Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ПЛАН
1. Предмет и задачи этнографии.
2, Связь этнографии с другими науками.
3. Методы исследования этнографии.
4, Развитие этнографической школы в России.
1. Предмет и задачи этнографии
Термин «этнография» происходит от греческих слов «eth-nos» — «народ» и «grapho» — «писать, описывать».
Древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями, привычками и т. п.
В научной литературе существует множество различных значений и интерпретаций понятия «этнография». Середи--на XIX в. стала временем интенсивного развития этнографии в ряде западных стран, что обуславливалось потребностями колониальных держав, поработивших сотни народов, имевших различные культуры и образ жизни. Для эффективного управления покоренными народами необходимо было знание их психологии, традиций, обычаев, ритуалов, верований и т. п. Эти и другие сведения могла дать этнография, поэтому она пользовалась поддержкой официальных властей.
Первоначально этнография (за рубежом этнология] развивалась как наука об отсталых народах всех континентов. В 1839 г. было основано Парижское общество этнологии, Франция стала одним из первых центров этнологических исследований. В 1842 г. возникло Американское этнологическое общество. В Германии в конце XVIII в. сформировалось научное направление, ставившее своей целью изучение неевропейских народов и культур; в качестве общего названия описаний народов, представленных немецкими путеше-
Этнография как наука и учебная дисциплина
ственниками и учеными, стал использоваться термин «этнология».
В англоязычных странах наука о народах развивалась как составная часть антропологии, а именно ее направление социальная антропология. В научный оборот это название в 1906 г. ввел один из основателей английской этнологии Джеймс Фрэзер. Понятие «социальная антропология» получило распространение и стало английским эквивалентом понятия «этнология».
В отличие от Англии, в США этнология развивалась под названием «культурная антропология». Здесь внимание сосредоточивалось на изучении различных этнических групп как носителей разнообразных культурных традиций. Начиная с 50-х гг. XX в. данное направление ориентируется на изучение только проблем культурных особенностей народов, т. е. любых этнокультурных процессов.
В России с середины XVIII в. стали уделять большое внимание этническим проблемам. Связано это было не только с расширением Российского государства и вхождением в его состав многих народов, но и с возросшим в обществе интересом к судьбе русского народа, его историческим корням, особенностям русской культуры. Вплоть до 1990 г. термин «этнология» в русской науке употреблялся в качестве синонима термина «этнография». Поэтому историю становления этнографии и этнологии в России до этого периода следует рассматривать, скорее всего, как одну.
В числе принципиальных теоретических проблем этнографической науки важнейшее место занимает наиболее общая проблема: определение предмета науки. Этнография есть изучение народов, их быта и культуры в историческом развитии — таково наиболее простое и сравнительно точное определение ее предмета.
Есть мнение, что этнография должна описывать лишь культурно отсталые народы. Согласиться с таким ограничением задач этнографической науки нельзя уже по тому, что резкой грани между «отсталыми» и «передовыми» народами нет. Народы с более развитой культурой (в Европе, Америке) и народы, сохранившие до наших дней самые отсталые фор-
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
мы быта (аборигены Австралии), представляют собой крайние точки непрерывной цепи, каждое звено которой лишь незначительно отличается от соседнего, четкой границы между ними нигде нет. Кроме того, уровень культуры всякого отдельного народа меняется, многие народы, еще недавно отсталые, за короткий срок выдвинулись в число передовых.
Нельзя считать обоснованным и мнение, что этнография должна изучать у народов развитых стран только крестьянскую, деревенскую культуру или архаические, пережиточные черты культуры. Этот предпочтительный интерес к крестьянству, к деревенскому быту сохранился в этнографической науке как за рубежом, так и у нас. Если он исторически и объясним, то теоретически такое ограничение предмета этнографических исследований неоправданно.
Задача этнографии — изучить лицо каждого данного народа (как народа, т.е. как этнической общности), весь его облик, включая как архаические, пережиточные стороны его быта, так и все наиболее развитые формы, наиболее сложные явления его общественной жизни и культуры. Это одинаково относится и к народам исторически отсталым, и к самым передовым. При этом этнограф изучает не только специфические особенности, отличающие данный народ от других, но и черты, общие с другими народами. Именно этот аспект этнографических исследований особенно важен для науки, так как помогает вскрыть общие закономерности исторического процесса, охватывающего все человечество. Как общие, так и специфические черты быта и культуры каждого народа должны изучаться в динамике, в историческом развитии, вплоть до сегодняшнего дня, а в историческое прошлое проникать надо настолько, насколько это возможно.
Этнографа интересуют в значительной мере те же явления и стороны жизни любого народа, какие изучаются другими науками: явления материальной и духовной культуры, формы общественного и семейного быта. В этих случаях сам предмет исследования этнографической науки может совпасть с предметом других наук: истории, экономики, демографии, правоведения, литературоведения, истории искус-
ства, религиоведения и др., а также естественных и технических наук'.
Угол зрения, под которым любая наука рассматривает свой предмет, определяется проблематикой науки. Проблематика же вытекает из существа данной науки. Это касается в полной мере и этнографии.
Этнография есть историческая наука, изучающая быт и культуру народов. Проблематика ее очень разнообразна. В числе наиболее общих проблем этнографии следует указать прежде всего следующие.
1) Этногенез, этническая история и этнические связи меж
ду народами, их отражение в быту и культуре современ
ных народов.
2) Этнический состав населения отдельных стран (и всего
мира).
3) Этническая традиция, ее отражение в явлениях быта и
культуры, ее положительное или отрицательное влияние
на развитие народов.
4) Закономерности возникновения одинаковых черт быта
и культуры у народов, стоящих на одинаковой ступени
исторического развития или живущих в сходных усло
виях среды.
5) Закономерности взаимного влияния культуры наро
дов.
6) Судьбы этнической традиции в наши дни в сложно диф
ференцированном обществе, ломка или видоизменение
ее в быту отдельных классов или иных социальных групп
населения, в деревне и городе.
7) Проблема оценки в изучении явлений быта и культуры
народов, критерий общечеловеческих и ограниченных
ценностей, критерий практической полезности в наше
время.
8) Изучение перспектив развития этнических общностей
в наши дни: этническая консолидация, ассимиляция,
пути национального развития отдельных народов.
1 Иге Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1991. С. 9.
Лекция
Этнография как наука и учебная дисциплина
Одна из важнейших сторон этнографического изучения жизни народов на всех уровнях развития культуры — его практическая направленность. Этнография должна рассматривать проблемы, которые востребованы современностью. Это в первую очередь:
•ф- материальная культура народов;
•ф- семейно-брачные отношения;
•Ф ритуалы, обычаи, нравы, верования различных народов;
•Ф системы воспитания, присущие разным народам;
•Ф расселение народов;
•Ф демографические процессы, происходящие в этносах;
•ф названия и самоназвания народов (этнонимика);
•ф субэтнические группы и образования;
•ф хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействие на этносы;
•ф социальная и политическая структура народов;
•ф языковое поведение и его влияние на этносы;
•ф этническое сознание и самосознание;
•Ф политические вопросы, связанные с этническими интересами, межэтническими (в том числе конфликтными) отношениями2.
Все перечисленные проблемы специфичны именно для этнографической науки, и каждая из них в отдельности может служить критерием этнографического подхода к изучению любого явления быта и культуры любого народа, начиная от самых отсталых и до самых передовых и высокоразвитых.
2. Связь этнографии с другими науками
Объект исследования этнографии — этнос, возникший на заре человеческой истории. По мнению ученых, этнография значительно полнее во временном и пространственном
2 Тавадов Г.Т. Этнология. Учебник для вузов. М.; Проект, 2002. С. 19.
отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством.
История народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях — т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.
Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография способна представить существенный материал для характеристики национально-культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельных народов или стран. Другие науки пользуются этнографическими материалами как дополнительными данными, помогающими раскрывать те или иные историко-археоло-гические, экономико-географические либо другие аспекты. Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех компонентов, в которых проявляется этническая специфика, Отсюда — особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использованию данных, полученных другими науками. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношений со смежными дисциплинами.
Несомненна политическая актуальность этнографических исследований в настоящее время в области изучения современных этнических процессов, преобразования культуры и быта. Знание объективной этнической истории, закономерностей культурной интеграции и ассимиляции, аспектов соответствия этнических территорий государственным границам способствует решению чрезвычайно острых по
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
свЬйм коллизиям и последствиям проблем межнациональных этнических взаимоотношений. Этнографии следует придавать в общей системе гуманитарных наук вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль Этнография, с точки зрения ее общенаучного и социального значения, должна рассматриваться как
1) мировоззренческая наука, способная решать самостоя
тельно важные методологические проблемы истории че
ловечества и отдельных (прежде всего бесписьменных)
народов;
2) вспомогательная дисциплина, дающая особый, этниче
ски специфический материал для других наук о челове
ке и обществе.
Будучи одной из исторических дисциплин, этнография имеет немало точек соприкосновения с общей историей в изучении первобытнообщинной эпохи и в вопросах этнической истории; велико познавательное значение историко-этнографических процессов, создание обобщающих характеристик народов мира в форме сводных трудов, историко-этнографических атласов, этнических карт.
Исследуя вопросы этногенеза, этнограф постоянно обращается к материалам археологии; археология же для своих реконструкций, в том числе для определения этнической принадлежности археологических памятников, также широко использует данные этнографии.
С историей культуры, искусствоведением, фольклористикой этнография соприкасается при изучении народного художественного творчества, с экономическими науками — при изучении хозяйственной деятельности3.
С социологией этнографию связывает изучение взаимодействия социально-классовых и этнокультурных явлений (этническая социология). Ученых обеих специальностей нередко интересуют одни и те же сферы общественной жизни (быт, семья и т. п.). Однако социолог и этнограф отнюдь не
3 Бромлей Ю.В., Марков ГЕ. Этнография. М„ 1982. С. 13.
дублируют друг друга: они под разными ракурсами рассматривают свои объекты. При изучении, например, семьи социолога главным образом интересуют воплощенные в ней социальные связи, тогда как этнографа — ее этнические особенности. Вместе с тем, в силу теснейшего переплетения социально-классовых и этнических отношений, их подчас практически невозможно изучать порознь. С социальной психологией этнография имеет общий раздел — этническую психологию.
С лингвистикой этнографию связывают изучение языкового родства народов, взаимных языковых влияний и заимствований, диалектологические и ономастические исследования, взаимодействие языковых и этнических процессов (этнолингвистика).
С географией этнография контактирует в изучении взаимодействия этноса и природной среды, типов расселения, а также по вопросам этнического картографирования. В исследовании численности народов мира, миграционных процессов она смыкается с демографией (этнодемография). С антропологией этнография наиболее тесно сопряжена в исследовании этногенеза (этническая антропология), а также истории первобытного общества. В той или иной мере этнография взаимодействует и со многими другими естественнонаучными дисциплинами (ботаникой, зоологией, океанологией и т.д.), данные которых способны дополнить этническую историю человечества.
В современном мире в обозримом будущем, даже в условиях грандиозных социальных и научно-технических изменений на Земле, сохранятся те особенности, которые отличают один этнос от другого, сами этносы, несмотря на прогрессивную тенденцию к интеграции, следовательно, сохранится, хотя и в измененном виде, потребность их изучения, т. е. необходимость этнографической науки. Любая сторона жизни народа может изучаться с точки зрения той или иной из названных выше проблем, и это будет этнографическое изучение важное для специалистов социокультурной сферы.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
3. Методы исследования этнографии
Для определения общенаучного и социального значения этнографии рассмотрим проблемы, которые она способна решать и решает, пользуясь только ей присущими методами исследования.
Методы исследования — это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Методов познания объекта и предмета конкретной науки существует много. В целом все методы можно разделить на общенаучные и специально-научные. Такая классификация применима и к этнографии. Из общенаучных методов здесь используются исторический, социологический, сравнительный, антропологический, культурологический и др. Рассмотрим специальные методы, используемые в этнографии.
Важное значение имеет сбор и накопление разнообразного материала для научного анализа. Это могут быть наблюдения и описания ученых-этнографов, записки путешественников, экспедиционные исследования, фольклорные материалы, литературные источники, изучение письменных источников и устных преданий, описание археологических и антропологических данных и т. п.
Особая категория этнографических источников — музейные собрания. В мире насчитывается не один десяток специальных этнографических музеев, где собраны более или менее полно предметы быта и культуры народов мира или отдельных групп народов. В них отражены самые разные стороны их жизни: хозяйство, одежда, жилище, украшения, утварь, предметы культа, образцы искусства. Богатейшими коллекциями располагают и музеи нашей страны — Музей антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге, краеведческие музеи и др. При МГУ создан музей (ныне Музей антропологии), включающий этнографические, археологические и антропологические коллекции.
Музейные собрания позволяют наглядно представить себе особенности культуры и быта различных народов, проводить сравнительно-типологическое изучение предметов.
устанавливая их сходство и различия. Музейные экспонаты несут в себе и скрытую информацию, так как развитие методик анализа, расширение объема самих материалов нередко позволяют сделать новые выводы и обобщения4.
Одним из основных методов изучения жизни народов являются так называемые полевые исследования. Этот метод сгал широко практиковаться с середины XIX в., когда возникла потребность иметь более полные и подробные знания о колониальных народах, их хозяйстве, общественном устройстве, обычаях, верованиях, психологии с целью решения задач по управлению населением зависимых стран.
Обычно метод полевого исследования предполагает длительное пребывание исследователя в месте проживания изучаемого этноса. Примером всестороннего и глубокого изучения этносов являются выдающиеся результаты американца Л. Моргана, долгое время жившего среди ирокезов, и русского исследователя Н. Миклухо-Маклая, который несколько лет провел среди папуасов Новой Гвинеи. Ценность данных стационарного метода полевых исследований обусловлена тем, что этнограф становится свидетелем и соучастником повседневной жизни этноса, этнической группы.
Следует отметить, что в последние десятилетия этот метод чаще стал применяться в виде срочного или сезонного выезда для полевых исследований. Такие срочные и сезонные экспедиции широко практиковались Институтом этнографии Академии наук в 60-80-е гг. XX в., а результаты исследований воплощались в издаваемых научных трудах. Подобный характер полевых исследований современен и экономически оправдан, но имеет свои недостатки. Достаточно сказать, что «срочный», «сезонный» выезд обычно проводится в наиболее удобный для исследования период работы на месте (например, более благоприятный в климатическом отношении), следовательно, исключается наблюдение жизни этноса в межсезонный период.
4 Бромлей Ю.В., Марков Г.Е. Этнография. М. 1982. С. 23.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
Определились способы обследования во время экспедиций (маршрутный, кустовой). Разработаны приемы изучения отдельных явлений и элементов культуры, правила их фиксации в полевых документах и пр.
Важный метод этнологии — изучение письменных источников, которые обеспечивают исследователя разнообразной и достоверной информацией об изучаемых народах. Письменными источниками обычно являются написанные многими народами их собственные истории или описания их культур, представляющие интерес не только для этнографов. Наряду с различного рода историческими материалами существуют и другие типы письменных источников: доклады и научные отчеты географов, отчеты посланников и дипломатов, сообщения капитанов морских судов, торговцев, путешественников и т. п. Такие источники содержат много полезной и ценной информации о жизни и культурах разных народов.
Немалую ценность представляет метод изучения археологических материалов, что имеет особое значение для восстановления этнической истории и истории культуры. Археологические материалы ценны тем, что позволяют более точно, чем другие источники, определить время отдельных исторических событий или возраст предметов культуры5.
В этнографии используется и метод сравнительного языкознания, суть которого в сравнении определенных слов из разных языков, позволяющих установить границы соотношения близких языков и степень их родства. Методом сравнительного языкознания можно проследить развитие культуры и этнокультурных отношений разных народов. Это достигается путем систематизированных сравнений слов из нескольких языков, что дает особенно интересные и важные для этнологии результаты. Так, исчезновение определенных слов или их замена синонимами из других языков — важный показатель взаимодействия культур. При этом нужно иметь
в виду, что метод сравнительного языкознания требует от этнографов хорошего знания соответствующих языков, в том числе основ этнолингвистики.
В XX в. в этнологии стали широко применяться статистические источники, среди которых наиболее важными и полными являются переписи населения, дающие этническую информацию разнообразного характера, причем в систематизированном и упорядоченном виде. Вместе с текущим учетом переписи образуют стройную систему социально-демографических и этноязыковых показателей, характеризующих различные стороны развития населения. Группа вопросов о национальности и родном языке отражает этноязыковой состав населения, ассимиляционные и этноэмиграционные процессы, динамику национально-смешанных браков и другие этнонациональные характеристики. Данные переписи имеют исключительную ценность, они не только позволяют установить общую этническую картину, но также помогают определить динамику этнических процессов путем сравнения материалов нескольких переписей.
В последние десятилетия во всем мире широкое распространение в этнологии получили методы социологических исследований. К ним относятся: опросы, анкетирование, интервью, наблюдение, тестирование, шкалирование, выборка и др. Эти методы используются для получения данных по определенным вопросам или в связи с теми или иными событиями или планами (межэтнические конфликты, изменение статуса языка, этнических границ, вопросы этнической самоидентификации, отношение к этнической миграции, межэтнические контакты и т. п.)6. Социологические данные дают оперативную картину по изучаемому вопросу этнографии и широко применяются в практических целях государственными и общественными институтами. Методами научной работы овладевают не только специалисты, получающие этнографическое образование, но и широкий круг работников краеведческих музеев.
Этнография.Учебник для вузов / Под ред. Г.Е. Маркова и В.В.Пименова. М., 1994. С. 28.
1 Бромлей Ю.8., Марков Г.Е. Этнография. М., 1982. С. 18.
Лекция 1
Этнография как наука и учебная дисциплина
4. Развитие этнографической школы в России
Этнография в России — общественная наука, изучающая происхождение этносов, их основные характеристики и свойства, социально-культурные изменения в жизни сообществ. Основным объектом исследования этнографии в России является культура народов, описываемая, классифицируемая и анализируемая преимущественно с точки зрения выявления ее этнической специфичности.
Одна из особенностей русской этнографии — то, что изучение собственно русского народа в отечественной науке началось значительно позже других народов России. Диктовалось это практическими административными интересами управления окраинами империи7.
Важнейшей предпосылкой возникновения этнографии в России стали результаты географических экспедиций XV-XIX вв. В числе первых российских ученых-этнографов следует назвать Г. Новицкого, В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, Г.Ф. Миллера, С.П. Крашенинникова, В.В. Радлова и др.
Большую роль в развитии этнографии сыграло учреждение в 1846 г. Русского географического общества. В 1849 г. в составе Географического общества было открыто Отделение этнографии. Государственные интересы требовали всестороннего исследования России, нужны были сведения о народах Сибири, Средней Азии и Кавказа. С этой целью в середине и второй половине XIX в. были организованы академические этнографические экспедиции в Сибирь, другие регионы, созданы подробные этнографические карты Европейской России.
На одном из первых заседаний Русского географического общества 6 марта 1846 г. председатель его, академик К.М. Бэр выступил с докладом «Об этнографических исследованиях вообще и в России в особенности». В этом докладе К.М. Бэр развил ряд интересных мыслей, свидетельствующих о серьезном понимании задач этнографической науки
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 2848 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!