Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Категории культурологии



Категории культурологии – это наиболее общие понятия, которые служат для воспроизведения опыта, нахождение предметных отношений и расчленения и синтеза культурной действительности. К основным категориям культурологии относятся:

Миф – в научной литературе употребляется в нескольких значениях: миф как символическое представление людей о мире; миф как результат наивной веры, коллективного художественно-образного мышления на чувственно-эмоциональном уровне; миф как рассказа о богах и «культурных героях». Если обобщить все эти значения, то можно сказать, что миф – это специфический символический рассказ, который является результатом коллективного мышления и чаще всего представляет собой описание действий богов, или других сверхчеловеческих существ, которые оказались в необыкновенных и сверхъестественных обстоятельствах.

Ритуал – совокупность предписаний и правил, которые определяют порядок действий в социальной жизни или при выполнении культовых обрядов. Ритуал тесно связан с мифом, потому что миф является обоснованием ритуала, а ритуал – его практической актуализацией. Миф для архаического человека был единой возможной реальностью. Именно в мифе содержалось первичное обоснование социальных отношений, норм поведения, общественных ценностей. В ритуале миф находил свое наиболее полное проявление.

Знак – материальный объект, который воспринимается через чувство и используется для обозначения представления о другом объекте, что является значением данного знака. В определенной мере знак заменяет тот объект, который он обозначает. Совокупность знаков, которая подчинена определенным правилам, называется знаковой системой, примером которой является естественные языки, система знаков дорожного движения и др. Знаки и знаковые системы играют важную роль в любой культуре, поскольку способны кодировать, сохранять и транслировать информацию, в результате чего возможна передача культурного опыта и знаний. Внедрение знаков в социокультурную практику человека связано с развитием способности человеческого ума к абстрагированию, оперированию понятиями о предметах вместо самых предметов.

Символ – предмет, действие и т.п., служащее условным обозначением какого-либо образа, понятия, идеи. А так же – это образ, который воплощает идею, которой определенная группа людей предает особый смысл. Символ представляет собой ту информацию, которую фиксируют чувства в человеческом сознании. Поскольку символ характеризуется условностью, то он в значительной мере является тайным (с определенным смыслом) для непосвященных. Символ способен передавать духовное содержание культуры через определенные материальные предметы, а также образ или действия. В отличие от знака символ является более многозначительным. Он связан с диалогической формой познания, поскольку его истинное содержание раскрывается лишь в процессе коммуникации. В том случае, когда символ не задействован в культурном и социальном диалоге, он теряет свое аутентичное (первичное) значение и вырождается в пустую форму.

Архетип – прообраз, первоначальная структурная форма или образец. Архетип предусматривает сквозную символическую структуру, которая пронизывает всю плоскость культуры, и при изменениях конкретно-историчного наполнения сохраняет специфическую тематику. Например, представление о благе и прекрасном присуще каждой культуре на каждом этапе ее развития, но в каждом конкретном случае эти представления имеют свою специфику.

Цивилизация (лат. гражданский) – уровень общественного развития материальной и духовной культуры. Современная мировая культура. В культурно-исторической периодизации принятой в науке 18-19 вв. – третья ступень общественного развития, которая следует за варварством (первая ступень – дикость). Такая периодизация введена в научный обиход Л. Морганом и Ф. Энгельсом. Философы О.Шпенглер и Н.Данилевский толковали цивилизацию как завершающую стадию развития культуры, период культурного упадка. Иногда в науке понятие цивилизации употребляется как синонимическое к понятию культуры и понимается как относительно самодовлеющее социально-историческое образование.

Ценности – убеждения о том, что есть добро, истина, красота, справедливость и т.п., которые разделяет большинство членов общества. Ценности наиболее тесно связаны не с реальным состоянием вещей, а с желательным и должным. Большинство ценностей релятивные (относительные) и трансформируются в ходе культурного и общественного развития. Наличие общих ценностей играет важную роль в поддержке культурного единства.

Нормы – предписания, образцы действий и поведения, мера суждения о вещах и мера оценки. В нормах формулируются критерии социального поведения и мышления. В пределах культурной практики часто нормы возникают из ценностей. Общность норм обеспечивает существование коммуникативных связей внутри культуры.

Обычаи – традиционные формы культового и социального поведения, которые закреплены коллективной привычкой. Обычаи поддерживают стабильность общества и культуры. Для современного общества с его постоянным ускорением развития является характерным снижение роли обычаев, которые просто не успевают закрепляться в социокультурной реальности, которая постоянно трансформируется. Это имеет серьезные негативные последствия (дестабилизация социальных процессов, духовная дезориентация и т.п.).

Законы – в узком понимании – нормативные акты, принятые вышестоящим органом государственной власти. В широком понимании это категории, которые позволяют фиксировать повторяемость, стабильность и регулярность разных аспектов природного и культурного бытия.

Развитие – закономерное изменение материи и сознания, а также их универсальное свойство. Развитие бывает интенсивным (сопровождается возникновением качественно новых форм), а также экстенсивным (предусматривает проявление и увеличение уже имеющегося, т.е. количество, а не качество).

Прогресс – постепенное движение, направленное на развитие людской культуры к лучшему и более совершенному состоянию. Возникновение представлений о прогрессе стало возможным лишь благодаря концепции линейного времени, характерное, в частности, для христианского мировоззрения. Для традиционных культур, наоборот, есть характерной циклическая модель времени. Именно прошлое в традиционных культурах представляло собой абсолютный авторитет и образец для наследования (например, концепция «золотого века» в древнегреческой культуре), будущее же воспринималось как постепенное ухудшение и деградация.

Регресс – движение назад, в бесконечное. Регресс часто предусматривает движение от следствия к причине, от обусловленного к условию. Относительно социального и культурного развития регресс означает движение противоположное прогрессу, то есть потерю социокультурных достижений, возвращение к более раннему и более примитивному состоянию, деградацию.

Картина мира - как высшая форма обобщения, систематизации и интеграции познавательного опыта человечества. В сообществах, которые существуют в похожих природно-климатических условиях или имеют общую историческую судьбу, формируются сравнительно тождественные культуры по образу жизни, технологией хозяйственной деятельности, системой ценностей. Этот культурный инвариант отображает характерные для определенного сообщества представления о мире, схемы его пониманию и объяснению, которые дают возможность выделять научные, ненаучные (религиозную, художественную) и универсальную картины мира.

Универсальная картина мира раскрывает все стороны многогранных отношений человека и мира, поскольку ее предметом является культура как целостная, динамическая и качественно определенная система. Универсальная картина мира является высшей формой интегральности культурного опыта человечества, синтезом обобщенных представлений о природе и обществе в их значении для человека, результатом духовной активности человечества и познавательной основой мировоззрения личности. Понятие универсальной картины мира определенной мерой является тождественным понятиям «культурная система» и «культурная конфигурация».

Ментальность рождается из природных данных и социально обусловленных компонентов и раскрывает картину мира, которая закрепляет единство культурной традиции определенного сообщества. Ментальность является одной из форм адаптивного поведения, формируется в глубинах подсознания, доводится до автоматизма и реализуется человеком почти механически и не рефлексивно. Те или другие типы ментальности могут быть присущи определенной культурной эпохе или социальной группе как специфический тип эмоциональной реакции на окружающий мир. Картина мира, запечатленная в ментальности как стойкое образование, которое меняется очень медленно.

Маргинализация – процесс развития «пограничних» культурных явлений, которые находятся на «краю» культурной системы. В науке распространенная мысль, которая была впервые провозглашенная Г.Вебером, о том, что толчком к разным культурным трансформациям служит именно процесс маргинализации.

Артефакт – предмет или явление, которое возникло в результате целенаправленной деятельности человека.

Культурные объекты – культурные феномены, артефакты в их субстанциональном и символическом выражении.

Мировая культура – это совокупность лучших достижений всех национальных культур разных народов.

Национальная культура – является продуктом труда одного народа. Она отражает мировоззрение, его национальное сознание, своеобразность мышления, понимание основных проблем общечеловеческого и собственного бытия как этнографически конкретной части человечества.

Суперкультура или доминирующая культура – это культура, которой руководствуется большинство членов определенного общества. Каждое отдельное общество создает на протяжении своего развития собственную национальную культуру, основными ее признаками является общий язык, доминирующая религия, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение, народная культура и т.п.

Контркультура – культура, которая находится в оппозиции к традиционной (доминирующей), то есть та субкультура, которая содержит социокультурные ценности и установки, которые противоречат фундаментальным принципам суперкультуры.

Субкультура – это целостная культура соответствующей социальной группы внутри «большой национальной культуры», которая состоит из стойких норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка, художественного творчества, которые значительно отличаются от доминирующих в обществе.

Актуальная культура – наиболее распространенная и популярнейшая в данное время. Актуальность культуры – это непосредственный и живой процесс, который объясняет наличие моды не только в одежде, но и относительно культуры (поведение, профессия).

Культурное наследование – процесс передачи культурных ценностей и информации во времени.

Культуртрегерство – распространение культуры, по которому стоят корыстные и захватнические интересы.

Культурная ассимиляция – слияние одной культуры с другой, которое сопровождается потерей собственной культурной или национальной специфики.

Локальные культуры – культуры, которые присущи данной местности или региону.

Региональные культуры – это культурные сообщества, которые образовываются в соответствующем географическом ареале и на протяжении продолжительное исторического времени сохраняют свою специфику.

Элитарная культура – создается и используется привилегированной частью общества – элитой (фр. лучшее, отборное, избранное) или на ее заказ профессиональными творцами. Определение элиты у разных авторов неоднозначное. Но наиболее распространенным является понимание элиты как особого слоя общества, одаренной специфическими духовными способностями. Элитарная культура опирается на высокие классические образцы и опережает уровень, доступный восприятию. Человека со средним образованием. Элитарная культура требует наличия специального образования, высоких моральных способностей, утонченности эстетичного вкуса. Она характеризуется оригинальностью, новизной, отходом от традиционного, тяготением к эксперименту, сложностью, неординарностью, эпатажем. Все эти черты, в определенный период, делают элитарную культуру понятной преимущественно избранным. Но проблема ее доступности – это проблема времени.

Народная культура – включает в себя два вида – популярную и фольклорную (колядные праздники, народный театр и т.п.) культуры.

Городская культура – культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура.

Сельская культура – сельский тип культуры, культура села, культура крестьян.

Глобальная культура – универсальная, всемирная культура, которая распространяется вне национальных и региональных границ. Понятие глобальной культуры в современном мире тесно связано с развитием информационных технологий, которые превращают мир в так называемую «глобальную сеть». Благодаря широким возможностям быстрой передачи информации (как это происходит, например, в сети Интернет), культурные расхождения и специфические культурные ценности постепенно стираются, уступая место универсальным ценностям и нормам. Вместе с тем, абсолютное доминирование глобальной культуры в будущем с точностью спрогнозировать невозможно, поскольку история знает целый ряд попыток формирования глобальной культуры (Римская империя, СССР и т.п.), ни одна из них не выдержала проверку временами.

Массоваякультура – понятие, которые отражает состояние культуры середины ХХ – начала ХХІ ст. и связанное с развитием средств массовой коммуникации, расширением сферы массового производства и потребления, стандартизацией нужд. Представление о массовой культуре стали развиваться в Европе приблизительно с середины XIX ст. Для массовой культуры является характерной массовая потребность в подобных материальных и духовных благах и соответствующее массовое потребление. Именно поэтому по отношению к современному обществу часто уживается термин «культура потребления». Массовая культура создается для народа, но не народом. Ее создают профессионалы, которые выступают не столько как художники, сколько как ремесленники. Их «произведения» часто называют «китчем», под которым понимают яркую, но лишенную вкуса массовую продукцию. Массовая культура развлекает, доставляет наслаждение и удовлетворение, вызывает острые чувства и интерес к экстравагантному. Она рассчитана на людей любого возраста, профессий, местожительства, образования, является понятной и доступной. Данный термин несет определенный негативный оттенок, ведь современный процесс потребления отличается высокой степенью механистичности, что приводит к дегуманизации, духовной дезориентации и девальвации многих культурных ценностей, то есть к внутреннему опустошению культуры.

Система категорий культуры является не только средством сохранения знания, но и средством анализа реальности. Численность категорий культурологии постоянно возрастает, что связано с активным развитием культурологии как науки. Формирование культурологических категорий происходит, как спонтанно (интуитивно), в ходе исследований, а также в процессе заимствований из философии, социологии, психологии, лингвистики и других областей знания, которые модернизируются согласно познавательным культурологическим задачам.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 4642 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...