Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Архитектура поздневизантийского периода



Последний период существования византийского государства и византийского искусства называется по имени пра­вящей династии «Палеологовским» (1261–1453). Это было время экономической и политической немощи Византии, утратившей большую часть своих территорий, богатств и междуна­родного авторитета. Вместо могу­щественной некогда империи Византия стала маленьким и бедным государ­ством, к тому же безнадежно тесни­мым турками. Однако, несмотря на такую ослабленность, на нестабильную атмосферу всей жизни, искусство Византии переживает расцвет. Все достижения его сосредоточи­лись в живописи, архитектура в этот поздний период практически не знает развития.

В эпоху латинского владычества в Константинополе почти ничего не строится. В Палеологовский период, во время сильнейшего обеднения государства, здесь тоже стро­ят чрезвычайно мало.

Новые церковные здания повторяют типологию средневизантийской архитектуры, обычно в небольшом масштабе. Один из немногих примеров – южная церковь монастыря Липса, построенная между 1282 и 1304 гг. вдовой императора Михаила VIII Феодорой как семейный монастырь и усыпальница. План повторяет средневизантийский тип компактной крестово-купольной церкви с обходом. Центральный квадрат перекрыт куполом, опирающимся на выступы стены в углах. Таким образом, получается зальное пространство, вокруг которого идет круговой обход. В XIV в. и северная, и южная церковь монастыря Липса были обнесены общим экзонартексом, с южной стороны добавлен парекклесион.

Вообще, именно добавление дополнительных помещений или перестройка старых зданий были основным видом строительной активности в Константинополе в Палеологовский период. Так, в 1315–1321 гг. великий логофет Феодор Метохит реставрирует главный храм монастыря Хора (Кахрие джами), пристраивает к нему нартекс с двумя куполами, экзонартекс и купольную часовню-усыпальницу (парекклесион). Немного ранее, ок. 1310 г., была возведена церковь-усыпальница при монастыре Богородицы Паммакаристос (Фетие джами), имеющая облик миниатюрного храма на четырех колонках, с крестовыми сводами в рукавах креста и двумя дополнительными куполами над двухэтажным нартексом. Снаружи здание украшено чрезвычайно нарядным кирпичным орнаментом и резными мраморными деталями. К началу XIV в. относится также пристройка экзонартекса с тремя тыквообразными куполами в Килисе джами (церкви Св. Федора?).

Более активное строительство велось в это время в Салониках. К началу Палеологовского периода относятся два больших храма, Св. Екатерины (рубеж XIII–XIV вв.) и Свв. Апостолов (1310–1314). Они принадлежат к старой типологии крестово-купольного храма на четырех колоннах, однако имеют обходную галерею, освещенную поставленными по ее углам дополнительными четырьмя куполами. Новый тип храма, вероятно, афонского происхождения, представляет собой церковь Св. Илии Пророка (1360–1385): это очень крупный триконх. Главный большой купол над центральной частью храма опирается на четыре колонны, придвинутые к углам. Еще два купола поставлены над нартексом, с запада к нему примыкает открытый экзонартекс с тройной аркой. Между главной и боковыми апсидами имеются дополнительные выпуклые апсидиоли с куполочками.

Сооружения самых разнообразных типов возводятся в Палеологовский период в Мистре, бывшей столицей Морейского деспотата: базилики (Митрополия, кон. XIII в.), крестово-купольные храмы на четырех опорах (церковь Богородицы Перивлепты, третья четверть XIV в.), октогоны на тромпах (церковь Свв. Федоров, 1290–1296 гг.), а также храмы, сочетающие черты базилики и крестово-купольного типа, в монастырях Вронтохион (нач. XIV в.) и Богоматери Пантанассы (1428).

В течение XIII–XIV вв. на бал­канских землях подлинная архитек­турная школа сложилась в Сербском королевстве. Здесь были распространены различные архитектурные типы. В XIII в. в центральной сербской области Рашке сформировался оригинальный тип храма, соединивший традиции византийского зодчества и архитектуры сербского Приморья, где были сильны западные влияния. Образцом для рашских церквей стала церковь Богородицы в Студенице, возведенная между 1186 и 1196 гг. по заказу Стефана Немани. Центральная часть храма перекрыта широким куполом, опирающимся на выступы стен в углах (компактный крестово-купольный тип); с востока к ней примыкает пониженный трехчастный алтарь, с севера и юга – боковые притворы-певницы, с запада – внутренний нартекс, а также пристроенный позже внешний нартекс с боковыми приделами. В более поздних храмах рашского типа (церковь Спаса в Жиче, ок. 1220 г.; церковь Вознесения в Милешево, до 1228 г.; церковь Св. Троицы в Сопочанах, ок. 1265 г. и др.) сохраняется та же вытянутая по продольной оси композиция, но увеличивается высота центральной части, увенчанной куполом.

В конце XIII – первой половине XIV в., с одной стороны, традиции Рашской школы продолжают развиваться и обогащаются новыми конструктивными и стилистическими чертами (храм монастыря Пантократора в Дечанах, 1327–1335 гг.); с другой стороны, укрепление связей с Византией и захват македонских территорий способствовали распространению византийских архитектурных типов, которые, впрочем, нередко подвергались существенной переработке. Так, церковь Успения Богородицы в Грачанице (ок. 1320 г.) по своему плану аналогична пятикупольным храмам Св. Екатерины и Свв. Апостолов в Салониках, однако ярко выраженный вертикализм композиции и четкое функциональное деление внутреннего пространства на различные зоны соответствуют сербским традициям.

Во второй половине XIV – первой половине XV в. Сербия, как и Византия, потерявшая большую часть своих территорий и сильно обедневшая, находящаяся под постоянной османской угрозой, переживает свой последний расцвет. В землях по реке Мораве складывается особая архитектурная традиция, наиболее характерными особенностями которой являются план в виде триконха (с одним или пятью куполами, с отдельно стоящими опорами или без них), а также богатый и разнообразный декор, в том числе, кирпичный орнамент и резьба по камню. Важнейшие постройки Моравской школы – церкви монастырей Раваница (ок. 1377 г.), Ресава (1406–1418) и Каленич (1418–1427).





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...