Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Принципы Христианства



Важнейшей чертой средневековой культуры был теоцентризм – господство религиозного мировоззрения, в основе которого лежала христианская теология. Христианство – не просто религия, оно выступает, как фундаментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневековой культуры.

Основы христианства – всеобщая любовь к человечеству, к людям как братьям и их «сыновности Божьей», равенство людей перед Богом. Иисус Христос (Мессия), его ученики, их последователи утверждали новое мировосприятие. Оно выразилось в вере в искупительную жертву иисуса Христа и вечное царство как награду за земные страдания. Заповеди христианства несли в себе новые принципы человеческих взаимоотношений: любви ко всем людям, терпения и смирения пред всеми тяготами жизни, служения Богу. Именно последнее требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов. Тем не менее христианство, с одной стороны, восприняло некоторые духовные ценности античной культуры, возвысив человека, но с другой – объявило его «рабом Божьим», испытывающим вечный страх перед загробной карой.

Вместе с тем христианский Бог есть глубочайшая тайна (Бог сокровенный), он таинственно объемлет людей, будучи абсолютно независимым от них. Бог-творец является и высшей этической ценностью как воплощение любви ко всем людям, почитающим его. Среди ценностных ориентаций христианства ведущее место занимает учение о том, как должен жить человек и в чем смысл его бытия. Впервые моральные заповеди были сформулированы не только как запреты, но и как рекомендации, направленные на улучшение человека: целью его жизни становится спасение через духовное совершенствование. Христианство знаменовало собой становление новой культуры, в которой человек признавался личностью, воспринимался как земное воплощение Бога, а сам Бог – как воплощение любви к людям.

Основные положения христианства изложены в Новом Завете. Его догматика сформулирована в 12 принципах «Символа веры», принятого Никейским собором (325 г.), и конкретизирована последующими Вселенскими соборами. Христианство также выработало собственную концепцию времени, создав на основе Ветхого Завета учение о начале (сотворении) и конце мира, в то время как античная языческая философия исходила из признания вечности мира. Идея неповторимости событий, их единичности, вызвана уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отлчии от цикличности, свойственной дохристианскому мировоззрению. Средневековье проникнуто ожиданием Страшного суда, размышлениями о конечности судьбе человека, мира в целом.

Практически все творения средневекового искусства служили религиозному культу, воспроизводя образы не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий. В отличие от античного средневековое искусство почти не выражало радость земного бытия. А располагало к созерцанию, глубокому размышлению и молитве. Все средневековое искусство проникнуто ожиданием Страшного суда, размышление о конечной судьбе человека, мира в целом. На смену преклонению перед человеческими силами и разумом в средние века пришло учение о греховности человека. Новые принципы человеческих взаимоотношений: смирение, служение Богу требовало от христиан отрицания традиционных языческих культов.

Мостом между искусством собственно средневековья и античным являлось так называемое искусство раннехристианское, которое возникло в период нелегального существования христианства в языческой Римской империи. В XVI в. В Италии были случайно обнаружены подземные христианские кладбища II-IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины. Их стали называть катакомбами по названию местности Катакумб, в которой находилось одно из первых найденных кладбищ. Катакомбы представляют собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы, в которых сохранились фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии.

Это была система иносказаний и символов, связанная на первых порах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума. Орфей отождествлялся с библейским царем Давид-псалмопевцем, Персей – со святым Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тацнопись, понятная лишь посвященным.

В Евангелии Бог сравнивается с виноградием, Христос уподобляется пастырю, а его ученики – пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигуры юноши-пастуха с ягненком на плече – добрый пастырь, наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворения Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души. Душа усопшего изображалась в виде оранты – женщины в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен. Фигуры еще объемны, как в поздней артичности, но в орантах, наример, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисуной намечается контуром, тело исчезает под хитоном. Главное внимание обращается на лицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости.

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина.

В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией, причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального философско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) — византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 3501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...