Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Этика, учение о государстве



Аристо́тель — древнегреческий философ и учёный

Теория познания Аристотеля строится на эмпиризме - суть вещей познаётся с помощью ощущений. Процесс познания развивающийся: ощущения, представления, опыт, искусство и наука, как вершина познания.

Государство: Его задачи предотвращать чрезмерное накопление имущества, чрезмерный рост политической власти и удерживать рабов в повиновении. Основа от крайностей – уравновешенная и умеренная жизнь.

Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, дружелюбие, справедливость и т. д. Разумные (добродетели ума) — развиваются в человеке благодаря обучению — мудрость, сообразительность, рассудительность.

Нравственные (добродетели характера) — рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

Материя — «то, из чего»

Форма — «то, что» причина становления многообразных вещей из однообразной материи.

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо.

10. Философия средневековья и её основные проблемы (патристика, схоластика, проблема универсалий)

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в. в.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования. Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира «из ничего».

Этапы развития средневековой философии:

- Этап патристики(2- 8 век, конец этапа–деятельность Боэция–первого схоласта) Наиболее влиятельный из отцов церкви - Августин

- Этап становления схоластики((7–12 вв.)–Боэций, Эриуген, П.Абеляр)

- Расцвет схоластики(13 век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский)

Патристика - одна из богословских наук, имеющая своим предметом изучение творений святых отцов церкви и систематическое изложение содержащегося в них учения. толкование священных текстов. Верь, чтобы понимать. Творим не мы, а бог творит с помощью людей

Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. Невозможно определить бытие бога. Человек не может познать бога. Три доказательства бытия бога: 1) Раз существует мир, то существует и творец, который его создал. 2) Раз в мире существует целесообразность то должен быть разум, следовательно необходим бог. 3) Бог всесовершенен - форма всех форм. Среди его свойств есть свойство существования бога, следовательно бог существует.

Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому поводу известен как спор об универсалиях, т.е о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса.

1.Общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека - реализм.(Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида существующих универсалий: (троякость существования) “до вещей” в божественном разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в человеческом разуме как результат абстракции. - умеренный реализм

2.Универсалии не существуют реально, независимо от человека. Они суть только имена. Существует только индивидуальное и только оно может быть предметом познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и другое присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи.

11.Томизм: учение Фомы Аквинского

Фома Аквинский— доминиканский монах, средневековый философ, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

Фома выдвигает пять собственных доказательств существова­ния Бога:

движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) дру­гим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;

• причина: все, что существует, имеет причину — следователь­но, есть первопричина всего — Бог;

• случайность и необходимость: случайное зависит от необхо­димого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;

• степени качеств: все, что существует, имеет различные сте­пени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следо­вательно, должно существовать высшее совершенство — Бог; -

• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, на­правляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Исходя из данных посылок, согласно Фоме:

• все состоит из материи и формы (идеи);

• суть любой вещи — единство формы и материи;

• форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм;

• форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи;

• идея (форма) любой вещи троична: существует в Божествен­ном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 740 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...