Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные и дополнительные точки доступа



1.1. В библиографической записи на ноты используют в качестве основных и дополнительных точек доступа (см. также ч. 1 разд. 4):

- заголовок, содержащий имя лица

- заголовок, содержащий наименование организации

- унифицированное заглавие

- заглавие

1.2. Заголовок, содержащий имя лица

1.2.1. В заголовке приводят имя одного лица, независимо от количества имен, указанных в объекте записи. Правила приведения имени лица в заголовке см. ч. 1 гл. 23–30.

Если в объекте записи указаны два автора, соединенные знаком тире, в заголовке приводят имя первого автора.

В источнике информации: Бах–Марчелло. Концерт для гобоя с оркестром В записи: Бах, И. С. Концерт [Ноты]: для гобоя с орк. / Бах–Марчелло

1.2.2. Имя автора в заголовке приводят на русском языке или языке библиографирующего учреждения.

1.2.3. В заголовке записи на нотное издание указывают следующих лиц: автора оригинала музыки (композитора), автора-исполнителя, автора или автора-составителя учебного пособия по музыке, автора книги научно-исследовательского характера, объектом исследования которой являются помещенные в ней музыкальные произведения, автора записи или творческой переработки произведений народного творчества. Все перечисленные категории лиц указывают в заголовке, если титульная страница имеет авторское оформление (см. ч. 1 гл. 45).

Шуберт, Ф. Неоконченная симфония

Берковский, В. Сто песен Виктора Берковского

Бадьянов, А. Б. Джазовый гитарист [Ноты]: учеб. курс

Капитолина (Кудрявцева; монахиня). Пение в православной семье и школе

Банин, А. А. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области [Ноты] / А. А. Банин, А. П. Вадакария, Л. Г. Канчавели

Имамутдинова, А. А. Фортепианные миниатюры башкирских композиторов в репертуаре ДМШ

Валеев, Р. Обработки татарских народных мелодий для баяна

1.2.3.1. Имя автора музыки приводят в заголовке записи, даже если на титульной странице указано наименование музыкального коллектива, а имя композитора приведено в других элементах издания.

На титульной странице: Depechemode. Альбом“Exciter” В записи: Гор, Мартин Л. (указан перед нотным текстом каждой песни)
Любэ Матвиенко, Игорь (указан на обороте титульного листа)

1.2.3.2. В заголовке может быть приведен автор творческой переработки произведения другого лица (см. ч. 1 гл. 45 п. 4.2).

Лист, Ф. «Риголетто» Дж. Верди [Ноты]: концерт. парафраза для фп.

1.2.3.3. Если среди двух авторов имеются подлинный и мнимый автор, и это установлено по справочным источникам, в заголовке приводят имя подлинного автора, независимо от его местоположения в издании. В сведениях об ответственности приводят имена в той форме, в какой они даны в источнике информации.

Флис, Б. Колыбельная [Ноты] / Б. Флис – В. Моцарт. –... – Произведение приписывалось В. Моцарту

1.2.4. Имя автора литературного текста не приводят в заголовке записи на нотное издание, даже если он указан на титульной странице. Если подобное издание является сборником произведений разных композиторов, заголовок не применяют.

В источнике информации: Сергей Михалков. Песни В записи: Песни [Ноты]: [сб. песен сов. композиторов] / Сергей Михалков [авт. слов]

1.2.5. При отсутствии в издании имени композитора, рекомендуется установить его по источникам вне издания. Сведения об этом приводят в примечании.

Бортнянский, Д. С. Простое пение Божественной литургии Златоустого [Ноты] … – …Авт. в изд. не указан. Установл. по кн.:

1.2.6. Если в объекте записи имя автора указано неверно, и это установлено по справочным источникам, в заголовке имя автора приводят в правильной форме, в сведениях об ответственности – в той форме, в какой они даны в издании. В примечании указывают источник информации.

Мартин-и-Солер, В. Федул с детьми [Ноты]: опера в 1 д. / муз. Мартина и Паскевича

Абаза, Эраст. Утро туманное, утро седое [Ноты] / В. В. Абаза. – …– Подлинное имя авт. установл. по журн.: …

Эберль, А. Sonate[Ноты]: [c-moll]: pourleclavecinoupiano-forte: оp. 47 / comp. parMozart. – … Произведение приписывалось В. Моцарту. Подлинный авт. (A. Eberl) установл. по кн.:

1.3. Заголовок, содержащий наименование организации

1.3.1. В заголовке приводят название музыкального коллектива, ответственного за создание произведения. Заголовок применяют только в том случае, когда имена композиторов не указаны.

1.3.2. Наименование коллектива в заголовке приводят в кавычках, после него ставят запятую и приводят слова, определяющие тип организации.

«Вирус», группа.

1.3.3. Наименование музыкального коллектива приводят в заголовке, когда в издании есть указание, что коллектив музыкантов является автором музыки.

«Гражданская оборона», группа. Еще 30 песен группы «Гражданская оборона» [Ноты] / муз. и сл. группы «Гражданская оборона»; сост. П. Клищенко и А. Валединский; нот. запись Н. Штраль

«Аукцыон», группа. Дорога [Ноты]; Все вертится / муз. группы «Аукцыон»; сл. Д. Озерского

1.3.4. Если в коллективе автором музыки является лицо (лица), заголовок формулируют по правилам, изложенным в п. 1.2.3.1 данной главы.

1.3.5. Если в источнике информации нет указаний, что автором музыки является музыкальный коллектив, заголовок как основную точку доступа не применяют.

30 песен группы «Калинов мост» [Ноты] / подгот. к печати – «Рус. Арт Технологии»

Маршруты московские [Ноты] / сл. группы «Ва-Банк»; из репертуара группы «Ва-Банк»

1.3.6. В качестве идентифицирующих признаков в наименовании коллектива могут быть приведены даты, географические названия (см. ч. 1 гл. 32).

«ABBA», ВИА (Швеция)

1.4. Унифицированное заглавие.

1.4.1. Унифицированное заглавие в записях на музыкальные произведения обеспечивает возможность идентифицировать само произведение или его воплощения, изданные под разными названиями.

1.4.2. Унифицированное заглавие применяют в качестве дополнительной точки доступа в записях на:

- авторские музыкальные произведения с различными вариантами заглавий;

- народные и революционные песни;

- государственные и национальные гимны, если необходима типизация их заглавий.

1.4.3. Общие правила применения унифицированного заглавия см. ч. 1 гл. 37. Если основное заглавие совпадает с унифицированным, последнее не применяют.

Если выходная форма представлена в виде каталожной карточки, унифицированное заглавие приводят в квадратных скобках.

Фалья, Мануэль де. [Треуголка] The three-cornered hat [Music]: [ballet] / Manuel de Falla. – In full score. – New York: Dover publ., cop. 1997. – XI, 254 c.; 30 см. – Предисл. в начале изд. – Сведения об изд.: с. 4 обл. – ISBN 0-486-29647-4.

Штраус, Рихард. [Жизнь героя] Ein Heldenleben [Music] = (A Hero’s life): tone poem for orchestra: op. 40 / Richard Strauss. – Score. – Mineola (New York): Dover publ., cop. 2002. – [6], 137 с.: портр.; 21 см. – Соч. 1898 г. – Посвящ.: to W. Mengelberg. – В нот. имеется тит. л. 1-го изд. – Сведения об авт. и произведении: с. 4 обл. – ISBN 0-486-42441-3.

1.4.4. Применение унифицированного заглавия для авторских музыкальных произведений

1.4.4.1. Унифицированное заглавие для авторских музыкальных произведений применяют по правилам, изложенным в ч. 1 гл. 41, с учетом следующих особенностей:

1.4.4.2. Если произведение имеет различные варианты заглавия или различные воплощения (обработки, аранжировки и т. п.), выбирают форму унифицированного заглавия, максимально приближенную к заглавию, присвоенному произведению автором, либо наиболее распространенную.

В источнике информации: В записи:
Моцарт, Вольфганг Амадей Турецкий марш Турецкое рондо Рондо в турецком стиле Рондо alla turca Alla turca Моцарт, Вольфганг Амадей Рондо в турецком стиле
Моцарт, Вольфганг Амадей Соната для двух фортепиано Концертанта. Обработка для двух скрипок и фортепиано Бетховен, Людвиг Соната № 8 Патетическая соната Моцарт, Вольфганг Амадей Соната для 2 фортепиано     Бетховен, Людвиг Соната № 8

1.4.4.3. Если произведение опубликовано на разных языках, в качестве унифицированного заглавия выбирают заглавие на русском языке или языке оригинала.

В источнике информации: В записи:
Россини, Джоакино Сорока-воровка Lagazzaladra (итал.) Die diebische Elster (нем.) Россини, Джоакино Сорока-воровка

1.4.4.4. Если заглавие произведения слишком длинное, в качестве унифицированного заглавия выбирают первые слова заглавия.

Аксенов, Семен Николаевич

Марш

В источнике информации: Марш для семиструнной гитары на погребение его светлости генерал фельдмаршала князя Михайла Ларионовича Голенищева Кутузова Смоленского

1.4.4.5. Если заглавие произведения состоит из тематической и типовой частей, в качестве унифицированного заглавия выбирают тематическую часть (см. также ч. 1 гл. 41 п. 3.5).

Варламов, Александр Егорович

Грустно жить мне на чужбине

В источнике информации: Песня «Грустно жить мне на чужбине»

1.4.4.6. Если объектом записи является часть произведения, в качестве унифицированного заглавия выбирают название всего произведения. Однако если часть произведения имеет широкое распространение под собственным заглавием, унифицированное заглавие не применяют.

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич

Овод

Романс из кинофильма «Овод»

Шуман, Роберт

Я не сержусь [Ноты]: из цикла «Любовь поэта»

(без унифицированного заглавия)

1.4.4.7. Если заглавие объекта записи начинается с порядкового номера – его перемещают в конец унифицированного заглавия; если с числительного, объединяющего несколько произведений одного жанра, – в унифицированном заглавии такое числительное опускают.

Глазунов, Александр Константинович

Вальс № 1

Первый вальс

Метнер, Николай Карлович

Сказки

Четыре сказки

1.4.4.8. Если заглавие объекта записи начинается с указания средств исполнения произведения (сборника произведений), в унифицированном заглавии определение средств исполнения выступает в качестве идентифицирующих признаков.

Мендельсон-Бартольди, Феликс

Концерт (скрипка)

Скрипичный концерт

1.4.4.9. В идентифицирующих признаках могут быть приведены порядковый номер, тональность, жанр, опус, обозначение тематического указателя, средства исполнения произведения, типовое название фрагмента из сценического или многочастного произведения. Разные идентифицирующие признаки разделяют знаком точка с запятой. Слова сокращают по установленным правилам.

Скрябин, Александр Николаевич

Mазурки (фп.; соч. 25)

9 мазурок

Глинка, Михаил Иванович

Руслан и Людмила (ария Руслана)

О поле, поле, кто тебя усеял

1.4.5. В качестве унифицированного заглавия для народных и революционных песен, опубликованных под разными заглавиями, принимают наиболее распространенное название песни.

В источнике информации: Во поле березынька стояла Во поле береза стояла Во поле березонька стояла Рабочая Марсельеза Коммунистическая Марсельеза Марсельеза Унифицированное заглавие: Во поле береза стояла     Марсельеза

1.4.6. В качестве дополнительной точки доступа для государственных и национальных гимнов, опубликованных под разными заглавиями, принимают унифицированное заглавие, состоящее из слов «гимн» («государственный гимн») и краткого или общепринятого названия страны. Слова «государственный гимн» приводят, если есть уверенность в том, что гимн действительно является государственным.

В источнике информации: Австрийский гимн Австрийский народный гимн Английский гимн Государственный гимн Азербайджанской Советской Социалистической Республики La Brabançonne. Бельгийский народный гимн Государственный гимн Российской Федерации Гимн России Перед основным заглавием: Гимн Австрии   Гимн Великобритании     Гимн АзССР   Гимн Бельгии     Государственный гимн Российской Федерации

1.5. Заглавие

1.5.1. При отсутствии сведений для формирования заголовка или при решении не применять заголовок, в качестве основной точки доступа выступает заглавие.

Заглавие в качестве основной точки доступа используют для произведений, автор которых не указан; для произведений, созданных четырьмя и более авторами; для сборников произведение разных авторов и сборников произведений народного творчества и т. п.

1.5.2. Заглавие в качестве основной точки доступа используют для государственных и национальных гимнов даже при наличии имени автора музыки и литературного текста.

Государственный гимн Российской Федерации [Ноты]: «Россия – священная наша держава…»: [для хора с сопровожд. фп.] / муз. А. В. Александрова; сл. С. Михалкова. – Москва: Музыка, 2001. – [3] с.; 36 см. – На с. [3]: муз. ред. и текст Гос. гимна Рос. Федерации утвержд. Федер. конституц. законом… от 25 дек. 2000 г. – 5000 экз. – ISBN5-7140-0980-0.

(Дополнительные точки доступа – заголовки: 1. Александров, А. В., комп. 2. Михалков, С. В., текст)

Гимн Венгерской Народной Республики [Ноты]: для дух. орк. – Партитура. – [Москва]: Музгиз, 1959. – 5 с.; 29 см. – Н. д. 27590.

(Дополнительная точка доступа – унифицированное заглавие: Гимн Венгрии)

La Volta [Ноты]: hymne national de la République de Haute-Volta: [pour orchestre] / paroles et musique de l’abbé Robert Ouedraogo; orchestr. et harmonis. de F. J. Brun. – Conducteur. – Macon: R. Martin, cop. 1963. – 1 c.; 28 см. – Н. д. 946.

(Дополнительные точки доступа – заголовок: Ouedraogo, Robert; унифицированное заглавие: Гимн Республики Верхняя Вольта)





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...