаж, Ленинград); делал эскизы для мануфактуры шпалер в Бове и для театральных декораций, гравюры для книг. В тёплых и насыщенных по колориту картинах Буше 1720-30-х годов заметны отзвуки фламандского искусства ("Геркулес и Омфала", Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва).

ВАГНЕР Отто (1841-1918), австрийский архитектор. Учился в Политехникуме (с 1857), берлинской Строительной академии (1860) и венской Академии художеств (1861-63). Преподавал в венской Академии художеств (1894-1912). Участвовал в деятельности венского Сецессиона (1899-1905). От прихотливых по композиции и изобилующих сложным декором сооружений, характерных для стиля модерн (больница Штейнхоф в Вене, 1904-1907), перешел к поискам рациональности и простоты. В интерьере здания почтамта и сберегательной кассы в Вене (1904-1906) применил лишенные декора геометрически четкие формы и обнаженные металлические конструкции, выступив таким образом предшественником функционализма.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853, Гроот-Зюндерт, Северный Брабант — 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма. Увлекаясь поначалу рисунком, Ван Гог лишь в 1881 обратился к живописи маслом. Сюжеты полотен этого времени связаны с суровой природой и бытом («Едоки картофеля», 1885, «Ткач», 1884). Натюрморты с изображением домашней утвари и привычных предметов («Натюрморт с трубкой и шляпой», 1885, «Натюрморт с книгой и Библией» (1885). Немногочисленные пейзажи («Аллея тополей в Нюэнене», 1885, «Бульвар Клиши» и «Сады Монмартра», оба — 1887). Натюрморт «Фритилярии в медной вазе» (1887). Портрет парижского торговца гравюрами «Папаша Танги» (1887) и пейзаж «Поле пшеницы с жаворонком» (1887). В «Автопортрете в серой фетровой шляпе» (1887), «Автопортрете в галстуке и сюртуке» (1887) и «Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом» (1887) художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Природа Прованса в полотнах «Цветущая слива» (1887) и «Ветка цветущего миндаля в стакане» (1888). Серия марин, исполненных в Сент Мари-сюр-Мер, около Арля («Море в Сент Мари», 1888), виды Роны («Мост Ланглуа», 1888). Вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже «Долина Ла Кро» (1888). Ван Гог ищет эмоционально сильные сочетания цветов — желтого (в серии натюрмортов «Подсолнухи») и красного («Красные виноградники в Арле», 1888), наделяя их особой пластической выразительностью цвета. С 1888г создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», 1888; «Пейзаж в Овере после дождя», 1890).

ВАН ДЕЙК (Dyck, van) Антонис (1599-1641), живописец. Ван Дейк создал множество картин на религиозные и мифологические сюжеты, пользовавшихся повышенным спросом у церковных и светских заказчиков. Однако подлинным его призванием стало искусство портрета. Персонажи его парадных портретов отличаются внутренним благородством и аристократической утонченностью и вместе с тем живой характерностью.

ВАТТО Жан Антуан (1684-1721) – французский художник. Он сумел выработать собственный стиль, явившийс«синтезом» достижений многих художников и школ, выразившийся в нежноколорите, чутком воплощении редкой по своей поэтичности атмосферы. Его творчество очень рано стало популярным; произведения Ватто часто копировали, особенно «галантные праздники» и театральные сюжеты.

ВЕЛАСКЕС, РОДРИГЕС ДИЕГО ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС (1599–1660) – величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Внимание художника привлекали мифологические, исторические картины, пейзаж, бытовые сцены. Веласкес отражал внутренний мир человека. Портрет Дона Карлоса (ок. 1626, Мадрид, Прадо).Веласкес, обращаясь к реальной действительности, пронес через свое творчество идеи гуманизма. Расширив тематику живописи, он развил ее жанры, в своих произведениях давал героям отточенные характеристики, раскрывая их внутренний мир. В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Достоинства колорита полотен Веласкеса сочетаются с ясностью и простотой композиции.

ГАМИЛЬТОН, РИЧАРД (р. 1922), родился 24 февраля 1922 в Лондоне, английский художник, в 1959 положивший начало движению поп-арта, автор коллажа "Так что же делает наши жилища такими особенными, такими привлекательными?" Идея произведения – показать торжество современного материализма, потребительского общества, питаемого рекламой и средствами массовой информации. Гамильтон выступал в защиту концептуального искусства, был адептом современной поп-культуры и благодаря этому стал кумиром молодых художников 1950–1960-х годов. Часто художник сопровождал свои произведения и экспозиции философскими комментариями. В 1983 было опубликовано "Собрание изречений" Гамильтона, включившее его сочинения с 1953 по 1982. Гамильтон мастерски владел техническими приемами. Среди его работ в области гравюры и фотографии – выполненный в 1974г трехмерный эстамп "Палиндром".

ГАУДИ (Гауди-и-Корнет) Антонио (25 июня 1852, Реус — 10 июня 1926, Барселона), испанский архитектор, яркий и оригинальный представитель органической архитектуры в европейском модерне. Его творчество разнообразно: культовое зодчество, частные и многоквартирные дома, садово-парковая архитектура. К наследию Гауди заметен интерес архитекторов постмодерна. В 1878-82 гг. осуществляет архитектурное и гидравлическое решение каскада в парке Цитадель, оформление фонарей площади Реаль (1878-1879), проект рабочего квартала и фабричного здания кооператива « Ла Обрера Матароненсе ». В период с 1883 по 1900 гг. он начинает работать над собором Саграда Фамилия (1884-1926 гг., не закончен). Усадьба Гуэль (1884-87 гг.) и Дворец Гуэль (1886-1891 гг.) характеризуются динамическим развертыванием объемов в пространстве. Интерес к выразительности арабской архитектуры сочетается со способностью уйти от подражания, насытить стилизацию оригинальной игрой мотивов. Епископский дворец в Асторге (1887-93 гг.), Каза де лос Ботинес в Леоне (1891-94 гг.), школа монастыря Св. Терезы (Коллегио Терезиано) (1888-1890 ) являются вариантами самобытного диалога с готикой. В 1900-17 гг. оригинальный стиль Гауди достигает своего пика. Реализуются проекты Колонии Гуэль (1898-1915) и парка Гуэль (1900-14).

ГЕНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ(03.04.1863 года - 25.10.1957 года) Бельгия. Генри ван де Велде - один из лидеров бельгийского модерна. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907г.) Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу "Группу ХХ". С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды. Построив для себя особняк "Блуменверф" в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: "изнутри - наружу", наметив, прежде всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, можно сказать, что его подход к декорации был функциональным. Декоративные элементы, кроме орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Ван де Велде считал, искусство должно активно преобразовывать жизнь семьи, а через нее и общества в целом. В ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (дом Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля «модерн», используя криволинейные формы и декор. В более поздний период как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чем свидетельствует здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914). В поздних работах (библиотека в Генте, 1935—40; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 1938—54) использовал принципы функционализма.

ЭКТОР ГИМАР (Лион, 10 марта 1867 – Нью-Йорк 20 мая 1942). Главный представитель искусства Nouveau во Франции. В рамках искусства Модерн Гимар появляется, будто одинокий снайпер. Он не принадлежит ни какой школе, работает уединенно. Именно по этому его долгое время считали второстепенным представителем движения Модерн. За 15 лет им созданы необычайно красивые архитектурные сооружения, а так же великолепная отделка архитектурных построек. Создание стиля «Гимар» очень неожиданно: он появился во время поездки в Брюссель, где Гимар посетил гостиницу Тассель построено мимо Виктор Орта. Castel Beranger сделал Гимара известным. Позднее Гимар предпринимает ряд экспериментов в своем творчестве: дом Coilliot, поражающий своим передним фасадом (1898), la Bluette со своей великолепной гармонией (1898) и особенно Castel Henriette (1899) и Castel d’Orgeval (1905), демонстрирующих нам сильный ассиметричный «свободный план». Структурное новаторство представлены так же в здании концертного зала Humbert-de-Romans (1901), где сложная рамка разделяет звуковые волны, чтобы улучшить акустику; или в гостинице "Гимар" (1909), где архитектор сделал внутреннее устройство различным от одного этажа к другому. Украшения, созданные Гимаром, носят абстрактный характер. В двух размерах, он создает по истине абстрактные композиции, которые с легкостью помещаются на цветное стекло (гостиница Mezzara, 1910), на керамическую панель (дом Coilliot, 1896), на сталь (Castel Henriette, 1899 г.), на обои (Castel Beranger, 1898) или на ткань (гостиница Гимар, 1909 год). Дверь дома Coilliot – 1898г. Вестибюль дома Coilliot – 1898г. Вывеска дома Colliot – 1898г. Цветное стекло в Castel Beranger – 1898г. Решетка Castel Beranger–1898г. Окружение Port-Royal station – 1900 г. Крыльцо Jassede building – 1903г. Коридор здания Jassede – 1903г. Наклонившаяся лестница здания Jassede – 1903 г. Крыльцо гостиницы Гимар – 1909 г.

ГОГЕН Поль (1848-1903), французский живописец. Один из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. В полотнах, главным образом на темы быта и легенд народов Океании, создал поэтический мир гармонии человека и природы («Брод», 1901, «А, ты ревнуешь?», 1892).Первые его произведения носят подражательный характер («Сена возле Йенского моста», 1875). С конца1880-х гг. Гоген становится одним из наиболее значительных художников постимпрессионизма. В конце 1880-х гг. он с группой последователей поселяется в деревне Понт-Авен (Бретань), его привлекает жизнь среди людей, не затронутых современной цивилизацией («Видение после проповеди», 1888; «Свинопас. Бретань», 1888). Духовные поиски сближают Гогена с символизмом. Он видит задачу художника в том, чтобы проникнуть в тайную суть, сокровенный смысл явления и раскрыть его миру («Желтый Христос», 1889). В 1891 Гоген решает уехать на Таити. Он пишет таитянок («А, ты ревнуешь?», 1892, «Таитянка с плодом манго», 1892). Таитянские полотна праздничны по цвету, уподобляясь ярким декоративным панно («Таитянские пасторали», 1892). Картины нередко отражают тревожное состояние его души: «Невермор» (1897); «Материнство» (1896); большая композиция «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идем?» (1897). Порой вера в жизнь возвращается («Сбор плодов», 1899). В 1901 он переезжает в Атуону (Маркизские о-ва), продолжает работать, несмотря на болезнь («Золото их тел», 1901). Гоген занимался также скульптурой и керамикой, создавая причудливой формы вазы.

ГОНГОРА-И-АРГОТЕ, ЛУИС ДЕ (1561–16 испанский поэт. Родился 11 июля 1561 в Кордове. Первое издание поэтических произведений Гонгоры было осуществлено в год его смерти, хотя задолго до этого они широко ходили в рукописях. За язвительностью выверенного стиля различимы если не два периода, то по крайней мере две основополагающие характеристики его поэзии: одна отражает тягу к народному и праздничному началу, другая – стремление средствами «чистой поэзии» достичь предельной красоты словесной структуры, как в признанных крупнейшими памятниками «культеранизма» поэмах Гонгоры Сказание о Полифеме и Галатее (ок. 1613) и Одиночества (ок. 1613). Поэта не заботит ни содержательная сторона поэмы, ни читательский интерес. Он не стремится сообщить о событиях или поделиться переживаниями: сюжет и слушатель, сами по себе необходимые, уходят в тень перед стремлением создать совершенную форму, полагаясь только на слова и их изобразительную силу. Влияние Гонгоры, поколебавшееся в 18 в., пережило возрождение в 20 в. и сыграло определяющую роль в формировании современной поэзии на испанском языке. Умер Гонгора в Кордове 23 мая 1627.

ГРИГ, ЭДВАРД (1843–1907), крупнейший норвежский композитор. Родился 15 июня 1843 в Бергене. В 1898 Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль. Григ был композитором ярко национального типа. Он пытался запечатлеть в своем творчестве атмосферу Норвегии, ее пейзажи. Особенно удавались Григу малые, преимущественно лирические инструментальные формы, в каких и написано большинство его фортепианных и оркестровых пьес, а также песенный жанр. Десять тетрадей "Лирических пьес для фортепиано" (1867–1901) – вершина творчества композитора. У Грига 240 песен. Они отличаются глубиной выразительности и тонкой передачей поэтического текста. Григ создал три скрипичных сонаты (ор. 8, фа мажор, 1865; ор. 13, соль минор, 1867; ор. 45, до минор, 1886–1887), виолончельную сонату ля минор (ор. 36, 1882) и струнный квартет соль минор (ор. 27, 1877–1878). Среди наиболее известных сочинений Грига – упомянутый выше фортепианный концерт и музыка к драме "Ибсена Пер Гюнт"(1876). Такие части, как Смерть Озы, Танец Анитры, В пещере горного короля, Арабский танец и Песня Сольвейг, отличаются исключительной красотой и совершенством художественной формы. Концертная увертюра “Осенью” (ор. 11, 1865; новая оркестровка – 1887), три оркестровых пьесы из музыки к трагедии Б.Бьёрнсона "Сигурд Крестоносец "(ор. 22, 1879; ор. 56, 1872, вторая редакция – 1892), "Норвежские танцы" (ор.35, 1881) и "Симфонические танцы" (ор. 64, 1898).

ДАЛИ Сальвадор (полн. Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменеч,), (11 мая 1904, Фигуэрас, Каталония — 23 января 1989, там же), испанский живописец, виднейший представитель сюрреализма. Его работы исполнены в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925). Участвует в создании фильма «Андалузский пес». Как некие кадры несостоявшегося фильма, запечатлевающие мир снов и галлюцинаций, воспринимаются такие произведения Дали, как «Великий мастурбатор» (1929), «Раскрашенные удовольствия» (1929), цикл работ, посвященный В. Теллю, вариации на тему картин Ф. Милле и другие. Знамениты образы Дали: расплавившиеся часы, телефон-аппарат с трубкой в виде лангуста, диван-губы, рояль, свисающий словно драпировка, и другие. Страх перед непознаваемой действительностью отразился в картинах «Постоянство памяти» (1931), «Пылающий жираф» (1935). В работах «Предчувствие гражданской войны в Испании» (1936) и «Осенний каннибализм» (1936) представлены ужасающие мутанты, уничтожающие друг друга. В 1930-х гг. Дали изготовляет многочисленные сюрреалистические объекты (жакет, обшитый стаканами, манекены у рояля и в такси, гипсовые муляжи, варварски раскрашенные или перетянутые веревками). В 1940 уезжает в США. Среди известных картин этого времени — «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для таких его картин 1950-х гг., как «Мадонна порта Льигат» (1949), «Христос св. Ионна на кресте» (1951), «Тайная вечеря» (1955), «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба» (1958-1959).Книги Дали, посвященные себе и своему искусству, в которых безудержно восхваляет свой талант - «Дневник одного гения», «Дали по Дали», «Золотая книга Дали», «Секретная жизнь Сальвадора Дали».

ДВОРЖАК АНТОНИН (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, - 1.5.1904, Прага), чешский композитор. Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты "Гимн" привлекли к Дворжаку внимание широкой публики. Среди сочинений Дворжака 1870-х гг. несколько опер, "Моравские дуэты", "Stabat Mater", 1-я серия "Славянских танцев" для оркестра. В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры "Моя Родина" (1882) и "Гуситская" (1883), оратория "Святая Людмила" - первая в чешской музыке (1886), 2-я серия "Славянских танцев" (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. Последняя, наиболее зрелая, героико-драматическая 9-я симфония - "Из Нового Света" (1893). Дворжак воплотил в своём творчестве картины чешских природы и народного быта (циклы из 6 фортепианных дуэтов "Из чешского леса", фортепианные пьесы "Поэтические картины"), сказочные народнопоэтические мотивы (опера "Чёрт и Кача", 1899, симфонические поэмы - "Водяной", "Полуденница", "Голубок", 1896, "Богатырская песнь", 1897, и др.). Ему принадлежат народные бытовые оперы "Упрямцы" (1874) и "Хитрый крестьянин" (1877), трио "Думки", лирическая опера-сказка "Русалка" (пост. 1901); "Якобинец" (пост. 1889); "Дмитрий" (1882;); "Армида" (пост. 1904). Дворжаку принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896-97), 5 увертюр.

ДЕГА Эдгар (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917, там же), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»). Пишет портреты родственников, друзей, автопортреты: «Рене де Га с чернильницей» (1855); «Автопортрет» (1857); «Семья Беллели» (1860-62); «Портрет отца, слушающего гитариста Паганса», (около 1869-72). Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861). Однако в картинах Дега не стремится следовать классическим образцам и идеалам — фигуры его угловаты, худы, движения их резки, формы далеки от совершенства. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72); «Скачки в провинции» (около 1870-72); «Молодой жокей» (около1866-68); «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник»; «Оркестр оперы» (1868-69); «Звезда» (около 1876, пастель); «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель). Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (около 1883, пастель); «Перед сном» (около 1883, пастель); «Причесывающаяся» (около 1887-90, пастель). Создает «Абсент» (1876), «Гладильщиц» (1884). Последние годы он обратился к скульптуре: «Большая арабеска», (около 1882-95, бронза), «Танцовщица» (около 1896-1911, бронза).

ДОБИНЬИ ШАРЛЬ-ФРАНСУА. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Его путь к реалистическому пейзажу шел через пленэрную живопись, работу над иллюстрациями (нач. 40-х), создание офортов. Он обратился к изображению жизни деревни, добивался в своих картинах впечатления тишины, спокойствия, поэзии. Путешествуя по рекам на лодке, он писал рассветы, вечера на берегах рек, показывая лирическое состояние природы. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. В 60–70-е годы Добиньи создает картины и в мастерской по этюдам, сделанным на природе, и на пленэре. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны - "Офорты Ласточки" (1843), "Гроза" (1842), "Ливень" (1850–1851), "Восход солнца" (18550–1851), картины "Весна" (1857), "Сбор винограда "(1863), "Деревня на берегу Уазы "(1868), "Берега Виллервиля" (1875,).

ДЮШАН Марсель (1887-1968), французский и американский художник и теоретик искусства. Жил и работал во Франции, с 1914 — в США. Через кубизм и футуризм пришел к произведениям, которые стали сенсационными ранними вехами концептуального искусства, представив в 1910-е гг. готовые бытовые объекты, напр., сушилку для бутылок или писсуар. В 1915-23 создал знаменитый ассамбляж «Большое Стекло»(или «Невеста, раздетая догола ее холостяками»), где на первый план выходит сама художественная мысль, концепция, которая доминирует над материалом, предстающая в нарочито вульгарной или абсурдной форме. Со временем Дюшан пришел к отказу от конкретных, осязаемых произведений и занялся в основном игрой в шахматы, иногда создавая отдельные вариации на темы своих ранних концептов.

ИОНЕСКО Эжен (1912-94), французский драматург. Выходец из Румынии. Один из зачинателей абсурда драмы. В пьесах «Урок» (1951), «Лысая певица» (1950), «Носорог» (1959), «Воздушный пешеход» (1963), «Макбет» (1972) — ощущение кошмара, бессмысленности человеческой жизни. Роман «Отшельник» (1973). Книга «Театр» (новое издание, т. 1-5, 1962-74). На румынском языке он выпустил сборник стихов «Элегии для мельчайших существ» (1931), эссе «Нет» (1934) и пародийную биографию «Трагическая и гротескная жизнь Виктора Гюго» (1935). Первой его «антипьесой» стала «Лысая певица» (пост. 1950). Пьеса «Упражнения в устной речи и французском произношении для американских студентов» (1974). Взгляды на современный театр драматург декларировал в «экспромтах»— «Экспромт Альмы, или Хамелеон пастуха» (пост. 1956) и «Экспромт для герцогини Виндзорской» (пост. 1957). Ранние пьесы — «Девушка на выданье» (пост. 1953), «Вы его знаете?» (пост. 1953), «Картина» (пост. 1955). Пружиной спектакля становится не событие, а отсутствие его - пьеса «Стулья» (пост. 1952). Ведущей темой творчества Ионеско было разоблачение любых форм подавления личности: «Урок» (пост. 1951), «Жак, или Подчинение» (пост. 1955), пьеса «Учитель» (пост. 1953), «псевдодрама» «Жертвы долга» (пост. 1953), «Амедей, или Как от него избавиться?» (пост. 1954), «Бескорыстный убийца» (пост. 1957), «Король умирает» (пост. 1962), «Небесный пешеход» (пост. 1963). Многим произведениям Ионеско присуще апокалиптическое видение мира: «Гнев» (1961) «Бред вдвоем» (пост. 1962) «Смертоносные игрища» (пост. 1970). В пьесе «Этот потрясающий бордель» (пост. 1973) безжалостно высмеиваются поднявшие восстание «революционеры». Главная тема последних пьес — поиски утраченного рая — «Жажде и голоде» (пост. 1966), «Человек с чемоданами» (пост. 1975). Его перу принадлежат сборник рассказов «Фотография полковника» (1962), книги воспоминаний «Крохи из дневника» (1967), «Прошедшее настоящее, настоящее прошлое» (1968), «Открытия» (1969), «Между жизнью и сном» (1977), «Противоядия» (1977), «За культуру, против политики» (1979), «Человек под вопросом» (1979), «Белое и черное» (1981). Итоги своего творческого пути писатель подвел в драматизированных мемуарах «Путешествия к умершим» (1981).

ЙОРДАНС, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский живописец. С 1607 учился у А.ван Норта. сотрудничал с П.П.Рубенсом. В творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные черты фламандской школы живописи, как яркое чувственное восприятие жизни, оптимизм, мощная лепка форм. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур сказывается влияние караваджизма. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-30-е годы (“Воспитание Юпитера”, 1620, Картинная галерея, Кассель; “ Сатир в гостях у крестьянина”, начало 1620-х годов, Государственный музей изобразительных искусств, Москва; “Бобовый король”, 1638, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с

преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. С 1640-х годов Йорданс

писал парадные, часто перегруженные фигурами полотна в духе барокко (панно “Триумф принца Фридриха Генриха Оранского”, 1652, дворец Хёйс тен Бос, Гаага).

КАМЮ Альбер (1913-60), французский писатель и мыслитель-экзистенциалист. Участник Движения Сопротивления. Первые книги Камю — сборники лирических очерков «Изнанка и лицо» (1937) и «Бракосочетания» (1939). Камю выделял в своем творчестве три этапа, которые назвал «кругами». В первый из них — «Круг Абсурда» — он включил роман «Посторонний» (1942), философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), пьесы «Недоразумение» (1944) и «Калигула» (1944). Проблематика «Калигулы» имеет точки соприкосновения с «Кругом Бунта» (второй этап творчества), куда вошли роман «Чума» (1947), пьесы «Осадное положение» (1948) и «Праведные» (1949), а также философский трактат «Бунтующий человек» (1951). В этих произведениях главенствующим становится осознание долга перед «другими»: от констатации бессмысленности существования Камю переходит к анализу поведения человека, восстающего против зла, универсальным символом которого является чума. К наиболее значительным произведениям третьего «круга» относятся роман «Падение» (1956) и сборник новелл «Изгнание и царство» (1957). Публицистика: «Злободневные заметки» (книги 1-3, 1950-58).

КЕВЕДО (Francisco de-Quevedo у Villegas) - испанский сатирик (1580 - 1645) Целый ряд выдающихся сатир Кеведо объединен под названием «СНЫ» ПОЭМА "Discurso de todos los diablos", рисующая нравственный и политический строй тогдашней Испании. В "La hora de todos у la fortuna con seso" ("Час счастья для всех и Фортуна") Юпитер зовёт Фортуну и велит ей, для исправления её несправедливостей, хоть на один час предоставить всякому смертному то, что он действительно заслуживает. Это даёт повод автору отнестись глубоко-критически к современному ему обществу. В "Polilica de Dios у gobierno de Christo" он излагает целую систему благородного и искусного правления, которую дополняет двумя другими политическими трактатами: "Marco Bruto" и "Romulo". В дидактическом жанре написаны: "Discursos politicos, asceticos у filosoficus", "Mundo caduco у desvario de la edad", "Lince de Italia" и др. Слабая сторона К. - недостаток такта и меры; у него нет тонкого и верного комического чутья Сервантеса.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 167 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...