Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тема 2. Античная философия



Происхождение, своеобразие и основные периоды развития античной философии. Космоцентризм древнегреческой философии и основные категории античной мысли: Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа.

Досократическая философия. Проблема первоначала в милетской школе. Учение Гераклита о Логосе, борьбе и гармонии противоположностей, о становлении. Элеатская школа: учение Парменида о бытии и философский смысл апорий Зенона. Атомизм Демокрита. Понятия атома и пустоты. Проблема детерминизма.

Век «классической философии». Деятельность и взгляды софистов. Софистика как начало поворота античной философии от природы к человеку. Субъективизм, скептицизм и релятивизм софистов. Позитивность и деструктивность софистики. Сократ, его жизнь и характер философствования. Философия как метод вопрошания и образ жизни. Рационалистическая этика Сократа и его учения о единстве знания и добродетели. Особенности и элементы сократовского метода: диалектика, майевтика, ирония, даймонизм. Диалектика “ученого незнания”. Философия Платона. Учение об “эйдосах-идеях” как умопостигаемом “истинном бытии”. Чувственный мир как Космос и Порядок. Платон о душе и её бессмертии. Познание как анамнезис (припоминание). “Идеальное государство” и теория воспитания Платона. Систематизация античного философского знания в учении Аристотеля. Критика “теории идей” Платона, учение о материи, форме, движении и «причинах». Логические, психологические, этические и социально-политические воззрения Аристотеля. Влияние Платона и Аристотеля на европейскую культуру.

Эллинистическая философия. Эпикуреизм. Физика Эпикура: фигура, вес, величина и “отклонение атомов”. Этика Эпикура и ее основоположения: атараксия как невозмутимость души, признание естественных и необходимых удовольствий, аполитичность. Свобода человека - освобождение его от страха перед богами, жизнью и смертью. Скептицизм (Пиррон, Секст Эмпирик). Этика стоицизма (Зенон-стоик, Сенека, Марк Аврелий). Учение о необходимости, причинности, судьбе, внутренней свободе и долге. Счастье как апатия, бесстрастность и бесстрашие. Значение философии для исцеления от страха перед жизнью и смертью. Неоплатонизм. Плотин и его “Эннеады”. Понятия “Единое”, “Ум” и “Мировая Душа”. Взаимосвязь трёх ипостасей, учение об эманации и экстазе.

Основные понятия: архэ, логос, апейрон, монизм, пантеизм, гилозоизм, материализм, апории, субъективизм, скептицизм, релятивизм, софистика, атом, детерминизм, майевтика, диалектика, объективный идеализм, эйдос, идея, анамнезис, материя, форма, метафизика, гедонэ, атараксия, апатия.

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Особенности средневековой философии: теоцентризм, креационизм, эсхатологизм, провиденциализм. Теология и философия. Бог, мир и человек в христианской философии. Своеобразие восточной и западной патристики. Западная (латинская) патристика: Аврелий Августин и путь веры. Учение Августина о времени и вечности, свободе воли и благодати. Трансцендентная философия истории Августина. Восточная (греческая) патристика. Антропология Григория Нисского. Катафатическая и апофатическая теологии Псевдо-Дионисия Ареопагита. Иоанн Дамаскин как систематизатор идей Восточной патристики.

Схоластика как система обучения и тип философии. Рациональная догматика и тематика схоластических дискуссий: реальность единичного и общего, природа общих понятий – универсалий (реализм и номинализм), доказательства бытия Бога. Фома Аквинский и свод религиозно-философских идей средневековья. Проблема сущности и существования, веры и знания. Критика схоластической методологии Роджером Бэконом и Уильямом Оккамом (“Бритва Оккама”).

Характерные черты культуры эпохи Возрождения ХIV–ХV вв.: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, свободомыслие, диалогичность. Антиклерикализм гуманистов и культ “священного знания”. Духовный синкретизм, концепция “универсальной религии” и “благочестивой философии” флорентийского платонизма (Марсилио Фичúно и Пúко делла Мирáндола). Взгляд на человека как творца собственной судьбы. Культ ценностей земной жизни. Свобода человека как условие морального совершенствования и способности самоопределения.

Формирование новой картины мира, пантеистическая онтология и “ученое незнание” Николая Кузанского (1401–1464). Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1472–1543) и натуралистический пантеизм Джордано Бруно (1548–1600). Свободомыслие и скептицизм Возрождения. “Христианский гуманизм” Эразма Роттердамского (1469–1536). Мишель Монтень (1533–1592). Критика схоластики, антиавторитаризм и антидогматизм. Социально–политическая философия Никколо Макиавелли (1469–1527). Разграничение политики и морали, проблема власти и насилия, цели и средств. Утопический проект Т. Мора (1478–1535).

Основные понятия: теоцентризм, креационизм, эсхатология, провиденциализм, экзегетика, теодиция, патристика, схоластика, катафатическое богословие, апофатическое богословие, универсалии, реализм, номинализм, концептуализм, антропоцентризм, гуманизм, антиклерикализм, пантеизм.

Тема 4. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХVII–ХVIII вв.)

Особенности и основания философии Нового времени. Культурно-исторические изменения в Европе. Научная революция ХVII века, формирование механической картины мира и новая ориентация философии на науку.

Эмпиризм в философии Нового времени: Френсис Бэкона. Проект прагматического преобразования науки, классификация наук, критика “идолов” в познании, разработка опытно-индуктивного метода. Сенсуалистическая трактовка опыта и “чистый разум” у Джона Локка. Критика врожденных идей, внешний и внутренний опыт. Простые и сложные идеи. Учение о “первичных” и “вторичных” качествах. рансформация материалистического сенсуализма Локка в субъективный идеализм Джорджа Беркли. Концепция опыта и скептицизм Давида Юма как самокритика сенсуализма.

Рационализм в философии Нового времени. Рене Декарт. Ориентация на математику и математическую физику. Метод дедукции. Проблема ясных, очевидных “начал” познания и принцип методического сомнения. Идея универсального рационального научного метода и его правила. Концепция “врожденных идей”, метафизика и физика Декарта. Понятие субстанции. Дуализм Декарта и психофизическая проблема. Рационалистическая система Бенедикта Спинозы. Пантеистическая натурфилософия, учение о субстанции и её атрибутах, концепция свободы как познанной необходимости. Этика Спинозы. Монадология Готфрида Лейбница. Основные характеристики монады, “предустановленная гармония”, учение о “возможных мирах”. “Истины факта” и “истины разума”. Принцип непротиворечия и закон достаточного основания.

Социально-политическая философия Нового времени. Учение об обществе и государстве Томаса Гоббса. Естественное и гражданское состояние общества. Неограниченность естественных прав человека как причина «войны всех против всех». Теория общественного договора и обоснование абсолютизма. Государство – «Левиафан». Джон Локк: философское обоснование либерализма: идея разделения властей, защита прав и свобод человека. Концепция “духа законов” Шарля Луи Монтескье и её основные идеи: отказ от теологического толкования исторического процесса, географический детерминизм, учение о социальных факторах общественного развития, идеал конституционной монархии с разделением власти. Критика просветительской версии общественного прогресса Жан-Жаком Руссо: критика противоречий цивилизации, исследование причин неравенства. Идея справедливого общественного договора, признание права народа на революцию. Идеал республиканской формы правления. Концепция религии и педагогические идеи Руссо.

Основные понятия: рационализм, эмпиризм, индукция, дедукция, механицизм, субстанция, атрибут, модус, интуиция, монада, предустановленная гармония, субъективный идеализм, агностицизм, естественные права, правовое государство, индивидуализм, либерализм, географический детерминизм.





Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 593 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...