Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование и употребление причастий 4 страница



Громкий голос при прочих равных условиях всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности.

Громкость голоса создает впечатление убежденности говорящего, его уверенности в своей правоте, компетентности. Часто (особенно в России) громкий голос в официальном общении рассматривается как признак высокого статуса человека, сигнал высокой должности, занимаемой им.

Громкий голос также часто воспринимается как свидетельство
решительности человека: он невольно заставляет слушать его обладателя. Фразы, произнесенные громко и безапелляционно, часто оказывают завораживающее действие на слушателей, лишают
их возможности возразить собеседнику. Резкое повышение громкости голоса обычно усиливает воздействие на адресата.Высота голоса также относится к параметрам речевого воздействия. Если вы звоните в какую-либо фирму и вам отвечает девушка с тонким голоском, вы делаете вывод, что это девушка на побегушках. Слова Я директор фирмы, сказанные высоким мужским или женским голосом, не вызывают доверия: не возникает впечатления компетентности, надежности. Деловое общение должно вестись низким тоном.

Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего

Рассмотрим невербальные сигналы, использование которых
позволяет говорящему усилить свою коммуникативную позицию,
т, е. повысить эффективность общения.

Невербальные сигналы, повышающие эффективность речевого воздействия человека, могут быть сгруппированы в несколько факторов.

Фактор внешности

Одежда

В целом коммуникативную позицию человека усиливает темная традиционная одежда, добротный материал, контраст темных и светлых тонов.

Усиливают воздействие высокие шляпки, каблуки, очки в темной роговой оправе.

Выигрышно выглядит чистая, культурная, аккуратная одежда.

Сочные цвета одежды характеризуют человека как радующегося жизни, успешного, обращенного к бытию.

Расстегнутый пиджак - стремление к контакту, застегнутый —
стремление сохранить дистанцию. Снятый пиджак - готовность
взаимодействовать. Американские специалисты по проведению
переговоров отмечали, что, по их наблюдениям, если мужчины

до конца переговоров остаются в застегнутых пиджаках, договоренность обычно не достигается.

Усиливает коммуникативную позицию говорящего умеренная модность его одежды. Большое значение имеет стиль, в котором человек одевается (его общий внешний имидж). От стиля одежды во многом зависит восприятие человека. Приведем наблюдения специалиста по имиджу И. Криксуновой.

Классический стиль подходит большинству людей и уместен в большинстве ситуаций. Он максимально универсален.

Для мужчин классический стиль - это костюм темных тонов, рубашка светлого тона, галстук и носки в тон костюму и рубашке. Классический стиль для женщин - это юбка, блузка и пиджак. Классический стиль пользуется успехом у сильных мира сего, обычно нравится начальству. Для классического стиля линии, формы, силуэты должны быть
четкими и определенными (например, заутюженные складки на юбке или стрелки на брюках, четкие, прямые линии воротника, лацканов, идеально выработанная форма плеча и т.п.). Обычно носителя классического стиля воспринимают как излучающего надежность, силу, внушающего доверие и уважение, вызывающего ощущение персоны значительной и респектабельной. Такого человека могут воспринимать как лидера или, по крайней мере, как достаточно квалифицированного, владеющего информацией человека, как профессионала. Однако в среде людей, стоящих на нижних ступенях социальной лестницы, его могут воспринимать как человека недоступного, властного, холодного и авторитарного. Романтический стиль отличает как бы некоторая старомодность. Он подходит стройной, выдержанной, спокойной и мягкой по характеру девушке или женщине, которая отличается негромким голосом, не резка в движениях, не очень активна и тем более не агрессивна в жизни. Романтический стиль не терпит никакой небрежности, он диктует сдержанную манеру поведения, предполагает (у женщины) и особые женственные, мягкие манеры. В романтическом стиле могут одеваться и мужчины. Широкополые шляпы, длинные шарфы, длинные прямые пальто и плащи, косынка вместо галстука, шелковые рубашки с манжетами и широкими рукавами, длинные волосы по плечам - все это признаки мужского романтического стиля. Оратор, одетый в романтическом стиле, производит впечатление человека творческого, необычного, возможно, приятного в общении, он вызовет в культурной аудитории внешний интерес, но будет восприниматься при этом как недостаточно компетентный и надежный человек. В малообразованной и смешанной аудитории данный стиль вызовет прямое неприятие.

Экстравагантный стиль предполагает индивидуализм и независимость, смелость, наступательность, а иногда и агрессивность в поведении. Экстравагантность в большей мере свойственна обычно молодежи, творческим личностям - художникам, поэтам, музыкантам. Приемы создания экстравагантного стиля: смелые цветосочетания, активное использование контрастов, нешаблонных фактур и орнаментов тканей, использование в одежде и прическе энергичных, динамичных, неожиданных линий (диагональные,волнистые, спиральные и т.п.), широкое использование асимметрии: шаль, наброшенная на одно плечо, асимметричная прядь
волос, одна серьга в ухе, асимметричный покрой и т.п., смелые
стрижки, необычные прически и цвета волос.

Экстравагантный имидж будет восприниматься весьма благоприятно, возбуждать интерес и даже восхищение в специфической среде, где ценится яркая индивидуальность, незаурядность и непохожесть на других, обостренная эмоциональная восприимчивость — в среде искусства, богемы, в окружении людей творческих профессий: музыкантов, актеров, художников, манекенщиц, фотографов и т.п.

Однако в среде, где ценится умение не выставлять свои эмоции на показ, способность быть непроницаемым, сдержанным, где действуют жесткие нормы и стандарты поведения (например, в управленческих и чиновных структурах, в возрастных аудиториях), носитель экстравагантного имиджа может восприниматься как персона бестактная, непредсказуемая, не заслуживающая доверия.

Спортивный стиль предполагает оптимистичность, раскованность, желание не ограничивать себя нормами, рамками и стандартами, стремление к свободе и независимости, но в то же самое время стремление особо не выделяться. Основа этого стиля — джинсовые вещи. Спортивный стиль не очень требователен к обстановке, достаточно легко вписывается почти в любую среду. Такой имидж уместен во многих ситуациях.
Носитель спортивного стиля обычно воспринимается как человек
свойский, оптимистичный, непосредственный, по-человечески
доступный. Неблагоприятной средой для носителя спортивного имиджа
является та, где царит четкая структурная иерархия, где люди
принимают на себя определенные роли и стараются им соответствовать. Деловая сфера, бизнес, управленческие структуры,возрастная аудитория - не место для оратора, одетого в спортивном стиле. Там носитель такого стиля будет восприниматься как непредсказуемая, несолидная и ненадежная личность.

Деловой стиль нацелен на формирование максимального делового доверия к его носителю. Исследования показали, что

положительное впечатление в деловых отношениях производит силуэт, приближающийся к прямоугольнику - с подчеркнутыми
плечами. Это костюм для мужчины и костюм с подплечниками
для женщины. Люди, одетые таким образом, вызывают большее
доверие, нежели люди, силуэт которых округлен (свитеры, рукав
реглан).

Производит положительное деловое впечатление контраст темного и светлого в одежде: темный костюм, светлая рубашка у мужчины; белый верх, темный низ у женщины. Женщина должна при
этом еще иметь третий яркий элемент - косынку, какое-либо
украшение, яркую помаду.

Цвета, вызывающие наибольшее доверие в деловых отношениях, - темно-синий и серый. Женщина должна иметь юбку минимум до колена, платье или блузку с длинным рукавом.

Деловой стиль при публичном выступлении оптимален.

Прическа, цвет волос

Высокая прическа повышает статус ее носителя.

Цвет волос имеет значение для делового имиджа: при прочих
равных условиях в деловых отношениях больше доверяют брюнетам и брюнеткам, чем блондинам и блондинкам - брюнетов считают более компетентными. Интересно, что блондинок воспринимают обычно как более привлекательных, но при этом поверхностных, неглубоких в суждениях, а брюнеток - как более серьезных, умных, компетентных.

Короткая прическа мужчины сигнализирует о его деловитости, невысоком, преимущественно практическом интеллекте;
длинные волосы - о творческом начале, интеллектуальности.

Сложение

Высокий рост, атлетическое телосложение усиливают коммуникативную позицию человека. Высокие люди пользуются большим авторитетом.

Физическая привлекательность

Физическая привлекательность человека ассоциируется у людей с положительными человеческими качествами.

Физически привлекательные люди воспринимаются окружающими как общительные, популярные, успешные, убедительные (способные убеждать), счастливые, имеющие много друзей. Привлекательных людей мы склонны считать более умными. При этом,однако, люди обычно не хотят, чтобы их руководитель был очень красивым.

Люди ощущают, что, находясь рядом с привлекательными
людьми, они улучшают у окружающих впечатление о себе, привлекают большее внимание. Особенно важна физическая привлекательность при первом знакомстве.

Фактор взгляда

С собеседником (собеседниками) необходимо поддерживать
зрительный контакт. Смотреть на собеседника надо примерно половину разговора, тогда это рассматривается как поддержание
контакта. Если мы смотрим доброжелательно 60-70% времени
(отведенного разговору) на собеседника, он понимает, что нравится нам.

Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.

При продолжительном общении этикет требует смотреть не в глаза, а в лицо, не фиксируя внимания на глазах собеседника.
Пристальный взгляд в глаза рассматривается как проявление
враждебности - не надо смотреть слишком пристально ни на
кого. При решении деловых вопросов надо использовать деловой
взгляд - направленный на треугольник глаза - нос, это создает
впечатление серьезности намерений.

При дружеском общении взгляд лучше опускать ниже - на
треугольник глаза - рот, такой взгляд демонстрирует дружеское
отношение, желание контактировать. Взгляд от глаз до груди и ниже, называется интимным, он показывает личную заинтересованность.

Фактор физического поведения

Поведенческий имидж человека проявляется в его действиях -
физических и социальных. Этот вопрос еще недостаточно изучен,
но некоторые наблюдения в этой области есть.

Благоприятный поведенческий имидж человека формируют, к
примеру, такие его физические качества, как энергичность походки и движений, очевидная физическая подвижность, хорошая
физическая форма, спортивность (занимается спортом, делает
зарядку), спокойствие, неагрессивность, способность много ездить, перемещаться по стране, неутомляемость, крепкое рукопожатие.

Кроме того, фактор физического поведения включает использование языка мимики, жестов (телодвижений) и поз.

Мимика - это выразительные движения лицевых мышц.

Наиболее эффективна и действенна мимика приветливости,
ядром которой является улыбка.

Улыбка в общении выполняет следующие функции:

• характеризует улыбающегося как носителя положительных
признаков, хорошего человека (об улыбающихся людях все думают хорошо);

• вызывает ответную положительную эмоцию у собеседника,
легко отражается;

• поднимает настроение самому говорящему (функция самовоздействия);

• стимулирует продолжение контакта (поэтому заставляют улыбаться продавщиц — от них тогда не хочется отходить, а ведь они
стоят «при товаре»).

Признак искренней улыбки — подвижность бровей в момент
улыбки, если же брови неподвижны и человек улыбается одним
губами - улыбка неискренняя.

Жесты - динамические выразительные движения тела (не только рук).

Позы - фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест.

Жестовые сигналы подразделяются на:

• оценочные сигналы (позитивные, негативные);

• сигналы отношения;

• сигналы намерений;

• сигналы состояний;

• риторические сигналы (усилительные, изобразительные, указательные).

Рассмотрим эффективность некоторых видов невербальных сигналов.

Эффективны сигналы положительной оценки, расположения
к собеседнику. Это такие сигналы, как «раскрытие» грудной клетки, движение рук в сторону собеседника, демонстрация ладоней,
любые жесты говорящего у своего лица (если его собеседник в
закрытой позе), наклон головы, движения кистями вверх, наклон вперед, движения туловища вперед.

Важны правильные риторические жесты, прежде всего усилительные (ритмические движения рукой, руками, указкой в такт
речи). Указательные жесты следует делать ладонью, а не пальцем,
иначе это выглядит как проявление агрессивности.

Позы бывают открытыми, закрытыми и авторитарными.

Для эффективного общения позы должны быть открытыми, ноги и руки не скрещены, а слегка разведены, грудная клетка должна быть открытой, подбородок слегка приподнят. Открытая поза демонстрирует стремление к контакту.

Закрытые позы - руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком.

Имидж - это рассказ человека своей внешностью и действиями о себе, который «рассказывается» постоянно, что бы человек в этот момент ни делал, где бы ни находился. Имидж человека выполняет очень важную коммуникативную функцию - он «говорит» окружающим о том, на какой ступени общественной лестницы человек стоит, к какому предполагаемому кругу профессий принадлежит, каков его характер, темперамент, семейное положение, финансовые возможности, вкус, культура, воспитанность, отношение к людям и многое другое.

Имидж предъявляется человеком постоянно, как неосознанно
(рядовой человек), так и вполне сознательно (начальники, учителя, артисты, музыканты, политики, публицисты). Выступающие публично также обычно сознательно культивируют свою манеру поведения в аудитории, свой риторический имидж. Не всегда «зрители» четко осознают свои впечатления от имиджа того или иного человека и раскладывают по полочкам свои впечатления от него. Чаще всего большая часть этих впечатлений формируется бессознательно. Но нередко один взгляд на человека способствует быстрому принятию решения: интересный — неинтересный, нравится — не нравится, и этим сразу же закладывается будущая «программа» взаимоотношений с ним. Отметим, что первое впечатление очень устойчиво.

Люди обычно крайне неохотно меняют свое мнение о человеке, сформировавшееся под влиянием первого впечатления.

Есть и такое наблюдение: первое впечатление всегда верно.
Возможно, и не всегда это так, но очень часто первое впечатление действительно оказывается наиболее точным.

Успешная деятельность, достижение человеком его жизненных целей, необходимость влиять на людей требуют от него играть такие «роли», которые демонстрируют окружающим его положительные, наиболее привлекательные качества. Для этого мы надеваем долговременную ролевую маску — создаем свой имидж.

Имидж - это долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.

Выработав имидж уверенного в себе, решительного человека или избрав имидж оптимиста, неунывающего человека, можно значительно облегчить себе жизнь - такой имидж будет помогать проявлять эти качества. Как говорил Д. Карнеги, «маска веселости переходит в веселость».

Человек начинает задумываться над своим имиджем, когда происходят изменения в его жизни. Когда ему нужно найти хорошую работу; создать о себе хорошее впечатление, перейдя в новый коллектив и заняв более высокую должность; понравиться любимому человеку и т.д. В таких случаях люди, как правило, сознательно задумываются над своим имиджем, работают над ним.

Необходимо разграничивать ситуативную роль и имидж. Ситуативная роль — это особенности общения и поведения человека, которые он избирает для себя в данной ситуации, чтобы достичь определенной сиюминутной цели (например, выбирает в учреждении роль «просителя» или «требователя»). Имидж - это ролевая
маска, которая надевается надолго.

Существует три основных слагаемых имиджа: внешний, коммуникативный и поведенческий имидж.

Внешний имидж - то, как человек выглядит, коммуникативный - какое впечатление он производит в общении, и поведенческий - то, как он выглядит в совокупности своих поступков.

Оратору необходим имидж компетентного, знающего, убежденного в своей правоте, приветливого человека.

Есть и такое определение имиджа - публичная индивидуальность. Оно пришло из политики. Значение точно выбранного имиджа уже давно поняли и оценили политики. Им, как правило, приходится много разъезжать, общаться с огромным количеством незнакомых людей, причем не только путем личного общения, но и выступая по телевидению, на митингах. Необходимо за очень короткий промежуток времени рассказать будущим избирателям
максимум о себе, «заложить» в их сознание тот образ, который наиболее полно отражает личность кандидата, символизирует основные его принципы - например, «сильная личность», «крепкий хозяйственник», «демократ», «защитник местных интересов», «защитник людей определенной национальности», «опытный политик», «решительный», «авторитетный», «всезнающий», «образцовый семьянин», «такой же, как и все мы» и т.д.

Опытные профессионалы (имиджмейкеры) разрабатывают для кандидата все: не только внешний облик (костюм и прическу), но и поведение (манеру держаться, речевые обороты, главные лозунги).

Бесспорно, во всей этой работе опора делается на личность
человека, на его исходные данные. Специалисты же могут профессионально точно привести в соответствие ключевые внутренние черты этой личности с их внешним выражением, сделать их видимыми и понятными всем. Если политики прикладывают достаточно большие усилия для создания должного имиджа, то только по той причине, что они точно знают: это оправдывает себя.

Свой имидж есть у каждого начальника, преподавателя, учителя, у родителей - «строгий», «добрый», «справедливый», «бескомпромиссный», «готовый прощать», «не дающий спуску» и т.д.
Подчеркнем, что начальник, учитель или отец может выступать в
том или ином имидже, хотя в действительности соответствующие
качества не обязательно могут быть ему присущи, он лишь создает соответствующий имидж в воспитательных целях.

В отношении собственного имиджа необходимо соблюдать
определенные правила поведения:

1) знать свой фактический имидж: как тебя воспринимают
окружающие;

2) уметь нравиться, производить положительное впечатление,
вызывать доверие, располагать собеседника к себе - создавать
свой положительный имидж;

3) уметь формировать свой целевой имидж - грамотно преподносить себя, с помощью определенных средств вызывать ту
или иную реакцию, желательное отношение к себе.

Все сказанное — вовсе не уловки, проявления хитрости или
безнравственности. Хитрым и безнравственным бывает человек,
но не его имидж. Умение формировать собственный имидж необходимо каждому человеку, это важнейший компонент общей культуры личности. Кстати, чаше всего человек задумывается о своем имидже, когда в его жизни происходят те или иные перемены либо когда ему нужно чего-либо добиться в той или иной жизненной ситуации:

Понятие о языковом паспорте

Соблюдение правил речевого этикета создает благоприятный
языковой паспорт человека.

Языковой паспорт говорящего - это то впечатление, которое
он создает о себе своей речью.

По речи человека можно определить его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность,
степень образованности, а главное - уровень воспитанности,

культуры. Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла большая часть его жизни. По речи человека часто можно приблизительно
определить его профессию (по профессиональным словам и оборотам). Ученые установили, что по голосу можно узнать даже приблизительный рост человека, полный он или худой.

В милиции есть специальная служба, которая составляет по
голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на этом во многом основан успех их поимки. Однажды в Москве крупный преступник, уверенный в своей безнаказанности, позвонил перед совершением очередного преступления в отделение милиции. Спросил: «Давно скучаете по мне?»
И сообщил: «На дело иду». В городе было совершено несколько
дерзких преступлений, и дежурный сразу понял, что разговаривает с человеком, их совершившим. Он пытался затянуть разговор, заставить преступника наговорить побольше на магнитную
пленку, пробовал засечь телефон. Но преступник был опытным:
«Я знаю, ты записываешь», - сказал он напоследок и повесил
трубку. Но и по этому короткому разговору специалисты по фонетике, диалектологии, психологии из НИИ судебных экспертиз
смогли охарактеризовать преступника - примерный возраст, национальность, некоторые другие признаки. Именно это и дало
возможность его задержать.

Сейчас имеются компьютерные программы - анализаторы
голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст,
телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.

Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи - наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.

Работа над «полировкой» своего языкового паспорта - трудная задача, но каждый должен помнить о ее важности и работать
над своим языковым паспортом, придавая ему положительные
черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы
общения и требования речевого этикета.

Языковой паспорт оратора

Разумеется, оратору необходимо работать над своим языком. Речь
оратора находится в центре внимания слушателей, они замечают
любые неточности, ошибки, неудачные словоупотребления. Каждый оратор должен работать над культурой своей речи: слушатели, заметив речевые ошибки выступающего, сразу начинают ему меньше доверять. Можно говорить о коммуникативных качествах речи оратора, т.е. о таких признаках речи, которые обязательно должны быть присущи выступающему публично. Е. Юнина и Г. Сагач выделяют такие коммуникативные качества речи оратора:

• правильность (владение нормами литературного языка);

• выразительность (коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории);

• ясность (качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного);

• точность (коммуникативное качество речи, проявляющееся в
использовании слов в полном соответствии с их значением);

• краткость;

• уместность (соответствие слов и выражений целям и условиям общения, той или иной аудитории).

Если речь оратора может быть охарактеризована как имеющая
перечисленные коммуникативные качества, то можно с большой
долей уверенности сказать, что она будет эффективна.

Оратору с благоприятным языковым паспортом доверяют.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 796 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...