Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

На СРСП будет проведено тестирование по основным проблемам генезиса и функционирования Английской идеалистической философии XVIII в. и Французского материализма



ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАЧИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9

ЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. «Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода со­прикасаются с твоими органами чувств» (Д. Беркли). Какие взгля­ды отражает этот тезис? Попробуйте его опровергнуть.

2. Фундаментальная идея Дж. Беркли «Esse est persipi» утверждает, что предмет и ощущение суть одно и то же, и потому не могут быть отвлечены друг от друга. Попробуйте опровергнуть утверждение Дж. Беркли.

3. Дидро, рассматривая вопрос о способе, посредством которого механическое движение материальных частиц может порождать специфическое содержание ощущений, решает его в пользу о всеобщей чувствительности материи. Попробуйте опровергнуть точку зрения Дидро с научно-материалистической позиции.

4. Английский философ, математик, логик Б. Рассел, размышляя о специфике философии, замечал: «Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное значение оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь, то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия». (Рассел Б. История западной философии. М., 1954. с. 7.).

Согласны ли Вы с таким определением предмета и места фило­софии в духовной жизни общества? Свою позицию аргументируйте.

5. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен. Так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом, не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163).

Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму?





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 540 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...