Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Область заглавия и сведений об ответственности



2.1. Область заглавия и сведений об ответственности содержит основные сведения о нотном издании (музыкальном произведении): собственно заглавие, присвоенное произведению автором, составителем или издателем, общее обозначение материала, группу сведений, дополняющих заглавие, и сведения о лицах (коллективах) и организациях, участвовавших в создании произведения и подготовке его к публикации.

Элементы области приводят по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 10 с учетом особенностей, присущих нотному изданию.

2.2. Предписанными источниками информации для области заглавия и сведений об ответственности являются титульная страница, обложка, оборот титульного листа и сведения перед нотным текстом. Для дополнительной информации используют сведения перед выпускными данными, нотный и словесный текст издания, а также источники вне издания.

При наличии разночтений в сведениях между титульной страницей и другими источниками выбирают титульную страницу. Разночтения указывают в примечании.

В области заглавия и сведений об ответственности: В области примечания:
Шесть французских сюит . – Загл. обл.: Французские сюиты
Ein Albumblatt . – Загл. перед нот. текстом: Romanze

2.3. Основное заглавие приводят по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 10 п. 2.2. Для нотных изданий наиболее характерны следующие виды заглавий.

2.3.1. Типовое заглавие может состоять из слов, обозначающих жанр, темп, форму произведения или вид издания. Порядковый номер музыкального произведения всегда является частью основного заглавия. Средства исполнения, сведения об опусе и т. п., грамматически связанные с типовым заглавием, считаются составной частью основного заглавия.

Новеллетты

Аллегро

Польской, мазурка и кадриль

Песенник

Сольфеджио

Концерт № 23

Симфония соль минор № 40

Quatuorà cordes

2.3.2. Тематическое (характерное) заглавие музыкального произведения часто содержит прилагательное перед типовой частью заглавия, а также любые слова, раскрывающие содержание произведения, его тематику. Заглавие может состоять из первых слов литературного текста (в этом случае кавычки, приведенные в источнике, опускают).

Блестящий полонез

Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 г.

Вспомни, вспомни, любушка

Музыка (увертюра и антракты) к трагедии А. Толстого «Царь Борис»

Тринадцать

Ектении и Единородный сыне № 2

Песня …68

Песни военных лет, 1941–1945

Musikzu “Egmont”

2.3.3. Сложное заглавие, состоящее из нескольких предложений, которые могут являться названиями музыкальных жанров или разделов сборника.

Сонатины. Рондо. Вариации

Три легкие сонаты. Три сонатины

2.3.4. Альтернативное заглавие.

Баба-Яга, или С Волги nachRiga

Дон Жуан, или Наказанный распутник

Правила партитур, или Краткое руководство к изучению генерал-баса

Les rubans, ou Le rendéz-vous

2.3.5. Заглавие, состоящее только из имени автора музыки или текста, как правило, требует пояснения роли автора в сведениях, относящихся к заглавию. Если такое пояснение отсутствует в предписанном источнике, сведения формулируют и заключают в квадратные скобки.

Лев Кондырев [Ноты]: стихи и песни

Александр Жаров [Ноты]: [песни сов. композиторов на стихи А. Жарова]

Шуберт [Ноты]: [сб. произведений для пения и инструм. исполн.]

2.3.6. Тематическое (характерное) заглавие, грамматически связанное с другими элементами описания (именами авторов, средствами исполнения, тональностью и т. д.).

Музыка к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»

6 детских пьес для фортепиано на абхазские темы

Школа для фортепиано Плейеля и Дюсека

Основательное скрипичное училище г. Моцарта с тремя фигурами и одною таблицею

Марш для семиструнной гитары на погребение его светлости генерал фельдмаршала князя Михайла Ларионовича Голенищева-Кутузова Смоленского

Азиатский музыкальный журнал, издаваемый Иваном Добровольским

Метода для флейты, составленная из сочинений Гюго и Вундерлиха

Девятая симфония ре минор с заключительным хором на оду Ф. Шиллера «К радости»

Georg Büchners “Wozzeck”

Libro de musica de vihuela de mano intitulado El maestro

2.3.7. Заглавие отрывка (части) из произведения. В качестве основного заглавия приводят название отрывка, которое стоит перед названием произведения и предшествующим ему предлогом «из» (или его эквивалентами на других языках – “aus”, “de”, “from” и т. д.). При отсутствии предлога его формулируют.

Если заглавие отрывка не стоит перед названием произведения и не выделено полиграфическим способом, его все равно приводят в качестве основного заглавия. Данные о произведении записывают в сведениях, относящихся к заглавию.

Сцена под Кромами [Ноты]: из оперы «Борис Годунов»

Зима [Ноты]: первая часть из балета «Времена года»

Ария Ленского [Ноты]: [из оперы] «Евгений Онегин»

Если название отрывка и название произведения грамматически не отделимы друг от друга, они рассматриваются как одно заглавие.

Ария из оперы «Водовоз», петая г. Зловым

2 части из неоконченной3-й симфонии

Ouverture de la “Princesse Jaune”, opéra comique en 1 acte

Introduction de l’op. “Der Liebeszauber” par Hoven et Marche hongroise

2.3.8. Заглавие может включать оригинал произведения и его переработку. В том случае, когда сведения об оригинале и творческой переработке произведения грамматически не отделимы друг от друга, их записывают в качестве основного заглавия. Недостающие сведения могут быть сформулированы.

Фантазия на темы И. Т. Рябинина

Фантазия для пиано-форте в честь побед Кутузова в тон арии славного Генделя («Пренебрегая опасность»)

Вариации на любимую тему из оперы «Норма»

Попурри из мотивов оперы «Семирамида»

2.4. Общее обозначение материала для нотных изданий приводят по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 10 п. 3, употребляя термин [Ноты] или его эквиваленты. Элемент приводят даже при наличии слова «ноты» в заглавии произведения.

Ноты боя под знамя [Ноты]

Ноты-буквы [Ноты]

New music [Music]

2.5. Сведения, относящиеся к заглавию приводят по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 10 п. 5 в рекомендуемой последовательности:

2.5.1. Другое заглавие. К этой категории относят второе заглавие, присвоенное произведению композитором, издателем, или бытующее в музыкальных кругах. В источнике информации оно часто бывает приведено в кавычках и круглых скобках. Эти знаки препинания сохраняют в записи. Слова в другом заглавии не сокращают.

Миранда [Ноты]: (Последняя борьба)

Иоанн Лейденский [Ноты]: (Пророк)

Соната № 8 [Ноты]: «Патетическая»

2.5.2. Литературный инципит. Так называют первые слова литературного текста. Этот элемент применяют при составлении записи на камерные вокальные и вокально-инструментальные сочинения, песни, небольшие отрывки из сценических произведений. В случае отсутствия инципита на титульной странице или обложке, первые слова литературного текста выписывают из текста издания. Литературный инципит приводят в кавычках с прописной буквы, конец фразы обозначают многоточием. Если инципит полностью совпадает с заглавием, в записи его не приводят. Если литературный текст произведения дан на нескольких языках, допускается приводить литературный инципит только на одном из них.

Airrusse[Ноты]: «Молчите, струйки чисты…»

Airdel’opéra“Jocondе” [Ноты]: «По свету долго я скитался…»

ElegieaufdasJahr1830 [Ноты] = Элегия на 1830-й год: «В колыбели встречен ты…»

Дева Мария [Ноты]: “AveMaria…”

2.5.3. Тематика, содержание, назначение издания.

Голос детворы [Ноты]: чуваш. нар. песни для детей

Город нашего сердца [Ноты]: песни о Магадане

Новоселье [Ноты]: муз. альбом, изданный Миллером и Грессером

Jazz-book [Ноты]: ноты, тексты, гармония

“Nirvana” [Ноты]: история группы, ноты, тексты, переводы, фотоматериалы

Музыкальная грамота [Ноты]: учеб. для 1-го кл.

2.5.4. Музыкальный жанр, форма, вид музыки могут быть грамматически связаны с другими сведениями, относящимися к заглавию.

Киноники [Ноты]: причастные стихи на весь год

Ода [Ноты]: вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния

Метаморфозы [Ноты]: муз.-мимический триптих по Овидию

Сорочинская ярмарка [Ноты]: (по Гоголю): неоконч. опера М. П. Мусоргского

Тамара [Ноты]: симф. поэма для орк. на стихотворение М. Лермонтова

Halka [Music]: оpéra en 4 actes

Тональность произведения приводят в записи, если она указана в любом источнике, но при необходимости тональность может быть определена на основании анализа нотного текста. Обозначение тональности записывают так, как оно указано в нотном издании (вместе с предлогом, если он присутствует). Если тональность формулируют, ее обозначение приводят в квадратных скобках в соответствии с современными традициями. Мажорные тональности записывают с прописной буквы, минорные – со строчной. Слова «мажор», «минор» и их эквиваленты на других языках сокращают (см. прил. 2). Если тональность грамматически связана с другими сведениями, относящимися к заглавию, или с основным заглавием, предписанный знак двоеточие перед ней опускают.

Польский [Ноты]: ensi-bémolmin.

Deuxièmequintuor[Music]: (Ut)

Две мазурки [Ноты]: Des, Fis

Менуэт [Ноты]: (Эс-дур)

Менуэт [Ноты]: из симфонии Es-dur

но:

Симфония соль минор № 40

2.5.6. Средства исполнения являются обязательным элементом описания музыкального произведения (нотного издания). В большинстве случаев средствам исполнения предшествует предлог «для» (for, für, pour, dła, per, para и т. д.) Предлог записывают со строчной буквы. Слова сокращают в соответствии с правилами, приведенными в прил. 2. Если средства исполнения не указаны в источнике информации, или указаны недостаточно полно, их формулируют на основе анализа нотного текста и записывают в квадратных скобках. При разночтениях в указании средств исполнения в разных элементах издания, выбирают сведения, наиболее точно соответствующие нотному тексту. Другие формулировки записывают в примечании.

Пятый сборник пьес и песен [Ноты]: для 4 медных инструментов (2 корнета Б, альт Эс, баритон Б)

Гусли [Ноты]: сб. духовных песен с нотами: для общего пения и хорового исполн.

Марш деревянных солдатиков [Ноты]: для скрипки с фп. в первой или третьей позиции

Лети, моя песня [Ноты]: (песни оренбург. самодеят. композиторов): [для пения (соло, хор) с сопровожд. фп. и баяна]

Романс [Ноты]: для сопрано [с фп.]

В произведениях музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта и т. д.), при наличии в источнике информации сведений о форме изложения нотного текста, средства исполнения допускается не указывать. Также средства исполнения не приводят в учебных изданиях (сольфеджио, хрестоматиях по истории музыки, учебниках музыки и т. д.) и в тех случаях, когда средства исполнения вошли составной частью в основное заглавие.

Каменный гость [Ноты]: опера в 3 д. – Партитура

Музыкальный букварь [Ноты]: для мл. возраста

Органная прелюдия и фуга

Следует различать средства исполнения оригинала произведения и средства исполнения его обработки (переложения, инструментовки, аранжировки, транспозиции и т. д.). Средства исполнения оригинала указывают в сведениях, относящихся к заглавию, информацию об обработке – в сведениях об ответственности. Если в источнике информации нет указаний о переработке произведения, имеющиеся данные о средствах исполнения записывают в сведениях, относящихся к заглавию.

Сборник пьес и транскрипций [Ноты]: для баяна

Песни и пляски народов СССР [Ноты]: для балалайки или домры, мандолины, скрипки с фп.

Концерт [Ноты]: для скрипки и фп.

2.5.7. Диапазон голоса указывают при составлении записи на сольные вокальные произведения. Сведения о диапазоне приводят после сведений о средствах исполнения. При отсутствии указания диапазона в источнике информации, его формулируют на основе просмотра вокальной строчки и записывают в квадратных скобках. Звуки диапазона обозначают латинскими буквами, октавы – арабскими цифрами.

Диапазон не приводят, если в источнике информации есть указание на характер голоса (высокий, средний, низкий, бас, тенор и т. д.); также его не указывают в записях на детские песни.

Жаворонок [Ноты]: для голоса с фп.: [е¹–f²]

2.5.8. Опус и номер произведения приводят так, как они указаны в источнике информации, со знаками препинания или без них. Числительные приводят арабскими цифрами (в старопечатных изданиях применяют также римские цифры). Наиболее распространенными обозначениями опуса являются: ор. (opus), cоч. (сочинение), оeuv. (oeuvre), Werk. Сведения об опусе приводят после средств исполнения и диапазона голоса.

Детская сюита [Ноты]: для фп. в 4 руки: соч. 65

24 прелюдии [Ноты]: для фп.: соч. 11, тетр. 2, № 7–12

Quatuor à cordes [Music]: оp. 35a

Klavier-Trios zu 4 Händen [Music]: Оp. 1 N 1–3

Six duos concertants [Music]: pour 2 violons: оeuv. 19 (premier oeuv. de duos)

Soldaten-Tänze [Music]: für das Piano-Forte: 173-tes Werk

Следует различать номер внутри опуса и порядковый номер произведения. Последний является неотъемлемой частью основного заглавия, его приводят без предписанных знаков.

Бразильская бахиана № 5

Если в источнике информации указан не опус оригинала, а опус обработки, то его записывают после фамилии автора обработки в сведениях об ответственности.

2.5.9. Номер тематического указателя. Это номер, присвоенный сочинению композитора исследователем его творчества и опубликованный в тематическом указателе всех произведений композитора. Номер тематического указателя приводят в записи в том виде, как он указан в источнике информации. Если этот элемент отсутствует, его формулируют, при необходимости, и приводят в традиционном написании (KV, Кех., Köch., BWV и т. д.).

Несколько номеров одного тематического указателя разделяют запятой; обозначения и номера разных указателей – точкой с запятой.

Фантазия и соната [Ноты]: до мин.: для фп.: KV475, 457

Concerto [Music]: in la min.: per violoncello, archi e cembalo: R.V. 24; F.3 N 4

2.5.10. Сведения о заглавии произведения (сборника произведений), из которого опубликован отрывок, записывают после основного заглавия и общего обозначения материала или после литературного инципита. Как правило, заглавию произведения предшествует предлог «из» (de, del, dell, aus, from и т. д.). Предлог записывают со строчной буквы и отделяют от предыдущих сведений предписанным знаком двоеточие. Круглые скобки, имеющиеся в источнике информации, сохраняют. Заглавие целого произведения приводят в кавычках с прописной буквы (либо со строчной, если заглавие типовое).

Балетная музыка [Ноты]: из оперы «Фауст»

Вальс Джульетты [Ноты]: «Жить беспечно…»: из оперы «Ромео и Джульетта»

Прелюдия [Ноты]: из «Маленьких прелюдий и фуг»

Фуга (Ричерката) 6-голосная [Ноты]: № 2 из «Музыкального приношения»

Litany of supplication [Music]: from “Liturgia Domenistica”

При отсутствии в источнике предлога «из», сведения записывают так же, как в источнике информации, если они не искажают смысла записи.

Et incarnatus est [Ноты]: мессаси мин., № 15

Допускается формулировать сведения, поясняющие связь отрывка произведения и того произведения (сборника произведений), из которого опубликован отрывок. В этом случае их записывают в квадратных скобках.

Вальс [Ноты]: [на мотивы оперетты] «Веселая вдова»

Если сведения о заглавии целого произведения неразрывно связаны с основным заглавием отрывка из него, знак двоеточие перед предлогом «из» не применяют.

Татарская песня А. Пушкина из «Бахчисарайского фонтана» [Ноты]: «Дарует небо человеку…»

2.5.11. Сведения о посвящении или о том, что произведение (издание) приурочено к какому-либо событию, приводят, если эти сведения указаны на титульной странице или обложке после заглавия. Сведения, приведенные в других местах издания, записывают в примечании.

Поэма-вальс [Ноты]: памяти Александра Вампилова

2.5.12. Наличие в издании приложений, иллюстраций и т. п. приводят, если эти сведения указаны на титульной странице или обложке.

Труба [Ноты]: учеб. репертуар дет. муз. шк.: 1–2 кл.: с прил. партии трубы

2.5.13. Сведения, относящиеся к заглавию, допускается не приводить, если они совпадают с аналогичными сведениями, помещенными в области серии.

2.6. Сведения об ответственности приводят по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 10 п. 6. Группы сведений об ответственности в нотах рекомендуется записывать в том порядке, как это указано ниже.

2.6.1. Сведения об авторах оригинала музыки, учебного пособия. Эти сведения являются обязательными. Имя автора записывают так же, как в источнике информации, с уточнением его роли («музыка…», «автор музыки…», «сочинение…», «сочинил…», «положил на ноты…», «мелодия…» и т. д.) или без уточнения. Могут быть приведены имена всех авторов, указанных в предписанном источнике. Число авторов может быть сокращено (см. ч. 1 гл. 10 п. 6.9). Титул, ученую степень, звание, специальность и т. д., как правило, опускают (исключение составляют титулы и звания при личных именах). Сведения, грамматически связанные со сведениями об ответственности (например, средства исполнения, посвящение и т. п.), приводят в том виде, как они указаны в источнике информации. Информацию о неизвестных авторах также указывают в сведениях об ответственности.

Сонаты [Ноты]: для фп. / В. Моцарт

Три менуэта [Ноты]: для фп. / Бах–Петри

Музыка [Ноты]: учеб. для учащихся 2 кл. / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Орфей и Эвридика [Ноты]: опера-трагедия в 3 актах / Христоф Глук [т. е. Глюк]

Федул с детьми [Ноты]: опера в 1 д. / муз. Мартина и Паскевича

Еще 30 песен группы «Гражданская оборона» [Ноты] / муз. и сл. группы «Гражданская оборона»

Парафразы [Ноты]: 24 вариации и 15 пьес… / А. Бородин, Ц. Кюи, А. Лядов, Н. Римский-Корсаков

Моряк-скиталец [Ноты]: romantische Oper in 3 Aufzügen / von Richard Wagner

Утешение [Ноты] / музыку посвящает князю Николаю Романовичу Ухтомскому А. Есаулов

1812 [Ноты]: торжеств. увертюра: для большого орк. / соч. по случаю освящения храма Спасителя П. Чайковский

Ломоносов, или Стихотворец рекрут [Ноты]: опера-водевиль в 3 д. / музыка собрана из разнородных песен, маршей и вальсов для фп. г. Антонолини

Божественная литургия [Ноты] / положена на музыку преосвящ. Александром

2.6.2. Сведения об авторах литературного текста, сюжета, либретто приводят по тем же правилам, что и имя автора музыки.

/ сл. Дельвига

/ сюжет заимств. из драмат. хроники «Тушино» А. Н. Островского с сохранением многих стихов подлинника

/ сл. и муз. А. Бородина

/ tiré de la nouvelle de Prosper Mérimée

/ либретто А. Мельяка и Л. Галеви

2.6.3. Сведения об авторах творческой переработки оригинала произведения, т. е. сведения о переложении, обработке, редакции, доработке, окончании, сочинении каденций, записи произведений народного творчества, переводе литературного текста и т. д., приводят после имен авторов музыки и литературного текста в том виде, как они даны в источнике информации. Сведения о переработке оригинала произведения могут быть первыми сведениями об ответственности (например, при обработке анонимного произведения), либо могут быть грамматически связаны со сведениями об авторах музыки. Сведения об обработке оригинала могут не содержать конкретных имен.

/ муз. С. Василенко; сюжет Касьяна Голейзовского; перелож. для фп. в 2 руки авт.

/ перелож. на два голоса и фп. Кашиным; аранж. для одного голоса

/ соч. гг. Кауэра и Давыдова; передел. для 2 скрипок г. Куцимом

/ муз. М. Мусоргского; сост. и прораб. по автогр. композитора и доп. не изд. до сих пор картинами, сценами, фрагм. и вариантами Павел Ламм

/ соч. Ц. Кюи; либретто по Пушкину; перелож. для пения с фп.

/ Ж. Бизе; фортепиан. перелож. с пением

/ запись З. Багирова с игры на таре Мансура Мансурова

/ муз. К. М. фон Вебера; с речитативами Г. Берлиоза; text von F. Kind; рус. пер. А. Аврамовой

2.6.4. Сведения о лицах и организациях, ответственных за подготовку издания к печати и создание справочного аппарата.

/ Г. Ф. Раупах; Моск. гос. консерватория, Ин-т нем. культуры в Вост. Европе

/ Челяб. обл. орг. Всерос. муз. о-ва, Ассоц. деятелей клас. гитары, Челяб. высш. муз. училище им. П. Чайковского

/ муз. Сарти, Пашкевича и Каноббио; [вступ. ст.] «Объяснение на музыку» Н. Львова

/ муз. Жоржа Бизе; под ред. [и с предисл.] Дм. Рогаль-Левицкого

/ подгот. к печати – «Рус. Арт Технологии»

/ сост. архим. Матфей (Мормыль); оформ., набор, макет – Свято-Троиц. Ново-Голутвин монастырь

/ A. Bruckner; hrsg. von der Generaldirection der Österr. Nationalbibl. u. der Intern. Bruckner-Ges.

2.6.5. Сведения об исполнителях (имена солистов и названия исполнительских коллективов) могут быть приведены в том случае, если они указаны на титульной странице или обложке. Если сведения об исполнителях приведены в других элементах объекта записи, их указывают в примечании.

/ из Богослужеб. репертуара Свято-Троиц. Сергиевы Лавры

/ с напева цыганки Саши

/ петая г. Самойловым в концерте, данном в пользу инвалидов 15 ноября 1813 г.

/ F. Waltz; сыгранный в первый раз оркестром Александринского театра февраля 6-го, в бенефис г-жи В. Самойловой

2.7. Правила приведения сведений в сборнике без общего заглавия см. ч. 1 гл. 10 п. 7.

Cюита [Ноты]: памяти Тембота Керашева: (из 5 ч.): для дух. орк.; Вокальный цикл: 11 песен о Темботе Керашеве: для голоса и фп. / Каплан Туко; сл. Юрия Крючкова

Луч надежды [Ноты]: «Месяц светел серебрится…»: романс А. Ф. Вельтмана: [для голоса с фп.] / муз. Беллини. Русская песня: «По небу тучи громовые ходят…» / сл. и мелодия Дельвига; положена на фп. [с пением] И. А. Рупини





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 356 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.021 с)...