Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Направления воспитания



Направления (аспекты) воспитания мы определим в соответствии с системой отношений человека к самому себе и к окружающим его объектам/субъектам. Система отношений человека:

- к самому себе как к личности: самоотношение. Самоотношение — термин, используемый для обозначения специфики отношения личности к собственному «Я». Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. Отношение человека к себе является базовым конструктом личности, оказывает регулирующее влияние практически на все аспекты поведения, играет важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования и разрешения кризисных ситуаций.[10] В рамках самоотношения образуется триада отношений личности:

– к своему сознанию (самосознанию);

- к своей деятельности;

- к своему телу (это не одно и то же, что отношение к себе как к личности – ведь не всегда «в здоровом теле здоровый дух». И тело может быть не совсем здоровым, и дух может быть не совсем...;

Далее отношения:

- к окружающим людям;

- к обществу в целом, к государству как механизму организации общества;

- к производству (в широком смысле: как материальному, так и духовному производству);

- к природе (рис. 11.).

Рис. 11. Направления воспитания в системе отношений обучающегося

Соответственно, направления воспитания как процесс развития направленности личности:

- к самому себе как к личности: воспитание самоотношения. В том числе:

- воспитание самосознания;

эстетическое воспитание;

физическое воспитание;

- к другим, окружающим человека людям – этическое (нравственное) воспитание;

- к обществу в целом, к государству – гражданское воспитание;

- к производству – трудовое воспитание;

- к природе – экологическое воспитание.

Воспитание самоотношения. Большевистская идеология человека, как такового, ни во что не ставила. Главное было общественное, коллектив. А человек – ничто. Его внутренний мир, его переживания, его интересы были «за бортом»[11].

Интрига Давайте, уважаемый Читатель, проведем эксперимент. Задайте любому школьнику или студенту вопрос: «кто ты?». Он Вам наверняка ответит: Я Иванов Иван Иванович, ученик... «б» класса.....школы. Живу по адресу........ А теперь задайте тот же вопрос: «кто ты?)», но поставив ограничение не использовать социальные роли и внешние атрибуты (типа имени, фамилии, адреса…). В 99,99% случаев Вам в ответ только пожмут плечами.

Поэтому первым и главным в развитии отношений человека ко всему должно быть воспитание отношения человека к самому себе. Ведь если человек себя не любит, не уважает, относится к себе пренебрежительно, то и к другим людям и вообще ко всему окружающему он будет относиться так же. Обратимся к такому понятию как «Я-концепция» [24]. Я-концепция – целостный образ собственного Я - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Я-концепция включает, в первую очередь, самосознание - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.

Ряд других понятий «Я – концепции»: самоопределение, самообучение, самосозидание, самоконтроль, саморегуляция, саморазвитие, самооценка, самопознание, самопроектирование, самовоспитание, самокоррекция, самосовершенствование, самореализация, самоорганизация, самоуправление, самоформирование, самодисциплина [12, 24, 57].

Философия «самости» – «Я – концепция» (хотя она тогда так и не называлась) – раскрыта в работах Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.А. Флоренского, К. Роджерса, А. Маслоу и других авторов. Небезынтересно, что еще Я.А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».

Но эта область воспитания самоотношения, самосознания в педагогике исследована крайне недостаточно – отголосок прежних времен. А ведь это направление во всем деле воспитания сегодня актуальнейшее! [ ????? ]

Эстетическое воспитание. Опять же по той причине, что внутренний мир человека большевистскую идеологию не интересовал, эстетическое воспитание в советские времена было сведено, в основном, к художественному воспитанию, т.е. к воспитанию у обучающихся эстетического отношения к произведениям искусства и литературы и к развитию их художественного творчества.

Но проблема эстетического воспитания куда как шире! Исходным положением эстетики является признание практической человеческой деятельности основой эстетического отношения человека к миру и к самому себе. В первую очередь в труде формируется неизвестная животным способность человека созидать «и по законам красоты» (Маркс) и ко всему подходить с эстетической мерой. В результате человек начинает находить в мире – в жизни, в природе, в себе – разнообразные эстетические ценности: красоту и величие, гармонию и драматизм, трагизм и комизм. Эстетическая активность человека распространяется на все без исключения области жизни. Соответственно этому и эстетическое воспитание должно органически включаться во все направления воспитания – трудовое, нравственное, физическое и т.п., ибо только при этом условии возможно формирование целостной, гармонической развитой личности.

Источником и средством эстетического восприятия человеком мира является трудовая деятельность, если она эстетически организована по законная красоты, отвечает потребностям и склонностям человека, приносит удовлетворение, радость. То же самое относится к быту, к жилью, к общению, к игре и т.д., т.е. ко всему образу жизни человека. Эстетически организованная обстановка жизни, труда, общения повышает активность, результативность, творческий характер деятельности.

В частности, искусство вырастает из эстетического отношения человека к своей собственной деятельности. И лишь впоследствии выделяется в особый вид профессиональной деятельности и в форму общественного сознания.

Отдельным, но важным поднаправлением эстетического воспитания является художественное воспитание. Художественное воспитаниепроцесс развития у обучающегося способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и литературе, выработки эстетических вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Художественное воспитание и эстетическое воспитание соотносятся как часть и целое.

Физическое воспитание это процесс развития оздоровительной деятельности обучающегося, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и привитие норм здорового образа жизни. Физическая культура – одна из ценностей общества, комплекс представлений об идеале гармонически развитого человека, о единстве тела и духа и система деятельности по сохранению здоровья, духовных и физических сил.

Нравственное воспитание – это развитие у обучающегося системы нравственных знаний, чувств и стремлений. Анализ категорий морали и нравственного воспитания выявляет понятия: моральная деятельность, моральные чувства, нравственное сознание и поведение, индивидуальная нравственность личности. Моральной деятельностью можно считать процесс принятия моральных норм и следования им в личном поведении, что и создает нравственность личности. Нравственным считается тот, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Моральная деятельность, как и всякая другая, имеет мотивы: страх наказания, чувство долга, стремление к добру и справедливости.

Соблюдение моральных норм накладывает ограничения на свободу человека, обязывает его сдерживать себя, преодолевать собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей социальной системы. Моральные поступки вызывают у человека различные моральные чувства – оценочные переживания, среди которых вина, совесть, удовлетворение, радость и др. В этих переживаниях отражается положительная или отрицательная оценка человеком своего поведения. К моральным категориям относится также понятие нравственного идеала – это обобщенный образ, воплощающий в себе главные моральные ценности общества, нации.

Структуру нравственного сознания, таким образом, составляют, во-первых, знания, представления о моральных нормах общества; во-вторых, - положительная их оценка, принятие их и стремление следовать им; в-третьих, выполнение этих норм в личном поведении, поступках, жизни.

Отдельный аспект (поднаправление) нравственного воспитания – половое воспитание. Если нравственное воспитание направлено на развитие, формирование системы отношений личности к другим людям вообще, то половое воспитание направление на развитие, формирование нравственного отношения к людям (лицам) противоположного пола – мужчины к женщине, женщины к мужчине. В том числе к половым партнерам – к другу, подруге, жене, мужу. Таким образом, половое воспитание соотносится с нравственным воспитанием как часть и целое.

Задачи полового воспитания:

· развитие полоролевой идентификации мужского и женского поведения;

· развитие психосексуальной и моральной культуры поведения в соответствии с нормами национальной культуры;

· подготовка к ответственному супружеству и родительству.

Необходимо еще отметить, что с нравственным воспитанием связывают такое понятие как духовность. Духовность рассматривается как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее деятельности становятся высшие человеческие ценности. Духовность является не структурой личности, а, наряду со свободой и ответственностью, образом жизни человека, достигшего личностной зрелости.

В бытовом обиходе духовность обычно понимается как высоконравственное начало в жизни человека, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний и т. п. Духовность (высокую культуру чувств, мыслей и поступков) противопоставляют бездуховности (их низкую культуру, приземленность, корыстную направленность и т. п.) [45].

Гражданское воспитание. Одной из важнейших сторон воспитания является воспитание гражданина – члена территориально-политического сообщества, государства, который имеет права и обязанности, связанные с членством в нем. Гражданское воспитание – это развитие, формирование качеств, необходимых члену государства, а именно: политической культуры, правовой культуры, а также патриотизма.

Разделение гражданского воспитания на три составляющие: политическое воспитание, правовое воспитание и воспитание патриотизма можно объяснить выделением отношений человека-гражданина к:

- обществу – как развитие, формирование у него стремления к активному участию в общественно-политической жизни (политическое воспитание);

- государству (как механизму организации общества) – как развитие, формирование у человека-гражданина стремления к соблюдению установленных государством норм поведения (правовое воспитание);

- стране – как развитие, формирование у человека-гражданина стремлений ее улучшать и защищать (воспитание патриотизма).

Трудовое воспитание – это развитие работника, человека, который понимает необходимость труда, уважает труд и людей труда, умеет и любит работать. Это развитие личностных качеств: трудолюбия, добросовестности, инициативы и др.

Трудовое воспитание в современных условиях следует рассматривать в двух аспектах (поднаправлениях):

- как технологическое воспитание – собственно труд обучающегося и развитие у него стремления трудиться;

- как экономическое воспитание – развитие у обучающегося умения свой учебный, а в дальнейшем профессиональный труд включить в систему производственных отношений с другими субъектами;

- как профессиональное воспитание с начала профессионального обучения и в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности.

Экологическое воспитание – это развитие у обучающегося чувства эко­логической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы» [67].

Таким образом, в этом подразделе мы рассмотрели основания содержания воспитания как развитие направленности личности во всех ее формах и направлениях. Теперь перейдем к следующему этажу структуры личности – обучению как развитию опыта (пс.-п.) личности – развитию индивидуальных знаний, умений (компетенций), навыков, привычек.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 796 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...