Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема нравственного идеала



Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он детям для взросления души, поскольку жизнь души возвышается над жизнью плоти. Идеал служит ориентиром для человеческой жизни и поведения, он является той высшей целью, к которой стремятся люди и которая руководит их деятельностью.

Согласно мнению Э. Канта идеал дает разуму, который нуждается в представлении о том, что является полностью совершенным, необходимую образцовую, правильную меру. Таким образом, идеал относится к сфере нравственного сознания. Вместе с тем, он имеет эмоциональную окрашенность и содержит в себе образ наиболее ценного в человеке, его основы, «ядра», души. В качестве категории этики идеал является критерием разделения добра и зла, он заключает в себе абсолютное основание долженствования. Идеал лежит в основании любого этического учения. По определению В. Даля, идеал является первообразом, прообразом, началообразом.

Идеальное, совершенное лежит в основании мира.

Идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями. Идеал учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Таким образом, идеал лежит в основе формирования мировоззрения учащихся. «На детскую душу прекрасный поступок действует точно так же, как прекрасное явление природы или произведение искусства потому только, что они прекрасны, что они соответствуют существенным потребностям человеческой души, что в них видимым и ощутительным образом выражаются те идеалы нравственных совершенств, которые созерцает ум при высшем своем развитии и которые стремится уловить воображение в лучшие минуты своей творческой деятельности»,— пишет Е. Леонова.

Можно выделить две наиболее существенные педагогические задачи, связанные с нравственным идеалом: необходимо сформировать у детей потребность в идеале; нужно также указать детям образец, достойный подражания.

Что касается первой задачи, то наиболее общие рекомендации сводятся к организации деятельности педагога по «возвышению сердца» ребенка (И. Г. Песталоцци). Об этом уже говорилось достаточно подробно. Здесь можно отметить только опасность возникновения ложных идеалов, которые нанесут вред нормальному духовно-нравственному развитию личности. Увлекая подростка или юношу внешней привлекательностью и необычностью, яркой формой, лжекумиры вносят дисгармонию в его внутренний мир, нарушают складывающуюся в сознании иерархию ценностей, вовлекают сердце, ум и чувства в ложное русло.

Вторая задача также требует умелого и вдумчивого подхода со стороны педагога. Кризис социалистической системы ценностей вызвал негативизм по отношению к прежним идеалам. Очевидно, что полное и безусловное отрицание того, что было, есть только первая реакция, за которой последует более глубокое исследование проблемы. Многие герои, на примерах которых воспитывались советские люди, несли на себе «отпечаток вечности», они формировали такие черты характера, как самоотверженность, патриотизм, мужество, доброту и другие положительные качества. Это же можно сказать и о целом ряде художественных образов, созданных советскими писателями В. Распутиным, В. Астафьевым, Ф. Абрамовым, Ю. Бондаревым, В. Шукшиным, В. Беловым и др. Эти герои также представляют тот или иной оттенок святости. Велика роль идеала и в формировании общественного сознания. Сопоставление нравственных идеалов учащихся дореволюционной школы и современных старшеклассников позволяет судить о приоритете тех или иных ценностей в обществе, об общей направленности общественного сознания, о состоянии духовно-нравственного воспитания и образования в целом.

Безграничный нравственный идеал, в котором в образе совершенной личности соединены все возможные добродетели, предлагает христианство. Богочеловек Иисус Христос стал вечным примером и для ума, и для чувств, и для воли человека. «Его учение, — пишет С. Н. Трубецкой, — было прежде всего Он сам. Его личность была как бы живое Слово Бога, — слово Божие, обращенное к человечеству».

Образ Спасителя настолько велик и одновременно прост, так притягателен, тайна его личности, его жизни и смерти так глубока, его слова и деяния так полны внутренней духовной силы, так мудры и глубоки, что не могут оставить равнодушными никакого человека, тем более ребенка. Сложность вопроса заключается в том, чтобы найти адекватную форму донесения до него этого высочайшего идеала.

Много ценных рекомендаций и замечаний, связанных с формированием идеала, имеется в трудах В. А. Сухомлинского. Проблема нравственного идеала требует отдельного рассмотрения, в целом можно отметить определяющую роль в ее решении духовного облика педагога.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 2047 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...