Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключении необходимо сделать ряд общих выводов по поставленной проблеме



В заключении необходимо сделать ряд общих выводов по поставленной проблеме.

1. Нравственное воспитание должно рассматриваться как особо актуальная и перспективная общепедагогическая задача, имеющая мировоззренческое значение.

2. Правильная постановка и эффективная реализация этой задачи приводит к необходимости исследования ее духовных основ.

3. Духовными основами нравственного воспитания являются религиозные догматы (Божественные истины), имеющие абсолютное, непреходящее значение.

4. Самая полная, верная и законченная система догматов содержится в христианстве (в православии). Именно христианство дает наиболее целостный и всеохватный образ человека, позволяющий вывести адекватные определения основных педагогических категорий — «воспитание» и «образование».

5. Христианская антропология рассматривает человека как созданного Богом по Его образу и подобию, цель жизни которого не исчерпывается земным существованием и продолжается за его пределами. От самого человека, от «качества» его земной жизни, от состояния его души зависит, где будет он после смерти, с Богом или без Бога. Поэтому столь велико значение воспитания и образования, которые должны быть направлены, прежде всего, на жизнь вечную, на спасение души.

6. Основная задача нравственного воспитания — воспитание сердца, которое нужно очистить от страстей, чтобы научиться различать добро и зло и чтобы можно было, с помощью молитвы и доброделания, зажечь в нем огонь Божественной любви. Согласно святоотеческому учению, подтвержденному последними данными ряда наук, именно сердце, являясь «чувствилищем» души, является и главным органом познания, влияющим и подчиняющим себе ум, чувства, волю человека. Таким образом, должная забота о воспитании сердца является не только условием спасения души, но и условием постановки и решения важнейшей дидактической задачи — научить детей «чувством познавать жизнь» (А. Дауге).

7. Поскольку «жизнь сердца есть любовь» (Еп. Феофан Затворник), нравственное воспитание предполагает не только «зажигание» сердца, но и научение детей «мере» любви, научение тому, как любить.

8. Любовь как важнейшая эмоция сердца, как главное человеческое чувство включает в себя различные чувствования, может по-разному проявить себя. Согласно классификации В. С. Соловьева, три из них характеризуют основную сферу отношений людей: благоговение (страх Божий) — отношение к тому, что выше человека, т. е. отношение к божеству; понимание (сострадание, жалость) — отношение к тому, что ему равно, т. е. отношение к другим людям; стыд — отношение к тому, что ниже его, т. е. его отношения к природе вообще и своей физической природе в частности.

9. Любовь к Богу и сострадание к человеку является основой отношений человека ко всему сущему, ко всем другим людям, а также к вещам, предметам и явлениям действительности. Поэтому основное внимание необходимо уделить воспитанию у детей благоговения перед святыней, «тренировке» в доброделании, воздержанию по отношению к собственным потребностям.

10. С пробуждением у ребенка самосознания наряду с нравственным воспитанием возрастает роль нравственного образования, поэтому большое внимание следует уделить формированию у детей правильных духовно-нравственных понятий. Задача педагогической науки — отобрать «понятийное ядро» в соответствии с возрастом учащихся.

11. Основные духовно-нравственные понятия необходимо отразить в школьных учебных планах, программах, учебниках, методических разработках как специального, этического, так и общеобразовательного характера.

12. Активизация нравственного воспитания на практике предполагает:

— усиление нравственного аспекта в учебном материале;

— создание специальных факультативных курсов по христианской (православной) этике для разных возрастных групп;

— подготовку пробного учебника (учебного пособия) для учащихся, методических рекомендаций для учителей, отражающих этическую проблематику;

— отражение существа наиболее важных положений по духовно-нравственному воспитанию в программах педвузов и институтов повышения квалификации педагогических кадров, учебниках и учебных пособиях по педагогике.

***

В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что современная постановка проблемы нравственного воспитания невозможна без обращения к его духовным основам. При этом учет положительной роли православной Церкви в отечественной истории вообще и истории педагогики в частности, а также возможностей ее существенного влияния на человека в процессе формирования нового общества принесет безусловную пользу как педагогической науке, так и школьной практике.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 325 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...