Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. С. ПУШКИН-РЕДАКТОР



Важную роль в развитии редакторского мастерства в первой трети XIX века принадлежит А.С. Пушкину. Как утверждает А. В. Западов, современное редакторское дело начинается с Пушкина. До него были только попытки, наиболее удачная - в XVIII веке у Н. И. Новикова. Пушкин не только показал своим современникам и потомкам, как надо писать, но и оставил образцы того, как надо исправлять написанное.

Начало редакторской и журналистской деятельности Пушкина относят к 1830 года - ко времени его сотрудничества с «Литературной газетой» А. А. Дельвига. С января по март 1830 года Пушкин редактировал газету, выбрав своей целью «знакомить образованную публику с лучшими произведениями литературы европейской и особенно российской».

В «Литературной газете» публиковались Д. Давыдов, Ф. Глинка, Е. Баратынский, Н. Языков. В газете был отдел «Библиография», в котором печатались краткие рецензии на лучшие произведения.

Пушкин был строгим и требовательным редактором, о чем говорят его пометы на рукописях авторов. Однако замечания Пушкина отличаются от других тактичностью и благожелательностью. Более всего при редактировании Пушкин следил за точностью и краткостью, на второе место ставил гармонию.

В 1822 году в заметке «О прозе» он выступает в защиту простого и точного слова: «...Что сказать об наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут д р у ж б а, не прибавя: сие священное чувство, коего благородный пламень и пр. Должно бы сказать: р а н о п о у т р у, а они пишут: «Едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба – ах, как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее.

Читаю отчет какого-нибудь любителя театра: «Сия юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Апол...» Боже мой, да поставь: эта молодая хорошая актриса – и продолжай – будь уверен, что никто не заметит твоих выражений, никто спасибо не скажет».

Признавая право каждого писать на свой собственный лад, Пушкин все-таки свою собственную манеру предпочитал чужой. Об этом говорят и его произведения, и заметки Пушкина-редактора и Пушкина-рецензента. Пользуясь правом учить других, Пушкин делал это тактично и доброжелательно. О характере пушкинских помет свидетельствуют многочисленные черновики. Так, в заметках на полях статьи П. А. Вяземского «О жизни и сочинениях В. А. Озерова» мы много раз встречаем оценки типа: «Хорошо», «Очень хорошо», «Прекрасно», хотя в целом эта статья не получила одобрения Пушкина. Более того, давая конкретные указания по переделке отдельных частей материала, Пушкин дает следующее заключение:

«Часть критическая вообще слаба, слишком слаба. – Слог имеет твои недостатки, не имея твоих достоинств. Лучше написать совсем новую статью, чем передавать печати это сбивчивое и неверное обозрение».

Принципиальностью и взыскательностью отличаются пометы Пушкина на полях второй части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова, которого он относил к числу своих учителей в поэзии. Опытный редактор замечает все: фактические и смысловые ошибки, композиционные недочеты и неудачные переносы.

Выступая в роли редактора и рецензента, Пушкин всегда стремился к убедительности. Он выписывает рецензируемые произведения страницами, десятками страниц, убеждая, советуя, доказывая свою правоту.

Наиболее ярко талант Пушкина-редактора раскрылся в последние годы его жизни, когда он редактировал журнал «Современник». Одной из главных причин обращения Пушкина к журналистике и редактированию было его желание влиять на формирование читательских вкусов, воспитание общественного мнения. К сотрудничеству в журнале он привлекает лучшие литературные силы. В «Современнике» печатаются Ф. Глинка, Е. Баратынский, Н. Языков, Д. Давыдов и другие. В 1836 году Пушкин ведет переговоры о приглашении В. Г. Белинского. Материалы «Современника» отличаются глубиной мысли и изяществом формы. Заботясь о профессионализации писательского труда, Пушкин выплачивает авторам высокий гонорар.

Очень ответственно относится Пушкин к своей работе в журнале. Он проявлял исключительную строгость в отборе материалов. Редактор выполнял все технические обязанности по изданию: редактировал произведения, сопровождая их предисловиями и послесловиями, помогал авторам в выборе заголовков. Известно мнение Пушкина по поводу названия книги Н. А. Дуровой «Своеручные записки русской Амазонки, известной под именем Александрова». В его обязанности входили переговоры с сотрудниками, авторами, цензурой.

Значительное место занимали на страницах журнала произведения самого Пушкина. Однако не это главное. Редактор не дает переводов. Он стремится опубликовать как можно больше талантливых произведений русских авторов. Своей обязанностью Пушкин считал пропаганду отечественной литературы.

На страницах «Современника» печатались не только художественные произведения, но и критические статьи. Так, в 1836 году Пушкин опубликовал в журнале порядка двадцати статей, рецензий и заметок, около десяти написал для следующих томов. Пользуясь правом критика и рецензента, Пушкин внимательно относился к мнениям других. Об этом свидетельствуют его высказывания о роли критики и критиков:

«Я всегда был им (критикам – В.М.) искренно благодарен и всегда поправлял замеченное место. Прозой пишу я гораздо неправильнее, а говорю еще хуже...»

«Наши критики долго оставляли меня в покое. Это делает им честь: я был далеко в обстоятельствах не благоприятных. По привычке полагали меня все еще очень молодым человеком. Первые неприязненные статьи, помнится, стали появляться по напечатанию четвертой и пятой песни «Евгения Онегина». Разбор сих глав, напечатанный в «Атенее», удивил меня хорошим тоном, хорошим слогом и странностию привязок».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Баренбаум И.Е. История книги. - М.: Книга, 1984, С. 66 – 74.

Белинский В. Г. Николай Алексеевич Полевой. Полн. собр. соч.: В 13 т. – М.-Л., 1953 – 1955. – Т. 9. – С. 671-696.

Гессен С. Книгоиздатель Александр Пушкин. - Л., 1930.

Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 332, 335 336.

Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М.: Художественная литература, 1965. С. 100, 104 – 106 255.

Дементьев А.Г. Очерки по истории русской журналистики XVIII – XIX вв./Под ред. проф. А. В. Западова. - М., 1966.

Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. – М., 1989.

Западов А. В. От рукописи к печатной странице. - М., 1978. С. 65 – 114.

Комарович В.Л. Пометки Пушкина в «Опытах» Батюшкова. Литературное наследство. Т. 16. - М., 1934. С.885 –904.

Мордовченко Н.И. Русская критика первой четверти XIX в. - М.–Л., 1959.

Накорякова К.М. Редакторское мастерство в России XVI – XIX вв.: Опыт и проблемы. - М., 1993. 195 с.

Пушкин А. С. Полн. собр. соч. В 10 т. – 2-е изд. Т. 7. С. 539 – 554, 564 – 592, 594 – 602.

Сидоров А.М. История оформления русской книги. 2 изд.- М., 1964. С. 214 – 222.

Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.

Уртминцева М. Г. Словарь русской литературы. – Нижний Новгород. 1997. С. 52, 75, 264, 432.

Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. 5-е изд. - М.: Советский писатель, 1969 С. 68-69.

Фрайнштейн М.Ф. Издательское дело Российской Академии //Книга в России XVI – середины XIX вв. – Л., 1990.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 1459 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...