Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индивидуальность



Каждый человек может рассматриваться, прежде всего, как индивид (от лат. Individuum – неделимое), т.е. как:

1) единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического (филогенез: биологич. Историческое развитие мира живых существ в целом и в отдельных таксономических группах (видов, родов. семейств), графически изображающегося в виде родословного древа) и онтогенетического (онтогенез: биолог. Индивидуальное развитие организма, представляющее собой совокупность преобразовний от момента его зарождения до конца жизни) развития,единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.);

2) отдельный представитель человеческой общности; социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.

Наиболее общие характеристики индивида:

– целостность психофизической организации;

– устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

– активность.

Целостность указывает на системный характер связей между многообразными функциями, реализующими жизненные отношения индивида.

Устойчивость определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая вместе с тем существование моментов пластичности, гибкости, вариативности.

Активность индивида обеспечивает ему способность к самоизменению

Слово личность (personality) в английском языке происходит от латинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали на себя актеры в древнегреческой драме. Скоморохи в XVII веке надевали на себя маску, личину, «накладную харю», и историческое понятие личность восходит к этому корню.

Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, поверхностный социальный образ, который принимает индивидуальность, когда играет определенные жизненные роли, – некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Однако личность – это отнюдь не маска, а как раз то, что скрывается под маской, если уж человек ее надевает.

Человек исполняет множество ролей, подчиняется множеству «ролевых» предписаний. В поликлинике он «больной», в театре – «зритель», на службе – «начальник» или «подчиненный», в семье «отец», «муж», «сын» и т.д. Примеряясь к тому, что от него ожидают, отвечая на «ролевые ожидания», человек едва успевает сменять маски, переходя, к примеру, от сыновней почтительности к отцовской строгости. Но личность к роли не сводится. Подобно тому, как актер остается самим собой, играя злодея или благородного героя, личность – это носитель роли, но не совокупность этих ролей, хотя привычное исполнение какой-либо роли накладывает отпечаток на личность человека.

Соответствие социальным ожиданиям – это необходимая, но отнюдь не достаточная характеристика личности. «Роль» – характеристика поведения человека, его соответствие социально одобряемому образу.

Роль – это социальная функция личности, способ поведения, соответствующий принятым в данном обществе (группе) нормам и зависящий от статуса (позиции) в обществе, в системе межличностных отношений. Понятие роли в социальную психологию ввел Джордж Гербрт Мид (1863-1931, американский философ, социальный психолог, представитель прагматизма, основатель символического интеракционизма, предложивший толкование социальной психологии через анализ разговорного языка. Где формирование человеческого «Я» отражает стуктуру взаимодействия индивида в различных группах и состоит в усвоении значения символов и собственной роли).

Индивидуальное исполнение человеком ролей имеет определенную «личностную окраску», зависящую от его знаний, умений находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

Диапазон и количество ролей, которые исполняет каждый человек, определяется многообразием социальных групп, в которые человек включен, многообразием его видов деятельности и отношений.

Различают:

1) роли социальные, обусловленные местом индивида в системе

социальных отношений;

2) роли межличностные, определяемые местом индивида в системе

межличностных отношений (лидер, отверженный, клоун и т.д.).

Кроме того, классифицируя роли, их подразделяют на:

1) активные, т.е. исполняемые в данный момент;

2) латентные – не проявляющиеся в данной ситуации.

Также различают:

1) роли институализированные (официальные), связанные с офици-

альными требованиями организации, в которую субъект входит;

2) роли стихийные, связанные со стихийно возникающими отноше-

ниями и видами деятельности.

В процессе общения часто формируются ролевые треугольники, человек становится исполнителем роли либо преследователя, либо жертвы, либо спасителя.

В фазе взаимоотражения партнеры, нацеленные на взаимодействие, принимают актуальные роли друг друга – эта фаза общения называется также ролевым обменом. Если в общении избирается путь взаимосогласия, то это приводит к раскрыванию «ролевого веера» каждым партнером.

Понятие «личность» предполагает наличие внутренней позиции по отношению к той роли, которую человек выполняет, соответствуя социальным ожиданиям. Личность – понятие более богатое, чем функциональная роль.

Индивид – «это всегда один из многих», он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» противоположны, как по объему, так и по содержанию.

В понятии «индивид» не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, в этом понятии не фиксируются ни биологические, ни социальные качества человека, хотя они конечно подразумеваются.

Под личностью подразумевается, прежде всего, индивидуальность

человека, но не биологическая, а социальная.

Итак, личность – это:

1) человек как субъект социальных отношений и сознательной дея-

тельности;

2) системное качество индивида, определяемое включенностью в

социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и об-

щении.

Мы могли бы сказать, что личность – это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его

общих и специфических социальных данных, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. В конце концов, то, что делает человека личностью – это, конечно, его социальная самобытность.

В понятие личности обычно не включают природно-индивидуальные характеристики индивида. И это, видимо, правильно, потому что сущность человека, как мы уже говорили, социальная. Но при этом следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Согласно психологическим воззрениям индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств, процессов восприятия, интеллекта, потребностей и способностей индивида. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность появления индивидуальности.

Так как человек формируется в конкретном социальном пространстве и в конкретное время в процессе воспитания и практической деятельности, то личность – это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие разнообразных фактов.

Личность имеет сложную структуру. Возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые, хотя и взаимосвязаны между собой, но имеют и важные различия.

Так, в общей психологии под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые он выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, различными социальными группами, в которые включен индивид.

2. Система ценностей человека и её динамика в современном российскои обществе.

Ценности – это философское, психологическое и социальное понятие. Ценности - это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира (предметов и явлений культуры, морали нравственности) для человека, социальной группы или общества в целом. Ценности являются ориентиром жизни человека, они необходимы для поддержания социального порядка и воплощаются в поведении и нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Уиллард Олпорт (1897-1967, развил концепцию личности как динамичной организации мотивационных систем, привычек, установок, определяемой перспективой реализации будущих возможностей личности) разработал следующую классификацию ценностей:

1) теоретические;

2) социальные;

3) политические;

4) религиозные;

5) эстетеческие;

6) экономические.

Существует конфликт ценностей, который в то же время является источником их развития. В связи с этим ценности цености подразделяются на две категории:

- базовые, терминальные, то есть, стабильные ценности-цели (например, свобода);

- инструментальные, то есть, ценности-средства как свойства личности, способности, которые помогают или мешают достижению цели (например, твёрдая воля, выдержка, честность, работоспособность, аккуратность).

Можно также подразделить ценности на

- актуальные;

- наличные;

- возможные.

В связи с многообразием классификаций исследовать ценности достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценностей?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведённых российскими учёными за посление семь десятилетий показали, что в нашем обществе в 30-60 годы среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие. В 70-80 годы – практичность и настойчивость. В 90 – 2000-ые - возросла ценность человеческого существования и снизилась ориентация на широкую человеческую общественность. В последние 10-15 лет - отмечается рыночное превосходство меновой ценности над полезностью. Человек начинает воспринимать себя как товар, а собственную ценность (полезность) ощущает через меновую, так как его материальный успех (материальное благополучие) зависит во многом от признания его полезности (как личности) теми, кто платит за его услуги или нанимает на работу и платит заработную плату. Принцип оценки и на личностном рынке и на товарном один и тот же: ценностью является меновая ценность, для которой полезность есть хоть и необходимое, но недостаточное условие. Успех зависит в основном от того, насколько хорошо человек умеет продать себя на рынке, насколько хорошо он умеет подать себя, насколько привлекательна его «упаковка». Тип желательной личности зависит от достигнутого человеком уровня в той специальной области, где он работает.

Кроме того, чтобы добиться успеха, недостаточно обладать умением и знанием для выполнения поставленной задачи. Необходима способность вступать в состязание со многими другими. Данное обстоятельство формирует у человека определённую установку по отношению к самому себе. Он начинает воспринимать себя и как товар, и как его продавец одновременно. В определённой мере справедливо замечание о том, что человек заботится не столько о себе, о своей жизни, к счастью, сколько о том, чтобы стать востребованным товаром. Подобно обычному товару, человек должен быть «в моде» на личностном рынке, а чтобы «быть в моде», он должен знать, какой вид (тип) личности пользуется повышенным спросом. Подобные знания человек получает в процессе первичной социализации, затем вторичной, далее в определённые периоды своей жизни – в процессе подготовительной и повторной социализации, когда весьма существенно меняются условия внешней социальной среды (в данном случае – рыночной). Огромную роль в данном процессе играет и реклама. В то же время рынок порождает и своеобразное товарищество: каждый вовлечён в одну и ту же конкретную борьбу, встречается с одними и теми же требованиями рынка. Рыночные ценности акцентируют заботу каждого о себе, предполагают собственную инициативу и ответственность за сделанные выборы. В этих условиях каждый стремится полнее использовать свои силы, что предполагает, во-первых, постижение окружающей социальной реальности, во-вторых, изменение её посредством активной собственной деятельности. И в этом двояком процессе человек изменяется сам, реализует через деятельность свои силы и возможности.

Безусловно, рыночная ориентация личности имеет свои плюсы и минусы, представленные ниже (по Эриху Фромму) в табл. 1.

Рыночная ориентация, следовательно, основывается на отдалённости от других людей, на отдалённости, проявляющейся в дружеской форме. Она предполагает лёгкость контактов, поверхностность связей; отдалённость же от других существует лишь в более глубокой эмоциональной сфере. Чем полнее индивид реализует свои возможности, тем больше положительных сторон проявляется в его рыночной ориентации.

Таблица 1





Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 564 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...