Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методы и принципы исследования культуры



Понятие «метод» (гр. способ) – совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, правил, благодаря которым он может достичь своей цели. Метод является одним из критериев выделения отдельной науки из всего многообразия знания. Сегодня существует целая область знания о методах – методология. В методологии научного исследования выделяют общенаучные и частнонаучные. Наиболее общими являются философские методы. Среди научных методов рассматривают теоретический и эмпирический уровни познания.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях путем проведения наблюдений, выполнение разных измерений, постановки экспериментов.

Теоретический уровень научного исследования осуществляется на рациональной (логической) ступени познания. На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Теоретический уровень представляет собой более высокий уровень в научном познании. Результатом теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. Нужно знать, что метод сам по себе еще не определяет успеха в познании тех или других сторон действительности. Важно еще умение правильно применять метод в процессе познания. А для этого необходимо знать предмет исследования.

Теоретические методы исследований: диалектический и метафизический. Одно из важных требований диалектического метода состоит в том, чтобы изучать объект познания со всех сторон, стремиться к изучению как можно большего числа свойств, связей и отношений. Принцип всесторонности реализуется в виде комплексного подхода к объектам познания. Важное место в диалектическом методе познания занимает проблема учета связей исследуемого объекта с другими объектами. Исследование связей между предшествующими и последующими состояниями системных объектов проводится в рамках принципа детерминизма, позволяющего раскрыть причинно-следственный ряд в развитии тех или иных объектов.

Изучение объектов в их развитии является важнейшим принципом диалектики. Именно этот принцип наиболее ярко отличает диалектический метод от метафизического, который рассматривал явления вне их взаимной связи и развития.

В числе общенаучных методов следует выделить:

1) метод восхождения от конкретного к абстрактному и абстрактного к конкретному;

2) метод идеализации (мысленного внесения определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования). Этот метод полезен тогда, когда необходимо исключить ряд свойств объекта, которые существенны в его функционировании, но скрывают процессы, происходящие в нем. Сложный объект в процессе идеализации представляется как бы очищенным, что облегчает его изучение (это отличает идеализацию от бесплодной фантазии);

3) метод формализации – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов, содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого символами (знаками). Формализация может происходить в помощью естественного или искусственного языков (математические описания разных объектов).

Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

Наблюдение – целенаправленное, планомерное и систематическое наблюдение объектов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). Позволяет получить первичную информацию об объектах окружающей действительности. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными (с использованием тех или иных технических средств).

Научные наблюдения сопровождаются описанием объекта познания, необходимого для фиксирования свойств, сторон объектов, составляющих предмет исследования. Описания результатов наблюдений образуют эмпирический базис науки, опираясь на который исследователи создают эмпирические обобщения, сравнивают изучаемые объекты, производят их классификацию по тем или иным признакам, выясняют последовательность этапов их становления и развития.

Эксперимент – активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. Экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. Наряду с этим эксперимент можно многократно воспроизводить, он позволяет выявить те связи, которые не обнаруживаются в естественных условиях. Эксперимент используется для опытной проверки гипотез и теорий для получения новых научных концепций.

Измерение – это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Результат измерения получается в виде некоторого числа единиц измерения – эталонов, с которыми и сравнивается измеряемая сторона объекта или явления (система СИ).

Сравнение – познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве и различии объектов, сопоставление с целью выяснения того, как соотносятся предметы и явления друг с другом, с внешней средой, со своими структурными элементами. Сравнение возможно по определенному признаку, критерию. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несопоставимы по другому.

Общелогические методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование.

Анализ (гр. «разложение») – метод, предполагающий разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Анализ – необходимый этап в познании объекта. Но он составляет лишь первый этап в процессе познания. Следующий этап познания связан с другим методом – синтезом.

Синтез (гр. «соединение») – объединение различных сторон, частей предмета в единое целое, которое представляет собой не механическое, а органическое единство. Синтез является обобщением на основании выявления сущности. В результате синтеза появляется совершенно новое образование, свойства которого определяются не только внешним соединением свойств компонентов, но и результатом их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Индукция (лат. «наведение») – логический прием исследования, предполагающий последовательность рассуждений от частного к общему.

Дедукция (лат. «выведение») – логический прием, предполагающий переход в процессе познания от общего к частному, от некоторых данных посылок к их следствиям.

Аналогия (гр. «соответствие», «сходство») – метод переноса найденного свойства одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким-либо другим свойствам. В основе метода аналогии лежит сравнение. Метод аналогии не всегда бывает достоверным.

Моделирование – метод исследования моделей объектов. В основании этого метода лежат приемы абстрагирования, аналогии. Моделирование используется для расширения представлений об оригинале (прототипе, образце модели). Различают несколько видов моделирования: мысленное (идеальное), физическое, символическое (знаковое). Разновидностью символического является математическое.

Культурология постоянно пользуется не только философскими и другими методами, но и имеет сугубо свои специфические методы:

Диахронический метод как хронологическая последовательность появления и протекания событий мировой культуры. Для создания концептуальных моделей исследования факты надо не только изложить, но, прежде всего, проанализировать оценить и обобщить. Поэтому диахронический метод сопряжен с другими методами познания, в частности с синхроническим.

Синхронический метод заключается в анализе двух или нескольких культур на протяжении определенного времени их развития, с учетом их взаимосвязей и возможных противоречий.

С равнительно-исторический метод состоит в том, что позволяет сравнивать в историческом разрезе многие самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, например, при изучении культур Древнего Востока на первый план выступает пантеизм - факт обожествления природных явлений. Тот же факт самобытно проявляется в культуре Древней Греции или в языческой культуре восточных славян в другую культурно-историческую эпоху. При этом в данном случае речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов с учетом их конкретно-исторической специфики.

Структурно-функциональный метод заключается в мысленном разложении изучаемого объекта на составные части (анализ) и выявлении их внутренней связи, соотношения и взаимодействия между ними. Этот метод применяется при анализе сущности, структуры и функций культуры. На основе структурно-функционального и системного анализа можно устанавливать внутреннее сходство изучаемых феноменов культуры, что образует содержание типологического метода.

Типологический метод предполагает изучение культуры путем мысленного перехода от абстрактного - к конкретному (Гегель), от неполного знания к более полному, с целью выявления типологического сходства элементов культурно-исторического процесса.

Культурология широко использует также:

- аксиологический метод, позволяющий представить культурные феномены как определенные ценности или блага;

- семиотический метод. Семиотика - наука о знаках и знаковых системах, которая применяется для исследования феноменов культуры;

- психологический метод - применяется при изучении особенностей менталитета этнической общности и специфики национальной культуры;

- биографический метод - это изучение жизненного пути творцов культуры для понимания их внутреннего мира, побудительных мотивов их деятельности;

- метод моделирования - создание модели определенного периода в развитии культуры с целью выявления наиболее существенных черт.

- синергетическйо метод. Синергетика вырабатывает представление об альтернативности, многовариантности путей развития и самоорганизации сложных систем, открывает новые принципы управления, учитывающие весь комплекс даже незначительных по силе своего влияния факторов, предлагает понимание хаотических процессов как потенциальной упорядоченности. Согласно этому учению культурные образования и системы развиваются путем самосовершенствования, переходя к более высоким уровням самоорганизации, раскрывая при этом разнонаправленные возможности своей динамики. Метод синергетики указывает на гуманитарный подход как познавательную основу культурологии, допуская субъективизм в познании культуры и ее феноменов, недопустимую согласно объективистским критериям естественных наук.

Немецкий социолог и культуролог Макс Вебер обращал внимание на особенности социально-гуманитарного знания, где объект и субъект анализа неразделимы и считал, что эти науки должны пользоваться одновременно и методом понимания и методом объяснения. Процедуру, которая соединила бы их воедино (синтез), М.Вебер назвал «объясняющим пониманием».

Культурология использует также различные принципы или руководящие идеи для изучения культуры. Важнейшими среди них являются следующие:

- принцип культурно-исторического подхода означает, что все явления, события, факты культурного процесса следует рассматривать в контексте того исторического времени, тех конкретных условий (социальных, экономических, политических, нравственно-психологических, идеологических и др.), в которых они имели место. Всякая попытка «изъятия» из соответствующей эпохи и перенесение в сферу современных критериев и оценок этих явлений прежней культуры грозит искажением понимания культурно-исторических процессов.

- принцип целостности состоит в том, что изучение любого этапа в развитии мировой и национальной культуры должно включать в себя все многообразие феноменов и фактов. Произвольное умолчание или искажение подлинной картины событий исторического развития культуры недопустимо.

Итак, культурология является молодой отраслью научного знания, имеет свою методологию, категориальный аппарат и предмет исследования – культуру. Существующее разнообразие подходов к изучению культуры с одной стороны свидетельствует о многогранности данного феномена, а с другой стороны – говорит об активном развитии культурологии как науки, которая призвана восстановить баланс между техническим и гуманитарным знанием.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 3252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...