Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
ЛЕРМОНТОВ
1814-1841
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве, в семье отставного капитана, небогатого помещика, потомка шотландского рода Юрия Петровича Лермонтова. Мать, Мария Михайловна, урождённая Арсеньева, умерла от чахотки, когда Мише исполнилось два года. Будущего поэта воспитывала бабушка — Елизавета Алексеевна, богатая и знатная помещица. Детские годы его прошли в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.
М.М. Лермонтова, мать поэта.
Неизвестный художник.
1810-е гг.
Ю.П. Лермонтов, отец поэта.
Неизвестный художник.
1810-е гг.
Михаил Лермонтов.
Неизвестный художник.
1820-1822 гг.
В роду Лермонтовых были замечательные офицеры, участвовавшие во многих сражениях во славу Русского государства. Но наиболее яркие впечатления об Отечественной войне 1812 года поэт получил из рассказов простых солдат в имении Тарханы — здесь, среди крепостных, были те, кто прошёл эту войну и вынес все её тяготы.
Стихотворение «Бородино» было опубликовано в
1837 году в журнале «Современник», основанном
A.C. Пушкиным.
Исследователь творчества М.Ю. Лермонтова И.Л. Андроников писал: «Впервые в русской поэзии рассказывает о великом событии и даёт ему историческую оценку солдат, рядовой участник сражения. В стихотворении нет ни одного имени — ни царя, ни полководцев, только один безымянный «полковник-хват». Бородинская битва описана «изнутри», изображена сама гуща боя. Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно: солдат в стихотворении — артиллерист, место сражения — курганная батарея Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек...
При Николае I солдатская служба продолжалась двадцать пять лет. В середине 30-х годов ещё не окончили срока многие ветераны Отечественной войны. И Лермонтов воспроизводит характерную для того времени воен-но-бытовую сцену — разговор поколений о причинах поражения Наполеона».
Однако смысл описаний не сводится к точности изображения картин и места боя, даже к точно созданному портрету его мужественного участника.
Современник Лермонтова, литературный критик
В.Г. Белинский отмечал, что ключевыми являются строки во втором куплете, с которых начинается ответ старого солдата на вопрос его молодого товарища:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Богатырями для поэта были они, солдаты и офицеры войны, победители, а не пришедшее им на смену поколение.
Для вас, любознательные
Участниками Отечественной войны 1812 года были русские писатели. Среди них — первая русская женщина-офицер, автор записок «Кавалерист-девица» Надежда Андреевна Дурова (1783—1866); Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880), написавший «Письма русского офицера», «Очерки Бородинского сражения» и другие сочинения, посвящённые войне с Наполеоном, Денис Васильевич Давыдов (1784^1839), командир партизанского отряда, действовавшего в тылах французской армии и написавший об этом в своих «Военных записках»;
генерал Алексей Петрович Ермолов (1772—1861), автор воспоминаний, получивших название «Записки А.П. Ермолова», и другие.
Прочитайте фрагменты из «Записок А.П. Ермолова» и из «Очерков Бородинского сражения» Ф.Н. Глинки. Сравните описание событий, данных участниками Бородинского сражения, с изображением Бородинского боя в стихотворении М.Ю. Лермонтова.
Из «Записок А.П. Ермолова»
Вдруг загорелся на левом нашем крыле пушечный и ружейный огонь. Двинулись страшные громады сил и, не-взирая на сопротивление наше, в ужасающем виде, медленными подойдя шагами, овладели укреплениями нашими впереди села Семёновского. Недолго, однако же, могли удерживаться в них изгнанные, с беспримерным уроном отступили. Раздражённый неудачею неприятель собрал рассеянных, присоединил к ним свежие войска и возобновил нападение. Полки, наступающие, разрушаемые губительным огнём наших батарей и пехоты, шли бестрепетно вперёд. Дивизии графа Воронцова и Неверовского встретили их штыками, и любимое оружие русского солдата одно могло продлить сопротивление. Из рук в руки переходили батареи...
Ф.Н. Глинка. Из «Очерков Бородинского сражения»
Солдаты наши желали, просили боя! Подходя к Смоленску, они кричали: «Мы видим бороды наших отцов! пора драться!» Узнав о счастливом соединении всех корпусов, они объяснялись по-своему: вытягивая руку и разгибая ладонь с разделёнными пальцами, «прежде мы были так (т.е. корпуса в армии, как пальцы на руке, были разделены)! теперь мы, — говорили они, сжимая пальцы и свёртывая ладонь в кулак, — вот так! так пора же (замахиваясь дюжим кулаком), так пора же дать французу раза: вот этак!» Это сравнение разных эпох нашей армии с распростёртою рукою и свёрнутым кулаком было очень по-русски, по крайней мере очень по-солдатски и весьма у места.
ОРОДИНО
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки — Французы тут как тут.
Художник H.H. Побединская. 1952 г.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны3 с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Фрагмент панорамы «Бородинская битва». Художник Ф.А. Рубо. 1912г.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
1837
Вопросы и задания
1. Что рассказывает старый солдат про день Бородина? Какими настроениями сопровождается его рассказ (уныния, горечи, радости, гордости)? Передались ли эти настроения вам?
2. Какими вы представляете себе старого и молодого солдата? Составьте устно их портреты.
3. Какой момент Бородинского сражения изображён на фрагменте панорамы А.Ф. Рубо? Какие строчки стихотворения ему созвучны? Какие изобразительные детали позволяют почувствовать накал сражения?
Тема — круг событий и проблем, составляющих основу произведения; то, о чём писатель говорит в своём творении.
Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 1765 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!