Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Альманаший период



В XIX веке широкое развитие получили альманахи. Основной принцип подбора материалов альманахах зависел от вкуса автора. Если в конце XVIII века альманахами называли отдельные номера журналов литературно-художественного содержания, то в XIX веке подбор материалов осуществляется и по идейно-политическому принципу. В задачи издателей входит подбор и расположение материалов, работа над заголовками, предисловием, иллюстрированием, руководство самим издательским процессом.

В 1796-1799 годах Н. М. Карамзин выпустил три книги альманаха «Аониды». В связи с этим он выразил свой взгляд на работу редактора над изданием: «Я не позволил себе переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах». Альманахи отличались малым (карманным) форматом, их украшали виньетки и рамки. Альманах открывало предисловие редактора, в котором он выражал признательность авторам альманаха, раскрывало принцип подбора материала. Произведения подбирались по тематическому и жанровому разнообразию, группировались по жанрам, подписывались, как правило, инициалами. Альманахи начала XIX века еще не были целостной системой, как не были конкретными и их названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Мнемозина» и т. д. Тем не менее, для исследователей эти издания интересны, тем, что отражали социальные движения в обществе и их связь с русской общественной мыслью.

Заметным движением в литературной жизни того периода стало издание альманаха «Полярная звезда» (1823, 1824, 1825). С выходом первого номера в 1823 году начался так называемый альманаший период русской литературы, который продолжался около десяти лет. Издателями альманаха были К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев. Издание выражало идеи декабристов. Бестужев занимался подбором материала, решал организационные вопросы, договаривался с цензором, сам вычитывал номера. Рылеев возглавлял отдел поэзии. Бестужев и Рылеев были и авторами альманаха. Особое место в журнале занимали критические обзоры, в частности, «Взгляд на старую и новую словесность в России», обзоры литературы за 1823, 1824 годы.

В связи с тем, что, выражая идеи декабризма, издатели при отборе произведений для печати руководствовались идеями свободолюбия, просветительства, несправедливости существующего строя, альманах можно рассматривать не только как литературно-художественное, но и общественно-политическое издание.

Среди авторов «Полярной звезды» были Пушкин, Баратынский, Вяземский, Дельвиг, Жуковский, Крылов, Плетнев, Грибоедов, Глинка, Кюхельбекер, Д. Давыдов и др.

С каждым номером крепнет политическая позиция издателей, более конкретной становится оценка литературных произведений. Поэтому третья книжка альманаха по своей идейно-политической насыщенности превосходит две первые. Редактор альманаха при подборе материалов и их расположении задает тон всему изданию, становясь организатором издания. Именно редактор определяет уровень издания, его качество и читательский адрес. Пиком альманашьего периода стали 1830-1831 годы, когда в России выходило 30 альманахов.

В 1834 году начал выходить наиболее известный толстый журнал того времени «Библиотека для чтения». Это был ежемесячный журнал «словесности, наук, художественной промышленности, новостей и мод». Первым издателем журнала был А. Ф. Смирдин, редактором – О. И. Сенковский. В журнале было установлено жалованье редактору в размере 15 тыс. рублей в год и твердый авторский гонорар – от 200 до 1000 рублей за авторский лист в зависимости от ранга автора. Это давало автору возможность профессионально заниматься писательским трудом, но ставило его в зависимость от редактора и издателя.

Сенковский делал журнал для широкой читательской аудитории и в соответствии с этим редактировал материалы по своему усмотрению. Если редакторы альманахов не вносили исправлений в авторский текст, то Сенковский считал, что текст не только можно, но и нужно править. Свою задачу он выразил следующими словами: «Редакция значит редакция в полном смысле этого слова, то есть сообщение доставленному труду принятых в журнале форм, отделки слога и предмета, если они требуют отделки.» В соответствии с этим он переделывал некоторые тексты так, что авторы с трудом их узнавали. Так, в романе Бальзака «Отец Горио» Сенковский придумывает счастливый конец, в котором Растиньяк становится миллионером. Выпуская журнал для провинциального читателя, Сенковский ориентировался на самый непритязательный вкус. С его стороны была сделана первая в истории русской журналистики попытка изучения читательского спроса. Несмотря на недовольство отдельных авторов, журнал «Библиотека для чтения пользовался популярностью у читателя, т. к. был доступен по цене (подписка на год стоила всего 50 руб.), выходил регулярно первого числа каждого месяца большим – 25-30 печатных листов – объемом.

Белинский писал о журнале: «Нам не нравятся направления «Библиотеки для чтения», но нам нравится, что в ней есть направление… Об аккуратности этого журнала, равно как и о том, что он умеет угодить своим читателям, - нечего и говорить, а это – согласитесь, два важнейших качества журнала».





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 482 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...