Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

История медицинских концепций и учений



Первые и основные этические нормы были сформированы в процессе оказания медицинской помощи больным и пострадавшим врачами разных исторических эпох. Они были адресованы лишь врачам, которые долгое время сами, без подготовленных помошников, выполняли весь объем лечебных и фармацевтических работ, а затем и фельдшерам, медицинским сестрам, акушеркам, фармацевтам.

В учениях древних индийский врачей (VІ век до н.э.) содержатся мысли об обязанностях врача, его поведении, отношении к больным. Исходя из этого, врач должен быть высокоморальной личностью, проявлять к своим пациентам сопереживание, быть терпеливым и спокойным, никогда не терять самообладание. Большую роль уделяли подюру будущих врачей и методам их психологической и моральной подготовки. При этом обязательноучитывали возраст, состояние здоровья, память и необходимые качества: скромность, добропорядочность и благочестие. Желающие стать врачом должен был избавиться от различных пристрастий: ненависти, хитрости, корыстолюбия. Важным считалось соблюдение врачебной тайны.

В книге древне китайской медицины «О природе и жизни» были сделаны первые шаги определить основные правила, которыми должен руководствоваться в своей практической деятельности каждый врач. Одно из них - необходивость вселять больному уверенность в выздоровление. О глубоком понимании роли профилактики у здорового человека свидетельствует наставление древней китайской медицины:»Медицина не может спасти от смерти, но она в силах продлить жизнь и укрепить государство и народ своими советами».

Ещё за 1500 лет до н.э. врачи древней Индии давали профессиональную клятву.

Для европейской медицины большое значение имеет этика древнегреческого врача Гиппократа (460-370 гг. до н.э.), особенно его знаменитая «Клятва».

"Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями. Это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому".

«Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

2. принцип непричинения вреда;

3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии и абортам;

6. обязательство об отказе от хирургического вмешательства;

7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

8. обязательство личного совершенствования;

9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

Начиная со Средневековья из оригинала клятвы Гиппократа вырезают 10-й принцип, запрещающий врачевание раба без согласия хозяина.

Гуманизм медицины Гиппократа заключался в самоотверженном служении каждому больному, независимо от его социального статуса.

В средние века Авиценна (ІХ-Хвек н.э.) считает, что врач должен владеть особенными физическими и духовными качествами - глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Значительную роль в развитии медицины в Украине сыграли братства, которые помогали своим прихожанам, имели приюты (госпитали) для слабых и сирот.

1 октября 1773 года в Львове был открыт акушерский коллегиум, который стал символом зарождения среднего медицинского образования.

В начале Крымской войны (1853 г.) Н.И.Пирогов организовал отряд сестер милосердия. А в октябре 1855 г. в Севастополе написал «Правила для сестер Крестовоздвиженской общины». Он впервые разделил медсестер на три категории: сестры-хозяйки, сестры-аптекари и перевязочные сестры. Н.И.Пирогов внес бесценный вклад в развитие медицинской этики. Его высказывания о том, что будущее принадлежит медицине профилактической, стало девизом передового медицинского общества того времени и способствовало морально-этической ориентации врачей на профилактику.

Особую роль в дальнейшем развитии сестринского дела сыграла Флоренс Найтингел (1820-1910), которая, будучи очевидцем ужасов Крымской войны, писала: «Все народы должны сделать всё, что от них зависит, для того чтобы сделать невозможным такое проклятие, как война». В 1860 году она открыла при больнице Святого Томаса в Лондоне школу медицинских сестер нового типа, в основу программы обучения которой лег перечень обязанностей медсестер, установленный методом анализа их основных функций.

Данил Самойлович (1744-1805), отец украинской и европейской эпидемиологии, во время вспышки чумы в Москве добровольно находился среди больных в Угрежском монастыре на протяжении всех тревожных месяцев болезни и сам перенес легкую форму заболевания. Это было осознанное пренебрежение своим здоровьем и жизнью ради спасения других.. Данил Самойлович призывал врачей к бескорыстности, искренности, вежливости и доброте. По его словам врачи должны быть милосердными, сочувствующими, вежливыми, должны любить своего ближнего как самого себя.

М.Я.Мудров (1776-1831) - основоположник отечественной клинической медицины, пропагандировал гуманные принципы Гиппократа. Он считал необходимым воспитывать медиков в духе гуманизма, честности, и бескорыстия, был глубоко убежден, что медицинской профессией должны овладевать люди по призванию, а не по желанию к наживе.

Во второй половине ХІХ века отмечается повышенный интерес к вопросам медицинской этики и деонтологии. В работах Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, В.М. Бехтерева, И. П. Павлова встречается много различных материалов, которые касаются этических норм взаимоотношений врача и больного, которые базируются на понятиях роли нервной системы и психологического состояния человека в формировании болезни и выздоровлении.

А.П. Чехов (1860-1904) внес личные пожертвования и основал в Ялте первый бесплатный санаторий для бедных больных туберкулёзом.

В современной медицинской литературе термин «деонтология» будто бы возродился после выхода в 1945 году книги М.М.Петрова, основоположника отечественной онкологии «Вопросы хирургической деонтологии». Эта книга послужила толчком к серьёзной и всесторонней теоретической разработке многих проблем этики и деонтологии.

Чтобы оправдать доверие своих пациентов, каждый медицинский работник должен осознанно использовать соответствующие знания по вопросам профессиональной этики и деонтологии, уметь строить свои отношения с пациентами и их родственниками, а также с коллегами на правильной морально-психологической основе.

Следует отметить, что все основные положения врачебной этики могут и должны распространятся на младших медицинских работников, роль которых в обеспечении медицинской помощи пациентам чрезвычайно велика. От качества работы медицинских сестер, фельдшеров, акушерок зависит не только успех лечебно-диагностического процесса, но и тот морально-этический климат в коллективе, который играет не второстепенную роль в восстановлении здоровья пациентов и профилактике заболеваний.





Дата публикования: 2015-09-18; Прочитано: 638 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...