Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Византийская мозаика



Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты с тончайшей золотой подкладкой, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это позволяло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мозаичисты Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного Писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик. Их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создал вокруг изображенных фигур эффект немеркнущего, священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителя ощущение сопричастности с изображенным.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на севере Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале. Потоки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. На боковых нефах апсиды, по обоим сторонам от окон, расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.

На первой из них изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчает диадема и нимб – символ святости. На нем богаты цветне одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в храм, неся на руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенные драгоценными камнями. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все исполнено торжественности и величия.

Замечательны мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 г.). Изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом (один из самых знаменитых – ангел «Дюнамис»). Чем то они напоминают античный идеал красоты. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с войсковыми знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Искусство иконописи.

В христианских храмах обязательными был не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (греч. «образ»). Первоначально иконами называли любые священные изображения, выполненные на камне, дереве, ткани или металле. Со временем этот термин стал применяться для обозначения изображений на специальных досках, используемых во время богослужения. Самые первые иконы относятся к IVв.

Веками не затихали споры между сторонниками икон и их противниками (иконоборцами), требовавшими ограничений в живописных изображениях. Почитание икон, по их представлениям, являлось идолопоклонничеством, недопустимым в христианской церкви. А поэтому их требования сводились к созданию нейтральных картин, отвлеченных символов, орнаментальных и декоративных мотивов, пейзажей с изображением животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по образному выражению одного из современников в «огороды и птичники». В период иконоборничества (726-843) была сделана попытка официально запретить иконы.

В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин (ок.675 – до 753 гг.). По его мнению, икона принципиально отличается от идола. Она является не копией, или украшением, а иллюстрацией, отражающей природу и сущность божества. Она лишь его подобие и образ. «Иконы суть видимое невидимого и не имеющего фигуры, но телесно изображенного из-за слабости нашего понимания». Главная задача иконописца - идеальное воспроизведение канонических сюжетов и персонажей, причем все индивидуальное в них должно отступить на второй план.

Характерными особенностями икон становятся фронтальность изображения (обращенность к зрителю), строгая симметрия по отношению к центральной фигуре Христа или Богоматери, подчеркнуто высокий лоб – средоточие духовного начала, сияющий нимб вокруг головы, пристальный, суровый взор увеличенных глаз, статичность, состояние аскетичного бесстрастного покоя, декоративность и условность одежды, подчеркивающий бесплотность, бестелесность фигур. Цвет на иконах символичен. Золото и пурпур выражают идею царственности, синий – божественности, белый символизирует нравственную чистоту и невинность.

На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены святые ученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Торжественно держат они в руках большие кресты – символ мученической смерти. Согласно приказу, железные обручи на шею, напоминающие ожерелья, были одеты на них по приказу императора Максимилиана. Для всеобщего осмеяния их водили в женской одежде по улицам Рима. Святые мученики изображены погрудно. Внимание зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах особенно подчеркивается духовная сосредоточенность и отрешенность от внешнего мира.

К сожалению, большинство ранних икон погибло, но и то, что сохранилось, являет собой примеры высокого мастерства. Шедевром византийской иконописи по праву считается икона «Владимирской Богоматери» (начало XII века), привезенная на Русь из Константинополя в 1155 г. Множество легенд связано с этой иконой. По старинному обычаю, ее везли на санях летом. В нескольких верстах от Владимира неожиданно встали кони, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Заменили коней – они стояли как вкопанные. Тогда и решили: икона останется на этой земле. Во Владимире построили огромный Успенский собор и поместили в нем удивительную икону – одну из самых почитаемых православных святынь.

Византийские храмы.

1. В течение IV-VI вв. формируются основные типы христианских храмов.

Базиликальный тип храма – наиболее ранний, теснейшим образом связанный с античной архитектурой: в Греции, а потом и в Риме появились строения определенного типа, предназначенные для судебных разбирательств или торговли (крытый рынок). Наиболее яркий образец базиликального типа храма: не сохранившийся до наших дней, но обмеренная при сносе базилика Св. Петра в Риме (около 330 г.), на месте которой стоит сейчас знаменитый собор Св. Петра.

Центрический тип храма – круглого (ротонда) или восьмиугольное здание, в котором внутренний объем перекрыт куполом. По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V в.).

Крестово-купольный тип храма – в плане это квадрат, в центре которого находятся 4 пилона, или столба; именно они обозначают подкупольный квадрат, объем которого перекрывается куполом. При этом все пространство храма делится на нефы (три или пять); в восточной части размещается алтарь. Символика купола связана с небесным сводом, простертым над землей. К первым храмам такого типа можно отнести храм Св. Софии (Премудрости) в Константинополе (532-537 гг.).

Наивысшее достижение византийской архитектуры – собор Святой Софии (532-537 гг.) в Константинополе, соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный ы центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии, составляющий в диаметре 31,5 м, - самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием и строгостью.

Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется,что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмичного движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего нравилось».





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 1720 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...