Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сущность культуры и ее генезис



Этимология (гр. происхождение) слова культура от латинского cultura – возделывание земли, ее культивирование. Впервые это слово использовал римский оратор и философ Цицерон (І ст. до н.э.), говоря о формировании людской души. В римской античности этот термин указывал на воспитанность, образованность, а термин «cultor» означал - наставник, учитель, воспитатель.

В это время получили широкое распространение следующие определения культуры: как второй природы, создаваемой человеком; как способа трудовой и духовной деятельности человека; как ценностей и символических форм человеческого бытия. Сама культура настолько многогранна в своих проявлениях, что постоянно появляются новые трактования ее определения. Сегодня в пределах культурологии и сопредельных с ней дисциплин существует свыше 500 определений культуры. Немецкий юрист и философ С. Пуфендорф противопоставил культуру натуре (то есть, природе). В немецкой классической философии анализировался этический аспект культуры, который выражен в праве, религии и эстетичном начале. Н. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер и А. Тойнби в своих философских и культурологических концепциях делали акцент на многообразии культурных типов. Известный исследователь Э. Касирер определял культуру как совокупность символических форм. По словам Ю. Хабермаса, культура является запасом знаний, из которого участники интеракции черпают интерпретации, стараясь достичь взаимопонимания. Согласно определению, данному современным российским исследователем В. Степиным, культура – это система надбиологических программ людской жизнедеятельности, которые исторически развиваются и обеспечивают восстановление и изменение социальной жизни.

Сущность культуры раскрывается через ряд признаков, которые присущи ей как социальному явлению:

1) надбиологический образ адаптации (приспособление) человечества к естественной среде, которой меняется;

2) формы и способы коммуникации людей;

3) социальная память человечества;

4) нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей;

5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития;

6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, которые обеспечивают социальную стабильность.

Итак, культуру можно определить:

Культура – это сфера духовной, ценностной, коммуникативной, организации общества, которая определяет нормы поведения, мышление, чувства разных слоев населения и наций в целом.

В широком понимании культура – это все, что создано человеком, человеческим обществом, физическим и умственным трудом на благо человека.

В более узком значении культура – это идейное и моральное состояние общества, которое определяется материальными условиями его жизни (хоть и не всегда) и проявляется в его быте, искусстве, идеологии, образовании, сознании, жизненной активности, достижениях науки, литературы, в физическом и моральном воспитании.

Культура имеет социально-биологическую природу, поскольку, с одной стороны, ее формирование происходит в определенных природных условиях, а с другой стороны, культура содержит механизмы, которые обеспечивают стабильное существование социума и органическое включение человека в общество. В ходе своей культурной практики направленной на взаимодействие, как с природной, так и социальной средой происходит развитие самого человека, как его внешнего вида (человеческая природа), так и внутреннего - душевно-духовного мира (человеческая сущность). Поэтому можно говорить о том, что человек сам формирует себя в ходе своего культурно-исторического развития, о том, что человек выступает одновременно и как субъект и как объект культуры.

Культура - это и деятельность человека, включая ее мотивации и ее результат. Она является накоплением, сохранением, и трансляцией социально-значимого опыта, и духовно-творческий процесс преобразующей деятельности, и определенный уровень развития общества и человеческих способностей. Культура - это также система ценностей и норм, которая формирует и оптимизирует человеческую жизнь и деятельность, предавая им содержание, и обеспечивая целеустремленность исторического развития общества.

Человек и культура являются взаимозависимыми системами. Человек создает культуру и одновременно полностью в нее погружен. Можно указать на человеческую - антропологическую сущность культуры. Она делает человека человеком. Напрасны поиски человека как Homo Sapiens до культуры и само появление ее на арене истории следует рассматривать как феномен культуры, который глубочайшим образом связан с сущностью человека, будучи «человеческим в человеке», выступая главным определением человека как такового. Культурное определяет личностное, и наоборот. Культура функционирует неодинаково на социальном и на личностном уровне.

По смыслу и влиянию на человека выделяют культуру: 1) прогрессивную и реакционную; 2) официальную (доминирующую) и контркультуру; 3) актуальную; 4) элитарную и массовую.

В культуре выделяют три подсистемы (по видам человеческой деятельности): духовная, материальная и социальная. Взаимодействуя, они составляют единое целое культуры. При понимании культуры как сознательной человеческой жизнедеятельности, приоритетное значение имеет духовная культура. В сфере духовной жизни возникли мотивирующие индивидуальное и общественное сознание людей смыслы, ценности и идеи, практическое воплощение которых в человеческой практике составляет предметную реальность культуры. Даже утилитарные артефакты (каменный топор, плуг, молоток, ткацкий станок) появились благодаря человеческой мысли. Поэтому относительно определенной духовной культуры индивид и общество иногда используют термин «культурное сознание».

Материальная культура в значительной степени является порождением культуры духовной, по крайней мере, инициируется ею, а потому получает материальное воплощение. Она проявляется и в социальной сфере через экономические организации, технику и технологию, разные формы, виды и способы общественного производства. Вместе с тем, материальная культура имеет свою специфику и определенную автономию. Четких границ между духовной и социальной, духовной и материальной, материальной и социальной подсистемами культуры нет. При этом в каждой из главных подсистем культуры можно отметить наиболее важные элементы.

Духовная культура – это культурное содержание людского сознания в виде смыслов, ценностей и идеалов, идей, фантастических образов, творческих представлений, которые воплощаются в мифологии, религии, философии, морали, искусстве, науке, идеологии, праве, письменности, разных формах и видах творческой деятельности. Через свою смысловую специфику духовная культура имеет символический характер.

Материальная культура – это мир материальных вещей или артефактов культуры, ее предметное состояние. Она охватывает: предметы и орудия труда, материальные условия человеческого быта и экономической деятельности, технику и технологию, собственность, то есть все то, что направлено на оптимизацию физического существования человека и воспроизведения материальных условий его жизни.

Социальная культура – фокусирует сферу взаимоотношений между людьми, к историческим формам которых относятся: род, племя, семья, социальная группа; социальные сообщества: народности, народ, нации, а также государственные, формально-бюрократические и неформальные организации, общественные объединения. К разновидностям социальной культуры относятся: фольклорная или этническая, национальная, элитарная, профессиональная, массовая, молодежная субкультуры. Сюда можно отнести также и культуру общения, семейных отношений, правовую культуру, обряды, обычаи, традиции, которые являются структурными составляющими каждой культуры.

Все три подсистемы культуры замыкаются на культуре личности как носителе культурного сознания. Культура личности как рафинированного субъекту культурного сознания и самосознания выступает квинтэссенцией духовной, материальной и социальной культур, которые находят в ней свой адекватный смысл и свое наиболее полное воплощение. Можно также говорить о наличии специализированной культуры личности, принимая во внимание разные техники саморазвития (медитация, йога и т.п.). Проявлением культуры личности есть самовоспитание и самообразование, индивидуальное творческая деятельность.

Ведущие тенденции культуры называются культурными универсалиями. Например, важным элементом культуры, ее универсалиею является язык. Без нее культура бы не существовала, поскольку язык создает ее общее поле. Культурными универсалиями являются также символы, ценности и нормы.

Сегодня существует множество теорий структуры культуры, среди которых можно отметить следующие исследовательские позиции:

- российский философ М. Каган считает, что культура состоит из материальной, духовной и художественной составляющих;

- британский социолог Э. Гидденс в структуре культуры выделил ценности, нормы и материальные блага;

- американский этнограф Д. Мердок рассматривает культуру как набор наиболее общих структурных компонентов - универсалий, присущий всем культурам; он выделил порядка 70 универсальных культурных «матриц» - от трансляции культурного наследия с помощью процесса обучения - к религиозным верованиям, похоронным обрядам и обычаям дарить подарки;

- Л. Уайт рассматривает культуру как систему, которая самоорганизуется, с ее подсистемами в форме трех горизонтальных прослоек - технологической, социальной (соционормативной) и философской (символической); такая картина отвечает их роли в культурном процессе; технологический фактор является детерминантой всей культурной системы, определяя собой форму социальных систем, а технология вместе с обществом определяют содержание и направление философской мысли; социальная система является функцией технологической, а философская система неотъемлемая от уровня развития продуктивных сил и воссоздает логику развития социальной системы;

- К.Уислер разработал универсальную модель культуры, которая включает девять компонентов: язык, материальный культуру, искусство, знание, религию, общественную организацию, институт собственности, правительство, военный комплекс.

- По мнению Л. Боровской и В. Малько культура принадлежит к классу больших многофункциональных самоорганизующихся систем и состаит из больших системных комплексов: мировоззренческий (философия, религия, верования людей); социальный (род, племя, этносы, народности, нации, право, государства); технический (наука, техника, технология); эстетический (литература, живопись, скульптура, музыка, архитектура, театр, кино, телевидение, другое); этический (обряды, обычаи, моральные нормы, правила поведения).

Все структурные модели культуры показывают, что она может быть представлена сравнительно целостным, системным образованием, которые состоят из множества элементов. Элемент является структурной единицей культуры. Он имеет условные границы и качественную определенность, относительную независимость, содержание, общественное значение. Каждый элемент культуры влияет на другие элементы и на всю культуру в целом. Элементами культуры, например, являются: мифология, религия, философия, архитектура, скульптура и др. При этом каждый элемент состоит из субэлементов, что отражает те или другие его аспекты и свойства (например, субэлементами такого элемента как религия могут быть вера, культ, церковная организация и т.п.).

Культура выполняет важные функции, без которых само существование человека и общества невозможно. Термин «функция» (лат. «выполнение») – переводится как обязательства, круг деятельности.

Главной функцией культуры является гуманистическая. Цель культуры – всестороннее развитие человека. Никакие достижения техники, науки, искусства сами по себе не определяют уровня культуры общества, если в нем нет человечности, если оно не направлено на усовершенствование человека, на гуманизацию.

От этой главной функции ответвляются другие функциональные модификации культуры. На социальном уровне функциями культуры являются следующие:

Коммуникативная функция. Каждая культура выполняет функцию накопления, сохранение и ретрансляции знаний о мире и человеке. Рост знаний и их унификация содействуют развитию культуры, ее обогащению, установлению межкультурного диалога. Культурологические знания часто находят выражение в абстрактных символических формах, которые нарушают ритм и механизм культурной ретрансляции, но в то же время содействуют созданию глобального информационного пространства, ярким примером которого является всемирная сеть Интернет.

Интегративная функция культуры тесно переплетается с коммуникативной. Ее суть проявляется в способности объединять людей, независимо от их национальной конфессиональной принадлежности, мировоззренческих и идеологических ориентаций в определенные социальные сообщества, а народы – в мировую цивилизацию.

Аксиологическая (ценностная) функция. Культурное развитие носит последовательный характер. В ходе его образовываются и закрепляются моральные нормы и ориентиры, образцы традиционного социального поведения, а также шкала ценностей. Наличие данных элементов обеспечивает стабильность и единство культуры, которые являются особенно важными в периоды интенсивных социокультурных изменений, а также придают каждой культуре неповторимость и уникальность.

Адаптационная функция. В современном мире человек, в основном, приспосабливается к социальной и культурной реальности, а не к природе. Культура, в свою очередь, имеет ряд механизмов, которые упрощают и оптимизируют процесс приспособления человека к обществу и к культурной среде.

Функция социализации. Определенный тип культуры порождает определенный тип человека, и наоборот. Такое влияние культуры является возможным благодаря процессу социализации (то есть, воспитание и становление человека, усвоение им системы культурных норм, ценностей и определенной системы знаний). Личностное сознание всегда характеризуется двумя, противоположными векторами, тенденциями. С одной стороны - это стремление отделить себя от социума, от общей массы, реализоваться в полной мере, исходя со своих возможностей и нужд. Но с другой стороны имеет место стремления «слиться с толпой». И то, и другое невозможно без социализации, которая обеспечивается именно через культуру. Культура является предпосылкой и мерой реализации человеческой сущности.

Регулятивная функция. В рамках культуры существуют разные типы социальных объединений, которые поддерживают стабильность ее развития и выполнение коммуникативной, аксиологической, адаптационной и других функций. К таким объединениям относятся биосоциальные сообщества (род, племя, семья), социальные общности (союзы племен, семей) и социально-политические (государство, политические объединения, международные организации). Регулятивная функция культуры структурирует культурные элементы, которые являются особенно важными в условиях их постоянной дифференциации и роста. Регулятивная функция реализуется через моральные, религиозные и правовые ценности и нормы.

Мировоззренческая функция культуры оказывается в том, что она синтезирует в целостную и завершенную форму систему факторов духовного мира личности – познавательных, эмоционально-чувствительных, оценочных, волевых. Мировоззрение обеспечивает органическое единство элементов сознания через восприятие и понимание мира не в координатах физического пространства и времени, а в социокультурном измерении.

Познавательная функция культуры состоит в потому, что культура открывает перед человеком кладезь знаний и практического опыта многих поколений. Через культуру, которая объединяет естественное, техническое и общественное знания, человек познает окружающий мир и самого себя. Большое познавательное значение имеет искусство.

Семиотическая (гр. признак – наука о знаках) функция – культура представляет собой определенную знаковую систему. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - самое важное средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные знаки (физика, математика, химия, биология) также имеют собственные знаковые системы.

Компенсаторная функция – связанная с возобновлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой, а также с установлением гармонии между потребностями и возможностями их удовлетворения.

Выполняя всяческие функции, культура представляет собой целостное образование, которое имеет свою организационную структуру и внутреннюю логику развития.

Итак, культура имеет социальную сущность и выполняет многочисленные функции, как на социальном, так и на личностном уровне. Вместе с тем культура, представляет собой целостную систему, которая имеет сложную структуру своей организации и функционирования.

Никакое явление в мире не стоит на месте. Все постоянно меняется и развивается в беспрерывном процессе исторической эволюции. Она постоянно меняется, дополняется, усложняется и упрощается, то есть создается. В современной науке существует много толкований генезиса культуры (процесса зарождения культуры и ее развития).

Наиболее распространенными подходами (школами, направлениями) к пониманию культуры на сегодня являютсясоциологический, символический, натуралистический, общественно-исторический и прочие.

Основой социологическогоподхода к культуры (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер) является ее исследование прежде всего как общественного явления. Культура рассматривается как целостное образование, сложная система культурных и социальных систем. Культура выступает результатом деятельности социальных институтов. Именно социальные институты порождают такие элементы культуры, как миф, религия, социальная система, нормы и стандарты поведения, мораль и право и др. Однако, согласно принципу системного подхода, система не равняется сумме своих составляющих. Именно поэтому культура, как сложная система, не равняется сумме отдельных артефактов. О. Конт связывал развитие культуры с развитием человеческого духа, который имеет три стадии: теологическую, метафизическую и положительную. Для теологической стадии характерным является доминирующее влияние на культуру институтов военной и духовной власти, для метафизической – власть философов и юристов, а на положительной стадии культура возникает как единство теории и практики, рациональных и экспериментальных путей познания. Э.Дюркгейм в своих взглядах на культуру исходил из тесной взаимосвязи личности и общества, где социальное начало доминирует и поглощает личностное. Ученый подчеркивал личностную природу культуры, считая коллективными представлениями даже законы и формы мышления. Г. Спенсер основной акцент в своем учении сделал на идею закона сохранения силы и материи. Этот закон предусматривает накопление (интеграцию) субстанции при одновременном рассеянии (дисипации) движения. Развитие всех социальных и культурных процессов по О.Конту, идет от несвязанной однородности к конкретной связанной разнородности. Поскольку в мире властвуют разные по своим действиям силы, то общество и культура будут вечно следовать за ритмом развития и разрушения.

Антропологическая (функциональная) концепция (Б. Малиновский, К. Леви Строс, А. Кребер). Возникновение и развитие культуры связывают с потребностями человечества: первичными (продолжение рода, обеспечение жизнедеятельности), производными (изготовление орудий труда), интегративными (объединение людей). Антропологическое понимание культуры предполагает, что она охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Исходя из этой точки зрения, культура не является безусловным благом. Некоторые стороны культурной жизни вообще не подвергаются рациональному объяснению, имеют интуитивный, эмоциональный характер. В ней рядом с разумным существует и много неразумного. Поэтому нельзя сводить культуру полностью к сферы рационального. Как реальный способ жизни людей, который исторически развивается, культура объединяет все многообразие видов человеческой деятельности, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях.

В пределах символического подхода (Э. Касирер, Л. Витгенштейн, Л. Уайт, Ю.Лотман и др.) культура исследуется как феномен коммуникации. Человек упорядочивает окружающий его хаос благодаря созданию символических форм культуры – языки, искусства, религии, науки. В основе культуры лежит способность людей кодировать, сохранять, передавать и воспринимать информацию в виде знаков и символов. Созданные человеком знаки и символы отражают и развивают культурную практику и знание. Символы являются формами человеческого самопознания, они структурируют окружающую действительность, наделяют ее внутренним смыслом и целесообразностью. Исследования культуры в пределах символического подхода широко используют данные таких наук как психология, этнология и лингвистика. Так, Э. Касирер называл язык одной из символических форм (наряду с мифом, искусством и наукой), что составляют основу культуры, а Л. Витгенштейн определял культуру как совокупность языковых игр, которые реализуют ее коммуникативную природу. Одно из самых важных условий развития всех сторон культурной реальности есть непротиворечивая коммуникативная деятельность человека. Вместе с тем Л. Витгенштейн считал, что то общее, которое присуще бытию и мышлению, не может быть названным, на него можно лишь смотреть и указывать с помощью символов, поэтому символы играют важную роль в любой культурной традиции на всех этапах исторического развития человечества.

Одним из базовых в пределах натуралистического подхода к культуре является этологическое направление (К. Лоренц, Н. Тинберген и др). Этология – это наука, которая изучает поведение животных в естественных условиях. Культура, согласно этологическому подходу, является результатом биологического освоения человеком природы. Человек при этом понимается как слабое животное, которое вынуждено создавать свое специфическую среду (ценности, нормы поведения, социальные институты и др.) для того, чтобы выжить. Истоки человеческой культуры состоят в ритуализованном поведении животных. Разный характер ритуалов приводит к появлению социальной структуры. Культура обеспечивает стабильность природной жизни человека, уменьшает уровень агрессии в человеческом обществе и постоянно эволюционирует.

Психоаналитическая концепция (З. Фрейд, К.-Г.Юнг, Э. Фромм, А. Адлер и др.), строится вокруг решения конфликта между личностью и обществом. Большую роль в творчестве и развития культуры играет человеческое подсознание. Однако культура постоянно угнетает это начало через установление жестких ограничений и норм социального поведения. В основе культуры находится борьба двух глубинных инстинктов человеческой природы – Эроса (тяготение к жизни) и Танатоса (тяготение к смерти). Эти два противоположных инстинкта борются между собой, а также противоречат социальным запретам, которые обусловливает конфликтный характер самой культуры. Гармония при этом может быть достигнута путем широкого применения психотерапевтических методов. С другой стороны, З. Фрейд считал конфликтность культуры одним из условий ее развития. Табуированные в том или другом обществе желания начинают искать «обходные» пути для реализации. Эта реализация происходит двумя способами: у некоторых людей приводит к нарушениям психики, а в большинстве проявляется в снах, ошибочных действиях и словах, а также сублимируется в творчестве – науке, философских раздумьях, а также в религии и искусстве. Таким образом, самое многообразие конструктивных форм реализации подсознательного под действием существующих запретов является движущей силой развития культуры и раскрытия внутреннего потенциала человечества. Смысл конфликта человека с современной культурой З. Фрейд видел в нарастающем вытеснении культурой природных желаний человека, которые уменьшают его счастье, которое трактуется ученым как реализация чувственно-телесных удовлетворений. Данный процесс вытеснения развивает деструктивные чувства страха, вины и дискомфорта, поэтому для дальнейшего развития культуры необходимо искать пути его нейтрализации.

К.-Г.Юнг считал наиболее важным элементом культурного развития либидо (сексуальность), что является универсальным для всех культур и имеет три стадии: предсексуальная стадия, стадия сексуальности, которая просыпается и зрелый возраст. Для всех этих стадий характерно присутствие коллективного бессознательного, структурными частями которого являются универсальные архетипы. Именно архетипы включают в себя общность разных культур и выступают основой индивидуального духовного развития.

А. Адлер подчеркивал значение коллективного чувства, которое является главным источником мотивации культурного развития и какое основано на стремлении к преимуществу.

Основатель неофрейдизма Э. Фромм отошел от биологизма З. Фрейда во взглядах на культуру и человека. Ученый старался раскрыть внутреннюю связь человеческой психики с социальной структурой общества и решить конфликт между личностью и культурой. Э. Фромм выделил пять форм социализации человека (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь), а также пять образов адаптации человека к культуре (рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный и продуктивный). Будущее культуры, по Э. Фромму, состоит в культивировании любви к жизни и создании условий для реализации творческого потенциала человека.

Общественно-исторический подход или циклическая концепция культурных круговоротов (О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Данилевский и др.). Подход построен на представлении о том, что стадии жизни культуры подобны стадиям жизни живого организма: рождение, развитие, расцвет, старение и смерть. Цивилизация является проявлением глобального кризиса культуры, которая сопровождается тотальным нигилизмом, практицизмом, массовостью и бездуховностью. Каждая культура является самостоятельной по отношению к другим культурам. Важное место в общественно-историческом подходе занимает понятие культурно-исторического типа, а также классификация данных типов. Так, немецкий философ О. Шпенглер выделял 8 типов культур: египетский, индийский, вавилонский, китайский, античный, арабский, западный, мексиканский. Россия для О. Шпенглера – таинственный мир, в котором, возможно, зарождается еще одна великая культура.

Российский ученый Н. Данилевский выделял 10 культурно-исторических типов: египетский, китайский, семитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский, европейский и новый тип – славянский. Непосредственного наследования культурного опыта между этими типами не существует. Все культурные типы являются самобытными, однако не все одинаково себя реализуют в ходе истории.

Английский исследователь А. Тойнби рассматривал исторический процесс как изменение автономных культурных организмов (цивилизаций), каждая из которых формируется в особых естественных условиях и имеет свою специфику (западная, иранская, индуистская, китайская, православная, арабская, дальневосточная (в Корее и Японии). Не все цивилизации проходят через одинаковые жизненные циклы, основными из которых являются развитие, расцвет и упадок. Некоторые цивилизации гибнут под действием негативных факторов внешней и внутренней среды (естественные катаклизмы, социальные потрясения, влияние других цивилизаций и т.п.), так и не достигши вершины своего развития. Важное место в культурологических взглядах А. Тойнби занимает закон «вызова и ответа». Согласно этому закону, цивилизация продолжает постепенное движение до тех пор, пока она способная адекватно реагировать на вызовы, которые предъявляет историческое окружение. Ответы формируются благодаря интеллектуальному потенциалу «творческого меньшинства», которое представляет ядро любой цивилизации. Со временем через нарушение в механизме социокультурного наследования «творческое меньшинство» теряет способность к генерированию идей, и тогда цивилизация постепенно начинает распадаться.

Эволюционистская теория культуры ( Л. Морган, Э. Тейлор, Дж. Фрезер, Г. Спенсер). Сущность эволюционистской теории заключается в том, что выдвигается и обосновывается принцип единства человеческого рода и сходности потребностей разных народов в формировании культуры. Представители этой концепции считали, что развитие культуры народа происходит прямолинейно, от простого до сложного.

Эволюционисты выделяют три стадии: дикость, варварство, цивилизация, каждая из которых имеет собственную культуру, но контакты между народами предопределяют общность культурных ценностей и усвоения их человечеством. Руководящая идея этой концепции – это прямолинейность культурного развития и обязательное требование для каждого народа пройти все необходимые стадии.

Марксистская концепция (К. Маркс, Ф. Энгельс). Определяющим в культуре признает материально-преобразующую общественную деятельность людей. Исходным моментом в становлении культуры были названы разделение умственного труда и физического, что стало первым проявлением неравности. Марксизм выделил два типа культуры: материальный и духовный, на границе которых возникают такие социальные явления (научные исследования, архитектура, производственное обучение), которые одновременно являются материальными и духовными. История общества делится на три формации: рабство, крепостничество и период нанимаемой работы, а история культуры совпадает с «историей религий и государства».

Теологические концепции (Л. Карсавин, Ж. Маритен, П. Тиллих, П. Флоренский, Н. Бердяев). Сущность заключается в том, что культурное развитие человечества трактуется как процесс поиска божественной первоосновы. Католическая культурология основывается на принципе, что культура является следствием божественного прозрения, а этапы культурного развития – это приближения к познанию мудрости Творца. Православная культурология признает, что культура возникла из религиозного культа, и именно религия обеспечивает решение «основной задачи культуры» (одержать победу над забвением и временем, смертью, прошлым). Протестантская культурология рассматривает религию как субстанцию духовной деятельности людей, форму осмысления и правильного восприятия культурных ценностей. Поэтому определяется, что искать Бога необходимо не в потустороннем мире, а в «глубине человеческого бытия». Рассматривая религию как основу развития культуры, теологи выдвигают принцип соответствия всей творческой деятельности человека нормам религиозной этики и морали.

Игровая концепция (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет, Г. Гессе). Представители считают, что игра – это основа и источник культуры. Она старше чем культура, потому что существовала еще у животных. Все формы отношений современного общества (политика, война, суд, искусство) имели игровое происхождение. Игровая концепция утверждает инстинктивно-игровую основу построения истинной культуры, противопоставляя ее массовой (низкой), в пределах которой человек привыкает потреблять, а не создавать.





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1475 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...