Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поворот к гуманистической философии ( софисты и Сократ)



Софисты – «учителя мудрости», открывшие вАфинах 1ые книжные софистские школы, основали искусство красноречия, развивали греческую письменность и основы права. Известные софисты: Протогор, Горгий, Продик. Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека.

Протагор: Человек есть мера всех вещей, -существующих в том что они существуют, и не существующих в том что их не существует. Утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека. Каждый человек всё мереет по себе и каждый определяет существуют ли Боги или нравственные понятия, нет добра и зла общего понятия для всех. Каждый человек – это верховный судья и над истиной и над заблуждением.

Софистика – искусство хитроумных рассуждений с целью пбедить в споре любой ценой. Софист – хитра уловка – логически неправильное выдаваемое за правильное.

Софисты сыграли двойственную роль в культуре Древней Греции. С 1ой стороны продвинули вперёд, с другой – размывали нравственные понятия и доказывали, что общих нравственных ценностей нет. Гегель назвал их первыми представителями о человеке и человеческом разуме.

Сократ: Младший современник софистов. Утвердил центральное место человека в философии. Сократ соглашался, что человек – это мера всех вещей, но человек как таковой. Человек – центральное звено мира. Космос –целое, человек – часть, прежде чем познать целое, нужно познать часть - «Познай самого себя». Он критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Сократ создал диалектику – искусство ведения спора с целью нахождения истины. Методы сократовской диалектики: индукция- от частного к общему; дедукция – от общего к частному. Ирония Сократа (тонкая насмешка): с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ внёс в философию дух критической рефлексии, учил всё подвергать сомнению, даже устоявшиеся ценности логически обосновывать, заложил основы рационалистической философии. Сократ окончательно повернул философию от космоцентризма до антропоцентризма. Сократ создал моральную философию. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это.

8 Классический период античной философии: философия Платона (учение об идеях, теория познания и социальная утопия)

Платон настоящее имя Аристокл – основатель объективного рационализма – идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом. Бытие – бестелесная идея, вечна. Что бы объяснить явление, надо найти его идею, то есть понятие, то постоянное и устойчивое, что не дано чувственному восприятию.

Материальный мир, познаваемый нашими чувствами – это только «тень», «отблеск» мира идей. Все явления и предметы возникают, рождаются и гибнут, но идеи остаются вечными и неизменными. Платон считал, что идеи – это единственный предмет настоящего истинного познания. Идеи существуют вне материального мира и не зависят от него, но материальный мир им подчинен.

Идея – это бестелесные сущности, которые можно познать только разумом. Вещи существуют через причастность к идее. Идеи и вещи существуют для блага. Для Платона важно насколько хороша вещь. Вещь должна соответствовать идее.

Теория познания. Её ядро – теория воспоминания, душа вспоминает те идеи, которые узнала до соединения с телом. Эти воспоминания тем сильнее, чем больше душе удается отстраниться от телесного.

Теория идеального государства. Оно возникает как общество социальных групп:

Правители – у них преобладает разум – это философы.

Стратеги – преобладает воля – это воины.

Производители – земледельцы и ремесленники. У них влечения должны быть управляемыми и умеренными.

Трем сословиям соответствует 3 из 4-х основных добродетелей: соответственно, мудрость, храбрость, умеренность. Четвертая добродетель надсословная – справедливость. Она появляется, когда каждое сословие выполняет свою задачу.

9 Философия Аристотеля: учение о субстанции, теория познания,





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2950 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...