Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Романтизм зародился именно в литературе – как классицизм в архитектуре и в театре. Но очень быстро стал захватывать все новые и новые области культуры, и не только культуры. Философы нового поколения переосмыслили идеи великого немецкого мыслителя Иммануила Канта, который еще в конце XVIII века подробно рассмотрел категорию возвышенного; изображение возвышенного, всего, что превосходит рамки обычной реальности, они объявили целью искусства. В том числе и негативного возвышенного, то есть всяческие образы зла, тема борьбы демонических сил против человека и мира – заняли огромное место в романтических произведениях.
Вскоре появились многочисленные живописцы-романтики, на картинах которых оживает таинственный, опасный, трагический и яркий мир. Человек изображается в крайних обстоятельствах, когда он борется со стихией, находится на волоске от смерти, или, наоборот, уединившись, размышляет в лучах закатного солнца. Смутные, тревожные краски, странное освещение, вечерний пейзаж – все это признаки романтической живописи, самыми яркими представителями которой стали немец Каспар Давид Фридрих, француз Теодор Жарико, испанец Франциско Гойя. На офортах Гойи (особенно в циклах «Капричос» и «Причуды») зритель видит ужасы уродства и смерти, резкое столковение темного и светлого начал истории.
Проник романтизм и в музыку – особенно немецкую и польскую. Великие композиторы Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоханнес Брамс выразили мятущуюся душу человека эпохи романтизма, его утонченную мечтательность, его конфликт с обществом и драму встречи с революционно меняющейся историей.
Претендовал романтизм и на то, чтобы изменить природу отношений человека с Богом; не строгое учение, а творческая интуиция, личное чувство ведут человека к Творцу; ему важна не церковная дисциплина, а свободное переживание веры. Что же касается политики, то тут романтики (и особенно философы) совершили самый настоящий переворот в представлениях европейцев об устройстве государства. До сих пор государственные границы никак не были связаны с национально-культурными. В пределах одной державы существовали десятки народов, у каждого из которых были свои традиции, привычки, даже веры, но все они подчинялись общим правилам. Потому что гражданство никак не было связано с этническим происхождением. Россиянином был тот, кто подчинялся российскому императору, служил российскому государству и соблюдал российские законы. Так же и с французами, и с испанцами… А романтики выдвинули идею национального государства, в котором граждане объединены общей национальной культурой. На территории огромных империй сложились бесконечные национально-освободительные движения, вспыхнула череда восстаний и революций… Разумеется, очень помогла Великая Французкая революция и особенно порожденный ею грандиозный диктатор Наполеон, чьи войны перекроила прежнюю карту Европы. Но не меньшее, если не большее значение имела полная смена прежней картины мира, представлений, идей.
С некоторым опозданием эти идеи – от двоемирия до роли национального начала в культуре – переместятся и на русскую почву. И вдохновят поэтов нового, последержавинского поколения. Обратите внимание: именно поэтов. Лирика гораздо более подвижна и восприимчива к новым идеям, чем эпос и драма. Она, как легковооруженная пехота, первой идет на прорыв, завоевывает незнакомые территории. И лишь потом подтягивается «тяжелая артиллерия»: роман, повесть, драматургические жанры.
Литературоведческие термины, с которыми вы познакомились в данной главе: гейдельбергские романтики; иенские романтики; «озерная школа»; ритм; романтизм; двоемирие; двойничество; романтическая ирония; фантазия.
Вопросы и задания к главе «Эпоха романтизма»
1. Как романтизм связан с предромантизмом, а чем от него отличается?
2. От какого слова произошел термин «романтизм»?
3. Кто были первые романтики? В чем Август и Фридрих Шлегели видели основу романтического искусства?
4. В чем главное различие между иенскими и гейдельбергскими романтиками?
5. Назовите основные признаки романтизма.
6. Как романтические идеи проникали в русскую культуру?
7. Дайте определение понятию «романтизм».
8. Что такое романтическая ирония?
9. Почему именно в культуре романтизма такую роль начало играть двойничество, двоемирие? Как вы понимаете, что такое двойничество?
10. Почему сказка (а наряду с ней баллада) стали «главными» жанрами романтической эпохи, как «главными» жанрами классицизма были трагедия и поэма?
11. Как романтизм проявил себя в искусстве? А как он повлиял на политические идеи? Как идея национального государства связана с романтизмом?
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 959 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!