Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами



Собственно говоря, нельзя считать алалию вполне оп­ределенным дефектом, вернее, это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений (и раз­личной мозговой локализацией), общим для которых явля­ется патологическое развитие моторной речи.

Работая над классификацией моторной алалии и над ме­ханизмами, обусловливающими ее, мы сейчас намеренно отвлекаемся от этих вопросов, останавливаясь главным об­разом на тех особенностях, которые общи и типичны для большинства алаликов и должны быть учтены при органи­зации педагогической работы.

Тяжесть алалии может быть очень различной. В одних случаях ребенок после 5—6 лет начинает говорить, т. е. речь идет о сравнительно незначительной задержке развития речи, в других — при отсутствии специального обучения он остается немым до 12—13 лет и позже овладевает только очень неполноценной и бедной речью.

Алалию нельзя рассматривать только как задержку раз­вития речи. Изучая речь алалика на разных этапах ликви­дации алалии, мы убедились в том, что речь, возникшая с запозданием, в дальнейшем развивается несколько своеоб­разным путем.

Схематизируя результаты наблюдений, мы можем гово­рить о том, что развитие речи алалика проходит обычно три этапа.

На первом этапе ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (тпру, ням-ням и т. д.). Пытаясь объясниться с окружающими, он прибегает к мимике и жестам. <...>На втором этапе слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов за­ключается или в пропускании ряда звуков, трудных для про­изношения, и частичной замене их другими (что имеет ме­сто у каждого косноязычного), или в перестановке слогов («ломоко» — вместо молоко), что очень характерно именно для алаликов.

В некоторых случаях ребенок называет только первый слог слова: «мо»молоко, в других же договаривает слова до конца.

Нередко на этом этапе появляется фраза из 2—3 слов, но построение фразы своеобразное: часть слов заменяется ми­микой, падежные окончания отсутствуют, имеет место пол­ный аграмматизм.

Приведем несколько типичных фраз: «Коля пить молоко», «Мальчик Миша паф я» (мальчик хочет Мишку убить и взять себе).

Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи почти каждого ребенка, обучающегося говорить, могут встретиться грамматические ошибки в виде неправильных родовых окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в употреблении единственного и множественного числа и т. д. Однако обычно подобный аграмматизм наблю­дается на самых ранних ступенях развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно ов­ладевает правильным строением речи. Обиходная речь 3— 4-летнего нормально развивающегося ребенка мало отличает­ся в грамматическом отношении от речи окружающих. Речь алалика, уже владеющего богатым запасом слов, зачастую характеризуется не наличием отдельных грамматических ошибок, а полным аграмматизмом: он употребляет все суще­ствительные в именительном падеже, глаголы в неопределен­ном наклонении. Предлоги и союзы чаще всего совсем отсут­ствуют.

Распределение слов в предложении также своеобразно. (Подобные состояния наблюдаются и в клинике афазии у взрослых и носят название жаргонафазии, или телеграф­ного стиля.)

Особенности синтаксиса алалика объясняются отчасти тем, что он перерастает свои речевые возможности: мысли семилетнего, а тем более 11—13-летнего ребенка, облеченные в словарь двухлетнего, естественно обусловливают своеобра­зие стиля, хотя это и не является единственной причиной. Как бы то ни было, аграмматизм алалика изживается мед­ленно и трудно. <...>

К характеристике словаря алалика надо добавить, что и на этом этапе часто сохраняются слова, характерные для первого детского лепета. Изредка встречаются индивидуаль­ные слова, изобретенные самим ребенком и употребляемые им на протяжении нескольких лет («папу»— хлеб и т. п.). Об­ладая небольшим словарем, алалик склонен очень расширять значение слов. Так, например, одно и то же слово «пить» обоз­начает и чашку, и действие, и напиток, а слово «бай-бай» применяется и к постели, и вместо глагола спать. Подобное расширенное употребление слова может быть кратковремен­ным периодом и в развитии речи нормального ребенка, — но только периодом. Иногда подобное распространенное значение неожиданно приобретают совершенно случайные слова: так, семилетний алалик Нина И., научившись гово­рить здравствуйте, стала применять это слово и помимо прямого его назначения, — для обозначения руки, пальцев и перчаток.

На третьем этапе развития речи алалик обладает уже до­вольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграмматизм несколько сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Часто на этом этапе алалик правильно формулирует короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном, виденном в кино или пережитом, как вновь обнаруживается поразительная речевая беспомощность, почти полная невоз­можность формулировать мысли в связной форме. В этих трудных условиях вновь оживает мимика и появляется аг­рамматизм. <...>

Развитие речи идет различными путями: в одних случаях ребенок долго не начинает говорить, а затем, как бы внезапно, речь его бурно развивается и скоро становится правильной; в других — первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной словами и аграмматичной. Возможныи другие варианты. Однако постоянным и общим для всех является только то, что вначале выступает на первый план бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже — неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.

Остановимся на тех особенностях речевой функции, кото­рые более или менее выражены на всех этапах развития речи алаликов.

Прежде всего следует указать на так называемый речевой негативизм, или малую речевую активность алалика, сказы­вающуюся в том, что уже владеющие определенным словар­ным запасом дети недостаточно им пользуются, говоря ма­ло и неохотно. Отказ от речи становится особенно выражен­ным тогда, когда ребенок попадает в новую обстановку. Нам известны случаи, когда дети, поступая в класс, по 2—3 ме­сяца не говорят ни слова, несмотря на то, что дома они ле­петали. Появление речи в этих случаях наблюдается обычно в моменты, когда ребенок чем-нибудь обрадован, потрясен, переживает моменты подъема. При контакте с глухонемы­ми моторные алалики очень быстро начинают пользовать­ся мимикой и совсем отказываются от устной речи. Неред­ко можно наблюдать, что моторный алалик говорит как бы с усилением, преодолевая известное препятствие, краснея и морщась.

Речевая пассивность определяется неправильным отноше­нием окружающих к дефекту речи. (В практической педа­гогической работе с алаликами необходимо учитывать их повышенную речевую тормозимость, избегая всех моментов, которые могли бы ее увеличить.)

Интересным при изучении речи алаликов является вопрос о том, насколько развиты у них музические компоненты речи — мелодия, ритм, интонация. У одних — никаких особенностей в этом отношении не отмечается, у других — речь монотонна, мало модулирована, невыразительна. В ряде случаев наруше­ны ритм и темп речи, неправильно ставится также логическое ударение. Нередко алалик, спонтанная речь которого доста­точно выразительна, не может придать нужную выразитель­ность речи по заданию — во время драматизации, чтения.

Остановимся кратко на особенностях произношения мотор­ных алаликов. Уже при первом обследовании неговорящего ребенка можно отметить отсутствие или неправильное, не­чистое произношение большего или меньшего количества звуков. Речевая моторика часто неуклюжа (например, быст­рые движения языком не удаются сразу). Тем не менее отсут­ствие речи никак не является следствием упомянутых де­фектов произношения; алалик парафазично, неправильно говорит или вовсе не говорит слова, состоящие из хорошо произносимых им звуков.

В процессе логопедической работы выявляется трудность постановки и коррекции звуков, причем наиболее трудным моментом является включение уже поставленных звуков в речь. Нередко, обследуя алалика, уже занимавшегося с ло­гопедом и начавшего говорить, можно заметить, что смазан­ные и нечистые в речи звуки в изолированных слогах произ­носятся чисто и правильно. Особенно затрудняет алалика произношение слов, в которые входят слоги, включающие две согласных (наслоение согласных), одна из согласных ре­бенком обычно опускается (вместо стол — «тол» и т. п.).

При обследовании произношения алалика обращает на себя внимание затруднение в повторении сочетаний из двух или трех гласных или открытых слогов, включающих разные гласные.

Ошибки в повторении заключаются в перестановке эле­ментов, «ау» — вместо уа, повторение одной и той же фоне­мы — «уу» вместо ау или в упрощении группы — «ау» вме­сто аиу.

Ошибки в подражании особенно выражены у тех детей, у которых в спонтанной речи имеется наклонность к пере­становке слогов («ломоко» — вместо молоко и т. п.). По мере развития речи количество этих ошибок уменьшается.

В общем, произношение алалика улучшается очень мед­ленно, и в ряде случаев у детей, уже овладевших речью, со­храняется надолго диффузное косноязычие, делающее их речь малопонятной.

Иностранные авторы (Гутцманн, Либман и др.) отмечали, что моторная алалия в ряде случаев осложняется заикани­ем. Это подтверждается и на нашем материале. Заикание моторных алаликов бывает различным по характеру и силе и обнаруживается на разных стадиях развития речи. Чаще всего его первые проявления отмечаются в период, когда сло­варь ребенка увеличивается и он начинает говорить фразами; однако в ряде случаев заикание появляется с первыми сло­вами, но становится заметным для окружающих лишь то­гда, когда ребенок начинает больше говорить. (Нам пришлось встретиться с ярко выраженным тоническим заиканием у мальчика 8 лет, весь речевой запас которого ограничивал­ся одним словом папа, которое он произносил с тонической судорогой, примерно так: «ппаппа»).

В ряде случаев заикание, появившись на определенной стадии развития речи, в дальнейшем исчезает — даже без спе­циального логопедического воздействия, в других оно ста­новится стойким и иногда достигает такой силы, что делает ребенка практически немым.

Характер заикания моторных алаликов и условия, способ­ствующие его появлению, нуждаются в специальном изуче­нии, однако и сейчас уже очевидно, что в программу логопе­дической работы должны быть включены соответствующие профилактические мероприятия.

Нам остается еще указать, что ошибки произношения пе­реносятся моторным алаликом в письмо. Ниже мы оста­новимся подробнее на дисграфии алаликов, здесь же лишь упомянем, что овладение устной речью и улучшение произ­ношения не всегда приводят к улучшению письма. (Среди учеников массовой школы, направляемых к логопедам по по­воду трудно изживаемой дисграфии, встречается известный процент детей, поздно начавших говорить, т. е. бывших ала­ликов).

Итак, особенности речевого развития алаликов, характери­зующие их речевую функцию, заключаются в наличии дли­тельно сохраняющегося, резко выраженного аграмматизма, в наклонности к парафазиям, бедности музического компонен­та и в диффузном, трудно поддающемся коррекции косноя­зычии. Эти особенности проявляются на фоне резко сниженной речевой активности. Как нередкое осложнение, отмечаются заикание и дисграфия.

Организуя работу с алаликами, надо иметь в виду, что этот речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразной личности. Нам приходилось встречать среди них детей с рез­ко выраженными невротическими чертами поведения в ви­де большой заторможенности или, наоборот, — повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживается наклонность к аутизму, затрудненность контакта, повышенная сенситив-ность. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию.

Не имея возможности подробнее останавливаться на этом вопросе, отметим лишь, что изучение особенностей развития личности в связи с характером речевого дефекта представля­ет собою сложную и интересную задачу, разрешение которой должно приблизить нас к пониманию алалии. Если, с одной стороны, несомненно, что нарушения поведения, так же как и основной симптом (т.е. патологическое развитие моторной речи), являются проявлением врожденной неполноценности высших отделов нервной системы, то с другой — нельзя от­рицать, что отсутствие речи само по себе может обусловить искривление характера ребенка. Чтобы оценить последнее утверждение, нужно только учесть, как травмирует ребенка отсутствие речи, тем более что оно встречается часто с нечут­ким отношением окружающих — в форме насмешек над не­мотой или плохой речью.

Довольно сложен вопрос о взаимоотношении между алалией и олигофренией. Необходимо различать случаи, в которых недоразвитие речи является прямым следствием неполноцен­ного интеллекта, от тех, где наряду с интеллектуальной не­полноценностью имеется специальное поражение речи, т. е. где имеется комбинация алалии с олигофренией. Поставить правильный диагноз не всегда бывает легко. С другой сторо­ны, отсутствие речи само по себе может обусловить задержку умственного развития ребенка, вследствие чего неговорящий может несколько отличаться по развитию от своих сверст­ников, не будучи олигофреном.

В заключение укажем, что для большинства алаликов ха­рактерна несовершенная моторика. Обычно можно говорить об известной мешковатости, недостаточной координации дви­жений, иногда с замедлением темпа. Очень часто встречается несовершенство ручной моторики (неточность движений).

В связи с нарушениями моторики многие алалики с трудом приобретают простые обиходные навыки и уже в школьном возрасте плохо владеют ножом и вилкой, ножницами, каран­дашом и т. д., а иногда даже не умеют самостоятельно одеться. В некоторых случаях в моторике отражены особенности лич­ности: застенчивость, скованность и нерешительность.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 938 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...